Рабочая программа по обществознанию, 9 класс
Пояснительная записка. 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Примерной программы по учебным предметам. «Обществознание. 5 - 9 классы» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 1 час в неделю, в год 34 часа.
Принцип обучения: линейно-концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И. Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2012.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 9 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 9 класса.
- Электронное приложение для 9 класса (www.drofa.ru).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении терминам, касающимся курса обществознания. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Используемая литература:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И. Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2012.
Введение в обществознание: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение. 2005.
Никитин А.Ф. Основы обществознания. 8-9 кл.: Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объём содержания |
ЭОР |
1. |
Вводный. (1 час) |
Урок 1. Введение: человек в мире общественных отношений |
Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. Обществознание, человек, общество, государство, политика, право. |
||
2. |
Политика. (12 часов) |
Урок 1. Политика и власть |
Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политика, сфера политики. |
||
3. |
Урок 2. Власть и СМИ |
Власть. Политическая жизнь и СМИ. Сущность любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть». Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. |
|||
4. |
Урок 3. Государство |
Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы. Монархия, республика. Унитарное и федеративное. |
|||
5. |
Урок 4. Политические режимы: тоталитарный и авторитарный режим |
Политический режим. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия. |
|||
6. |
Урок 5. Политические режимы: демократический режим |
Политический режим. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия. |
|||
7. |
Урок 6. Правовое государство |
Понятие и признаки государства. Формы государства. Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Разделение властей. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. |
|||
8. |
Урок 7. Принципы правового государства |
Признаки правового государства. Верховенство права. Незыблемость права. |
|||
9. |
Урок 8. Гражданское общество и государство |
Что такое гражданское общество. Гражданское общество. |
|||
10. |
Урок 9. Местное самоуправление |
Местное самоуправление. Общественная палата. Муниципальная собственность. Жилищные правоотношения. |
|||
11. |
Урок 10. Участие граждан в политической жизни |
Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть. Всеобщее избирательное право, тайное голосование. Политический экстремизм. Опасность политического экстремизма. |
|||
12. |
Урок 11. Политические партии и движения |
Общественно-политические движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политика. Оппозиция, многопартийность. |
|||
13. |
Урок 12. Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика» |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Политика». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
14. |
Право. (20 часов) |
Урок 1. Право, его роль в жизни общества и государства |
Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. Естественное право, нормативный правовой акт, норма права, отрасль права, институты права. |
||
15. |
Урок 2. Правоотношения |
Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоотношения, правоспособность, дееспособность. |
|||
16. |
Урок 3. Субъекты права |
Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоотношения, правоспособность, дееспособность. |
|||
17. |
Урок 4. Правонарушения |
Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. Противоправность, деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция невиновности. |
|||
18. |
Урок 5. Юридическая ответственность |
Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. Противоправность, деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция невиновности. |
|||
19. |
Урок 6. Правоохранительные органы |
Органы государственной власти РФ. Какие органы называют правоохранительными. Суд. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан. Прокуратура. Адвокатура. Прокуратура, МВД, ФСБ, народные заседатели, суд присяжных, равенство граждан перед законом. |
|||
20. |
Урок 7. Конституция РФ |
Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. |
|||
21. |
Урок 8. Основы конституционного строя РФ |
Конституционные обязанности гражданина. Конституционный строй. Федеративное устройство России. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и гражданина. Выборы, референдум, многопартийность, суверенитет, самоопределение. |
|||
22. |
Урок 9. Права и свободы человека |
Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребёнка и их защита. Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина. Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина. |
|||
23. |
Урок 10. Права и свободы гражданина |
Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребёнка и их защита. Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина. Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина. |
|||
24. |
Урок 11. Гражданские правоотношения |
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Сделка, договор, частичная дееспособность, недееспособность, потребитель, моральный вред. Основные виды гражданско-правовых договоров. |
|||
25. |
Урок 12. Право на труд. Трудовые правоотношения |
Право собственности. Права потребителей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда. Трудоустройство несовершеннолетних. |
|||
26. |
Урок 13. Семейные правоотношения |
Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Права и обязанности родителей и детей. Семейный кодекс, брак. |
|||
27. |
Урок 14. Административные правоотношения |
Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание. |
|||
28. |
Урок 15. Административные правонарушения |
Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание. |
|||
29. |
Урок 16. Уголовно-правовые правоотношения |
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Уголовный кодекс РФ, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона. |
|||
30. |
Урок 17. Социальные права |
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Социальная и трудовая пенсии, пенсионный фонд. |
|||
31. |
Урок 18. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. ООН, Красный крест, военные преступления. |
|||
32. |
Урок 19. Правовое регулирование отношений в сфере образования |
Законодательство в сфере образования. Закон «Об образовании», ступени образования. |
|||
33. |
Урок 20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Право». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
|||
34. |
Итоговое обобщение. (1 час) |
Урок 1. Политика и право в жизни человека и гражданина |
Итоговое повторение материала по темам, изученным в 9 классе по курсу обществознание. |