Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса по УМК Г. В. Дорофеева
Филиал Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации – Старокулаткинской средней общеобразовательной школы №2 имени Героя РФ Р.М.Хабибуллина Бахтеевская основная школа
«Утверждаю»
Директор МБОО-Старокулаткинской СШ №2
____________/Рафикова Г.Ш../
Приказ № ___ от 31.08.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: алгебра
Класс: 7
Уровень общего образования: основное общее
Учитель: Николаева Марина Васильевна
Срок реализации программы:2020 – 2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 105 часов в год; в неделю 3 ч.
Планирование составлено на основе: Алгебра.Сборник рабочих программ. 7-9 классы:пособие для общеобразовательных организаций/сост. Т.А.Бурмистрова.-М.:Просвещение, 2016.
Учебник:Алгебра.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций./Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.; под ред. Г.В.Дорофеева , И.Ф.Шарыгина.-М.: Просвещение, 2017.
Рабочую программу составила:______________/Николаева М.В./
«Рассмотрено» «Согласовано» Принято
На заседании ШМО Зам.директора по УВР на заседании
Протокол №___ ________/Зулькарняева Г.А./ педагогического совета
от ___августа 2020г. «28» августа 2020г. (Протокол №__от31.08.20)
с.Бахтеевка
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
- ответственного отношения к учению;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
-умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
у учащихся могут быть сформированы:
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими обучающимися в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные УУД:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
№ | Наименование разделов и тем | Дидактические единицы образовательного процесса | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | ||
7 класс | |||
1 | Дроби и проценты | - сравнивать дроби; - выполнять вычисления с рациональными числами; -вычислять выражения с натуральными показателями; - решать задачи на проценты; - находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда. | - применять полученные знания при решении задач; - применять правило перекрестного сравнения обыкновенных дробей |
2 | Прямая и обратная пропорциональность | - осуществлять перевод задач на язык формул; - выражать переменные из формул; - знать прямо пропорциональные выражения, обратно пропорциональные; - знать формулу обратной пропорциональности; - решать задачи с помощью пропорций; | - применять полученные знания при решении задач; - выполнять числовые подстановки в формулы |
3 | Введение в алгебру | - распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. - приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. - составлять выражение с переменными по условию задачи. - выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. - находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. - классифицировать алгебраические выражения, описывать целые выражения | - формулировать понятие линейного уравнения. -решать линейное уравнение в общем виде. - интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. - описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач |
4 | Уравнения | ||
5 | Координаты и графики | - отмечать множество точек на координатной прямой; - отмечать точки на координатной плоскости; - знать, что такое графики; - изображать графики; | - находить расстояние между точками координатной прямой; - применять полученные знания при решении задач |
6 | Свойства степени с натуральным показателем | - находить произведение и частное степеней; - решать комбинаторные задачи; - упрощать произведения и частное степеней. | - использовать правило перестановки при решении задач; - применять полученные знания при решении задач |
7 | Многочлены | - знать определения одночленов и многочленов; - выполнять действия с одночленами и многочленами. | - использовать формулы квадрата суммы и квадрата разности при выполнении заданий; - решать задачи с помощью уравнений |
8 | Разложение многочленов на множители | - выносить общий множитель за скобки; - использовать способ группировки; - использовать формулу разности квадратов, формулы разности и суммы кубов; - раскладывать на множители с применением нескольких способов. | - решать уравнения с помощью разложения на множители |
9 | Частота и вероятность | вычислять относительную частоту случайного события. | - применять правила вычисления вероятностей случайных событий при выполнении заданий |
10 | Итоговое повторение курса алгебры 7 класса | | |
Содержание учебного предмета
1. Дроби и проценты
Обыкновенные и десятичные дроби, вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Решение задач на проценты. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; сформировать первоначальные умения статистического анализа числовых данных.
В соответствии с идеологией курса данная тема представляет собой блок арифметических вопросов. Основное внимание уделяется дальнейшему развитию вычислительной культуры: отрабатываются умения находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей, выполнять действия с числами, в том числе с использованием калькулятора. Продолжается начатая в 6 классе работа по вычислению числовых значений буквенных выражений. Вычислительные навыки учащихся получают дальнейшее развитие при изучении степени с натуральным показателем; учащиеся должны научиться находить значения выражений, содержащих действия возведения в степень, а также записывать большие и малые числа с использованием степеней числа 10. Продолжается решение задач на проценты. Однако в этой теме рассматриваются более сложные по сравнению с предыдущим годом задачи.
Основное содержание последнего блока темы – знакомство с некоторыми статистическими характеристиками. Учащиеся должны научиться в несложных случаях находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда.
2. Прямая и обратная пропорциональности
Представление зависимости между величинами с помощью формул. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорции, решение задачи с помощью пропорций.
Основная цель – сформировать представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач.
Изучение темя начинается с обобщения и систематизации знаний учащихся о формулах, описывающих зависимости между величинами. Вводится понятие переменной, которое с этого момента должно активно использоваться в речи учащихся. В результате изучения материала учащиеся должны уметь осуществлять перевод задач на язык формул, выполнять числовые подстановки в формулы, выражать переменные из формул. Особое внимание уделяется формированию представлений о прямой и обратной пропорциональной зависимостях и формулам, выражающим такие зависимости между величинами. Формируется представление о пропорции и решении задач с помощью пропорций.
3. Введение в алгебру
Буквенные выражения, числовые подстановки в буквенное выражение. Преобразование буквенных выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Основная цель – сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений.
В 7 классе начинается систематическое изучение алгебраического материала и данная тема представляет собой первый проход соответствующего блока вопросов.
Введение буквенных равенств мотивируется опытом работы с числами, осознанием и обобщением приемов вычислений. На этом этапе раскрывается смысл свойств арифметический действий как законов преобразований буквенных выражений, формируются умения упрощать несложные произведения, раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые.
4. Уравнения
Уравнения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач методом составления уравнения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнения; сформировать умения решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом.
Целесообразно, чтобы уравнение в курсе появилось как способ перевода фабульных ситуаций на математический язык. Такому переводу должно быть уделено достаточное внимание. Следует рассмотреть некоторые приемы составления уравнения по условию задачи, возможность составления разных уравнений по одному и тому же условию, сформировать умение выбирать наиболее предпочтительный для конкретной задачи вариант уравнения. Переход к алгебраическому методу решения задач одновременно служит мотивом для обучения способу решения уравнений. Основное внимание в этой теме уделяется решению линейных уравнений с одной переменной, показываются некоторые технические приемы решения.
5. Координаты и графики
Числовые промежутки. Расстояние между точками на координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики зависимостей у = х, у = х2, у = х3, у = . Графики реальных зависимостей.
Основная цель – развить умения, связанные с работой на координатной прямой и на координатной плоскости; познакомить с графиками зависимостей у = х, у = - х, у = х2, у = х3, у = ; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей.
При изучении курса математики в 5-6 классах учащиеся познакомились с идеей координат. В этой теме делается следующий шаг: рассматриваются различные множества точек на координатной прямой и на координатной плоскости, при этом формируется умение переходить от алгебраического описания множества точек к геометрическому изображению и наоборот. Рассматривается формула расстояния между точками координатной прямой.
При изучения темы учащиеся знакомятся с графиками таких зависимостей, как у = х, у = - х, у = х2, у = х3, у = . В результате учащиеся должны уметь достаточно быстро строить каждый из перечисленных графиков, указывая его характерные точки. Сформированные умения могут стать основой для выполнения заданий на построения графиков кусочно-заданных зависимостей.
Специальное внимание в данной теме уделяется работе с графиками реальных зависимостей – температуры, движения и пр., причем акцент должен быть сделан на считывание с графика нужной информации. Важно, чтобы учащиеся получили представление об использование графиков в самых различных областях человеческой деятельности.
6. Свойства степени с натуральным показателем
Произведение и частное степеней с натуральными показателями. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач, формула перестановок.
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научить применять правило умножения при решении комбинаторных задач.
Учащимся уже знакомо определение степени с натуральным показателем, и у них есть некоторый опыт преобразований выражений, содержащих степени, на основе определения. Основное содержание данной темы состоит в рассмотрении свойств степени и выполнении действий со степенями. Сформированные умения могут найти применение при выполнении заданий на сокращение дробей, числители и знаменатели которых – произведения, содержащие степени.
В этой же теме продолжается обучение решению комбинаторных задач, в частности задач, решаемых на основе комбинаторного правила умножения. Дается специальное название одному из видов комбинаций – перестановки и рассматривается формула для вычисления числа перестановок. Это первая комбинаторная формула, сообщаемая учащимся.
7. Многочлены
Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.
Основная цель – выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен.
Изучение данной темы опирается на знания, полученные при изучения темы «Введение в алгебру». Используются свойства алгебраических сумм и произведений, правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. Терминами «одночлен» и «многочлен» называются такие алгебраические выражения, с которыми учащиеся, по сути, уже имели дело.
Основное внимание в данной теме уделяется рассмотрению алгоритмов выполнения действий над многочленами – сложения, вычитания, умножения, при этом подчеркивается следующий теоретический факт: сумму, разность и произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. В ходе практической деятельности учащиеся должны выполнять задания комплексного характера, предусматривающие выполнение нескольких действий. Однако следует иметь в виду, что на этом этапе основным результатом является овладение собственно алгоритмами действий над многочленами, а преобразованием целых выражений будет уделено внимание еще в 8 классе. Овладение действиями с многочленами сопровождается развитием умений решать линейные уравнения и применять алгебраический метод решения текстовых задач.
8. Разложение многочленов на множители
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Решение уравнений с помощью разложения на множители.
Основная цель – Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращенного умножения.
Вопрос о разложении многочлена на множители дается в виде отдельной темы, в которую отнесено также знакомство с формулами разности квадратов, разности и суммы кубов. Рассматриваются некоторые специальные приемы преобразования многочленов, после которых становится возможным применение способа группировки: разбиение какого-то члена многочлена на два слагаемых и более, а также прием «прибавить» - «вычесть».
Важно, чтобы формируемый аппарат нашел применение. Поэтому в ходе изучения темы целесообразно продолжить формирование умений сокращать дроби и рассмотреть приемы решения уравнений на основе равенства произведения нулю.
9. Частота и вероятность
Частота случайного события. Оценка вероятности случайного события по его частоте. Сложение вероятностей.
Основная цель – показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте.
Особенностью предлагаемой методики является статистический подход к понятию вероятности: вероятность случайного события оценивается по его частоте при проведении достаточно большой серии экспериментов. Такой подход требует реального проведения опытов в ходе учебного процесса. Так как для стабилизации частоты необходимо большое число экспериментов, то рекомендуется такая форма урока, как работа в малых группах. Процесс стабилизации частоты полезно иллюстрировать с помощью графика.
10. Повторение
Тематическое планирование
№ п/п | | |
№урока урока | Название раздела, темы урока | Количество часов |
Глава 1. Дроби и проценты | 11 | |
1 | 1.1. Сравнение дробей | 1 |
2 | 1.2. Вычисления с рациональными числами | 1 |
3-4 | 1.3. Степень с натуральным показателем | 2 |
5-6 | 1.4. Задачи на проценты | 2 |
7-9 | 1.5. Статистические характеристики | 3 |
10 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
11 | Контроль | 1 |
Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность | 8 | |
12 | 2.1. Зависимости и формулы | 1 |
13-14 | 2.2. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность | 2 |
15-16 | 2.3. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций | 2 |
17 | 2.4.Пропорциональное деление | 1 |
18 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
19 | Контроль | 1 |
Глава 3. Введение в алгебру | 9 | |
20 | 3.1 Буквенная запись свойств действий над числами | 1 |
21-22 | 3.2. Преобразование буквенных выражений | 2 |
23-24 | 3.3. Раскрытие скобок | 2 |
25-26 | 3.4. Приведение подобных слагаемых | 2 |
27 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
28 | Контроль | 1 |
Глава 4. Уравнения | 10 | |
29-30 | 4.1. Алгебраический способ решения задач | 2 |
31 | 4.2. Корни уравнения | 1 |
32-33 | 4.3. Решение уравнений | 2 |
34-36 | 4.4. Решение задач с помощью уравнений | 3 |
37 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
38 | Контроль | 1 |
Глава 5. Координаты и графики | 10 | |
39 | 5.1. Множества точек на координатной прямой | 1 |
40 | 5.2. Расстояние между точками координатной прямой | 1 |
41-42 | 5.3. Множества точек на координатной плоскости | 2 |
43-44 | 5.4. Графики | 2 |
45 | 5.5. Ещё несколько важных графиков | 1 |
46 | 5.6. Графики вокруг нас | 1 |
47 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
48 | Контроль | 1 |
Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем | 10 | |
49-50 | 6.1. Произведение и частное степеней | 2 |
51-52 | 6.2. Степень степени, произведения и дроби | 2 |
53-54 | 6.3. Решение комбинаторных задач | 2 |
55-56 | 6.4. Перестановки | 2 |
57 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
58 | Контроль | 1 |
Глава 7. Многочлены | 16 | |
59 | 7.1. Одночлены и многочлены | 1 |
60-61 | 7.2. Сложение и вычитание многочленов | 2 |
62-63 | 7.3. Умножение одночлена на многочлен | 2 |
64-66 | 7.4. Умножение многочлена на многочлен | 3 |
67-69 | 7.5. Формулы квадрата суммы и квадрата разности | 3 |
70-72 | 7.6. Решение задач с помощью уравнений | 3 |
73 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
74 | Контроль | 1 |
Глава 8. Разложение многочленов на множители | 16 | |
75-77 | 8.1. Вынесение общего множителя за скобки | 3 |
78-79 | 8.2. Способ группировки | 2 |
80 | 8.3. Формула разности квадратов | 1 |
81-82 | 8.4. Формулы разности и суммы кубов | 2 |
83-85 | 8.5. Разложение на множители с применением нескольких способов | 3 |
86-87 | 8.6. Решение уравнений с помощью разложения на | 2 |
88-89 | Обобщение и систематизация знаний. | 2 |
90 | Контроль | 1 |
Глава 9. Частота и вероятность | 7 | |
91-92 | 9.1. Случайные события | 2 |
93-94 | 9.2. Частота случайного события | 2 |
95-96 | 9.3. Вероятность случайного события | 2 |
97 | Обобщение и систематизация знаний. Контроль. | 1 |
| Повторение и итоговый контроль | 8 |
98-99 | Уравнения | 2 |
100-101 | Координаты и графики | 2 |
102-103 | Формулы сокращенного умножения | 2 |
104 | Итоговая контрольная работа | 1 |
105 | Анализ контрольной работы | 1 |