Рабочая программа дисциплины «Основы деловой культуры» для специальности «Коммерция (по отраслям)»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Рабочая программа
учебной дисциплины «Основы деловой культуры»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
подготовки специалистов среднего звена
специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
г. Югорск, 2019
ОДОБРЕНА цикловой комиссией социально-экономических дисциплин Председатель _________ Е.Ю.Костоусова Протокол №1 От «31» августа 2019г | Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и результатов опроса работодателей Заместитель директора по учебной работе ___________________ И.А.Крицына |
Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории Е.Ю.Костоусова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры» 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) входящей в укрупненную группу профессий 38.00.00 Экономика и управление.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к обще профессиональному циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять правила делового этикета;
поддерживать деловую репутацию;
соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
налаживать контакты с партнерами;
организовывать рабочее место;
знать:
этику деловых отношений;
основы деловой культуры в устной и письменной форме;
нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
основные правила этикета;
основы психологии производственных отношений;
основы управления и конфликтологии
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
отбор и систематизация информации и обобщение информации по заданной теме; выполнение практических задач (заданий, работ); закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень усвоения |
Раздел 1 Ведение | | | |
Тема 1.1 Общие сведения об этической культуре | Основные задачи курса «Основы деловой культуры». Общие сведения об этической культуре. Этика, мораль, категории этики. Общие понятия об общении и деловых отношениях. Основные составляющие качества, интересы склонности высококлассного специалиста, востребованного на рынке труда. | 2 | 1-2 |
Тема 1.2 Общие понятия о профессиональной этике | Профессиональные моральные нормы: вежливость, предупредительность, корректность, такт и чувство меры. Правила поведения продавца. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа. Подготовить доклад по теме « Нормы профессиональной этики» «Правила поведения продавца». | 4 | 3 | |
Раздел 2. Деловой этикет и имидж делового человека | | | |
Тема 2.1 Этикет деловых отношений | Этикет делового человека. Заповеди делового этикета. Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. | 2 | 1-2 |
Тема 2.2 Вербальный и невербальный этикет | Этикет приветствия и представления. Приветствия жестами, рукопожатием, словами. Обращения. Правила представления при знакомстве. | 2 | 1-2 |
Тема 2.3 Речевой этикет | Показатели культуры речи. Словарный запас, произношение слов, грамматический строй речи, стиль речи, тон голоса. | | 1-2 |
Тема 2.4 Имидж делового человека. | Понятие корпоративного имиджа. Составляющие внешнего вида. Требования к деловой одежде женщин и мужчин. Аксессуары. | 2 | 1-2 |
Тема 2.5 Имидж работника торговли | Одежда, причёска, макияж, требования, предъявляемые к внешнему виду работника торговли. | 2 | 1-2 |
Практическая работа №1 Выступление студентов с докладами. Обсуждение вопросов. | 2 | 3 | |
Практическая работа №2 Ролевая игра «Использование работниками торговли элементов делового этикета при: обращении, приветствии, благодарности, извинении» | 2 | 2-3 | |
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов по темам: Организация рабочего места продавца. Формирование имиджа работника торговли. Выполнение индивидуальных заданий. | 7 | 3 | |
Раздел 3 Психологические основы делового общения http://www.aup.ru/books/m161/ | | | |
Тема 3.1. Психология общения | Общие понятия о науке психологии. Задачи психологии, значение для овладения профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. Понятие делового общения. Универсальные и этические правила делового общения. Психологические аспекты делового общения. Этические нормы взаимоотношений. | 2 | 1 |
Тема 3.2. Психологические аспекты делового общения | Психические свойства: темперамент, характер; их виды и особенности. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду. | 2 | 1-2 |
10.Психические состояния человека: бодрость, усталость, удовлетворенность, активность. Их влияние на процесс общения. | 2 | 1-2 | |
11.Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества. Выявление профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг. | 2 | 1-2 | |
Практическая работа №3 : Разбор ситуаций взаимодействия продавца и покупателя. | 2 | 2-3 | |
Практическая работа №4: Проявление волевых качеств в профессиональной деятельности работника торговли.(разбор ситуаций) | | | |
Самостоятельная работа. План конспект «Типы темперамента. Влияние темперамента на характер человека» Выполнение индивидуальных заданий | 7 | 3 | |
Раздел 4. Культура общения в профессиональной среде | | | |
Тема 4.1. Профессиональная коммуникация | 12.Коммуникация и ее особенности. Содержание, сущность и виды речевого общения. основы взаимоотношений покупателя и работника торговли. Успех делового общения. | 2 | 1-2 |
Тема 4.2 Техники и приемы общения | 13. Основы деловой культуры в устной и письменной форме. Техника активного диалога и слушания. Публичное выступление. Основные аспекты публичного выступления. | 2 | 1-2 |
Тема 4.3. Методы развития коммуникативных способностей. | 14. Виды слушания. Приемы рефлексивного слушания. Приемы повышения эффективности общения - «техники общения». https://spo-32.mskobr.ru/files/zanyatie_10.pdf | 2 | 1-2 |
Тема 4.4. Техника ведения телефонных переговоров | 15. Основные правила ведения телефонных переговоров. Требования к содержанию телефонных разговоров; основные элементы диалога. | 2 | 1-2 |
Тема 4.5. Деловая переписка. Визитная карточка | 16. Служебная переписка. Требования при составлении делового письма. Виды деловых писем. Виды визитных карточек. Правила оформления визитных карточек. | 2 | 1-2 |
Тема 4.5. Приёмы убеждения и аргументации. | 17. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Методы аргументирования. | 2 | 1-2 |
Тема 4.6. Гендерный аспект коммуникативного поведения | 18. Особенности мужского и женского коммуникативного поведения. Способы добиться расположения http://www.aup.ru/books/m161/ тема6 | 2 | 1 |
Тема 4.7 Барьеры в общении | 19. Барьеры взаимодействия. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления барьеров в общении. http://www.aup.ru/books/m161/9.htm | 2 | 1 |
Практическая работа№5 Отработка профессиональных навыков : «Обслуживание различных типов покупателей», «Прием заказа по телефону», «Собеседование». | 2 | 2-3 | |
Практическая работа №6 Составление основных видов деловых писем. Оформление визитной карточки. | 2 | 2-3 | |
Практическая работа№7 Публичная речь. Упражнения на развитие дикции http://www.aup.ru/books/m161/11_1.htm (тема 11 предыдущая страница) | 2 | 2-3 | |
Практическая работа №8 Отработка приемов аргументации http://www.aup.ru/books/m161/14_1.htm | 2 | 2-3 | |
Практическая работа№9 Отработка приемов преодоления коммуникативных барьеров | 2 | 2-3 | |
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий по разделу 4. Подготовка сообщений по темам: «Секреты общения в поисках работы», «Аргументы и их влияние на эффективность общения», «Язык телодвижений», «Речевой этикет», «Культура общения в коллективе». | 7 | 3 | |
Раздел 5. Конфликты в деловом общении | | | |
Тема 5.1. Конфликты и его структура. | 20. Понятие конфликта. Виды, структура. Психологический и этический аспект конфликта. Решение конфликта конструктивным способом. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. | 21. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтах. Способы разрешения конфликта. | 2 | 2 |
Практическая работа№10 Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций | 2 | 2-3 | |
Самостоятельная работа. Доклад на тему Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стратегия «черепашки, акулы, совы и медвежонка». Подобрать конфликтную ситуацию для разбора на занятии Выполнение тестовых заданий | 7 | 3 | |
| 22. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ | 2 | |
Всего по учебной дисциплине: | 96 | |
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Основ деловой культуры».
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место обучающегося;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации (учебные пособия, комплекты тестовых заданий, ситуационные карточки)
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Панфилова А. П. Психология общения. – ОИЦ «Академия», 2014 г.
Медведева Г. П. М 42 Деловая культура : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. П. Медведева. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
Дополнительные источники:
1. Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры / О.А. Митрошенков. – М.: Инфра-М, 2000. – 280 с.
2. Морозов, А.В. Деловая психология / А.В. Морозов. – Санкт-Петербург: Союз, 2002. – 576
3. Русский язык и культура речи/Под редакцией В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 413 с.
Программное обеспечение и Internet-ресурсы:
https://syntone.ru/ - сайт информирует о новинках литературы по психологии общения, представляет рекламу тренингов общения (Синтон-технология), также содержит тесты, статьи, новости психологии и др.
www.psychology.ru Информационный сайт «Психология. ru»
www.aup.ru/books/m96/Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению
Карнеги: 150 упражнений, которые сделают вас мастером общения- https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-150-uprazhnenij-kotorye-sdelayut-vas-maste/?showpopup=1
Карнеги. Сильнейшие приемы общения: от простого к сложному. 100 отличных упражнений. Книга-тренажер - https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-silnejshie-priemy-obsheniya-ot-prostogo-k/
http://www.5port.ru/contact - электронные книги по психологии общения для скачивания.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета; - пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи; - принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме; - поддерживать деловую репутацию; - создавать и соблюдать имидж делового человека; - организовывать рабочее место деловое общение подчиненных; | -экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий; - экспертная оценка выполнения практической работы; - экспертиза выполнения самостоятельной работы; Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
Знать: | |
- правила делового общения; - этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; - основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.; - формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях; - составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и; - правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление интереса к будущей профессии, активности и инициативности в получении профессионального опыта, умений и знаний; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; | - экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики; - экспертная оценка портфолио работ обучающегося. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - демонстрация умений планировать свою собственную деятельность и прогнозировать ее результаты; - обоснованность выбора методов и способов действий; - проявление способности коррекции собственной деятельности; - адекватность оценки качества и эффективности собственных действий. | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - решение стандартных и нестандартных профессиональных ситуаций по видам профессиональной деятельности. | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий; | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -демонстрация умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников и информационно-коммуникационных технологий; -адекватность оценки полученной информации с позиции ее своевременности достаточности для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития. | -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики; - экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - демонстрация способности эффективно общаться с преподавателями, студентами, представителями работодателя. | -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики; - экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося. |
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - демонстрация стремления к постоянному профессионализму и личностному росту; - проявление способности осознанно планировать и самостоятельно проводить повышение своей квалификации | -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики; - экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося |
ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. | отсутствие вредных привычек; занятия спортом; пропаганда здорового образа жизни | -наблюдение в процессе учебной (производственной) деятельности; - личные беседы |
ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения. | - демонстрация умения общения на иностранном языке | -экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики; - экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося |
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. | Демонстрирует умения строить речь, вести диалог, последовательно излагать свои аргументы, делать краткие итоговые выводы, грамотно строить доказательства. Устная речь грамотна и тактична. Демонстрирует грамотность письменной речи, детальность и компактность изложения, аккуратность при заполнении документов | экспертная оценка защиты докладов, курсовых работ, отчетов по практике |
ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. | Проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности; осуществление контроля и проведение мероприятий по защите от негативных воздействий при ЧС | Экспертная оценка решения ситуационных задач |
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. | Соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий при выполнении работ | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
5