Рабочая программа по обществознанию, 9 класс

0
0
Материал опубликован 8 November 2017

Пояснительная записка. 9 класс.

Рабочая программа составлена на основе:

Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;

Примерной программы по учебным предметам. «Обществознание. 5 - 9 классы» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011;

Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.

Уровень усвоения программы: базовый.

Объём часов: 1 час в неделю, в год 34 часа.

Принцип обучения: линейно-концентрический.

Преподавание ведется по учебникам:

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И. Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.

Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2012.

Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:

- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 9 класса.

- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 9 класса.

- Электронное приложение для 9 класса (www.drofa.ru).

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Описание особенностей рабочей программы

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Возможные изменения

Пути внесения изменений

1.

Нет изменений в общем количестве часов.

Полное соответствие с примерной базовой программой.

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.

Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Используемая литература:

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И. Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.

Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2012.

Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение. 2005.

Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000.

Интернет ресурсы:

https://www.google.ru/

http://www.yandex.ru/

https://ru.wikipedia.org

http://otvet.mail.ru/

http://znanija.com/

http://avatan.ru/

Календарно-тематическое планирование

Дата

Последовательность тем в предмете

Последовательность уроков в теме

Минимальный объём содержания

ЭОР

1.

 

Вводный. (1 час)

Урок 1. Введение: человек в мире общественных отношений

Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. Обществознание, человек, общество, государство, политика, право.

 

2.

 

Политика. (12 часов)

Урок 1. Политика и власть

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политика, сфера политики.

 

3.

   

Урок 2. Власть и СМИ

Власть. Политическая жизнь и СМИ. Сущность любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть». Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

 

4.

   

Урок 3. Государство

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы. Монархия, республика. Унитарное и федеративное.

 

5.

   

Урок 4. Политические режимы: тоталитарный и авторитарный режим

Политический режим. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

 

6.

   

Урок 5. Политические режимы: демократический режим

Политический режим. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

 

7.

   

Урок 6. Правовое государство

Понятие и признаки государства. Формы государства. Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Разделение властей. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

 

8.

   

Урок 7. Принципы правового государства

Признаки правового государства. Верховенство права. Незыблемость права.

 

9.

   

Урок 8. Гражданское общество и государство

Что такое гражданское общество. Гражданское общество.

 

10.

   

Урок 9. Местное самоуправление

Местное самоуправление. Общественная палата. Муниципальная собственность. Жилищные правоотношения.

 

11.

   

Урок 10. Участие граждан в политической жизни

Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть. Всеобщее избирательное право, тайное голосование. Политический экстремизм. Опасность политического экстремизма.

 

12.

   

Урок 11. Политические партии и движения

Общественно-политические движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политика. Оппозиция, многопартийность.

 

13.

   

Урок 12. Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика»

Подведение итогов пройденного материала по теме «Политика». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

14.

 

Право. (20 часов)

Урок 1. Право, его роль в жизни общества и государства

Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. Естественное право, нормативный правовой акт, норма права, отрасль права, институты права.

 

15.

   

Урок 2. Правоотношения

Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоотношения, правоспособность, дееспособность.

 

16.

   

Урок 3. Субъекты права

Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоотношения, правоспособность, дееспособность.

 

17.

   

Урок 4. Правонарушения

Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. Противоправность, деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция невиновности.

 

18.

   

Урок 5. Юридическая ответственность

Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. Противоправность, деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция невиновности.

 

19.

   

Урок 6. Правоохранительные органы

Органы государственной власти РФ. Какие органы называют правоохранительными. Суд. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан. Прокуратура. Адвокатура. Прокуратура, МВД, ФСБ, народные заседатели, суд присяжных, равенство граждан перед законом.

 

20.

   

Урок 7. Конституция РФ

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира.

 

21.

   

Урок 8. Основы конституционного строя РФ

Конституционные обязанности гражданина. Конституционный строй. Федеративное устройство России. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и гражданина. Выборы, референдум, многопартийность, суверенитет, самоопределение.

 

22.

   

Урок 9. Права и свободы человека

Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребёнка и их защита. Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина. Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина.

 

23.

   

Урок 10. Права и свободы гражданина

Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребёнка и их защита. Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина. Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина.

 

24.

   

Урок 11. Гражданские правоотношения

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Сделка, договор, частичная дееспособность, недееспособность, потребитель, моральный вред. Основные виды гражданско-правовых договоров.

 

25.

   

Урок 12. Право на труд. Трудовые правоотношения

Право собственности. Права потребителей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда. Трудоустройство несовершеннолетних.

 

26.

   

Урок 13. Семейные правоотношения

Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей и детей. Семейный кодекс, брак.

 

27.

   

Урок 14. Административные правоотношения

Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание.

 

28.

   

Урок 15. Административные правонарушения

Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание.

 

29.

   

Урок 16. Уголовно-правовые правоотношения

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Уголовный кодекс РФ, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона.

 

30.

   

Урок 17. Социальные права

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Социальная и трудовая пенсии, пенсионный фонд.

 

31.

   

Урок 18. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. ООН, Красный крест, военные преступления.

 

32.

   

Урок 19. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Законодательство в сфере образования. Закон «Об образовании», ступени образования.

 

33.

   

Урок 20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»

Подведение итогов пройденного материала по теме «Право». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

 

34.

 

Итоговое обобщение. (1 час)

Урок 1. Политика и право в жизни человека и гражданина

Итоговое повторение материала по темам, изученным в 9 классе по курсу обществознание.

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.