12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Елена Юрьевна1862
Преподаватель социально-экономических дисциплин БУ ПО ХМАО-Югры "Югорский политехнический колледж"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Югорск
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»











Рабочая программа

учебной дисциплины «Основы деловой культуры»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

подготовки специалистов среднего звена

специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)






















г. Югорск, 2019

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией социально-экономических дисциплин




Председатель _________ Е.Ю.Костоусова

Протокол №1

От «31» августа 2019г

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и результатов опроса работодателей

Заместитель директора по учебной работе

___________________ И.А.Крицына






Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории Е.Ю.Костоусова


























СОДЕРЖАНИЕ











































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы деловой культуры»


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) входящей в укрупненную группу профессий 38.00.00 Экономика и управление.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к обще профессиональному циклу.


1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

применять правила делового этикета;

поддерживать деловую репутацию;

соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;

пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

налаживать контакты с партнерами;

организовывать рабочее место;

знать:

этику деловых отношений;

основы деловой культуры в устной и письменной форме;

нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;

основные правила этикета;

основы психологии производственных отношений;

основы управления и конфликтологии


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


отбор и систематизация информации и обобщение информации по заданной теме;

выполнение практических задач (заданий, работ);

закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий.



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
























2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1 Ведение



Тема 1.1 Общие сведения об этической культуре

Основные задачи курса «Основы деловой культуры». Общие сведения об этической культуре. Этика, мораль, категории этики. Общие понятия об общении и деловых отношениях. Основные составляющие качества, интересы склонности высококлассного специалиста, востребованного на рынке труда.  

2

1-2

Тема 1.2 Общие понятия о профессиональной этике

Профессиональные моральные нормы: вежливость, предупредительность, корректность, такт и чувство меры. Правила поведения продавца.

2

1-2

Самостоятельная работа. Подготовить доклад по теме « Нормы профессиональной этики» «Правила поведения продавца».

4

3

Раздел 2. Деловой этикет и имидж делового человека



Тема 2.1 Этикет деловых отношений

Этикет делового человека. Заповеди делового этикета.

Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета.

2

1-2

Тема 2.2 Вербальный и невербальный этикет

Этикет приветствия и представления. Приветствия жестами, рукопожатием, словами. Обращения. Правила представления при знакомстве.

2

1-2

Тема 2.3 Речевой этикет

Показатели культуры речи. Словарный запас, произношение слов, грамматический строй речи, стиль речи, тон голоса.


1-2

Тема 2.4 Имидж делового человека.

Понятие корпоративного имиджа. Составляющие внешнего вида. Требования к деловой одежде женщин и мужчин. Аксессуары.

2

1-2

Тема 2.5 Имидж работника торговли

Одежда, причёска, макияж, требования, предъявляемые к внешнему виду работника торговли.

2

1-2

Практическая работа №1 Выступление студентов с докладами. Обсуждение вопросов.

2

3

Практическая работа №2 Ролевая игра «Использование работниками торговли элементов делового этикета при: обращении, приветствии, благодарности, извинении»

2

2-3

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по темам: Организация рабочего места продавца. Формирование имиджа работника торговли. Выполнение индивидуальных заданий.

7

3

Раздел 3 Психологические основы делового общения http://www.aup.ru/books/m161/



Тема 3.1. Психология

общения


Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения. Этические нормы взаимоотношений.

2

1

Тема 3.2. Психологические аспекты делового общения


Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду.

2

1-2


10.Психические состояния человека: бодрость, усталость, удовлетворенность, активность. Их влияние на процесс общения.

2

1-2


11.Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества. Выявление профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг.

2

1-2


Практическая работа №3 : Разбор ситуаций взаимодействия продавца и покупателя.

2

2-3


Практическая работа №4: Проявление волевых качеств в профессиональной деятельности работника торговли.(разбор ситуаций)



Самостоятельная работа. План конспект «Типы темперамента. Влияние темперамента на характер человека» Выполнение индивидуальных заданий

7

3

Раздел 4. Культура общения в профессиональной среде



Тема 4.1. Профессиональная коммуникация

12.Коммуникация и ее особенности. Содержание, сущность и виды речевого общения. основы взаимоотношений покупателя и работника торговли. Успех делового общения.

2

1-2


Тема 4.2 Техники и приемы общения


13. Основы деловой культуры в устной и письменной форме. Техника активного диалога и слушания. Публичное выступление. Основные аспекты публичного выступления.

2

1-2


Тема 4.3. Методы развития коммуникативных способностей.

14. Виды слушания. Приемы рефлексивного слушания. Приемы повышения эффективности общения - «техники общения». https://spo-32.mskobr.ru/files/zanyatie_10.pdf

2

1-2


Тема 4.4. Техника ведения телефонных переговоров


15. Основные правила ведения телефонных переговоров. Требования к содержанию телефонных разговоров; основные элементы диалога.

2

1-2


Тема 4.5. Деловая переписка. Визитная карточка

16. Служебная переписка. Требования при составлении делового письма. Виды деловых писем. Виды визитных карточек. Правила оформления визитных карточек.

2

1-2


Тема 4.5. Приёмы убеждения и аргументации.

17. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Методы аргументирования.

2

1-2


Тема 4.6. Гендерный аспект коммуникативного поведения

18. Особенности мужского и женского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения http://www.aup.ru/books/m161/ тема6

2

1

Тема 4.7 Барьеры в общении

19. Барьеры взаимодействия. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления барьеров в общении. http://www.aup.ru/books/m161/9.htm

2

1

Практическая работа№5 Отработка профессиональных навыков : «Обслуживание различных типов покупателей», «Прием заказа по телефону», «Собеседование».

2

2-3

Практическая работа №6 Составление основных видов деловых писем. Оформление визитной карточки.

2

2-3

Практическая работа№7 Публичная речь. Упражнения на развитие дикции http://www.aup.ru/books/m161/11_1.htm (тема 11 предыдущая страница)

2

2-3

Практическая работа №8 Отработка приемов аргументации http://www.aup.ru/books/m161/14_1.htm

2

2-3

Практическая работа№9 Отработка приемов преодоления коммуникативных барьеров

2

2-3

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 4.

Подготовка сообщений по темам: «Секреты общения в поисках работы»,

«Аргументы и их влияние на эффективность общения», «Язык телодвижений», «Речевой этикет», «Культура общения в коллективе».

7

3

Раздел 5. Конфликты в деловом общении



Тема 5.1. Конфликты и его структура.

20. Понятие конфликта. Виды, структура. Психологический и этический аспект конфликта. Решение конфликта конструктивным способом.

2

2


Тема 5.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

21. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтах. Способы разрешения конфликта.

2

2

Практическая работа№10 Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций

2

2-3

Самостоятельная работа. Доклад на тему Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стратегия «черепашки, акулы, совы и медвежонка».

Подобрать конфликтную ситуацию для разбора на занятии

Выполнение тестовых заданий

7

3

22. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ

2


Всего по учебной дисциплине:

96


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Основ деловой культуры».

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место обучающегося;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-методической документации (учебные пособия, комплекты тестовых заданий, ситуационные карточки)

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Панфилова А. П. Психология общения. – ОИЦ «Академия», 2014 г.

Медведева Г. П. М 42 Деловая культура : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. П. Медведева. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.

Дополнительные источники:

1. Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры / О.А. Митрошенков. – М.: Инфра-М, 2000. – 280 с.

2. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – Санкт-Петербург: Союз, 2002. – 576

3. Русский язык и культура речи/Под редакцией В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 413 с.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

https://syntone.ru/ - сайт информирует о новинках литературы по психологии общения, представляет рекламу тренингов общения (Синтон-технология), также содержит тесты, статьи, новости психологии и др.

www.psychology.ru Информационный сайт «Психология. ru»

www.aup.ru/books/m96/Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению

Карнеги: 150 упражнений, которые сделают вас мастером общения- https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-150-uprazhnenij-kotorye-sdelayut-vas-maste/?showpopup=1

Карнеги. Сильнейшие приемы общения: от простого к сложному. 100 отличных упражнений. Книга-тренажер - https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-silnejshie-priemy-obsheniya-ot-prostogo-k/

http://www.5port.ru/contact - электронные книги по психологии общения для скачивания.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Уметь:



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

- пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

- принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

- поддерживать деловую репутацию;

- создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;





-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;


- экспертная оценка выполнения практической работы;


- экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Итоговый контроль:

Дифференцированный зачет



Знать:

- правила делового общения;

- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

- основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

Общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


- проявление интереса к будущей профессии, активности и инициативности в получении профессионального опыта, умений и знаний;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;

- экспертная оценка портфолио работ обучающегося.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


- демонстрация умений планировать свою собственную деятельность и прогнозировать ее результаты;

- обоснованность выбора методов и способов действий;

- проявление способности коррекции собственной деятельности;

- адекватность оценки качества и эффективности собственных действий.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций по видам профессиональной деятельности.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;


экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


-демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий;

-адекватность оценки полученной информации с позиции ее своевременности достаточности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


- демонстрация способности эффективно общаться с преподавателями, студентами, представителями работодателя.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- демонстрация стремления к постоянному профессионализму и личностному росту;

- проявление способности осознанно планировать и самостоятельно проводить повышение своей квалификации

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

отсутствие вредных привычек; занятия спортом; пропаганда здорового образа жизни

-наблюдение в процессе учебной (производственной) деятельности;

- личные беседы

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.


- демонстрация умения общения на иностранном языке

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Демонстрирует умения строить речь, вести диалог, последовательно излагать свои аргументы, делать краткие итоговые выводы, грамотно строить доказательства. Устная речь грамотна и тактична.

Демонстрирует грамотность письменной речи, детальность и компактность изложения, аккуратность при заполнении документов

экспертная оценка защиты докладов, курсовых работ, отчетов по практике

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности; осуществление контроля и проведение мероприятий по защите от негативных воздействий при ЧС

Экспертная оценка решения ситуационных задач

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий при выполнении работ


экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.


5


Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.