Рабочая программа педагога-психолога

0
0
Материал опубликован 16 July


Раздел 1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Пояснительная записка


Рабочая программа педагога-психолога ГКУ СО КК «Адлерский реабилитационный центр» разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов и нацеливают деятельность педагога-психолога на обеспечение системного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВ.

Программа педагога-психолога разработана в соответствии с:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;

-Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

-СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года.

-Методические рекомендация «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2024 год);

-Лицензия на осуществление образовательной деятельности государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Адлерский реабилитационный центр» города - курорта Сочи.
- Устав государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Адлерский реабилитационный центр» города - курорта Сочи.



Деятельностью педагога-психолога реабилитационного центра является содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях.

Программа коррекционной работы педагога-психолога направлена на решение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании детей с ОВ, таких как:

-несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

-низкая познавательная и учебная мотивация;

-негативные тенденции личностного развития;

-коммуникативные проблемы;

-эмоциональные нарушения поведения.

Новизна программы

Программа «Знаю! Умею! Могу!» является вариативной программой и опирается на принципы- доступности, здоровье сбережения, наглядности, активности и направлена на психологическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Актуальность программы

В «Конвенции о правах ребенка» (параграф 1. Ст. 23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценной в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества». 10% населения земли имеют ограниченные возможности здоровья. В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к инвалидам, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего еще свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной, комплексной психолого-социальной реабилитации с раннего детства. Сущность программы «Знаю! Умею! Могу!» состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка- психические, физические, интеллектуальные.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена на гармоничное развитие ребенка и его психомоторных, интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста.

Адресат программы: несовершеннолетние 3-7 лет.

Объем программы:1 год.

Режим занятий: 5 раз в неделю по 30 минут.

Форма занятий: индивидуальные и групповые.





1.2 Цель и задачи, принципы программы


Цель программы: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого несовершеннолетнего.

Задачи программы:

Обучающие:

-определить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;

- развивать индивидуальные способности детей-инвалидов;

-расширять возможности для самореализации личности детей-инвалидов;

-способствовать формированию у детей-инвалидов определенного уровня знаний и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.

Развивающие:

- создать условия, способствующих освоению детьми-инвалидами творческих способностей;

- создать условия, способствующих развитию мелкой моторики рук;

- создать условия для развития памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления, речи;

-способствовать развитию практических навыков.

Воспитательные:

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач

социализации;

- повышать психолого-педагогической компетентности (психологическую культуру) детей;

Коррекционные:

-корректировать и компенсировать когнитивные и коммуникативные недостатки детей с ОВЗ, поиск новых методов и подходов для реализации принципов инклюзии детей с ОВЗ в общество;

-обучать навыкам культурного поведения в обществе.














1.3. Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Знаю! Умею! Могу!»


Развитие основных познавательных процессов

Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников от 3 до 5 лет

п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Диагностика (первичная)

1

0,5

0,5

2

Занятие №1 Тема: Вводное занятие

1

0,5

0,5

3

Занятие №2 Тема: «В гостях у гнома»

1

0,5

0,5

4

Занятие №3 Тема: «Цвета»

1

0,5

0,5

5

Занятие №4 «В лесу»

1

0,5

0,5

6

Занятие №5 Тема: « Мой огород»

1

0,5

0,5

7

Занятие №6 Тема: «Животный мир»

1

0,5

0,5

8

Занятие №7 Тема: « В мире загадок»

1

0,5

0,5

9

Занятие №8 Тема: «Лесные жители»

1

0,5

0,5

10

Занятие №9 Тема: «Я внимательный»

1

0,5

0,5

11

Занятие №10 Тема « Мир вокруг меня»

1

0,5

0,5

12

Занятие №11 Тема: «В гостях у Кляксы»

1

0,5

0,5

13

Занятие №12 Тема: «Путаница»

1

0,5

0,5

14

Занятие №13 Тема: «В кругу друзей»

1

0,5

0,5

15

Занятие №14 Тема: «Чудесный мешочек»

1

0,5

0,5

16

Занятие №15 Тема: «Волшебная страна»

1

0,5

0,5

17

Занятие №16 Тема: « Мое настроение»

1

0,5

0,5

18

Диагностика (вторичная)

1

0,5

0,5

ВСЕГО

18













Программа развития познавательных процессов детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

п/п

Наименование разделов и тем, цели и упражнения


Количество часов

Всего

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Диагностика (первичная)

1

0,5

0,5

Занятие №1 Тема: «В мире фантазий»

1

0,5

0,5

Занятие №2 Тема: «Здравствуйте, это Я!»

1

0,5

0,5

Занятие №3 Тема: «Я-внимательный»

1

0,5

0,5

Занятие №4 Тема: «Помоги Незнайке»

1

0,5

0,5

Занятие №5 Тема: «Школа»

1

0,5

0,5

Занятие №6 Тема: «Остров Внимания».

1

0,5

0,5

Занятие №7 Тема: «Игра-соревнование»

1

0,5

0,5

Занятие №8 Тема: «Поиграй с Буратино».

1

0,5

0,5

Занятие №9 Тема: «Лесная школа»

1

0,5

0,5

Занятие №10 «Поможем Буратино».

1

0,5

0,5

Занятие №11 Тема: «В мире фантазий»

1

0,5

0,5

Занятие №12 Тема: «Я-внимательный»

1

0,5

0,5

Занятие №13 Тема: «Мы – разведчики».

1

0,5

0,5

Занятие №14 Тема: «Игры с Зайчиком».

1

0,5

0,5

Занятие №15 Тема: «В гостях у Зайца».

1

0,5

0,5

Занятие №16 Тема:«Поможем Волку».

1

0,5

0,5

Диагностика (вторичная)

1

0,5

0,5


Итого:

18





1.4. Содержание программы

Раздел 1

Развитие основных познавательных процессов

Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников от 3 до 5 лет


п/п

Наименование

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Диагностика (первичная)

Знакомство; беседа; презентация.

Тестовые задания

Занятие 1

Тема: Вводное занятие

Беседа, рассказ, обсуждение, демонстрация презентации

«Воздушные шарики» (внимание), «Посади морковку» (внимания), «Веселые картинки» развивать (внимание и мелкая моторика).

Занятие 2

«В гостях у гнома»

Беседа; гимнастика; игровой тренинг «Учимся общаться с детьми »

«Приветствие» (дружеские отношения), «Предметы для гномов» (мышление, внимание) «Найди домик» (мышление, внимание), «Карлики и великаны» (внимание и скорость реакции).

Занятие 3

«Цвета»

Дидактическая игра;

чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок

«Приветствие» (дружеские отношения), «Лабиринт» мелкую моторику, (внимание и мышление), «Лишний предмет» (внимание, умение анализировать), «Движения по цвету» (внимание и скорость реакции).

Занятие 4

«В лесу»


Ситуация общения в процессе режимных моментов сочинение сказки; словестная игра; ситуативный разговор;


«Приветствие» (дружеские отношения), «Волшебная котомка» (память), «Грибочки» (память, внимание и мелкая моторика), «Найди пару» (память, внимание)

Занятие 5 Тема:

« Мой огород»


Ситуация общения в процессе режимных

моментов; дидактическая игра; чтение; словестная игра; ситуативный разговор;


«Приветствие» (дружеские отношения), «И в саду, и в огороде» (формирование обобщающего понятия), «Раскрась бусы для куклы» (внимание и мелкую моторика), «Съедобное - не съедобное» (внимание, память и скорость реакции).

Занятие 6 Тема: «Животный мир»


Гимнастика, беседа, презентация, обсуждение

«Приветствие» (дружеские отношения), «Кто живет» (обобщающие понятия, классификация предметов), «Подбери фигуру» (внимание), «Зеркало» (внимание).

Занятие 7

Тема:« В мире загадок»


Чтение; обсуждение; рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Загадка» (мышление и память), «Чашечка» (внимание), «Большой и малый» (внимание, мышление).

Занятие 8

Тема: «Лесные жители»


Ситуация общения в

процессе режимных

моментов; дидактическая игра; чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок

«Приветствие» (дружеские отношения), «Кто что ест» (внимание, мышление), «Загадки» (внимание, мышление), «Белочка» (мелкая моторика), «Зеваки» (внимание).

Занятие 9

Тема: «Я внимательный»


Чтение; обсуждение; рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Угадай и найди» (внимание, восприятие, память), «Что слышно» (память, умение), «Прятки» (мелкая моторика), «Ухо-нос» (внимание).

Занятие 10

Тема « Мир вокруг меня»


Игровая беседа с элементами движений;

интегративная

деятельность; гимнастика;

совместная деятельность педагога и ребенка.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Чьи малыши» (внимание), «Гостинцы для кролика» (память и мышление), «На море» (мелкая моторика), «Солнышко и облака» (внимание).

Занятие 11

Тема: «В гостях у Кляксы»


Гимнастика; беседа; прослушивание аудио файлов; обсуждение.


«Приветствие» (дружеские отношения), «Волшебная мозаика» (внимание, мышление), «Клякса» (мелкая моторика, мышление), «Массаж» (мелкая моторика).

Занятие 12

Тема: «Путаница»


Чтение; обсуждение;

рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Четвертый лишний» (внимание, мышление), «Минутка движения» (мелкая моторика), «Запутанные рисунки» (внимание, мышление).

Занятие 13

Тема: «В кругу друзей»


Ситуация общения в

процессе режимных

моментов;

дидактическая игра;

чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок

«Приветствие» (дружеские отношения), «Найди отличия» (внимание), «Поезд из слов» (внимание), «Волшебные палочки» (внимание, мышление), «Запомни свою позу»

(внимание).

Занятие 14

Тема: «Чудесный мешочек»


Ситуация общения в

процессе режимных

моментов; чтение; обсуждение; рассказ; беседа

инсценирование.


«Приветствие» (дружеские отношения), «Закончи предложение» (мышление), «Жужа» (внимание), «Чудесный мешочек» (воображение, мышление).

Занятие 15

Тема: «Волшебная страна»


Ситуация общения в

процессе режимных

моментов;

дидактическая игра;

чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок

«Приветствие» (дружеские отношения), «Запомни» (внимание, память), «Найди свой цветок»(мышление), «О чем говорят вещи?» (внимание, мышление, воображение), «Волшебная страна» (воображение)

Занятие 16

Тема: « Мое настроение»


Ситуация общения в

процессе режимных

моментов; дидактическая игра; просмотр видео материала.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Цветной дождь» (воображение), «Какого цвета настроение?» (внимание), «Цветные домики» (внимание, мышление).

Занятие 17

Ситуация общения в

процессе режимных

моментов;

дидактическая игра;

чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа; беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок


Диагностика (вторичная)

Презентация педагога

тестовые задания



Программа развития познавательных процессов детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет


п/п

Наименование

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1.

Диагностика (первичная) Цель: проведение первичной диагностики, анализ уровня развития основных познавательных процессов.

Знакомство; беседа; презентация.

Тестовые задания

2.

Занятие №1

Тема: «В мире фантазий»



Ситуативный разговор с детьми совместная деятельность с педагогом; беседа; сочинение загадок.


«Приветствие» (дружеские отношения), «Клубочек» ( мелкая моторика), «Найди на рисунке» (внимание), «Улыбка» ( мелкая моторика), «Фантазии из прищепок» (мелкая моторика), «Сова» (моторика).

3.

Занятие №2

Тема:«Здравствуйте, это Я!»


Чтение;обсуждение;

рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Улитка» (внимание), «Волшебное имя» (внимание, мышление), «Один к одному» (внимание), «Какое имя ты бы выбрал?» (воображение), «Нарисуй свое имя» (воображение).

4.

Занятие №3

Тема: «Я-внимательный»


Проблемная ситуация; беседа совместная с

педагогом- психологом; игра; интегративная

деятельность;

ситуативный разговор; беседа.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Найди и сосчитай» (развитие зрительного восприятия, внимания), «Повтори рисунок» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия), «Посмотри и запомни» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия), «Не зевай!» (развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве).

5.

Занятие №4

Тема: «Помоги Незнайке»


Чтение; обсуждение;

рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Лабиринт» (развитие устойчивости внимания), «Найди предмет не похожий на другие» (развитие внимания и умения сравнивать).

6.

Занятие №5

Тема: «Школа»



Проблемная ситуация; беседа совместная с

педагогом- психологом; игра; интегративная

деятельность;

ситуативный разговор; беседа.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Воспроизведение рассказа» (развитие словесно-логической памяти, слухового восприятия, речи), «Соблюдай правила» (развивать произвольное внимание) «Поём вместе» (развитие внимания).

7.

Занятие №6

Тема: «Остров Внимания».



Чтение; обсуждение;

рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Карта» (развивать умение сосредотачиваться,), «Собери вещи» (развитие распределения и устойчивости внимания), «Найди билет» (развитие зрительного восприятия,), «Повторяем и рисуем» (развитие памяти; слухового восприятия).

8.

Занятие №7

Тема: «Игра-соревнование»


Проблемная ситуация; беседа совместная с

педагогом- психологом; игра; интегративная

деятельность; ситуативный разговор; беседа.

«Приветствие» (дружеские отношения),«Запрещённое движение» (развитие внимания, слухового восприятия), «Разведчики» (развитие сосредоточенности, устойчивости, внимания, наблюдательности), «Составь фигуру» (развитие зрительного восприятия, произвольную зрительную память), «Найди предметы» (развитие зрительного восприятия, способность к распределению и устойчивости внимания).

9.

Занятие №8

Тема: «Поиграй с Буратино».


Чтение; обсуждение;

рассказ; беседа

инсценирование.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Найди отличия» (развитие зрительного внимания), «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания), «Запомни картинки» (развитие зрительной, произвольной памяти)

10.

Занятие №9

Тема: «Лесная школа»


Проблемная ситуация; беседа совместная с

педагогом- психологом; игра; интегративная

деятельность;

ситуативный разговор; беседа.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Поставь фигуры» (Развивать зрительное восприятие и внимание, учить соотносить форму с образцом), «Четыре стихии» (Развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов), «Найди заплатку» (Развивать зрительное восприятие и внимание), «Шарфики» (Учить рассуждать, сравнивать, делать элементарные умозаключения)

11.

Занятие №10

«Поможем Буратино».


Беседа, рассказ, обсуждение, демонстрация презентации

«Приветствие» (дружеские отношения), «Поручения» (Развивать аудиальное восприятие), «Музыканты» (Развивать координацию движений, слуховую и моторную память).

12.

Занятие №11

Тема: «В мире фантазий»


беседа, рассказ, обсуждение, демонстрация видео файла

«Приветствие» (дружеские отношения), «Небылицы» (Развивать произвольное внимание, мышление), «Классификация» (учить классифицировать предметы по заданным признакам), «Разноцветные цепочки» (Развивать произвольное внимание, учить работать вместе по визуальному образцу).

13.

Занятие №12

Тема: «Я-внимательный»


Проблемная ситуация; беседа совместная с

педагогом- психологом; игра; интегративная

деятельность;

ситуативный разговор; беседа.

«Приветствие» (дружеские отношения), «Нарисуй картинку палочками» (Учить схематически изображать предметы с помощью палочек. )«Скопировать точки» (Развивать внимание), «Запомни слова» (Развивать кратковременную и долговременную слуховую память), «Дорожки» (Развивать моторику, совершенствовать графомоторные навыки), «Запомни свой номер» (Развивать слуховую память, внимание и аудиальное восприятие).

14.

Занятие №13

Тема: «Мы – разведчики».


Ситуация общения в

процессе режимных

моментов;

дидактическая игра;

чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок

«Приветствие» (дружеские отношения), «Найди фигуру» (учить читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти), «Что лишнее?» (развивать логическое мышление методом исключения лишней картинки), «Два хлопка» (развивать координацию движений и аудиальную память), «Снеговики» (развивать восприятие, внимание, речь), «Домик» (развивать восприятие.).

15.

Занятие №14

Тема: «Игры с Зайчиком».



Беседа; рассказ; обсуждение; демонстрация; презентации

«Приветствие» ( отношения), «Пары слов» (развивать память), «Зайчик-кольцо» (развивать внимание, моторику, сенсомоторную координацию), «Лишнее слово» (учить классифицировать понятия, развивать словесно-логическое мышление и связную речь), «Бамбалео» (развивать мышление).

16.

Занятие №15

Тема: «В гостях у Зайца».


Ситуация общения в процессе режимных моментов;

дидактическая игра; чтение; словестная игра; ситуативный разговор; беседа;

беседа после чтения; разговор с детьми; сочинение загадок

«Приветствие» (дружеские отношения), «Домики» (Развивать мышление, восприятие и внимание), «Старая утка». (Развивать координацию движений, память), «Часть – целое» (Развивать мышление), «Скопировать по точкам» (Развивать моторику рук, внимание), «Мини-лабиринт» (Развивать сенсомоторную координацию).

17.

Занятие №16

«Поможем Волку».


Беседа, рассказ, обсуждение, демонстрация презентации

«Приветствие» (дружеские отношения), «Покажи фигуру» (Развивать аудиальное восприятие, внимание.), «Логические пары» (Развивать логическое мышление), «Недорисованная картинка» (Развивать мышление и воображение), «Да или нет?» (Развивать внимание, восприятие), «Пройди лабиринт» (Развивать ориентацию, внимание, моторику), «Запомни своё животное» (Развивать память, внимание и восприятие)

18.

Диагностика (вторичная)

Презентация педагога; рассказ.

Тестовые задания



1.5. Планируемые результаты

У обучающихся улучшатся: эмоционально-волевая сфера, усидчивость, познавательный интерес

У несовершеннолетних разовьются: индивидуальные практические навыки как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.

У воспитанников сформируются: возможности для самореализации личности; определенного уровня знания и умения в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями


2 Условия реализации программы

2.1 Материально-техническое оснащение

Оборудование сенсорной комнаты:


- пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Разноцветная гроза»;

- пуфик-кресло «Груша» (большая и 2 маленькие);

- проектор;

- зеркальный шар;

- сухой бассейн;

- панель настенная развивающая;

- детская сенсорная дорожка;

- панно «Бесконечность».

- маты;

-тактильный комплекс «Солнышко»;

-«Сухой душ»

- зеркальное ультрафиолетовое панно «Дождик»;

-тяжелое одеяло, подушка;

-оборудование для социально-психологической реабилитации;

-стенд развития бытовых действий;

-светильник «Пламя»;

-конструкция для сенсорно-динамического зала «Дом совы»;

-маты;

-оборудование для СДЗ: тренажеры;

-настольный тактильный глобус для слабовидящих и незрячих детей;

-интерактивная воздушно-пузырьковая колонна для д/у;

- развивающее пособия.


2.2. Формы контроля планируемых результатов


Программа предусматривает оценивание предметных, метапредметных и личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока прохождения курса. На каждом занятии педагог-психолог, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (Приложения)


2.3. Оценочные материалы


Диагностируемые

параметры

Название методик, тестов

Источник

Диагностика уровня

психических процессов у детей дошкольного

возраста

-Экспресс –диагностика в детском саду.

Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Экспресс –диагностика в детском саду.

Комплект материалов для педагогов- психологов

дошкольных образовательных

учреждений. 9-е издание. Москва,2023

Исследование

индивидуальных

особенностей и качеств

личности

-Тест «Несуществующее

животное» (с 4,5 лет);

«Тест Розенцвейга» -

исследование личности

и общения с окружающими;

- «Лесенка» (по В.Г. Щур) исследовании самооценки

-Велиева С.В. Диагностика

психических состояний

детей дошкольного

возраста. Спб., 2007

Р.С.Немов. Психология. М. 2003

Исследование

межличностных

отношений

- Метод «социометрия»

(модификация «Маски») – с 5 лет;

- тест «Два домика» -

исследование общения

детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий

и антипатий;

-тест «Рисунок семьи»;

-«Цветик- семицветик»

-основные психические

состояния, испытываемы ребенком в семье;

- Настольная книга

практического психолога. Е.И. Рогов./1том/ М.2012

-Велиева С.В. Диагностика

психических состояний

детей дошкольного

возраста. Спб., 2007

Исследование

эмоциональной сферы

- Графическая методика

«Кактус» (М.А.Панфилова) с 4 лет;

- тест тревожности

(Р.Тэммл, М.Дорки,

В.Амен) 4-7 лет

Велиева С.В.Диагностика психических

состояний детей

дошкольного возраста. Спб., 2007

- Настольная книга

практического психолога.

Е.И. Рогов./1том/ М.2012

Исследование уровня

адаптированности

ребенка к дошкольному

учреждению

-Диагностика уровня

адаптированности

ребенка к дошкольному

учреждению;

- анкета на выявление типичных способов воспитательного

воздействия;

- опросник Баса-Дорки

Роньжина А.С. Занятия

психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному

учреждению. М., 2015


2.4 Методическое обеспечение программы


Методические материалы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;

принцип единства коррекционных и развивающих задач;

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;

принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;

принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;

принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

творческий (элементы изотерапии, сказкотерапии, музыкотерпии);

игровой (использование упражнений в игровой форме).

Формы работы: индивидуальная и групповая.


2.5 Педагогические технологии используемые при реализации программы


п/п

Название

Цель

Механизм

Результат

применения

1.

Технология развивающего обучения

Развитие личности и ее способностей

Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они сами «додумываются до решения проблемы»

Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом

2.

Личностно-ориентиро-

ванная технология

Максимальное развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности

Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения

Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей

3.

Здоровьесбе

регающая технология

Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья

Создание совокупности организационных, обучающих условий

Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления

4.

Игровая технология

Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта

Включение обучающихся в процесс игровой деятельности

Повышается мотивационный уровень обучающихся, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника

5.

Технология дифференци

рованного обучения

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей обучающихся

Подбор методов индивидуального обучения

Обучающиеся усваивают программный материал на различных уровнях, в соответствии с их способностями, возможностями и возрастом

6.

Арт-терапевтическая технология

Гармоничное развитие обучающихся, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства

Воздействие различных средств искусства на психику обучающихся.

Осуществление коррекции нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии


Кадровое обеспечение:

Программа реализуется специалистом, имеющим высшее образование, прошедшим курсы повышения квалификации «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) в ранней помощи » 2024г.; курс «Поведенческая психология в общеобразовательных организациях»2024г.; курсы повышения квалификации «Стратегии работы с нежелательным поведением детей с РАС» 2024г.































Список используемой литературы

Основная

Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями //Специальная педагогика. – М., 2019.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб., Речь, 2016

Альбаева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2018

Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей– М.:Дрофа-Плюс, 2014

Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе.Тренируем пальчики.4-е издание, стереотипное. Просвещение/Дрофа, 2023

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М: «Гном-Пресс», 2002.

Гленн Вильсон, Диана Гриллз Узнай интеллектуальные возможности своего ребенка, изд. Когито-Центр,2019

Епинчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста СПб.: «Детство – Пресс», 2022

Дренева В, В. Радусова, А.Н. Горшкова, Практические материалы для педагогов-психологов по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, Ковров, 2024

Зикевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке-Изд.Речь,2020

Ильина М. В. Чувствуем-познаем-размышляем – М.: АРКТИ, 2018

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб. – СПб., Речь, 2022

Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста, М.;2018

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/ Под ред. Е. А.Стребелевой-ИНФРА-М, 2023 г.

Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет – СПб.: «Детство – Пресс», 2018

Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет – СПб.: «Детство – Пресс», 2018

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М. М. Семаго. – М., 2020.

Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Издательство ГНОМ, 2018. – 160 с.

Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. , Орлова А. Н., Шматко Н. Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста – М.:Провещение,2024

Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей старшей группы. – Национальный книжный центр, 2021 год.


Дополнительная


Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2017.

Дубова М. Мама, ау. Как ребенок с аутизмом научил нас быть счастливыми. М.: Самокат, 2020.

Керре Н. Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии / Наталья Керре. – М.: Альпина Паблишер, 2021.

Фрейд З., Эриксон Э. "Сценарий жизни". Комплекс детских травм-изд. Родина, 2021

Эйдемиллер Э.Г., Городнова М.Ю., Тарабанов А.Э. Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология. Учебник для вузов_СПб.:2023


Интернет источники


Газета педагогов // Электронный ресурс/ –https:// https://gazeta-pedagogov.ru/category/news/

Международный образовательный портал // Электронный ресурс/ – https://www.maam.ru/

Наука/Педагогика – библиотека научных работ// Электронный ресурс/ – http:// https://nauka-pedagogika.com/

Свободная энциклопедия «Википедия» // Электронный ресурс/ – http://ru.wikipedia.org

Региональное сообщество педагогов-психологов Краснодарского края // Электронный ресурс/- https://iro23.ru/?page_id=4879#

Энциклопедию психодиагностики // Электронный ресурс/- https://psylab.info













Приложения

Приложение № 1


Диагностическая карта первичного психолого-педагогического обследования


ФИО ребенка, возраст

Учреждение

Дата проведения первичного психолого-педагогического обследования

Педагог, осуществляющий диагностику

Содержание первичного психолого-педагогического обследования

Параметры оценивания

Критерии оценки

Результат наблюдения

Комментарии

Двигательное развитие

Способы передвижения

ходит самостоятельно



ходит, нуждается в физической поддержке



ходит с помощью вспомогательных средств


указать техническое средство

не ходит



перемещается ползком



перемещается с помощью коляски



не перемещается



Мелкая моторика

удерживает вложенные в руку предметы



не удерживает вложенные в руку предметы



захватывает предметы целой кистью



не захватывает предметы целой кистью



захватывает предметы пальцами



не захватывает предметы пальцами



Действия с предметами

Характер действий с предметами

использует предмет в соответствии с

функциональным назначением



не использует предмет в соответствии с функциональным назначением (неспецифические манипуляции: постукивает, использует предмет для оральной стимуляции и т.п.)


указать неспецифические манипуляции

не использует предмет в соответствии с функциональным назначением (специфические манипуляции: вращение колес перевернутой машины, переворачивание страниц книги без рассматривания изображений и т.п.)


указать специфические манипуляции

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие

фиксирует взгляд на статичном объекте,

расположенном напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 м.


указать

расстояние до объекта

не фиксирует взгляд на статичном объекте, расположенном напротив ребенка, на уровне его глаз, на расстоянии до 1 метра



прослеживает взглядом за движущимся

объектом, находящимся на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра


указать

расстояние до объекта

не прослеживает взглядом за движущимся объектом, находящимся на уровне глаз ребенка, на расстоянии до 1 метра



Слуховое восприятие

локализует звук, не перемещающийся в пространстве, предъявляемый справа на расстоянии до 0,5 метра


указать расстояние до источника звука

не локализует звук, не перемещающийся в пространстве, предъявляемый слева на

расстоянии до 0,5 метра



Прослеживает за перемещением источника звука (слепой ребенок)



не прослеживает за перемещением источника звука (слепой ребенок)



Тактильное восприятие

положительная реакция на прикосновение человека


указать вид воздействия

нейтральная реакция на прикосновение человека


указать вид воздействия

негативная реакция на прикосновение человека


указать вид воздействия

положительная реакция на соприкосновение с материалами


указать материалы

нейтральная реакция на соприкосновение с материалами


указать материалы

негативная реакция на соприкосновение материалами


указать материалы

Речь и коммуникация

Импрессивная речь

реагирует на свое имя



не реагирует на свое имя



понимает и выполняет простые речевые инструкции («встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.)


указать инструкции

не понимает простые речевые инструкции



Понимает и выполняет сложные речевые инструкции («Закрой дверь и иди сюда»,

«Сначала вымой руки, а потом сядь за стол»)


указать инструкции

не понимает сложные речевые инструкции



Экспрессивная речь

произносит отдельные звуки



не произносит отдельные звуки



произносит слоги, звукокомплексы



произносит слова



произносит простые предложения



произносит фразы из 2-3-х предложений



есть коммуникативная направленность речи



Коммуникативная направленность речи

отсутствует



Экспрессия

отвечает на вопросы, используя взгляд



отвечает на вопросы, используя жест



другое



Чтение

узнает напечатанные слова (глобальное чтение)



читает, понимает смысл прочитанного



читает, не понимает смысл прочитанного



Особенности контакта со взрослыми

Установление контакта

устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого



не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого



устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в ответ на поглаживание руки – поднимает руку и др.).



не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого



Поддержание контакта

поддерживает контакт в процессе

взаимодействия с взрослым



прерывает контакт, после этого включается в процесс взаимодействия



прерывает контакт, после этого не включается в процесс взаимодействия



Инициация

контакта

инициирует контакт


указать способ

привлечения внимания, цель

не инициирует контакт



Избирательность

контакта

вступает в контакт с любым взрослым



устанавливает контакт избирательно



Особенности контакта со сверстниками

Установление контакта со сверстниками в свободной

деятельности

устанавливает контакт в ответ на действия сверстников



избегает контакт со сверстниками



Установление контакта со сверстниками в

игровой ситуации

присоединяется к игре



не присоединяется к игре



Поддержание контакта со сверстниками

поддерживает контакт в процессе

взаимодействия со сверстниками



периодически поддерживает контакт в процессе взаимодействия со сверстниками


указать

количество эпизодов прерывания контакта

не поддерживает контакт в процессе

взаимодействия со сверстниками



Инициация

контакта

инициирует контакт со сверстниками



не инициирует контакт со сверстниками



Избирательность контакта

вступает в контакт с любым сверстником



устанавливает контакт избирательно (симпатии, антипатии)



Эмоциональная сфера

Эмоциональные проявления

Реагирует на проявления эмоций другого человека, ответные эмоции соответствуют

ситуации



реагирует на проявления эмоций другого человека, но ответные эмоции не соответствуют ситуации



не реагирует на проявления эмоций другого человека



Преобладающий эмоциональный фон

позитивный



негативный



неустойчивый



Эмоциональный контроль

успокаивается сам



успокаивается по просьбе взрослых



успокаивается при переключении на другую деятельность



успокаивается, если взять за руку или обнять



успокаивается при смене помещения




другое



Особенности поведения

Проблемы поведения

стереотипии


указать способы проявления стереотипии

неадекватный крик



неадекватный плач



неадекватный смех



физическое сопротивление



невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения


указать инструкции

агрессия


указать способы проявления агрессии

самоагрессия


указать способы проявления самоагрессии

отказ от выполнения предлагаемой

деятельности



не наблюдались проблемы поведения



Реакции на требования и замечания

меняет поведения (свои действия) в

соответствии с требованием, замечанием



не меняет поведения (свои действия) в

соответствии с требованием, замечанием



Предпосылки учебной деятельности

Восприятие изображений

узнает знакомый предмет на фотографии



узнает знакомый предмет на цветной картинке



Узнает знакомый предмет на черно-белой картинке



узнает знакомый предмет на пиктограмме



не узнает предмет на изображении



Принятие вида деятельности

включается в деятельность по предложению педагога (без использования мотивационных

стимулов)



включается в деятельность при условии использования мотивационных стимулов


указать эффективные

мотивационные

стимулы на момент обследования

не включается в деятельность, в том числе при условии использования мотивационных стимулов



Интерес к деятельности

проявляет интерес к деятельности, в которую вовлечен


указать вид деятельности

не проявляет интерес к деятельности, в которую вовлечен



Отношение к помощи

обращается за помощью к взрослому



не обращается за помощью к взрослому



принимает помощь педагога



не принимает помощь педагога



Самообслуживание

Одевание

одевается самостоятельно



одевается с помощью



нуждается в полном уходе



Раздевание

раздевает самостоятельно



раздевается с помощью



нуждается в полном уходе



Еда ложкой

ест самостоятельно



ест с помощью



нуждается в полном уходе



Питье из кружки

пьет самостоятельно



пьет с помощью



нуждается в полном уходе



Мытье рук

моет руки самостоятельно



моет руки с помощью



нуждается в полном уходе



Пользование туалетом

сообщает о желании сходить в туалет



обслуживает себя



требуется помощь



нуждается в полном уходе



Познавательное развитие

Представление о себе

узнает себя на фотографии



не узнает себя на фотографии



идентифицирует себя как мальчик (девочка)



не идентифицирует себя как мальчик (девочка)



показывает части тела:



голова



руки



ноги



спина



живот



не показывает ни одну часть тела



Представление о цвете

группирует однородные предметы четырех цветов (кубики красного, синего, желтого, зеленого цвета) по принципу «такой - не такой»



группирует однородные предметы четырех цветов (кубики красного, синего, желтого, зеленого цвета) по принципу «такой - не такой» с помощью педагога



группирует однородные предметы двух цветов по принципу «такой- не такой»


указать цвет предметов

группирует однородные предметы двух цветов по принципу «такой- не такой» с помощью педагога


указать цвет предметов

узнает цвет:



красный



синий



желтый



зеленый



не узнает ни один цвет



Представление о форме

группирует предметы одного цвета по форме по принципу «такой-не такой» (шарики, кубики)



группирует предметы одного цвета по форме по принципу «такой -не такой» (шарики, кубики) с помощью педагога



узнает геометрические тела:



шарик



кубик



«крыша» (треугольная призма)



Не узнает ни одно из предъявляемых

геометрических тел



узнает геометрические фигуры:



круг



квадрат



треугольник



не узнает ни одну из предъявляемых

геометрических фигур



Представление о величине

группирует однородные, контрастные по величине предметы по принципу «такой -не такой»



группирует однородные, контрастные по величине предметы по принципу «такой -не такой» с помощью педагога



узнает величину предмета:



большой



маленький



не узнает величину предмета



Представление о целом и части

Собирает матрешку (соединяет 2 части

матрешки)



Собирает матрешку (не соединяет 2части

матрешки) с помощью педагога



собирает картинку из 2-х частей



собирает картинку из 2-х частей с помощью педагога




собирает картинку из 4-х частей



собирает картинку из 4-х частей с помощью педагога



Количественные представления

различает множества (один -много)



не различает множества (один -много)



Отвечает на вопрос «Сколько?» при

соотнесении числа с количеством в пределах 5



не отвечает на вопрос «Сколько?»при

соотнесении числа с количеством в пределах 5



пересчитывает предметы



пересчитывает предметы с помощью педагога



показывает цифры:



1



2



3



4



5



не показывает ни одну цифру



Представления об окружающем мире

узнает фрукты:



яблоко



апельсин



банан



не узнает ни один из предъявляемых фруктов



узнает овощи:



огурец



морковь



помидор



не узнает ни один из предъявляемых овощей



узнает домашних животных:



корова



лошадь



свинья



кот



собака



не узнает ни одно из предъявляемых домашних

животных



узнает диких животных:



медведь



заяц



лиса



не узнает ни одно из предъявляемых диких

животных



узнает предметы посуды:



тарелка



ложка



кружка



не узнает ни один из предъявляемых предметов

посуды



узнает предметы одежды:



шапка




куртка



брюки



не узнает ни один из предъявляемых предметов

одежды



узнает предметы мебели:



кровать



стол



стул



не узнает ни один из предъявляемых предметов мебели







Приложение № 2

Методика "Заучивание 10 слов " А.Р. Лурия


Цель: исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Форма: данную методику можно проводить как индивидуально, так и группой.

Инструкция: состоит из нескольких, этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков). Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка. Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________

Дата________________________Возраст_________________________________

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления,

8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления,

5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).





t1721116831aa.gif


t1721116831ab.png










Приложение №3

Методика «Лесенка» для младших школьников

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура

исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Инструкция: Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1– завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому

что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ступеньки 2, 3– адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и

свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4– заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6– низкая самооценка

Ступенька 7– резко заниженная самооценка








t1721116831ac.png












Приложение № 4

Методика «Несуществующее животное»

Цель: диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения.

Возрастной диапазон: методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста.

Материал для тестирования: лист бумаги А4 (либо близкий по размеру к формату); цветные карандаши.

Инструкция: лист бумаги предлагают использовать целиком (а не сгибают пополам), дают его в руки испытуемому (чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать) и не делают на нем никаких надписей. Комментарий к заданию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай для него несуществующее имя». После окончания рисования ребенку задают вопросы:

Где живет это существо (какое у него жилище)?

Чем оно питается?

С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?

Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?

Кто его враги?

Кто (из живущих на Земле) его друзья?

Что ему нужно для полного счастья?


Показатели и интерпретация

Показатели психомоторного тонуса. Нажим карандаша.

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.

Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность.

Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий

Штриховые линии – тревожность как черта личности.

Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.

Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.

Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Положение на рисунке. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше вceгo взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.) Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Повышенная тревожность часто отражается в избыточном количестве органов чувств. Тревожный человек сам повышенно чувствителен к возможным опасностям и поэтому наделяет повышенной чувствительностью свои создания. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно – демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Необходимо обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, панцирь, перья, бантики, цветково - функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе,

«самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, любознательность, желание участвовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий.

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

- нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях;

- то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной). Слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Характер линий:Характер линий рисунка - самый главный критерий, по которому выявляются тревожные или состояние тревоги. В случае, если для рисования используется не единая линия, а линия, состоящая из множества маленьких, коротеньких пунктирчиков, можно говорить о высоком уровне тревожности. Многократное обведение это тоже тревожность - испытуемый не уверен, хорошо ли он нарисовал и пытается исправить. Это может быть также навязчивое состояние, когда он не может успокоиться и все время обводит. Слабый нажим или паутинная, еле видная линия - либо человек очень уставший, астеничный, утомленный и это одно. Или это может быть проявление закрытости - он хочет, чтобы его животное было минимально видно. А еще это неуверенность в собственном «Я» и это отражается в слабой линии животного - он точно не знает, какой он и расплывается в тумане. То есть он может быть больной, неуверенный в собственном «Я» и закрытым.

Целостность контура - если контур очень хорошо обведен и подчеркнут это означает, что человек защищает свое внутреннее пространство. Если разрывы в контуре животного существуют, то предполагается, что в некоторых аспектах есть слияние, смешение внешнего и внутреннего или нарушение границ - человек может быть очень сильно зависим от средовых воздействий, либо человек полностью сливается с социумом и не чувствует собственного «Я». Если присутствует «волосатость», то мы понимаем, что нет границ между внешним и внутренним. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Наличие штриховки, закрашивания: показатель субъективной трудности выполнения отдельного элемента рисунка. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Низкий уровень агрессивности

Показателем отсутствия тенденций к агрессивности служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке.

Повышенная агрессивность

Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного - это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни).

Склонность к вербальной агрессии.

В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Часто зубы сочетаются с преувеличенным размером рта.

Боязнь агрессии и защитная агрессия

Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляется отношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь. Очень широко распространено изображение игл, как у дикобраза, или колючек. Боязнь агрессии отражается в широко расставленных руках с очень большими кистями (высокая неудовлетворенная потребность в общении), пустых глазах. Для боязни агрессии характерны описание гигантских размеров животного и желание стать еще больше. Стремление к повышению чувствительности - характерный признак тревоги, опасений. Защитная агрессия не всегда оказывается столь безобидной. Нередки случаи, когда она активно проявляется на поведенческом уровне. Несмотря на то, что сам человек воспринимает ее как защитную, в действительности она может становиться опережающей: ожидая нападения (возможно, безо всяких оснований), человек спешит заранее напасть первым.

Невротическая агрессия

Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию на неблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщенная реакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источник потенциальной угрозы, а на все окружение. В таких случаях говорят, что человек из-за своих неудач зол на весь мир. Признаком невротической агрессии в тесте «Несуществующее животное» служит сочетание невротических и агрессивных проявлений. Штриховка с сильным нажимом говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряженности. Особая тщательность штриховки позволяет предположить, что человек отличается высоким уровнем ригидности. Тщательно подчеркнутый контур - свидетельство высокого уровня контроля. Показателем хорошего контроля принято считать также изображение длинной шеи. Следовательно, невротическая симптоматика не должна быть особенно заметна в поведении человека, так как на уровне внешних проявлений она тормозится, благодаря повышенному самоконтролю.

Показатели типично невротической тематика: эмоционально неприятное место жизни - болото (также трактуется указание на то, что животное живет в грязи, в тине). Упоминание неприятной пищи - червей (аналогично трактуется питание слизняками, мусором и т.п.). И, наконец, для невротического состояния типичны определенные виды страхов - невротические страхи. К ним относятся, в частности, страх перед мелкими животными (насекомыми, мышами и т.п.) и боязнь змей. Наличие таких страхов может проявиться при ответе на вопрос, чего животное боится или при описании его врагов. Например, если весь рисунок закрашен ровным серым тоном, а отдельные части рисунка стерты и переделаны, то это признаки высокой тревоги. Наблюдается стремление защититься от возможной угрозы (шипы на теле и на хвосте). Грубое искажение формы глаз - один из показателей невротизации. Описание такого способа питания, как высасывание крови жертв, часто встречается у людей, склонных к невротической агрессии.


5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.