Программа элективного курса по обществознанию «Практическое обществознание» (9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Практическое обществознание
для учащихся 14-15 лет
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Автор-составитель:
Ульянов И.А., педагог
дополнительного образования
1. Пояснительная записка.
Программ «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» предназначен для учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.
Цель курса: повторение и систематизация учебного материал по предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи экзамена в новой форме, отработка умений по данному предмету практического характера.
Задачи курса:
способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к государственной итоговой аттестации в новой форме;
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими дальнейшего профиля обучения;
отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности и структуры;
отрабатывать умения и навыки работы с текстом.
Программа рассчитана на 68 учебных часа и включает основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации ( в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 7 тем).
Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной деятельности отводится учителю. Большое внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач. Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации» и материалов специальных сайтов сети Интернет. Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам курса - выполнение учениками зачётной работы в режиме пробного экзамена.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества как формы совместной деятельности людей
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
2. Учебный план.
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
1. |
Тема 1. Человек и общество |
6 |
2. |
Тема 2. Сферы духовной культуры |
7 |
3. |
Тема 3. Экономика |
10 |
4. |
Тема 4. Социальная сфера |
7 |
5. |
Тема 5. Сфера политики и социального управления |
9 |
6. |
Тема 6. Конституция Российской Федерации |
11 |
7. |
Тема 7. Право |
15 |
8. |
Решение тестовых заданий |
1 |
9. |
Итоговое тестирование |
2 |
Итого |
68 |
3. Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела |
Наименование тем |
Количество часов |
Форма занятий |
Виды деятельности |
|||||||||||
всего |
теория |
практика |
с/р |
|||||||||||||
1 |
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО |
Общество как форма жизнедеятельности людей |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
2 |
Биологическое и социальное в человеке |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
3 |
Деятельность и ее основные формы (труд, игра, учение) |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
4 |
Человек и его ближайшее окружение |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
5 |
Решение тестовых заданий по теме «Человек и общество» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
6 |
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
Сфера духовной культуры и ее особенности |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
7 |
Наука в жизни современного общества |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
8 |
Образование и его значимость в условиях информационного общества |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
9 |
Религия |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
10 |
Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
11 |
Решение тестовых заданий по теме «Сфера духовной культуры» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
12 |
ЭКОНОМИКА |
Экономика, ее роль в жизни общества |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
13 |
Разделение труда и специализация |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
14 |
Экономические системы и собственность |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
15 |
Фирма в экономике |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
16 |
Деньги |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
17 |
Заработная плата и стимулирование труда |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
18 |
Экономические цели и функции государства |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
19 |
Налоги |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
20 |
Решение тестовых заданий по теме «Экономика» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
21 |
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА |
Социальная структура общества |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
22 |
Положение человека в обществе |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
23 |
Семья как малая группа |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
24 |
Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
25 |
Социальный конфликт и пути его решения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
26 |
Решение тестовых заданий по теме «Социальная сфера» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
27 |
СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ |
Роль политики в жизни общества |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
28 |
Понятие и признаки государства |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
29 |
Форма государства |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
30 |
Политические режимы |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
31 |
Участие граждан в политической жизни |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
32 |
Политические партии |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
33 |
Гражданское общество и правовое государство |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
34 |
Решение тестовых заданий по теме «Сфера политики и социального управления» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
35 |
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Конституция РФ |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
36 |
Основы конституционного строя РФ |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
37 |
Права и свободы человека и гражданина |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
38 |
Федеративное устройство РФ |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
39 |
Президент РФ |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
40 |
Федеральное Собрание РФ |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
41 |
Правительство РФ |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
42 |
Судебная власть и прокуратура |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
43 |
Местное самоуправление |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
44 |
Решение тестовых заданий по теме «Конституция РФ» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
45 |
ПРАВО |
Право, его роль в жизни общества и государства |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
||||||||
46 |
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
47 |
Понятия и признаки правонарушений |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
48 |
Понятие и виды юридической ответственности |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
49 |
Гражданские правоотношения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
50 |
Семейные правоотношения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
51 |
Права и обязанности родителей и детей. Права ребенка и их защита |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
52 |
Право на труд. Трудовые правоотношения |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
53 |
Трудоустройство несовершеннолетних |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
54 |
Административные правоотношения, правонарушения и наказания |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
55 |
Основные понятия и институты уголовного права |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
56 |
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
57 |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
1 |
0,5 |
0,5 |
- |
Лекция с элементами беседы и практической работы |
Работа с текстом учебного пособия, решение тестовых заданий |
|||||||||
58 |
Решение тестовых заданий по теме «Право» |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
59 |
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ |
1 |
- |
1 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
60 |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
1 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
Решение тестовых заданий |
|||||||||
ВСЕГО: |
68 |
25,5 |
42,5 |
- |
- |
- |
4. Содержание программы
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Отличие человека от других живых существ. Человек – существо биосоциальное. Какие качества человека имеют социальную природу? В чем проявляется творческий характер деятельности человека? Взаимосвязь мышления и речи. Как проявляются способности человека? Как человек реализует себя?
Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. В чем выражается природное единство мира? Какова роль природы в жизни человека и общества? Какие возможности открыл перед человечеством разум? В чем проявляется неразумность отношения человека к природе? Связь биосферы и ноосферы.
Что мы называем обществом. Общество в широком и узком смысле слова. Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальные нормы и их роль в жизни и их роль в жизни общества. Ступени развития общества.
Эволюционное развитие человечества. Марксизм о роли социальных революций в жизни человечества. Закономерности общественных изменений. Реформы и реформаторы. Противоречия и перспективы в развитии человечества в XXI в. Глобальные проблемы человечества.
Признаки человека, индивида, индивидуальности, личности. Жизненные ценности и ориентиры. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Мировоззрение. Агенты социализации.
ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Духовная сфера жизни общества. Черты, отличающие духовную сферу от других сфер общества. Культура как достижение человека в преобразовании мира. Культура личности и общества. Духовные ценности. Развитие культуры в современной России.
Что такое мораль и зачем она людям. Нравственность. Главный признак морали. Золотое правило морали. Основные ценности и нормы морали. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Гуманизм – высшая моральная ценность. Добро и зло. Многоликое зло.
Что такое долг. Формальное и реальное понимание сущности долга. Научный подход к сущности долга. Общественный и моральный долг. Внешний и внутренний контроль за исполнением долга. Совесть и ее роль в жизни человека.:
Способность человека выбирать индивидуальное поведение. Свобода выбора. Взаимосвязь свободы и ответственности. Моральные знания и практическое поведение личности. Гарантии выполнения моральных норм. Критический анализ собственных мыслей и поступков. Проблема оценки и самооценки. Опасность безответственного поведения.
Что такое образование. Приоритетность образования в России. Возрастание значимости образования в условиях информационного общества. Взаимосвязь конкурентоспособности нашей страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ. Общее и профессиональное образование. Непрерывность образования.
Что такое наука? Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания. Нравственные принципы труда ученого. Роль науки в современном обществе.
Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести. Свобода вероисповедания. Реализация принципа свободы совести в современной России.
ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА
Влияние экономики на поведение людей. Потребности и ресурсы. Каким образом экономика зависит от объема и направленности наших потребностей? Откуда люди получают жизненные блага? Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми? Роль информационных ресурсов в наши дни. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Проблема экономического выбора. Что такое альтернативная стоимость? Как определить альтернативная стоимость выбора?
Нужно ли регулировать производство? Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей? Что такое экономическая эффективность? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. В чем различия способов координации экономического выбора в разных экономических системах? Каковы особенности функционирования основных экономических систем? Соотношение экономической роли государства и рынка в управлении экономикой.
Что называют имущественными отношениями? Что такое собственность? Собственность как экономическая и юридическая категория. Право собственности. Субъекты права собственности. Формы собственности. Сравнительный анализ рыночной и плановой экономики. Какие формы собственности существуют в России? Как закон защищает право собственности?
Что такое рынок? Условия его функционирования. Взаимосвязь бмена и рынка. Формы и воды рынков. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики? Экономическая сущность конкуренции. Диктатура цен. Спрос и предложение на рынке. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Главный принцип рынка. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен.
Главный источник экономических благ. Роль производства в экономике. Показатели характеристики производства. Организационная структура производства. Современные отрасли экономики. Какие виды деятельности современной экономики получили наибольшее развитие? Товары и услуги. При каких условиях продукт производства становится товаром? В чем особенности услуги как товара? Какие ресурсы необходимы для осуществления производства? Факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал, предпринимательские способности. Распределение труда и специализация. Почему распределение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?
Что такое предпринимательство, отличительные признаки. Роль предпринимательства в экономике, экономическое содержание и функции. Механизм получения прибыли в бизнесе. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономический статус предпринимателя: отличительные черты экономического поведения и функции. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы: индивидуальное частное (единоличное) предприятие, товарищество, акционерное общество. В чем преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства? Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Экономическая роль государства. Экономические проблемы, регулируемые только государством. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство? Нужна ли рынку «государственная рука»? Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов. Какие налоги платят граждане? Проблема платежей налогов в пользу государства. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.
Доходы граждан и прожиточный минимум. Каковы источники доходов населения? Проблема неравенства доходов. Почему нельзя устранить неравенство в доходах? Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Почему социальные программы государства носят адресный характер?
Факторы, влияющие на объём и структуру потребительских расходов. Какова связь между доходом и потреблением? Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан страны. Семейное потребление. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель? Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России.
Почему цены в рыночной экономике постоянно растут? Влияние инфляции на доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Зачем семья создает сбережения? Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Государство и сбережения граждан.
Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Кто относится к категориям занятых и безработных? Как определить уровень безработицы в стране? Безработица: «за» и «против». Конкурентоспособность в условиях рынка. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Что такое мировое хозяйство? Какие выгоды получают страны от участия в международном разделении труда? Внешняя торговля. Внешнеторговая политика и ее разновидности. В чем особенности политики протекционизма и свободной торговли? Обменные курсы валют. Условия, влияющие на обменный курс валюты.
Мировое хозяйство, внешняя торговля, внешнеторговый оборот, международное разделение труда, протекционизм, фритрейдерство, валютный курс.
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Социальная структура общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп признаки социальной группы, ее значение и влияние на поведение человека. Социальные конфликты и пути их разрешения. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты? Проблемы формирования социальной идентичности. Квазигруппы.
Социальная позиция человека в обществе. Социальный статус: приписанный и достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальные роли, выполняемые человеком, и требования, которые они налагают. Социальные роли подростков и молодежи. Различия между поколениями. Гендерные роли. Проблема взаимосвязи статуса и роли. Статусные символы и знаки отличия.
Соотношение понятий «нация» и «этнос». Отношения между нациями. Отношение к истории и национальным традициям. Каковы различные понятия национальной гордости? Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве? Межнациональные отношения в современном обществе. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России? Многонациональный народ РФ – проявление национальной идентичности россиян.
Какое поведение считают отклоняющимся. Позитивное и негативное отклоняющееся поведение. Какая связь между понятиями «социальные нормы» и Многообразие форм отклоняющегося поведения. Разновидности отклоняющегося поведения. Алкоголизм и наркомания. Основные причины распространения отклоняющегося поведения. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность.
ТЕМА 5. СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Что входит в сферу политики? Что такое политика? Какую роль политика играет в жизни общества? В чём сущность любой власти? Соотношение понятий «политика» и «власть». В чем главные особенности политической власти? Влияние средств массовой информации на политическую жизнь. Политическая жизнь современной России.
Различные точки зрения на происхождение государства. Признаки государства. В чём выражается суверенитет государства? Внутренние и внешние признаки государства. Формы правления: абсолютная и конституционная монархия, парламентская и президентская республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное и федеративное государство. Гражданство. Взаимосвязь прав и обязанностей гражданина.
Что означает понятие «политический режим»? Основные виды политических режимов. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Сходство и различие тоталитарного и авторитарного режимов. Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Демократия: «за» и «против». Развитие демократии в современном мире. Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
Сущность правового государства. Философы древности о правовом государстве. Великая гуманистическая идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Категорический императив И. Канта. Принципы (признаки) правового государства. Смысл суждения Цицерона: «Право выше власти». Органы власти РФ.
Что такое гражданское общество? В чём состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»? Основные признаки гражданского общества. В чём заключается роль, которую выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства? Существует ли взаимосвязь гражданского общества и правового государства? Общественные организации – основа гражданского общества. Какие общественные организации возникают в различных сферах гражданского общества? Почему гражданское общество в развитых странах сформировалось лишь в последние два столетия? В чём различие между государственным управлением и местным самоуправлением. Общественная палата.
Как гражданин может участвовать в управлении делами государства? Выборы и референдум – возможность влияния граждан на политику. Избирательное право РФ. Способы воздействия на власть в демократическом обществе через права и свободы. Значение свободы слова. Степень и оправданность ограничения политических свобод. Условия сознательного участия человека в политической жизни. «Политика – дело каждого». Сущность проявления политического экстремизма. Молодёжь и политический экстремизм.
Избирательное право и избирательные законы. Принципы демократического избирательного права. Порядок организации и проведения выборов в РФ.
Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Что такое политическая партия? Зачем создаются политические партии? Каковы их цели? Признаки политических партий. В чем состоят различия политических партий и движений? Политические партии РФ. Роль оппозиции в политическом движении.
ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция – закон высшей юридической силы. Этапы развития конституции. Базовые ценности Конституции РФ: нравственные ценности, ценности демократии, патриотизма, международного сотрудничества,
социального мира. Основные задачи Конституции РФ.
Конституционный строй современной России. Принципы конституционного строя. Россия провозглашена демократическим правовым государством. Россия провозглашена федеративным государством с республиканской формой правления. Россия провозглашена социальным и светским государством. Основы статуса человека и гражданина.
В чём особенность юридических норм, которые принято называть правами человека? Права человека – высшие ценности человеческой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. Всеобщая декларация прав человека – идеал современного права или юридический документ? Классификация прав, закрепленных в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Основы конституционного строя. Права и свободы гражданина и человека. Федеративное устройство. Президент РФ. Федеральное Собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр конституции.
ТЕМА 7. ПРАВО
Смысловые значения понятия «право». Основные назначения права в обществе. Естественное и позитивное право. Мера свободы, справедливости и ответственности. Возможна ли безграничная свобода. Категорический императив права И. Канта. Норма права и её отличительные особенности. Основные виды законов. Система законодательства. Отрасли права. Институты права. Существуют ли различия между правом и законом?
Что называется правоотношением? Чем правоотношение отличается от других социальных отношений, что между ними общего? Элементы правоотношений: субъекты, объекты, содержание. Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица. Что такое юридическая обязанность, ее отличие от моральной обязанности. Субъективное право. Что такое «мера», какое она имеет значение для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей? Кто может быть участником правоотношения? Дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц.
Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Какой смысл понятия «юридическая ответственность»? Виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская. Почему юридическая ответственность служит главным определителем, критерием правового поведения гражданина? Презумпция невиновности.
Какие органы называют правоохранительными? В чем смысл словосочетания «охрана права»? Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Кто может быть судьёй? Суд присяжных. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата.
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений: субъекты, объекты, содержание. Договоры и сделки. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей.
Роль труда в жизни человека и общества. Право на труд. Трудовой кодекс. Трудовые правоотношения. Заключение трудового договора. Права и обязанности работника и работодателя. Прекращение трудового договора. Значение дисциплины труда.
Трудовое законодательство для несовершеннолетних. Льготы для совмещающих работу с учёбой.
Понятие семьи в социальном и юридическом смысле. Брак фактический («гражданский»), фиктивный, церковный. «Гражданский» брак – «за» и «против». Характеристики юридического (законного) брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов: права и обязанности. Чем отличается законный режим от договорного режима имущества супругов? Как связаны между собой права и обязанности родителей и детей?
Ювенильное право. История становления. Конвенция о правах ребенка: права и свободы ребёнка. Отношение к ребёнку в семье.
Административное право и его нормы. Императивный характер нормы административного права. Какие общественные отношения называют административными правоотношениями? Понятие и черты административного правоотношения. Кто может быть субъектом административного правоотношения? Административное правонарушение, его признаки. Виды административных наказаний.
Главные задачи уголовного права. Особенности уголовного права. Уголовно-правовые отношения: объекты, субъекты, содержание. Преступление и его признаки. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства исключающие уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость.
Уголовная ответственность 14 лет. Уголовная ответственность с 16 лет. Наказание несовершеннолетних.
Какие права человека можно отнести к социальным правам? Что означает понятие «социальное государство»? Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья. Достижения и недостатки государственной социальной политики в России.
Предпосылки создания международного гуманитарного права. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом? Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Значение международного гуманитарного права. Что означает понятие «военные преступления»?
Законодательство в сфере образования. Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Право на образование. Гарантии государства в праве на получение образования. Проблемы платного образования.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Материально-техническое:
Доска меловая;
Мультимедиа проектор;
Компьютер;
Колонки.
2. Информационное-дидактическое - печатные пособия:
Котова О.А. Я сдам ОГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2017 г. – 286 с.
Котова О.А. Я сдам ОГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практикум и диагностика: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2017 г. – 286 с.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 8-й класс. М: Просвещение. 2014.
Боголюбов Л.Н, Матвеев А.И., Е.И. Жильцова и др. /под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание. 9-й класс. М: Просвещение. 2014.
Интернет ресурс: Федеральный институт педагогических измерений/ ОГЭ-9/Открытый банк заданий/Обществознание [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=AE63AB28A2D28E194A286FA5A8EB9A78