Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Профессионально-трудовое обучение». Профиль «Штукатурно-малярное дело, 8 класс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -
«Специальная (коррекционная) школа № 9»
Рассмотрено: на педагогическом совете школы протокол № от « »_________2018г. |
Согласованно: Заместитель директора по УВР. ____________________ |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ СКШ №9 ______ Поставная А.К. Приказ №___________ от « » 2018 г. |
Адаптированная образовательная рабочая
программа основного общего образования
«Профессионально-трудовое обучение»
Профиль «Штукатурно-малярное дело 8 класс»
Мысковский городской округ 2018 г
Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Профессионально-трудовое обучение», профиль «Штукатурно-малярное дело», 8 класс разработана Беркле Ириной Викторовной, учителем трудового обучения, высшей квалификационной категории.
Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования ««Штукатурно-малярное дело. 5-9 класс», разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронкой. М., ВЛАДОС, 2017.-Сб.2
Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) Общая характеристика учебного предмета, курса;
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) Содержание учебного предмета, курса;
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
1. Пояснительная записка
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью при изучении предмета «Штукатурно-малярное дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки обучающихся с умственной отсталостью к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития обучающихся умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у обучающихся с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися, воспитанниками также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти у обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности нервной системы обучающихся проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми, а также положительную социализацию в обществе.
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 14.09.2016 г. N1579 «О направлении методических рекомендаций по составлению учебного плана в образовательных организациях, реализующих основную адаптированную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ СКШ № 9 образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-9 класс;
Положение о рабочей программе школы;
Устав МКОУ СКШ № 9;
Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования ««Штукатурно-малярное дело. 5-9 класс», разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. М., ВЛАДОС, 2017.-Сб.2
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Общие сведения об обойных работах», «Подготовка поверхности под обои», «Оклеивание поверхности обоями», «Общие сведения о линолеуме», «Подготовка поверхностей под настилку линолеума», «Раскрой линолеума», «Наклеивание линолеума», «Высококачественная окраска», «Сведения о производстве штукатурных и отделочных работах внутри помещения в зимнее время», «Кладка стен и столбов из кирпича». Данный курс «Штукатурно-малярного дела» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Штукатурно-малярному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение штукатурно-малярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Цели обучения в предлагаемом курсе «Штукатурно-малярное дело» 8 класса сформулированы как линии развития личности обучающихся:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи курса «Штукатурно-малярное дело» в 8 классе состоят в том, чтобы:
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ;
- учить самостоятельно, выполнять трудовые задания;
- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся, сформировать знания о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойства материалов;
- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение штукатурно-малярному делу в специальной (коррекционной) школе имеет свою специфику. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по штукатурно-малярному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию обучающимся практических умений и навыков.
Рабочая программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по штукатурно-малярному делу, который доступен большинству обучающихся специальной (коррекционной) школы. Для отстающих обучающихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем (повторительно-обобщающие уроки ).
В основе методического аппарата курса используются элементы: информационно- компьютерных технологий с целью активации познавательной деятельности обучающихся, технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Основные формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Штукатурно-малярное дело» являются:
– работа с текстами, направленные на формирование способности мыслить, делать выводы;
– выполнение тестовых заданий;
– практические упражнения;
– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
– развёрнутые объяснения при ответе на вопрос учителя, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
– самостоятельное выполнение практических работ, которые способствуют воспитанию прочных знаний по предмету, умения работать с источниками (учебник, технологические карты, карточки-задания);
– работа с практическими заданиями по штукатурно-малярному делу (упражнения «Подбери нужный инструмент», «Допиши», задания на соотнесение даты и события).
Контроль за усвоением знаний.
Проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости обучающихся. Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.
Оценка знаний проводится по следующим видам работ:
- проверочная работа;
- тесты;
- контрольная работа;
- выполнение самостоятельно практического задания.
При устном опросе учитель выявляет степень понимания обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике.
При фронтальном опросе вопросы ставятся в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу.
Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает обучающегося к доске, привлекая к ответам внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания обучающихся.
Проверка знаний проводится путем организации самостоятельного выполнения практической работы, контрольных работ, тестовых заданий.
Самостоятельная работа может быть рассчитана на большую часть урока.
Контрольные работы проводятся в конце четверти, года. Содержание контрольных работ определяется учителем. Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через: отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
3. Место предмета в учебном плане
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ на изучение штукатурно-малярного дела отводится:
8 класс – 306 часа, при недельной нагрузке – 9 часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса
- формирование экологического мышления в разных формах деятельности;
- формирование умений при изучении данного предмета;
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
4. Личностные и предметные результаты
В результате освоения курса «Штукатурно-малярное дело» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, и личностных результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
осознанно выполнять обязанности обучающегося, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
осознанно относиться к выбору профессии;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Предметные результаты обучения
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного материала
Обучающиеся должны знать:
Назначение обойных работ
Виды обоев
Основные операции подготовки различных поверхностей для оклеивания обоями
Организация рабочего места при оклеивании поверхности обоями
Наклеивание обоев на поверхность
Виды линолеума
Применение линолеума в строительстве
Способы приклеивания линолеума на различные основания
Подготовку поверхностей под настилку линолеума
Применение высококачественной окраски
Основные операции высококачественной окраски
Правила выполнения малярных работ в зимнее время
Сведения о гигиене труда и производственной санитарии
Инструменты применяемые при кирпичной кладке
Виды кладки
Правила кладки столбов
Обучающиеся должны уметь:
Приготовить клейстер
Подготовить поверхность
Подготовить инструмент
Наклеивать обои на поверхность
Подобрать линолеум по цвету в соответствии с окраской стен
Приготовить мастику
Подготовить инструмент
Наклеить линолеум на учебный щит
Подготовить инструмент и приспособления для высококачественной окраски
Подготовить поверхность под окраску
Наносить окрасочный состав на поверхность
Приготовить раствор для кирпичной кладки
Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе
знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
знание основ современного промышленного строительства, транспорта, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов.
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды;
Достаточный уровень:
Осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности;
способность к самооценке; понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
Итоговая оценка знаний и умений обучающихся.
Контроль приобретенных обучающимися знаний и умений осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения .
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной оценкой.
Критерии оценивания ЗУН обучающихся по технологии.
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины
Отметка «5» ставится, если ученик:
Полностью усвоил учебный материал;
Умеет изложить его своими словами;
Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами (связь с практикой);
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Отметка «4» ставится, если ученик:
В основном усвоил учебный материал;
Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Подтверждает ответ конкретными примерами (связь с практикой);
Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «3» ставится, если ученик:
Не усвоил существенную часть учебного материала;
Допускает значительные ошибки в ответах, исправляемые только с помощью учителя ;
Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «2» ставится, если ученик:
Практически не усвоил учебный материал;
Его ответы свидетельствуют о значительном незнании и непонимании учебного материала;
Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
Тщательно спланирован труд, предложенный учителем и рационально организовано рабочее место;
Правильно выполнялись все приемы труда,
Работа осуществлялась самостоятельно и творчески;
Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно;
Неправильно выполнены отдельные приемы труда, которые после замечания учителя не повторяются практически;
Работа осуществлялась самостоятельно;
Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
Норма времени выполнена или превышает установленного на 10%-15%;
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова;
Неправильно выполнены отдельные приемы труда, которые после замечания учителя исправляются, но могут повториться снова;
Была показана низкая самостоятельность в работе;
Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
Норма времени выполнения превышает установленную на 20% и более;
Не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если учеником:
Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Неправильно выполнялись многие приемы труда, ошибки повторялись после замечания учителя;
Самостоятельность в работе не проявлена;
Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
Норма времени выполнения превышает установленную более чем на 25%;
Не соблюдались многие правила техники безопасности
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
Контроль приобретенных обучающимися знаний и умений осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения .
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной оценкой.
5. Содержание учебного предмета.
8 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие - 1час.
Задачи и особенности обучения в 8 классе. Значение строительных работ в народном хозяйстве. Региональный компонент. Технический прогресс в строительстве. Организация обучения и производственная практика в 8 классе. Техника безопасности при выполнении штукатурно-малярных работ.
Общие сведения об обойных работах - 11 час.
Технические сведения. Назначение обойных работ в малярном деле. Виды обоев. Полотнище и кромки обоев. Бордюры и фризы. Инструменты и приспособления для обойных работ. Клеящие составы для обойных работ: клейстер, клей КМЦ, «Момент» и др. Правила техники безопасности при изготовлении клеящих составов.
Приемы работы. Приготовить клейстер. Определить вид обоев на образцах. Различить бордюры и фризы на образцах.
Подготовка поверхности под обои - 10 час.
Объекты работы. Наклеивание макулатуры на учебные щиты.
Технические сведения. Основные операции подготовки различных поверхностей для оклеивания обоями. Макулатура для обойных работ. Организация рабочего места.
Приемы работы. Очистка поверхности лещадью, подготовка и расположение макулатуры, нанесение клеящего состава на поверхность маховой кистью, нанесение клеящего состава на макулатуру маховой кистью, наклеивание макулатуры на поверхность стендов внахлест или впритык, разглаживание наклеенной макулатуры ветошью или волосяной щеткой. Зачистка просохшей после приклеивания макулатуры пемзой.
Оклеивание поверхности обоями – 24 час.
Объекты работы. Учебные щиты, стены жилых помещений.
Технические сведения. Способы соединения обоев на поверхности — внахлест и впритык. Правила обрезки кромок обоев в зависимости от способа соединения их на поверхности и расположения полотнищ по отношению к свету. Инструменты для ручной и машинной обрезки обоев. Организация рабочего места при оклеивании поверхности обоями. Организация труда на обойных работах в производственных условиях. Механизация обрезки и раскроя обоев. Организация мастерских по раскрою и комплектации обоев.
Приемы работы. Определение высоты оклеиваемой поверхности путем измерения. Пробное расположение обоев на поверхности стен для определения правильности стыкования рисунка. Нарезание полотнищ конторскими ножницами по установленному размеру. Обрезка кромок ножницами. Складывание заготовленных полотнищ лицевой стороной вниз с выступом на ширину кромки. Нанесение клеящего состава на полотнище кистью. Наклеивание обоев на поверхность, разглаживание ветошью. Обрезка излишков обоев ножом или ножницами у потолка или пола.
Практическое повторение – 32 час.
Объекты работы. Штукатурка кирпичных или деревянных поверхностей. Окраска деревянных или оштукатуренных поверхностей масляными или эмалевыми красками. Ремонтные работы (по выбору).
Самостоятельная работа
и анализ ее качества – 3 час.
Объекты работы. Оклеивание обоями учебных щитов.
II четверть
Вводное занятие - 1час.
Общие сведения о линолеуме – 15 час.
Технические сведения. Виды линолеума: безосновный и на основе. Основные свойства линолеума: водоустойчивость, износоустойчивость, эластичность. Применение линолеума в строительстве. Хранение линолеума. Мастика и клей для приклеивания линолеума. Способы приклеивания линолеума на различные основания. Правила подбора линолеума. Правила безопасности при работе с линолеумом.
Упражнения. Подобрать линолеум по цвету, в соответствии с окраской стен. Приготовить масляно-клеевую мастику. Определить виды линолеума по образцам.
Подготовка поверхностей
под настилку линолеума – 8 час.
Объекты работы. Подготовка поверхности учебных щитов под настилку линолеума.
Технические сведения. Основные операции подготовки различных поверхностей под настилку линолеума. Нанесение олифы, Шпатлевание полумасляной шпатлевкой. Инструменты для подготовки поверхности под настилку линолеума. Организация рабочего места при настилке линолеума.
Приемы работы. Закрепление досок, простругивание деревянных поверхностей рубанком. Нанесение олифы и шпатлевание полумасляной шпатлевкой.
Раскрой линолеума – 8 час.
Технические сведения. Инструмент для раскроя линолеума. Расчет размера полотнищ. Правила раскроя линолеума. Организация рабочего места для раскроя линолеума. Расположение линолеума.
Упражнения. Разметка полотнищ линолеума. Резание линолеума ножом или резаком.
Наклеивание линолеума – 19 час.
Объекты работы. Настилка линолеума на учебные щиты, в различных жилых помещениях.
Технические сведения. Правила нанесения масляно-клеевой мастики. Способы приклеивания линолеума. Подбор рисунка. Инструменты для нанесения мастики. Прирезка кромок и инструменты для резки кромок. Организация труда при настилки линолеума в производственных условиях. Последовательность настилки линолеума на производстве.
Приемы работы. Подготовка основания для настилки линолеума. Подготовка линолеума к раскрою: выдержка линолеума в теплом помещении в раскатанном состоянии. Раскрой линолеума ножом с припуском на усадку. Расклеивание полотнищ перпендикулярно к наружным стенам и расположение полотнищ линолеума вдоль коридора. Вырезка в линолеуме по шаблону отверстий в местах расположения труб, колонн, трапов, люков.
Наклеивание линолеума: скатывание рулонов до середины и нанесение мастики на очищенное основание, тщательное разравнивание зубчатым шпателем. Наклеивание линолеума на небольшие расстояния. Тщательное разглаживание полотнищ от середины к краям. Прирезка кромок линолеума.
Практическое повторение – 10час.
Объекты работы. Штукатурные, малярные, обойные работы в различных теплых помещениях (по выбору).
Самостоятельная работа
и анализ ее качества – 2 час.
Объекты работы. Приготовление мастики и наклеивание линолеума на доску (примерный размер доски 30 х 40 см).
III четверть
Вводное занятие - 1час.
Высококачественная окраска – 24 час.
Объекты работы. Окраска деревянных и оштукатуренных поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами на учебных щитах.
Технические сведения. Применение высококачественной окраски, ее отличие от простой и улучшенной. Основные операции высококачественной окраски по дереву. Штукатурка при высококачественной окраски поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами. Инструменты и приспособления для высококачественной окраски. Организация рабочего места при окраске поверхностей.
Приемы работ. Очистка поверхностей наждачной бумагой, лещадью, шпателем (по выбору). Сглаживание торцом дерева. Вырезка сучков и засмолов с расшивкой щелей (только для деревянных поверхностей). Расшивка трещин (только для оштукатуренных поверхностей). Нанесение олифы на поверхность. Частичная подмазка с проолифкой подмазанных мест. Шлифование подмазанных мест наждачной бумагой. Первое сплошное шпатлевание шпателем и шлифование. Второе шпатлевание и шлифование. Первая окраска, флейцевание поверхностей флейцевой кистью и шлифование. Вторая окраска, флейцевание.
Сведения о производстве штукатурных и отделочных работах внутри помещения в зимнее время – 17 час.
Объекты работы. Школьные помещения или строящиеся объекты.
Технические сведения. Особенности выполнения штукатурных работ в зимнее время. Требования температурного режима в помещениях. Приготовление растворов в зимнее время. Производство штукатурных работ зимой простыми подогретыми растворами. Приготовление растворов с различными химическими добавками. Особенности выполнения внутренних малярных работ в зимнее время. Технические требования к поверхностям, малярным составам, температурному режиму в помещениях. Способы и приготовление малярных составов в зимнее время. Транспортировка и хранение их. Особенности окраски окон в зимних условиях. Правила техники безопасности при выполнении штукатурных и малярных работ в зимнее время.
Приемы работы. Самостоятельное планирование последовательности работы и самостоятельное выполнение операций штукатурки, сушка штукатурки (в неотапливаемых помещениях). Ориентировка учащихся в задании по сокращенной инструкции. Самостоятельное определение последовательности отделочных работ. Окраска окон, дверей и металлических конструкций.
Практическое повторение – 42 час.
Объекты работы. Маркировка инвентаря по трафаретам, ремонт сухой штукатурки, ремонтные работы на ранее оштукатуренных поверхностях (по выбору).
Самостоятельная работа
и анализ ее качества – 6 час.
Объекты работы. Подготовка поверхности к высококачественной окраске на учебных щитах.
IV четверть
Вводное занятие - 1час.
Кладка стен и столбов из кирпича – 35 час.
Объекты работы. Кладка кирпичных стен и столбов на образцах и на строящемся объекте.
Технические сведения. Инструменты и приспособления, применяемые при кирпичной кладке: отвес, метр или измерительная лента, уровень, деревянный угольник, порядовка, шнур-причалка, молоток-кирочка, ковш-лопата, расшивки, кельма. Организация рабочего места при кирпичной кладке. Правила техники безопасности. Растворы, применяемые при кирпичной кладке. Толщина стен. Правила перевязки швов кладки по однорядной и многорядной системе. Виды швов. Виды кладки. Правила кладки углов. Правила кладки столбов.
Приемы работы. Подготовка материала и инструмента. Установка порядовок и натягивание причалки. Раскладка кирпича. Расстилание и разравнивание раствора. Укладка кирпича «впри- жим» и «вприсык» с подрезкой раствора. Кладка углов, столбов. Проверка правильности кладки угольником, правилом, уровнем, отвесом.
Упражнения. Кладка гладких стен толщиной 0,5; 1; 1,5; 2 кирпича без раствора. Кладка углов толщиной в 1 кирпич; 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов без раствора. Кладка углов по многорядной системе перевязки швов без раствора. Кладка столбов по трехрядной системе перевязки швов без раствора. Приготовление глиняного раствора. Кладка стен, углов на глиняном растворе при различной системе перевязки швов при одинаковой и различной толщине стен. Кладка столбов на глиняном растворе по трехрядной системе перевязки швов. Разобрать кладку, очистить кирпичи от глиняного раствора и просушить их.
Практическое повторение – 31час.
Объекты работы. Окраска заборов, подсобных помещений. Окраска поверхностей водными составами кистью или с помощью краскопульта. Шпатлевка подоконников и полов. Окраска оконных переплетов, металлических поверхностей. Ремонт старой штукатурки. Настилка линолеума (по выбору).
Самостоятельная работа
и анализ ее качества – 5час.
Объекты работы. Выполнить кирпичную кладку угла толщиной 1; 1,5 или 2 кирпича но однорядной системе перевязки швов (в зависимости от подготовленности обучающихся).
6.Тематическое планирование
«Штукатурно-малярное дело» 8 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Вид учебной деятельности |
I четверть |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
просмотр видеофильма и его обсуждение |
2 |
Общие сведение об обойных работах |
11 |
Просмотр видеофильма, работа в тетрадях, тестирование, выполнение упражнения, выполнение задания по технологической карте |
3 |
Подготовка поверхности под обои |
10 |
Просмотр видеофильма, работа в тетрадях, тестирование, выполнение упражнения, выполнение задания по технологической карте, работа в мастерской, работа в мастерской |
4 |
Оклеивание поверхности обоями |
24 |
Просмотр видеофильма, работа в тетрадях, тестирование, выполнение упражнения, выполнение задания по технологической карте, работа в мастерской, работа в мастерской |
5 |
Практическое повторение |
32 |
Работа в мастерской, работа в тетрадях, выполнение упражнений, выполнение практической работы по карточке |
6 |
Самостоятельная работа и анализ её качества |
3 |
Работа в мастерской |
Итого часов за четверть |
81 |
||
II четверть |
|||
7 |
Вводное занятие |
1 |
Работа в тетрадях |
8 |
Общие сведения о линолеуме |
15 |
Изготовление технологической карты, работа в тетрадях , просмотр видеофильма, выполнение задания по технологической карте |
9 |
Подготовка поверхностей под настилку линолеума |
8 |
Изготовление технологической карты, работа в тетрадях , просмотр видеофильма, выполнение задания по технологической карте |
10 |
Раскрой линолеума |
8 |
Выполнение практической работы по карточке, работа в тетрадях, работа в мастерской |
11 |
Наклеивание линолеума |
19 |
Выполнение практической работы по карточке, работа в тетрадях, работа в мастерской. тестирование |
12 |
Практическое повторение |
10 |
Выполнение практической работы по карточке, работа в тетрадях, работа в мастерской. тестирование |
13 |
Самостоятельная работа и анализ её качества |
2 |
Изготовление технологической карты , работа в мастерской |
Итого часов за четверть |
63 |
||
III четверть |
|||
14 |
Вводное занятие |
1 |
Работа в тетрадях, блиц-опрос |
15 |
Сведения о производстве штукатурных и отделочных работ внутри помещения в зимнее время |
17 |
Просмотр видеофильма, работа в тетрадях |
16 |
Высококачественная окраска |
24 |
Просмотр видеофильма, работа в тетрадях, выполнение упражнения, работа вмастерской, выполнение практической работы по карточке |
17 |
Практическое повторение |
42 |
Просмотр видеофильма, работа в мастерской, изготовление технологической карты, работа в тетрадях, выполнение практической работы по карточке |
18 |
Самостоятельная работа и оценка качества работ в групповой работе |
6 |
Работа в мастерской, выполнение практической работы по карточке |
Итого часов за четверть |
90 |
||
IV четверть |
|||
19 |
Вводное занятие |
1 |
Работа в тетрадях |
20 |
Кладка стен и столбов из кирпича |
35 |
Работа в тетрадях, просмотр видеофильма, работа в мастерской, выполнение практической работы по карточке |
21 |
Практическое повторение |
31 |
Работа в тетрадях, просмотр видеофильма, работа в мастерской, выполнение практической работы по карточке |
22 |
Итоговые практические занятия |
5 |
Работа в мастерской. Выполнение практической работы по карточке. Тестирование |
Итого часов за четверть |
72 |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освещенность, микроклимат кабинета штукатурно-малярного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.328615-15 № 189 от 10.07.2015.
При оборудовании кабинета соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
между рядами двухместных столов - не менее 60;
между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
от первой парты до учебной доски - не менее 240;
наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый
Материально-техническое оснащение кабинета
№№ пп |
Наименование инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала |
Имеется в наличии |
1 |
Шпатель металлический |
12 |
2 |
Шпатель резиновый |
2 комплекта |
3 |
Штукатурная лопатка |
10 |
4 |
Терка |
6 |
5 |
Щетка металлическая |
4 |
6 |
Кисть малярная |
10 |
7 |
Полутерок |
5 |
8 |
Валик меховой |
4 |
9 |
Гладилка |
2 |
10 |
Брусок для шлифования |
4 |
11 |
Рустовка |
2 |
12 |
Кисть побелочная |
10 |
13 |
Стенд «Строительные материалы» |
2 |
14 |
Стенд «Инструменты» |
2 |
15 |
Технологические карты |
30 |
16 |
Карточки-задания |
30 |
17 |
Тесты |
10 |
18 |
Контрольные срезы |
15 |
19 |
Раздаточный материал |
20 |
20 |
Методическая литература: Астахов В.С. «Справочник строителя» Трофименко А. «Строительные работы» Никольский С. «Ремонт квартиры своими силами» Кондрашев М.В. «Малярные работы своими силами» Руденко В.И. «Секреты плиточных работ» Никольский С. «Стены». Евроремонт Шепелев А.П. «Штукатурные работы» Белоусов М.Г. «Малярные работы» Чнырь В.Д. «Материаловедение для маляров» Алексеев Б.В. «Технология производства цемента» Лихонин А.С. «Облицовка и отделка» Панова Е.А. «Современные строительные материалы» Белякова Л.А. «Фундамент и кирпичная кладка» Неелов В.А. «Строительно-монтажные работы» |
1 1 3 2 1 1 6 4 1 1 2 2 2 1 |
22 |
Бобрешова С.В., Чекайло Я.Д. Технология. Штукатурно-малярное дело учебник 7 класс Бобрешова С.В., Чекайло Я.Д. Технология. Штукатурно-малярное дело учебник 8 класс |
10 10 |
Средства ИКТ |
|||
№ п.п. |
Наименование объектов и средств |
Дидактическое описание |
Количество |
1 |
ПК |
Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями |
1 шт. |
2 |
Проектор |
Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями |
1 шт. |
Оборудование помещения:
-классная доска- 1 шт.
- учительский стол – 1 шт.
- шкафы для хранения материалов, инструментов – 3 шт.
- учебные места для учащихся: двухместные столы и стулья на 12 посадочных мест;
- полигон для выполнения практических работ - 32 кв.м