Рабочая программа элективного курса по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 9 классов «Слагаемые выбора профиля обучения»

7
2
Материал опубликован 6 July 2017 в группе

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА СУЗДАЛЯ»

 

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ № 2 г. Суздаля »

____ /Москалёва М.Ю./

ФИО

Приказ № _____ от «__6_»_сентября2010___г.

 

 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 9-х, классов

«Слагаемые выбора профиля обучения»

 


 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _13___от «__6_»_сентября_2010_ г.
 

Суздаль,2010г.

Пояснительная записка

В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе. Для учащихся девятых классов выбор профиля обучения - самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.

Целью программы является оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учетом этого профиля обучения на ближайшие два- три года.

Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся:

составили целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека по различным профилям;

исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;

определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы. На протяжении занятия преподаватель, ведущий курс, занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.

Ожидаемым результатом проведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.

Формы деятельности:

самоанализ;

анализ научных и художественных источников, СМИ;

анализ практических примеров проблемных ситуаций;

групповые дискуссии;

индивидуальная работа;

индивидуальная и групповая проектная работа;

психотренинг;

психодиагностические процедуры;

ролевые и деловые игры;

эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию, составляет портфолио.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Элективный курс рассчитан на год – 34ч, из них 17 часов теоретических занятий и 17 часов практических занятий (тренингов, игр и т.д.) Тематическое планирование прилагается.


 

Содержание программы

9 класс

Модуль I. Что я знаю о своих возможностях(9часов)

Тема 1. Приветствие. Тренинг «Знакомство» Самооценка и уровень притязаний

Понятие самооценки. Понятие уровня притязания. Диагностика собственного уровня самооценки. Понятие успеха и уровня притязаний.

Тема 2.Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера.

Тема 3. Чувства и эмоции.

Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Тренинг «Эмоции и их функции»

Тема 4. Что такое стресс.

Определение стресса. Кокой бывает стресс. Определение тревожности.

Тема 5. Определение типа мышления.

Выявление и оценка уровня мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена).

Тема 6. Внимание и память.

Понятие внимания и памяти. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно – образной памяти, пространственных представлений, внимания (упражнение двойной счёт, игра «муха», запоминание цифр).

Тема 7. Уровень внутренней свободы

Определение уровня внутренней свободы (модификация методики УСК)

Тема 8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

Пользуясь записями и результатами тестов, заполняем таблицу «Мой психологический портрет»

Тема 9.

Анкетирование. Игра «Аукцион». Задание «Психологический кроссворд».

Модуль II. Что я знаю о профессиях (8 часов)

Тема 10. Классификация профессий. Признаки профессии.

Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

Тема 11. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

Определение профессии, специальности, должности. Задание «формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова).

Тема 12. Определение типа будущей профессии.

Игра «Назови профессию» Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)

Тема 13. Интересы и склонности в выборе профессии.

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных, организаторских склонностей.

Тема 14. Определение профессионального типа личности.

Определение типа личности. ( Модификация методики Дж. Голланда). Знакомство с классификацией.

Тема 15. Профессионально важные качества.

Беседа о профессионально важных качествах. Работа в микрогруппах. Игра «молчание знак согласия»

Тема 16. Профессия и здоровье.

Требование предъявляемые к профессиям. Условия труда. Медицинские ограничения профессиональной пригодности. Методика «Моё здоровье».

Тема 17. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях»

Моя будущая профессия. Психологический кроссворд.

Модуль III.Способности и профессиональная пригодность (9 часов)

Тема 18.Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Определение технических способностей. Всё о способностях. Способы развития способностей.

Тема 19.Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Тест умственного развития (модификация школьного теста ШТУР).

Тема 20. Способности к профессиям социального типа.

Понятие конфликта. Поведение в конфликте. Тест Томаса.

Тема 21. Способности к офисным видам деятельности.

Задание «Атрибуты». Тест «Интеллектуальная лабильность» (модификация). Игра «Клавиатура».

Тема 22. Способность к предпринимательским видам деятельности.

Работа с таблицей задание «Я – руководитель». Задание «Акулы и дельфины».

Тема 23. Эстетические способности.

Классификация способностей.

Тема 24. Уровни профессиональной пригодности.

Абсолютная профнепригодность. Соответствие профессиональной деятельности. Призвание. Задание «По горячим следам»

Тема 25. Ролевая игра «Собеседование»

Игра по группам.

Тема 26. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»

Задание «Мои способности»; «Психологический кроссворд».

МодульIV. Планирование профессиональной карьеры(8 часов)

Тема 27.Мотивы и потребности

Определение мотивации в работе. Классификация потребностей. Упражнение «Лучший мотив».

Тема 28. Ошибки в выборе профессии

Способы выбора профессии. Совершаемые ошибки при выборе. Понятие выбора профессии. Особенности вида деятельности.

Тема 29. Современный рынок труда

Спрос на рынке труда. Понятие профессионализма. Профессии, востребованные на рынке труда. Дискуссия.

Тема 30. Пути получения профессии

Потребности общества. Должностной рост. Профессиональный рост. Руководящие должности.

Тема 31. Навыки самопрезентации

Игра «навыки самопрезентация». Выступление учащихся. Понятие самопрезентации.

Тема 32. Стратегия выбора профессии.

Составление профессионального плана.

Тема 33.Составление портфолио.

Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.

Тема 34.Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» Сдача портфолио. Составление психологического кроссворда. Релаксация.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

п

Название темы

Цели урока и содержание занятий

Количество часов

Дата

урока

Что я знаю о своих возможностях (9 часов)

 

1

Самооценка и уровень притязаний

Ознакомить с понятиями – самооценка, уровень притязания.

Как формируется самооценка. Определение уровня самооценки у каждого учащегося.

1

3.09.-7.09

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Ознакомить учащихся с типами темперамента. Определение типа темперамента. Обсуждение.

1

10.09-14.09

3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Ознакомить учащихся с истоками негативных эмоций. С классификацией эмоций. Игра «мои чувства».

1

17.09-21.09

4

Что такое стресс.

Понятие стресса. Какой бывает стресс. Тест тревожности.

1

24.09-28.09

5

Определение типа мышления.

Ознакомить с основными типами мышления. Определение правильного выбора профессии. Определение типа мышления.

1

1.10-5.10

6

Внимание и память.

Ознакомить учащихся с понятиями внимания и памяти, видами внимания. Характеристика внимания. Функции памяти. Тест «Таблицы Шульте». Тест распределения внимания. Определение уровня развития памяти.

1

8.10-12.10

7

Уровень внутренней свободы

Определит уровень внутренней свободы учащихся. Тестирование.

1

15.10-19.10

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

Активизировать размышления учащихся о принятии ответственности за совершаемый выбор профиля обучения; о возможных ограничителях этого выбора; о праве на собственное содержание образования.

1

22.10-26.10

9

Анкетирование. Задание «Психологический кроссворд».

Составить психологический кроссворд по вопросам пройденных тем. Игра «Аукцион».

1

29.10.12

2. Что я знаю о профессиях

10

Классификация профессий. Признаки профессии.

Активизировать знания учащихся о понятии профессии. Ознакомить с классификацией профессий.

1

9.11.12

11

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

Составить и определить индивидуальную формулу профессий для каждого учащегося. Активизировать знания учащихся о понятиях специальности, должности.

1

12.11-16.11

12

Определение типа будущей профессии.

Определить тип будущей профессии.

1

19.11-23.11

13

Интересы и склонности в выборе профессии.

Знакомство учащихся с возможностями человека. С понятием интереса. Определить направления профессиональной деятельности. Определить профессиональные склонности учащихся.

1

26.11-30.11

14

Определение профессионального типа личности.

Определить тип личности учащихся. Ознакомить с классификацией типов личности.

1

3.12-7.12

15

Профессионально важные качества.

Активизировать понятие учащихся о профессионально важных качествах.

1

10.12-14.12

16

Профессия и здоровье.

Ознакомить учащихся с различными заболеваниями. Как здоровье влияет на выбор будущей профессии. Дать рекомендации по выбору профессии в связи с наличием в ограничении здоровья.

1

17.12-21.12

17

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях»

Составить кроссворд по вопросам пройденных тем.

1

24.12-28.12

Способности и профессиональная пригодность

18

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Дать понятие общих и специальных способностей. Просмотр отрывка из кинофильма «Джентльмены удачи» Классификация общих и специальных способностей и их определение.

1

11.01.13-14.01.13

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Определение способностей к интеллектуальным видам деятельности. Определение структуры интеллекта. (Работа в группах)

1

21.01-25.01

20

Способности к профессиям социального типа.

Определить способности к профессиям социального типа. Знакомство с профессиями этого типа. (Работа в группах)

1

28.01-1.02

21

Способности к офисным видам деятельности.

Определить способности к офисным видам деятельности. Знакомство с видами деятельности. ( Работа в группах)

1

4.02.-8.02

22

Способность к предпринимательским видам деятельности.

Определить способность к предпринимательству. (Работа в группах)

1

11.02-15.02

23

Эстетические способности.

Обсудить какие бывают эстетические способности.

1

 

24

Уровни профессиональной пригодности.

Работа с понятиями пригодности и профессиональной непригодности.

1

18.02-22.02

25

Ролевая игра: «Собеседование»

Активизировать понятия учащихся о собеседовании с работодателем. Определить поведение, речь и т.д. при трудоустройстве.

1

25.02-1.03

26

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»

Составить психологический кроссворд по вопросам пройденных тем.


 

1

4.03-8.03

Планирование профессиональной карьеры

27

Мотивы и потребности

Дать понятие как формируется индивидуальная система мотивов трудовой деятельности. Определение мотивации в работе. Определение потребностей.

1

11.03-15.03

28

Ошибки в выборе профессии

Активизировать понятие учащихся, что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова её цена.

1

29.03.13

29

Современный рынок труда

Познакомить учащихся с феноменом рынка (в широком и узком смысле) как условного места купли-продажи не только материальных и нематериальных ценностей, но и человеческих ресурсов. Охарактеризовать основные тенденции на рынке труда и образовательных услуг, способствовать формированию у учащихся ценностного и ответственного отношения к ситуации самопрезентации на рынке труда, субъективной позиции в отношении необходимости сохранения собственной уникальности при совершении прагматических действий по эффективной «продаже себя» работодателю и «покупке» образовательных услуг.

1

1.04-5.04

30

Пути получения профессии

Познакомить учащихся понятиями: средне профессионального образования, высшим образование, с формами обучения.

1

8.04-12.04

31

Навыки самопрезентации

Познакомить с понятием самопрезентации. Игра «навыки самопрезентации».

1

15.04.-19.04

32

Стратегия выбора профессии.

Оценка готовности подростка к самостоятельному выбору образовательной траектории

1

22.04-26.04

33

Составление портфолио.

Научить учащихся составлять портфолио в рамках элективного курса.

1

29.043.05

34

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» Сдача портфолио.

Составить психологический кроссворд по вопросам пройденных тем.

1

6.05.13-13.05

 

 

 

Итого:

34

 


 

Список литературы.

Аксёнова С.Ю., Балуева И.М. Сборник в помощь школьному психологу по организации предпрофильной подготовки учащихся. Методические рекомендации./ Под ред. Кобякиной Н.М. /Муром, 2005 – 41с.

Годфруа Ж., Что такое психология в 2 – х т., М.: Мир, 1992г.

Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально – психологического тренинга/Ярославль. НПЦ «Психодиагностика», «Содействие», - Ярославль, 1992г.

Коломенский Я.Л. Человек: психология: М.: Просвещение, 1986г.

Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. НПЦ «Коррекция», типография Мосметростроя, 1993г.

Рудестам К. «Групповая психотерапия» М. 1990г.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2011г.

Галина Резапкина «Профессиональная карьера». Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8 – 9 классов. «Школьный психолог» №2 2009г.

Галина Резапкина «Словарь профессий». «Школьный психолог» №5 2007г.

Симоненко В.Д. Программа профессионального самоопределения. Волгоград. 2009г.

Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.

Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.

Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.

Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.

Кабаков В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.

Крутецкий В. А. Психология: Учеб.для учащихся пед. училищ. — М., 1986.

Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.

Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.

Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.

Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.

Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.

«Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия» адресована школьникам старшим классов, специалистам - психологам, социологам, студентам, HR – менеджерам.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал. Спасибо.

19 July 2017

Спасибо большое!!!

12 August 2017