Рабочая программа «ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
РАССМОТРЕНО методической комиссией протокол № от « » 20 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» ________________________/ / Приказ № от « » июля 20 г. |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
квалифицированных рабочих, служащих
43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
(на базе основного общего образования)
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
__________/ /
« » 20 г.
Красноярск, 2025
Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 № 1569 по специальности среднего профессионального образования 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.
Организация-разработчик:
Разработчики: Буркаль Екатерина Валентиновна/преподаватель/
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Учебная дисциплина «ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» является обязательной частью цикла образовательной программы СПО, в соответствии с ФГОС по 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины «ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»
направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК1.,ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5,ОК.6, ОК.7,ОК.8, ОК .9, ВПД1.,ПК1.1., ПК1.2,ПК1.3., ПК 1.4.ВПД2. ПК2.1.ПК2.2. ПК 2.3.ПК 2.4. ПК 2.5.ПК 2.6. ПК2.7.ПК2.8. ВПД 3.ПК 3.1. ПК 3.2.ПК 3.3. ПК 3.4.ПК 3.5. ПК3.6.ВПД4. ПК4.1.ПК 4.2. ПК 4.3.ПК 4.4. ПК 4.5.ВПД 5. ПК 5.1.ПК 5.2. ПК 5.3.ПК 5.4. ПК5.5. | оценивать наличие сырья и материалов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий и прогнозировать потребность в них в соответствии с имеющимися условиями хранения; соблюдать при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий требования к качеству и безопасности их приготовления; оценивать качество приготовления и безопасность готовых блюд, напитков и кулинарных изделий; применять регламенты, стандарты и нормативно-техническую документацию, соблюдать санитарно-эпидемиологические требования; соблюдать стандарты чистоты на рабочем месте основного производства организации питания; соблюдать санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда и пожарной безопасности; | нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания; требования к качеству, срокам и условиям хранения, порционированию, оформлению и подаче блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента; способы сокращения потерь и сохранения питательной ценности пищевых продуктов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий, при их тепловой обработке; специфика производственной деятельности организации, технологические процессы и режимы производства блюд, напитков и кулинарных изделий; требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности в организациях питания; методы минимизации отходов при очистке, обработке измельчения сырья, используемого при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, кондитерской и шоколадной продукции с учётом соблюдения требования к качеству. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Общее количество часов |
Максимальная учебная нагрузка | 62 |
Консультации | 5 |
Всего учебных занятий | 57 |
в том числе в форме практической подготовки | 12 |
Основное содержание | |
теоретические занятия | 45 |
лабораторные занятия | 12 |
практические занятия | |
Самостоятельная работа | 3 |
в том числе: подготовить реферат, выполнение слайд презентации составить таблицу, составить кроссворд | 1 1 |
Промежуточная аттестация в форме | Дифференцированный зачет |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Морфология и физиология микробов | Содержание учебного материала | 57 | ОК 01-09 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.5 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
| Введение | 1 | |
Классификация микроорганизмов | 1 | ||
Морфология и физиология основных групп микроорганизмов | 1 | ||
Распространение микробов в природе | 1 | ||
Физиология микробов | 1 | ||
Значения микробиологии пищевых продуктов | 1 | ||
Микробиология мяса и мясопродуктов | 1 | ||
Микробиология рыбы и рыбных продуктов | 1 | ||
Микробиология стерилизованных баночных консервов | 1 | ||
Микробиология молока и молочных продуктов | 1 | ||
Микробиология пищевых жиров | 1 | ||
Микробиология яиц и яичных продуктов | 1 | ||
Микробиология овощей, плодов и продуктов их переработки | 1 | ||
Микробиология зернопродуктов | 1 | ||
Влияние внешней среды на микроорганизмы | 1 | ||
Патогенные микробы и микробиологические показатели безопасности пищевых продуктов | 1 | ||
Контрольная работа по теме: «Основы микробиологии» | 2 | ||
Личная гигиена работников пищевых производств | 2 | ||
Пищевые отравления и их профилактика | 2 | ||
Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов | 1 | ||
Санитарно эпидемиологические требования к оборудованию, инвентарю, инструментам | 1 | ||
Санитарно эпидемиологические требования к устройству предприятий питания | 2 | ||
Санитарно эпидемиологические требования к транспортированию и хранению пищевых продуктов | 2 | ||
Санитарно эпидемиологические требования к механической кулинарной обработке продуктов | 2 | ||
Санитарно эпидемиологические требования к тепловой обработке продуктов | 2 | ||
Санитарно эпидемиологический контроль качества готовой пищи | 2 | ||
Санитарно эпидемиологические требования к реализации готовой пищи | 2 | ||
Санитарно эпидемиологический надзор и санитарно эпидемиологическое законодательство | 2 | ||
Лабораторная работа. №1. Определение микробиологической безопасности пищевых продуктов. Работа с муляжами, консервами, образцами пищевых продуктов | 4 | ||
Лабораторная работа. №2. Решение ситуационных задач по определению наличия патогенной микрофлоры в пищевых продуктах | 4 | ||
Лабораторная работа. №3. Составление сравнительной характеристики продуктов питания по пищевой, физиологической, энергетической ценности | 4 | ||
Итоговый урок | 4 | ||
Консультации | 5 | | |
Всего | 62 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете "Микробиология, санитария и гигиена".
Оборудование учебного кабинета: столы ученические, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), стол преподавательский (компьютерный).
Технические средства обучения: компьютер с монитором с лицензионным программным обеспечением, наличие сети InternetInternet-сервер со скоростью 512 Кбит/сек и выше, проектор мультимедийный, проектирующее полотно.
Печатные издания:
Королев А.А. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена; Учебник для студ. учреждений СПО в 2-х частях. Ч.1. Академия 2020г.
Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена; Учебник для студ. учреждений СПО в 2-х частях. Ч..2.Академия 2020г.
В.В.Усов Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания «Академия», 2020-432с.
Электронные издания (электронные ресурсы):
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов: открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)информационные, практические и контрольные URL: http://fcior.edu.ru/
Информационный электроны ресурс: нормы правила, стандарты, техническая информацияURL: http://www.kodeksoft.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=213&Itemid=23
Санитарный контроль в пищевой промышленности URL: http://smikro.ru/?=999;
Информационный электронный ресурс URL: http://mazurchik.ru/10.php; Онлайн электронная энциклопедия Кругосвет URL:
URL:http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/boologoya/MIKROBIOLOGIYA.html
.http://refitref.ru/doc136780.html
http://artlib.osu.ru/web/books/content_all/1677.pdf
Дополнительные источники:
1. Матюхина З.П.Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены, санитарии«Академия», 2008-256с.
2. Голубев В.Н.Пищевые и биологически активные добавки «Академия», 2003-208с.
3. Козлова С.Н., Фединишина Е.Ю. Кулинарная характеристика блюд «Академия», 2006-192с.
4. Качурина Т.А. Метрология и стандартизация «Академия», 2014-128с.
5. Усов В.В.Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания «Академия», 2014-128с.
6. Козлова А.В.Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании«Академия», 2002-160с.
7. Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов «Академия»2000-272с.
8. Мармузова Л.В.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности «Академия»2013-136с.
9. Качурина Т.А. Метрология и стандартизация «Академия»2014-128с
10.Калинина В.М.Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности «Академия»2014-320с
11.Новикова А.М., Голубкина Т.С. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами «ПрофОбрИздат»2002-480с.
12.Сырье и материалы кондитерского производства Герасимова И.В. «АгроПромИздат»1991-208с.
3.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Требования к квалификации педагогических кадров
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее) (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, имеют дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и прочее), не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРезультаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания; | точность в использовании Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов". | анализ нормативно-правовых актов расширенный опрос |
правила применения ароматических, красящих веществ, сухих смесей и готовых отделочных полуфабрикатов промышленного производства; | демонстрация умений и знаний в подборе и применении ароматических, красящих веществ, сухих смесей и готовых отделочных полуфабрикатов | отчёт по самостоятельным работам, выполнение и защита лабораторной работы |
ассортимент, требования к качеству, условиям и срокам хранения традиционных, экзотических и редких видов сырья, изготовленных из них полуфабрикатов; | Демонстрация знаний ассортимента, требований к качеству и условия, срокам хранения традиционных, экзотических и редких видов приправ | оформление понятийного словаря составление сравнительной таблицы |
рецептуру, методы обработки экзотических и редких видов сырья, приготовления полуфабрикатов сложного ассортимента; | использование и применение методов обработки экзотических и редких видов сырья | беседа, решение ситуационных задач |
правила применения ароматических, красящих веществ, сухих смесей и готовых отделочных полуфабрикатов промышленного производства при приготовлении, отделке хлебобулочных, мучных кондитерских изделий; | демонстрация умений и знаний правил применения ароматических, красящих веществ, сухих смесей и готовых отделочных полуфабрикатов при приготовлении, отделке хлебобулочных, мучных кондитерских изделий | опрос по индивидуальным заданиям, решение ситуационных задач |
способы сокращения потерь и сохранения питательной ценности пищевых продуктов, используемых при производстве кондитерской и шоколадной продукции, при их тепловой обработке | соответствие выбранных методов сокращения потерь и сохранения питательной ценности пищевых продуктов | выполнение и защита лабораторной работы. экспертная оценка выполнения лабораторной работы |
способы сокращения потерь и сохранения питательной ценности пищевых продуктов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий, при их тепловой обработке | соответствие выбранных методов сокращения потерь и сохранения питательной ценности пищевых продуктов | выполнение и защита лабораторной работы. экспертная оценка выполнения лабораторной работы |
способы применения ароматических веществ и их дозировка с целью улучшения вкусовых качеств кулинарной продукции | соответствие выбранных ароматических веществ, их дозировки в соответствии со способами применения | выполнение и защита лабораторной работы. экспертная оценка выполнения лабораторной работы |
способы применения ароматических веществ с целью улучшения вкусовых качеств блюд, напитков и кулинарных изделий | соответствие выбранных ароматических веществ, их дозировки в соответствии со способами применения | выполнение и защита лабораторной работы. Экспертная оценка выполнения лабораторной работы |
перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | | |
соблюдать правила сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов, подготовки и применения пряностей и приправ; | демонстрация умений и знаний правил сочетаемости, взаимозаменяемости продуктов, подготовки и применения пряностей и приправ | анализ результатов лабораторной работы по изучаемой теме экспертная оценка выполнения лабораторной работы |
комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд, напитков и кулинарных изделий | демонстрация умений комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами. способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнение самостоятельных работ и работ по коррекции пробелов в изучении отдельных тем способность проявлять интерес к инновациям в области сочетаемости и комбинирования дополнительных ингредиентов для создания блюд, напитков и кондитерских изделий | анализ результатов лабораторной работы по изучаемой теме экспертная оценка выполнения лабораторной работы |
обеспечивать наличие, контролировать хранение и рациональное использование сырья, продуктов и материалов с учетом нормативов, требований к безопасности; | соответствие выбранных методов подбора, рационального использования сырья и продуктов с учетом нормативов и требований к безопасности. | анализ деятельности; беседа; отчет по самостоятельным работам |
использовать различные способы обработки, подготовки экзотических и редких видов сырья, приготовления полуфабрикатов сложного ассортимента; | способность к рефлексии собственной деятельности во время выполнение самостоятельных работ и работ по коррекции пробелов в изучении отдельных тем способность проявлять интерес к инновациям в области обработки, подготовки экзотических и редких видов сырья | анализ деятельности. решение проблемных ситуаций выполнение и защита лабораторной работы |