Рабочая программа педагога-психолога
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МДОУ д/с «Сказка»
протокол № __« ____» _________ 2020 г. ______________Сироткина Н. В.
Приказ № ____ « ___» ________ 2020 г.
Рабочая программа педагога психолога МДОУ «Сказка» на 2020-2021 учебный год
Г. Малоярославец 2020
Содержание
Целевой раздел……………………………………………………………………….………3
Пояснительная записка …………………………………………………………………………3
Цели и задачи реализации программы ………………………………………………………...3
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста………………………4
Прогнозируемые результаты психолого-педагогического сопровождения в ДОУ…………7
Содержательный раздел………………………………………………………………………....8
Основные направления деятельности педагога психолога …………………………………..8
Должностные обязанности педагога психолога……………………………………………...10
Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….…11
Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»………………………………………………………………………………………..11
Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие»..12
Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»………...12
Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»………………………………………………………………………………………..12
Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»…..12
Психолого-педагогические условия реализации Программы………………………………13
Организационный раздел
Перспективное планирование на 2020-2021 учебный год…………………………………..14
Особенности предметно – пространственной - развивающей среды………………………16
Список литературы…………………………………………………………………………….18
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 и с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Сказка», примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Вераксы Н.Е. Комаровой Т.С. Васильевой М.А.
Рабочая программа педагога-психолога МДОУ «Сказка» разработана в соответствии с:
-Конвекцией о правах ребенка
-Конституцией РФ, ст.43, 72
-Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
-ФГОС дошкольного образования (приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва)
-СанПин (постановление №26 от 15.05.2013 г. «Об утверждении требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО)
-Уставом ДОУ
-Образовательной программой МДОУ «Сказка»
Данная рабочая программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, посещающих детский сад
определяет содержание и структуру деятельности педагога-
психолога по направлениям: псих профилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование детей, родителей и воспитанников, и педагогов ДОУ.
Все занятия построены в игровой форме, которая является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Главная цель дошкольного образования — «воспитание гармонично развитой и социальноответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Для обеспечения «гармоничного развития» ребенка, необходимо обеспечить единство задач воспитания, развития и обучения.
Воспитание — это формирование первичных ценностных представлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
Развитие — это развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать, анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать свое поведение и настроение (регуляторные способности).
Обучение — это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений, навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.
Исходя из вышесказанного, целью программы является создание условий для осуществления и реализации развития детей, осуществлять содействие и поддержку формирования и укрепления новообразований и особенностей, которые являются базой для дальнейшего становления личности ребенка.
Задачи реализации программы:
- Изучить психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с целью выявления нарушений в познавательной, эмоционально-волевой и социально-личностной сферах;
- Осуществлять развивающую, коррекционную, профилактическую деятельность направленную на предупреждение и преодоление нарушений;
- Консультировать и просвещать всех участников образовательного процесса с целью повышения психологической компетентности;
- Формировать психическое здоровье педагогов;
Развитие и становление личности ребенка – это достаточно сложный и многогранный процесс. На данном возрастном этапе ребенок приобретает некую самостоятельность. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «МЫ» (Выготский Л.С.). У ребенка возникают новые психические возможности, интенсивно развиваются психические функции, появляются зачатки самопознания. Таким образом, охрана и укрепление психического здоровья детей является приоритетной задачей современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы ДОУ.
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту систему, взрослую жизнь, активно в ней учувствовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.
Акцентируя особое внимание на своеобразии целостной структуры личности ребенка и наличии специфических для конкретного возрастного периода тенденций развития, Л. И. Божович высказывала предположение о том, что искусственное ускорение развития какой-либо одной функции может нарушить гармоническую структуру возрастного развития ребенка.
Развитие ребенка, возникновение новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом возрасте не происходят сами собой и не привносятся извне взрослыми. родившийся маленький человек – не пассивное существо. Возникновение новообразований в его психике возможно лишь в результате активной деятельности его самого. разнообразны виды деятельности, которыми занимается ребенок: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, читает стихи, считает, поет, ухаживает за растениями и животными, мастерит, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет... каждый вид деятельности вносит свой «вклад» в развитие ребенка.
Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его среда – та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Общение со взрослыми – один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы жизни.
Каждый возрастной этап сопровождается определенными новообразованиями. В развитии психофизиологических функций формируются социальные формы психики – личность и ее структура (характер, темперамент и т.д.), познания, способности, склонности и т.д. Общение с взрослым имеет огромное значение в жизни ребенка. Взрослый выступает в роли источника информации, что активизирует включение ребенка в общество, социальные формы общения, в процессы общения, тем самым корректируя его развития. Гармоничное развития личности дошкольника, становление его психической организации создает готовность к успешному переходу к следующему периоду развития – школьному.
Возраст от 2 до 3 лет
Среди всех психических процессов, ведущая роль отводится восприятию. Все функции данного этапа идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия, ни одна функция не переживает такого пышного расцвета, как функция восприятия (Л. С. Выготский).
Активно развивается речь ребенка, ее понимание. К концу третьего года жизни, речь становится инструментом общения со сверстниками. Формируются начальные социальные формы поведения ребенка, преобладающий вид мышление – наглядно-действенное.
Появляются образцы для сравнения – это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Формируется зрительный подбор, все это говорит о том, что у ребенка существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами.
Развивается предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка со взрослым. Функционально - предметные новообразования, сформированные в практической деятельности ребенка, отражаясь в его сознании, вызывают качественно новые формы обобщения. Средством фиксации и закрепления детских обобщений является речь. Важнейшим образованием данного периода является встреча линий развития мышления и речи.
Возраст от 3 до 4 лет
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится игра. На границе раннего (от 1 до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) детства впервые возникает игра с сюжетом. Одновременно с ней или позже возникает образно – ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок склонен фантазировать.
Дети начинают знакомиться друг с другом, учатся полноценному общению, формируя социальные формы общения, навыки, понятия.
Продолжает развиваться речь – звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, интенсивно растет словарный состав речи, грамматический строй.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Период трех лет считается трудным – это связано с кризисом трехлетнего возраста. Трудность состоит в том, что ребенок начинает отделять себя от взрослых и проявляет возрастающую строптивость. Для ребенка чаще всего характерно: негативизм, эгоцентризм, самостоятельность.
Возраст от 4 до 5 лет
Доминантным психическим процессом на данном возрастном этапе является память, которая активно продолжает развиваться. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически.
Продолжает развиваться речь, которая носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной. Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком. Взрослый становиться для ребенка эрудитом, который способен объяснить все и рассказать обо всем, что носит познавательный характер.
Использование речи, как кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Ребенка интересует не просто какое либо явление само по себе, но и причины и следствия его возникновения.
Ребенок развивается физически и становится более вынослив. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается.
Продолжает развиваться фантазирование. Ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Связь мышления и действия сохраняется, но становиться не такой посредственной как раньше. Развивается способность выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной деятельности.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
На данном возрастном этапе дети могут распределять роли, основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роль формируется до начала игры – это говорит о новообразовании в развитии детей: от предметных действий людей к отношениям между ними. Ребенок уже может регулировать свое поведение, осваивают социальные отношения.
Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует познавательной мотивации в общении. Широкий кругозор и любознательность позитивно влияет на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. Появляется интерес к математике, чтению. Развивается воображение, моделирование, исходя из этого ребенок уже может решить простые геометрические задачи.
Запоминание становиться произвольным, целенаправленным. Внимание более концентрировано, произвольно.
Продолжает активно развиваться речь. Дети учатся последовательно, логически строить свои действия, рассказывать об этом. Развивается инструктирование, которое помогает ребенку организовывать свое внимание на предстоящей деятельности.
На данном возрастном этапе для ребенка открывается весь спектр чувств и эмоций, также появляются их устойчивость. Для ребенка очень важно мнение взрослого, поэтому ему важно получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.
Возраст от 6 до 7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок меняется. Данный период называют возрастом «вытягивания» или возрастом смены зубов. Главные изменения происходят в поведении ребенка. Он начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. Данные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил, как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка. В этом возрасте значительно расширяется жизненный, мир ребенка.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться правил.
Развивается познавательная сфера. Дети свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
Развивается наглядно – образное мышление, с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры, как ведущей деятельности, к учению.
Прогнозируемые результаты психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение в МДОУ «Сказка» реализуется с учетом возрастных возможностей и особенностей детей, индивидуальных траекторий развития, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация этой программы обеспечивает проработку эмоционально-личностных проблем детей (снижение агрессивных проявлений, импульсивности, тревожности, повышение уверенности в себе), развитие познавательной сферы (память, внимание, мышление, восприятие).
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.
Мотивационные образовательные результаты
Ценностные представления и мотивационных ресурсы:
• Инициативность.
• Позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.
• Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело.
• Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим».
• Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.
• Уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны.
• Отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
• Стремление к здоровому образу жизни
Предметные образовательные результаты
Знания, умения, навыки:
• Овладение основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
• Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• Овладение начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире.
• Овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., знакомство с произведениями детской литературы.
• Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, начальными представлениями о принципах здорового образа жизни.
• Хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями).
• Хорошее владение устной речью, сформированность предпосылок грамотности.
Содержательный раздел
2.1. Основные направления деятельности педагога психолога
Исходя из положения о службе практической психологии в сфере образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога:
Психологическое просвещение – формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом должны входить:
-возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для психологического развития;
- готовность к школе и т.д.
Особое внимание отводится стилю взаимодействия детей и взрослых, изучение которых предполагает личностностные особенности педагогов. Основными условиями эффективного общения является взаимное уважение и открытость.
Важной профилактической процедурой является разработка программы адаптации поступающего ребенка в ДОУ.
Психологическая профилактика – обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных усложнений в психическом развитии и становление личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально - психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающая педагогическую и медицинскую. Психодиагностика является основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ.
При выборе психодиагностических методик учитываются такие характеристики:
- соответствие возрасту;
- соответствие целям диагностического исследования;
- минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке данных).
Развивающая и психокоррекционная работа – активное взаимодействие педагога – психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрение комплексных медико-психолого – педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Данное направление включает в себя:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной, познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной, познавательной сферах);
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- Тематические занятия с родителями;
Данное направление включает работу со взрослыми, их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.
Психологическое консультирование - консультирование администрации учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Организационно – методическая работа включает в себя следующие виды деятельности:
- оформление документации;
- участие в методических объединениях практических психологов;
- методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер – классов, по плану МДОУ;
- изучение психолого – педагогической литературы;
Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития.
Основные направления экспертной работы в ДОУ:
1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
5. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.
6. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Формы работы педагога психолога:
Индивидуальная;
Подгрупповая;
Групповая
Таким образом педагог психолог, в ходе своей профессиональной деятельности реализует все направление описанные выше.
В рамках реализации программы психолог должен заботиться о создании психологического благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса для детей и педагогов.
2.2.Должностные обязанности педагога психолога
Среди должностных обязанностей педагога – психолога выделяют следующие:
-Проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;
-Выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам, родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;
-Проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;
-Планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;
-Содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;
-Выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;
-Обследование и оказание социально –психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;
-Формирование психологической культуры детей , педагогов и родителей;
-Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей;
Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года « О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе департамента образования города Москвы». В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика.
В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования, вводятся следующие формы документации:
Формы учета деятельности и отчетности педагога психолога образовательного учреждения, которые являются основой для контроля и оценки деятельности педагога психолога со стороны администрации и содержат:
-количественные данные о проведенной работе;
-Основные проблемы, по которым обращались к психологу или в соответствующее подразделение психологической службы;
-научно-методические средства, применявшиеся в работе;
-качественную характеристику проведенной работы;
Перечень документации:
Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения;
Журнал учета проведенной работы;
График работы на неделю;
Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
Аналитический отчет о проведенной работе за год;
Журнал учета проведенной работы – включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы.
Программы и методы психопрофилактической, диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной и других видов работ дается в свободной форме и включает в себя: цели и направления программы, адресат, авторство, краткое содержание.
Аналитический отчет о проведенной работе за год пишется в свободной форме и включает в себя:
-количественные данные о проведенной работе за год;
-качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу;
-обеспеченность их решения научными, методическими средствами;
-основные проблемы и трудности в работе;
-перспективные направления в работе;
Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста
Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и совершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Психолого-педагогического сопровождение - это система психолого-педагогической деятельности, направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно - образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Субъекты образовательного взаимодействия - участники воспитательно - образовательных отношений.
2.3.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, развитие коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
развивать у детей социальную и ценностно-смысловую компетентность;
воспитывать у детей чувство принадлежности к социуму;
развивать у каждого ребенка позитивное отношение в себе и к природе;
формировать у ребенка умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;
формировать у детей навыки совместной деятельности в коллективе;
воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
развивать у детей способность понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера;
познакомить детей с эмоциями человека, развивать способность осознавать собственные эмоции и чувства, учить распознавать эмоциональные реакции других людей и формировать умение адекватно выражать свои эмоции;
ознакомление с разнообразными видами труда взрослых, воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе;
формирование у детей навыков общения и выражения своих мыслей;
формирование у детей умения устанавливать контакт, вступать в диалог, поддерживать беседу, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой.
Психологическое сопровождение образовательной области
«Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
развитие высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
формирование познавательной мотивации;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
помогать решать трудности, связанные с низкой продуктивностью в выполнении заданий, частой отвлекаемостью, отсутствием внимания;
тренировка навыков усидчивости.
Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»
Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
воспитание желания и умения слушать художественные произведения;
формирование у детей навыков общения и выражения своих мыслей;
формирование у детей умения использовать разнообразные способы и средства общения; развитие языка жестов, мимики и пантомимики;
формирование у детей умения использовать разнообразные способы и средства общения; развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
2.3.4.Психологическое сопровождение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи:
знакомство детей с произведениями изобразительно искусства и приобщение их к художественному творчеству;
формирование активности, самостоятельности, творчества, желания участвовать в деятельности;
развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
2.3.5. Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»
Цель: воспитание и развитие личности, ориентированной на осознанное отношение к своему здоровью и формирование здоровьесберегающего поведения.
Задачи:
содействие сохранению здоровья детей, оказание помощи детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду (снижение импульсивности, агрессии, тревоги);
создание осознанного отношения к своему здоровью, снятие психоэмоционального напряжения;
формирование здоровьесберегающего поведения, расширение представлений ребенка о здоровом образе жизни;
формирование адекватного поведения в опасных ситуациях (создание способов реагирования, в том числе умения следовать инструкции, согласованно действовать и оказывать взаимопомощь).
Психолого-педагогические условия реализации Программы
Режимные моменты занимают значительную часть времени пребывания детей в детском саду. Режимные моменты в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины миры, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку в своей активности. Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся.
Режимные моменты — это не только присмотр и уход за детьми, но и отличная возможность для их обучения и воспитания. Развивающее общение при проведении режимных моментов, даже во время таких обыденных процедур, как умывание, одевание, прием пищи и т.п., позволяет детям много узнать и многому научиться. В ходе режимных моментов у детей не только развиваются соответствующие навыки самообслуживания, но и расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, развиваются социально-коммуникативные навыки и т.д.
Построение программы сопровождения для каждого возрастного периода, ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
Формы работы: групповые и подгрупповые мероприятия, а также индивидуальная работа. Длительность, количество мероприятий в неделю зависит от возрастной группы.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Мероприятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий. Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Индивидуальная работа. Включает в себя диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы.
Результаты диагностики являются основой для целевых ориентиров дальнейшего развития. Ее результаты также могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Ожидаемый образовательный результат:
- Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).
-Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
-Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
-Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
-Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.
-Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.
-Укрепление здоровья детей, профилактика утомления.
-Развитие навыков самообслуживания.
-Формирование интереса и потребности в регулярном чтении.
- Приобщение к художественной литературе.
-Всестороннее развитие детей (физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно эстетическое).
-Развитие детской инициативы.
- Комплексное всестороннее развитие детей по всем образовательным областям в соответствии с Программой и ФГОС ДО.
Воспитательно - образовательный процесс должен строиться с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно - образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Организационный раздел
3.1. Перспективное планирование на 2020-2021 учебный год
№»№ | Направление и вид деятельности | Категория участников | Сроки | Примечания |
1 | Психодиагностика | |||
1.1 | Диагностика готовности детей к школьному обучению. | Подготовительные | Сентябрь Октябрь | По плану |
1.2 | Обследование при поступлении в детский сад | Ясельная | Сентябрь Октябрь В течение всего года | По запросу По плану |
1.3 | Выявление детей «группы риска» | Воспитанники | ||
1.4 | Анализ детской продуктивной деятельности | Воспитанники | ||
1.5 | Изучение социально-психологического климата в коллективе, социального статуса детей. | Подготовительные | Сентябрь Октябрь В течение всего года | По плану |
1.6 | Выявление «одаренных» воспитанников | Воспитанники | Первый квартал учебного года | По запросу |
2 | Развивающая и коррекционная работа | |||
2.1 | Психолого-педагогическое сопровождение детей группы раннего возраста в период адаптации к ДОУ | Ясельная Младшая | В течение всего года | По плану |
2.2. | Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Воспитанники Родители | Сентябрь Апрель В течение всего года | По запросу |
2.3 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками | Воспитанники | В течение всего года | По запросу По показаниям |
2.4 | Составление плана работы психологического сопровождения детей с ОВЗ Индивидуальный план работы с каждым ребёнком с ограниченными возможностями здоровья | Воспитанники с ОВЗ, ЗПР, ДЦП, дети-инвалиды. | По показаниям | |
2.5 | Групповые и индивидуальные развивающие занятия с детьми | Воспитанники | По плану По запросу | |
3 | Просветительская работа: психопросвещение и психопрофилактика | |||
3.1 | Создание условий для полноценного психического развития ребенка | Воспитанники Родители Воспитатели | Сентябрь Май В течение года | По запросу |
3.2 | Оказание помощи в период адаптации | Родители Воспитатели | Первый квартал учебного года | По мере поступления детей |
3.3 | Формирование у родителей и педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развитии | Родители Воспитатели | Сентябрь - май | По плану |
4 | Консультирование | |||
4.1 | «Рекомендации по адаптации детей к ДОУ» | Родители Воспитатели | Первый квартал учебного года | По мере поступления детей По запросу |
4.2 | Консультирование педагогов и родителей | Родители Воспитатели | В течении всего года | По запросу |
4.3 | Совместная работа с администрацией | Заведующий Методист | В течение всего года | По запросу по плану |
5 | Экспертная работа | |||
5.1 | Экспертная деятельность по определению причин конфликтных ситуаций | Участники образовательных отношений | В течение всего года | По необходимости |
5.2 | Психологический анализ по результатам экспертной деятельности | |||
6. | Организационно-методическая работа | |||
6.1 | Работа с документацией | | В течение года | По мере необходимости |
6.2 | Анализ научной и практической литературы для подбора психологического инструментария и разработки развивающих или коррекционно-развивающих программ | | В течение года | По плану По запросу |
6.3 | Подготовка информационных памяток (писем) для родителей | Родители | Сентябрь Декабрь | По плану |
3.2 Особенности организационно-пространственной среды
Созданная организационно-пространственная среда кабинета позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка, оказать своевременную квалифицированную психологическую помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. Кабинет расположен на первом этаже. Кабинет находится в стороне от административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий, на расстоянии близком от групповых помещений. Общий цветовой фон выдержан в успокаивающих оттенках желтого цвета. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. Окна имеют шторы.
Пространство кабинета делится на основные функциональные зоны, соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога: консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую. Их можно использовать в различных сочетаниях, в зависимости от характера и контекста психологической работы.
Пространство взаимодействия с детьми:
- зона игровой терапии оснащена наборами игр, применяемых в игротерапии;
- зона диагностики и коррекционной работы, где расположены стол для диагностики и коррекции детей, шкафы с дидактическим, стимульным материалом; играми и упражнениями для развития и коррекции познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер; бланками тестов, анкетами, специально подобранными с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно- развивающей работы.
Пространство взаимодействия с взрослыми:
- зона консультативной работы, зона для организационно-планирующей и интерпретационной деятельности педагога-психолога оснащена письменным столом, оргтехникой (компьютер, принтер), есть шкафы для методической литературы, нормативной документации.
МДОУ «Сказка» имеет сенсорную комнату в виде дополнительной организационно-пространственной среды для обеспечения и достижения баланса чувств человека.
Занятия в сенсорной комнате оказывают положительное влияние на следующие важнейшие органы:
- Вестибулярный аппарат;
- Зрение;
- Слух;
- Тактильные ощущения;
Сенсорная комната помогает в следующих задачах:
- Снижение утомляемости (релаксация)
- Повышение интереса к обучению, любознательность;
- Профилактика предотвращения страхов и агрессивности;
- Развитие музыкального слуха и цветов;
Список литературы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО/ Ю.А. Афонькина – Изд. 2-е, перераб. Волгоград: Учитель, 2015г. – 170с.
Бацина Е.Г. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2016. – 191 с
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 389
Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет – М.: Мозаика-Синтез., 2016г.
Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду.-Мозаика синтез М: 2012-128 с.
Верещагина. Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96с
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч. т. 2.- М., 1982.-432с.
Груздева О.В. Детская практическая психология. Учеб. Пособие для обуч. По напр «Педагогика»-232 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
Кулачина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1993.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Сфера, 2001. - 464с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд. Переработ.-Спб.: Питер, 209 – 304 с.
Широкова Г.А. – Справочник дошкольного психолога.Ростов «Феникс», 2004, -384 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.- 289с.