Рабочая программа по предмету «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117
ФСИН РОССИИ
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ
Директор
образовательного учреждения №117
____________________В.М. Дорош
«___»____________________202___
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
 
Учебного предмета: «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
 
по профессии 16675 ПОВАР
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самара 2022
 												  |  										
 
ОДОБРЕНА методической комиссией  			  			 Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.  |  		Программа учебного предмета разработана на основе профессионального стандарта по профессии 16675 ПОВАР  			  |  	
 			  			 Председатель методической комиссии _____________/___________  |  		 			  			 Заместитель директора  			 ___________/____________  |  	
 
 
 
Составитель (автор): мастер производственного обучения ___________ Володина М.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 			  |  		 			  |  	
|  			 ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНого предмета  |  		 			  |  	
|  			 СТРУКТУРА и содержание рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета  			  |  		 			  |  	
|  			 условия реализации рабочей программы учебного предмета  |  		 			  |  	
|  			 Контроль и оценка результатов Освоения рабочей ПРОГРАММЫ учебноГО предмета  |  		 			  |  	
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОго предмета
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
 
 
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной программы профессионального обучения подготовки рабочих в соответствии с профессиональным стандартом по профессии 16675 Повар.
Рабочая программа учебного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебного предмета в структуре основной программы профессионального обучения: учебный предмет входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета:
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:
- Сущность и основу морфологии и физиологии микроорганизмов;
- Влияние внешней среды на микроорганизмы;
- Физические. Химические. Биологические факторы;
- Микрофлору почвы, воздуха и воды;
- Пищевые инфекции и пищевые отравления;
- Основы гигиены труда, личная гигиена;
- Правила проведения дезинфекции, дезинфекции, дератизации;
 
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:
- Определять микробиологию хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
- Владеть особенностями технологии хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
- Определять микрофлору пшеничного теста. Определять микроорганизмы, сохраняющиеся в изделиях во время выпечки.
- Осуществлять контроль санитарного состояния предприятий пищевой промышленности;
- Соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;
- Производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;
- Готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств.
 			  |  	
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -12 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -12 часов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
 
 
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
 
Вид учебной работы  |  		Объем часов  |  	
Максимальная учебная нагрузка (всего)  |  		12  |  	
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  |  		12  |  	
Теоретическое обучение  |  		12  |  	
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета  |  		1  |  	
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
 
Наименование разделов и тем  |  		Содержание учебного материала обучающихся  |  		Объем часов  |  		Уровень освоения  |  	|
1  |  		2  |  		3  |  		4  |  	|
Тема 1 Введение. Морфология и физиология микроорганизмов.  |  		Содержание учебного материала  |  		2  |  		3  |  	|
1.1 1.2  |  		Бактерии. Дрожжи. Грибы. Вирусы. Химический состав микробной клетки. Обмен веществ.  |  		 			  |  	||
Тема 2 Влияние внешней среды на микроорганизмы.  |  		Содержание учебного материала  |  		2  |  		3  |  	|
2.1 2.2  |  		Физические. Химические. Биологические факторы. Микрофлора почвы, воздуха и воды.  |  		 			  |  	||
Тема 3 Микробиология хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.  |  		Содержание учебного материала  |  		2  |  		3  |  	|
3.1 3.2  |  		Особенности технологии хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Микрофлора пшеничного теста. Микроорганизмы, сохраняющиеся в изделиях во время выпечки.  |  		 			  |  	||
Тема 4 Пищевые инфекции и основы гигиены труда.  |  		Содержание учебного материала  |  		3  |  		3  |  	|
4.1 4.2 4.3  |  		Пищевые инфекции и пищевые отравления. Личная гигиена. Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация.  |  		 			  |  	||
Тема 5 Контроль санитарного состояния предприятий пищевой промышленности.  |  		Содержание учебного материала  |  		2  |  		3  |  	|
5.1 5.2  |  		Государственный и ведомственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил. Охрана окружающей среды.  |  		 			  |  	||
 			  |  		Дифференцированный зачет  |  		1  |  		3  |  	|
Всего:  |  		12  |  		 			  |  	||
 
3. условия реализации рабочей программы учебного предмета
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
 
 
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета.
 
3.1. Для реализации рабочей программы учебного предмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный:
учебным оборудованием (доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), раздаточного учебного материала и др.);
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором);
наглядными пособиями (плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
 
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд учреждения должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
 
3.2.1. Печатные издания
1. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии.– М.: Академия, 2018.
2. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023
 
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)  |  		Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  |  	
Умения:  |  		 			  |  	
- Определять микробиологию хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;  |  		 			 Устный опрос, тестирование  |  	
-Владеть особенностями технологии хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;  |  	|
-Определять микрофлору пшеничного теста. Определять микроорганизмы, сохраняющиеся в изделиях во время выпечки  |  	|
- Осуществлять контроль санитарного состояния предприятий пищевой промышленности  |  	|
- Соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;  |  	|
- Производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;  |  	|
- Готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;  |  	|
Знания:  |  	|
- Сущность и основа микробиологии и физиологии микроорганизмов;  |  	|
- Влияние внешней среды на микроорганизмы;  |  	|
- Физические. Химические. Биологические факторы;  |  	|
- Химический состав микробной клетки. Обмен веществ;  |  	|
- Микрофлора почвы, воздуха и воды;  |  	|
- Пищевые инфекции и пищевые отравления;  |  	|
- Основы гигиены труда, личная гигиена;  |  	|
- Правила проведения дезинфекции, дезинфекции, дератизации;  |  	
Для проведения дифференцированного зачета преподавателем создаются контрольно-оценочные средства (КОС).
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам дифференцированного зачета производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов)  |  		Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений  |  	|
балл (отметка)  |  		вербальный аналог  |  	|
0  |  		5  |  		отлично  |  	
70 ÷ 84  |  		4  |  		хорошо  |  	
51 ÷ 69  |  		3  |  		удовлетворительно  |  	
менее 50  |  		2  |  		не удовлетворительно  |  	
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
 
 			  |  	|
БЫЛО:  |  		СТАЛО:  |  	
Основание:  			  			  			  			 Протокол № ___ от «___» _______________20 г.  			  			 Председатель: ____________________ / __________________________________________ подпись И.О.Фамилия  |  	|
 
5