Рабочая программа «Слагаемые выбора профиля обучения» (9 класс)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»
____________________А. Н. Андрощик
Приказ №______________
от «____» _____________ 20___г.
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
совета школы
Протокол №______________
от «__»____________20__г.
Рабочая программа
Ориентационный курс
«Слагаемые выбора профиля обучения».
9 класс (ФК ГОС)
Сроки реализации: 1 год
Структура рабочей программы:
Титульный лист.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Слагаемые выбора профиля обучения».
Содержание учебного предмета «Слагаемые выбора профиля обучения».
Тематическое планирование.
Приложение№1.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Слагаемые выбора профиля обучения».
В результате изучения Слагаемые выбора профиля обученияучащийся должен знать/понимать:
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Содержание учебного предмета «Слагаемые выбора профиля обучения».
Ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» — это курс профильной ориентации для учащихся 9 классов общеобразовательных школ (34 ч в рамках предпрофильной подготовки). Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля обучения, так и о пути дальнейшего образования. Ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения» разработан С.Н. Чистяковой, д-р пед.наук, проф., чл.-корр.РАО Г. В. Резапкиной - психологом, автор психодиагностических методик и книг по вопросам профессионального самоопределения молодежи и оценки профессиональной компетенции "Я и моя профессия", "Секреты выбора профессии", "Скорая помощь в выборе профессии", "Отбор в профильные классы", "Искусственный отбор", "Путеводитель выпускника", "Психология и выбор профессии".
Ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» сопровождается программой, учебным и методическим пособиями. Учебное пособие содержит практико-ориентированные творческие задания, упражнения, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения, становлению ответственного, субъектного отношения к собственному содержанию образования. Перед учащимся на фоне широкого спектра проблем социального выбора актуализируются вопросы его самореализации через выбор направления продолжения образования. Учебное пособие содержит также словарь основных терминов, употребляемых как в специальной, так и в публицистической литературе, посвященной профессиональному становлению человека.
Методическое пособие для учителя включает поурочное планирование согласно программе курса, выделение смысловых акцентов по каждой теме курса, пояснение по использованию методического обеспечения. Хрестоматийный материал предусматривает использование дополнительных источников в ходе изучения курса (биографии интересных людей; информация о рынке труда и профессиях; пути продолжения образования; эвристические задания; диагностические процедуры и др.).
В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом плане.
Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.
Задачи:
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к
субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений
о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Предлагаемый ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» представляет собой, сочетание специально организованных эвристических процедур, практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов, помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.
Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на производимый выбор.
Также целесообразно сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать педагогически-провокационную ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения, при помощи заполнения простейшей таблицы — матрицы принятия решения. Работа с матрицей альтернативного выбора позволит формулировать, ранжировать и наглядно «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения.
Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения и эффективного использования информационных ресурсов.
Количество часов, отводимых на реализацию данного курса в соответствии с программой, — 34 часа.
Тематическое планирование
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
ФК ГОС, ООП ООО МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» 6-9 классы (ФК ГОС)
Тематическое планирование
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
ФК ГОС, ООП ООО МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» 6-9 классы (ФК ГОС)
Класс |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Из них (количество часов) |
|||
Лабораторные/ практические работы |
Экскурсии |
Контрольные работы |
Иные виды работ |
|||
9 |
Я и мои возможности |
9 |
|
|
|
|
Что я знаю о профессиях |
8 |
|
|
|
|
|
Способности и профессио-нальная пригодность |
8 |
|
|
|
|
|
Планирование профессио- нальной карьеры |
9 |
|
|
|
|
|
итого |
34 |
|
|
|
|
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе
«Слагаемые выбора профиля обучения» 9 класс
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического
объединения учителей
_________________________
Протокол №______________
от «__»____________20__г.
Руководитель МО ________/_________/ Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
«Слагаемые выбора профиля обучения» 9 класс
Учебный год: 2016-2017
Класс: 9
Учитель: Цыганок Е.В.
№ п/п
|
Тема урока |
Дата проведения |
|
|
По плану |
По факту |
|
|
|
||
1 |
Самооценка и уровень притязаний. |
08.09 |
|
2 |
Темперамент и профессия. |
15.09 |
|
3 |
Определение темперамента |
22.09 |
|
4 |
Чувства и эмоции. |
29.09 |
|
5 |
Что такое стресс? |
06.10 |
|
6 |
Определение типа мышления |
13.10 |
|
7 |
Внимание и память. |
20.10 |
|
8 |
Уровень внутренней свободы |
27.10 |
|
9 |
Обобщающий урок по теме "Что я знаю о своих возможностях". |
10.11 |
|
10 |
Классификации профессий. |
17.11 |
|
11 |
Формула профессии. |
24.11 |
|
12 |
Определение типа будущей профессии |
01.12 |
|
13 |
Интересы и склонности в выборе профессии |
08.12 |
|
14 |
Определение профессионального типа личности
|
15.12 |
|
15 |
Профессионально важные качества |
22.12 |
|
16 |
Профессия и здоровье. |
12.01 |
|
17
|
Обобщающий урок |
19.01 |
|
18 |
Способности общие и специальные. |
26.01 |
|
19 |
Способности к интеллектуальным видам деятельности
|
02.02 |
|
20 |
Способности к профессиям социального типа |
08.02 |
|
21 |
Способности к офисным видам деятельности |
09.02 |
|
22 |
Способность к предпринимательской деятельности |
16.02 |
|
23 |
Эстетические способности |
02.03 |
|
24 |
Уровни профессиональной пригодности |
09.03 |
|
25
|
Обобщающий урок |
16.03 |
|
26 |
Мотивы и потребности. |
06.04 |
|
27 |
Ошибки в выборе профессии |
13.04 |
|
28 |
Современный рынок труда |
20.04 |
|
29 |
Пути получения профессии. |
25.04 |
|
30 |
Навыки само презентации. |
27.04 |
|
31 |
Стратегия выбора профессии |
04.05 |
|
32 |
Подготовка к уроку конференции |
11.05 |
|
33 |
Подготовка к уроку конференции |
18.05 |
|
34 |
Заключительный урок-конференция "Моя будущая профессия". |
24.05 |
|