Рабочая программа по алгебре для 7 класса (УМК Г. В. Дорофеева0
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники
Рассмотрена
и рекомендована Утверждаю.
к утверждению Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
педагогическим советом
Приказ
от 30.08. 2019 года № 200
протокол № 1
от « 30 » августа 2019 года ____________ / Л.И.
Макаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет, курс |
Алгебра |
Уровень общего образования |
Основное общее образование |
Класс |
7 |
Учебный год |
2019 - 2020 учебный год |
Количество часов |
102 |
Учитель |
Браун А.В. |
2019 год
Пояснительная записка
Цель разработки и реализации рабочей программы: создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу «Алгебра. 7 класс», достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи программы: конкретно определить объем, содержание и порядок изучения курса «Алгебра» в 7 классе.
Программа составлена на основе:
- требований Ф ГОС;
- учебного плана МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 2019-2020 учебный год;
- учебного календарного графика на 2019-2020 учебный год;
- основной образовательной программы МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;
- авторской программы по алгебре Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина, С.Б.Суворовой т др. (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. /Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 )
- учебника «Алгебра», учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др. - М.: Просвещение,2014
- Фонд оценочных средств – приложение к рабочей программе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение алгебры в 7 классе –3 часа в неделю.
В 7 классе по учебному плану на изучение предмета отводится 3 часа в неделю. В 2019-20 учебном году 35 учебных недель, итого 105 часов. В примерной рабочей программе отведено 105 часов. В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 2019-20 уч.г., а также с выпадением уроков на государственные праздничные дни данная программа рассчитана на 102 часа. В программу включено 9 контрольных работ. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос, тестирование, практическая работа и устный опрос.
Планируемые результаты освоения курса «Алгебра. 7 класс» и система их оценки
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатовобучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования ин- формационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
решать простейшие комбинаторные задачи.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Единые нормы являются основой при оценке как контрольных, так и всех других письменных работ по математике. Применяя эти нормы, учитель должен индивидуально подходить к оценке каждой письменной работы учащегося, обращать внимание на качество выполнения работы в целом, а затем уже на количество ошибок и на их характер.
Оценка письменной работы определяется с учётом прежде всего её общего математического уровня, оригинальности, последовательности, логичности её выполнения, а также числа ошибок и недочётов и качества оформления работы.
Ошибка, повторяющаяся в одной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.
За орфографические ошибки, допущенные учениками, оценка не снижается; об орфографических ошибках доводится до сведения преподавателя русского языка. Однако ошибки в написании математических терминов, уже встречавшихся школьникам класса, должны учитываться как недочёты в работе.
При оценке письменных работ по математике различают грубые ошибки, ошибки и недочёты.
К грубым относятся ошибки в вычислениях, свидетельствующие о незнании таблицы сложения или таблицы умножения, связанные с незнанием алгоритма письменного сложения и вычитания умножения и деления на одно- или двузначное число и т.п., ошибки, свидетельствующие о незнании основных формул, правил и явном неумении их применять, о незнании приёмов решения задач, аналогичных ранее изученным.
Примечание. Если грубая ошибка встречается в работе только в одном случае из нескольких аналогичных, то при оценке работы эта ошибка может быть приравнена к негрубой.
Примерами негрубых ошибок являются: ошибки, связанные с недостаточно полным усвоением текущего учебного материала, не вполне точно сформулированный вопрос или пояснение при решении задачи, неточности при выполнении геометрических построений и т.п.
Недочётами считаются нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач, небрежное выполнение чертежей и схем, отдельные погрешности в формулировке пояснения или ответа к задаче. К недочётам можно отнести и другие недостатки работы, вызванные недостаточным вниманием учащихся, например: неполное сокращение дробей или членов отношения; обращение смешанных чисел в неправильную дробь при сложении и вычитании; пропуск наименований; пропуск чисел в промежуточных записях; перестановка цифр при записи чисел; ошибки, допущенные при переписывании, и т.п.
Оценка письменной работы по выполнению вычислительных заданий и алгебраических преобразований:
Оценка «5» ставится за безукоризненное выполнение письменной работы, т.е.: а) если решение всех примеров верное; б) если все действия и преобразования выполнены правильно, без ошибок; все записи хода решения расположены последовательно, а также сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.
Оценка «4» ставится за работу, в которой допущена одна (негрубая) ошибка или два-три недочёта.
Оценка «З» ставится в следующих случаях:
а) если в работе имеется одна грубая ошибка и не более одной негрубой ошибки;
б) при наличии одной грубой ошибки и одного - двух недочётов;
в) при отсутствии грубых ошибок, но при наличии от двух до четырёх (негрубых) ошибок;
г) при наличии двух негрубых ошибок и не более трёх недочётов;
д) при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх и более недочётов;
е) если наверно выполнено не более половины объёма всей работы.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка, или если правильно выполнено менее половины всей работы.
Примечание. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие одного-двух недочётов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
Оценка письменной работы на решение текстовых задач:
Оценка «5» ставится в том случае, когда задача решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения (в тех случаях, когда это требуется).
Оценка «4» ставится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена одна негрубая ошибка или два-три недочёта.
Оценка «З» ставится в том случае, если ход решения правилен, но допущены:
а) одна грубая ошибка и не более одной негрубой;
б) одна грубая ошибка и не более двух недочётов;
в) три-четыре негрубые ошибки при отсутствии недочётов;
г) допущено не более двух негрубых ошибок и трёх недочётов;
д) более трёх недочётов при отсутствии ошибок.
Оценка «2» ставится в том случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка.
Примечания:
1. Оценка «5» может быть поставлена несмотря на наличие описки или недочёта, если ученик дал оригинальное решение, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
2. Положительная оценка «З» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объёма всей работы
Оценка комбинированных письменных работ по математике:
Письменная работа по математике, подлежащая оцениванию, может состоять из задач и примеров (комбинированная работа). В таком случае преподаватель сначала даёт предварительную оценку каждой части работы, а затем общую, руководствуясь следующим:
а) если обе части работы оценены одинаково, то эта оценка должна быть общей для всей работы в целом;
б) если оценки частей разнятся на один балл, например, даны оценки «5» и «4» или «4» и «З» и т.п., то за работу в целом, как правило, ставится балл, оценивающий основную часть работы;
в) если одна часть работы оценена баллом «5», а другая - баллом «З», то преподаватель может оценить такую работу в целом баллом «4» при условии, что оценка «5» поставлена за основную часть работы;
г) если одна из частей работы оценена баллом «5» или «4», а другая - баллом «2» или «I», то преподаватель может оценить всю работу баллом «З» при условии, что высшая из двух данных оценок поставлена за основную часть работы.
Примечание. Основной считается та часть работы, которая включает больший по объёму или наиболее важный по значению материал по изучаемым темам программы.
Оценка текущих письменных работ:
При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель руководствуется указанными нормами оценок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ учащимися.
Обучающие письменные работы, выполненные учащимися вполне самостоятельно с применением ранее изученных и хорошо закреплённых знаний, оцениваются так же, как и контрольные работы.
Обучающие письменные работы, выполненные вполне самостоятельно, на только что изученные и недостаточно закреплённые правила, могут оцениваться менее строго.
Письменные работы, выполненные в классе с предварительным разбором их под руководством учителя, оцениваются более строго.
Домашние письменные работы оцениваются так же, как классная работа обучающего характера.
Промежуточная аттестация: итоговая оценка за четверть и за год:
В соответствии с особенностями математики как учебного предмета оценки за письменные работы имеют большее значение, чем оценки за устные ответы и другие виды работ.
Поэтому при выведении итоговой оценки за четверть «среднеарифметический подход» недопустим - такая оценка не отражает достаточно объективно уровень подготовки и математического развития ученика. Итоговую оценку определяют, в первую очередь, оценки за контрольные работы, затем - принимаются во внимание оценки за другие письменные и практические работы, и лишь в последнюю очередь - все прочие оценки (за устные ответы, устный счёт и т.д.). При этом учитель должен учитывать и фактический уровень знаний и умений ученика на конец четверти.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных оценок, но также с обязательным учётом фактического уровня знаний ученика на конец учебного года.
Содержание учебного материала
№ темы |
Содержание |
Кол-во часов |
Основные содержательные линии |
Практика |
Базовый уровень |
||||
1 |
Повторение курса 5-6кл |
5 |
Рациональные числа,законы сложения и умножения,правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел. |
Опрос, с.р. |
2 |
Дроби и проценты |
11 |
Обыкновенные и десятичные дроби, вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Решение задач на проценты. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах. |
Проект С.Р. |
3 |
Прямая и обратная пропорциональность |
9 |
Представление зависимости между величинами с помощью формул. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорции, решение задачи с помощью пропорций. |
Тест, С.Р. |
4 |
Введение в алгебру |
9 |
Буквенные выражения тчисловые подстановки в буквенное выражение. Преобразование буквенных выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. |
тест , С.Р. |
5 |
Уравнения |
12 |
Уравнения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач методом составления уравнения. |
С.Р., проект |
6 |
Координаты и графики |
8 |
Числовые промежутки. Расстояние между точками на координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики зависимостей у = х, у = х2, у = х3, у = . Графики реальных зависимостей. |
Опрос, практическая работа С.Р. |
7 |
Свойства степени с натуральным показателем |
8 |
Произведение и частное степеней с натуральными показателями. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач, формула перестановок. |
опрос тест
|
8 |
Многочлены |
17 |
Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. |
опрос С.Р. тест |
9 |
Разложение многочленов на множители |
14 |
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Решение уравнений с помощью разложения на множители. |
С.Р.
|
10 |
Частота и вероятность |
5 |
Частота случайного события. Оценка вероятности случайного события по его частоте. Сложение вероятностей. |
Практическая работа |
|
Повторение |
4 |
|
Тест, итоговая к.р. |
|
Всего |
102 |
|
|
Календарное планирование по алгебре 7 класс (всего 102 часа)
№ урока |
Дата |
Содержание |
Повторение за курс 6 класса |
||
|
3.09 |
Решение задач на проценты |
|
5.09 |
Решение уравнений |
|
6.09 |
Вычисления с обыкновенными и десятичными дробями. С.р. «Решение уравнений и задач» |
|
10.09 |
Действия с рациональными числами |
|
12.09 |
Входная диагностическая контрольная работа |
Дроби и проценты (11ч) |
||
|
13.09 |
Перекрестный метод сравнения дробей |
|
17.09 |
Вычисления с рациональными числами. |
|
19.09 |
Степень с натуральным показателем |
|
20.09 |
Вычисление значения степени. С.р. «Действия с дробями» |
|
24.09 |
Решение задач на проценты. |
|
26.09 |
Процент от данной величины |
|
27.09 |
Нахождение числа по значению процента. |
|
1.10 |
Статистические характеристики С.р. «Проценты» |
|
3.10 |
Обобщающий урок по теме «Дроби и проценты» |
|
4.10 |
Контрольная работа №1 «Дроби и проценты» |
|
8.10 |
Работа над ошибками. Решение задач по теме «Дроби и проценты» |
Прямая и обратная пропорциональность (9ч) |
||
|
10.10 |
Зависимости и формулы. |
|
11.10 |
Решение задач |
|
15.10 |
Прямая пропорциональность |
|
17.10 |
Обратная пропорциональность |
|
18.10 |
Прямая и обратная пропорциональности. С.р. «Пропорция» |
|
22.10 |
Пропорции |
|
24.10 |
Решение задач с помощью пропорций |
|
25.10 |
Пропорциональное деление. Обобщающий урок по теме «Отношения и пропорции» |
|
5.11 |
Контрольная работа №2«Отношения и пропорции» |
Введение в алгебру (9ч.) |
||
|
7.11 |
Работа над ошибками. Буквенная запись свойств действий над числами |
|
8.11 |
Преобразование буквенных выражений. |
|
12.11 |
Сокращение дробей |
|
14.11 |
Раскрытие скобок. |
|
15.11 |
Раскрытие скобок в произведении |
|
19.11 |
Преобразование выражений, содержащих скобки. С.р. «Раскрытие скобок» |
|
21.11 |
Приведение подобных слагаемых |
|
22.11 |
Обобщающий урок по теме «Введение в алгебру» |
|
26.11 |
Контрольная работа №3 «Введение в алгебру» |
Уравнения (12ч) |
||
|
28.11 |
Работа над ошибками. Алгебраический способ решения задач |
|
29.11 |
Алгебраический способ решения задач |
|
3.12 |
Корни уравнения |
|
5.12 |
Понятие линейного уравнения. Правила преобразования |
|
6.12 |
Решений уравнений по правилам преобразования. С.р. «Линейное уравнение» |
|
10.12 |
Решение уравнений, содержащих дробь |
|
12.12 |
Решение уравнений различной сложности |
|
13.12 |
Решение задач с помощью уравнений |
|
17.12 |
Решение задач на проценты с помощью уравнений . С.р. «Решение задач» |
|
19.12 |
Решение задач на движение с помощью уравнений |
|
20.12 |
Обобщающий урок по теме «Уравнения» |
|
24.12 |
Контрольная работа №4 «Уравнения» |
Координаты и графики (8ч) |
||
|
26.12 |
Работа над ошибками. Множества точек на координатной прямой |
|
27.12 |
Расстояние между точками координатной прямой. |
|
9.01 |
Построение множества точек на координатной плоскости |
|
10.01 |
Графики |
|
14.01 |
Построение графиков. С.р. «Построение графика» |
|
16.01 |
Еще несколько важных графиков |
|
17.01 |
Графики вокруг нас |
|
21.01 |
Контрольная работа №5 «Координаты и графики» |
Свойства степени с натуральным показателем. (8ч) |
||
|
23.01 |
Работа над ошибками. Произведение и частное степеней |
|
24.01 |
Произведение и частное степеней. Решение упражнений. |
|
28.01 |
Степень степени, произведения и дроби. С.р. «Степень» |
|
30.01 |
Преобразование выражений, содержащих степень |
|
31.01 |
Решение комбинаторных задач. |
|
4.02 |
Применение правил умножения при решении комбинаторных задач |
|
6.02 |
Перестановки |
|
7.02 |
Контрольная работа №6 «Свойства степени с натуральным показателем» |
Многочлены. (17ч) |
||
|
11.02 |
Работа над ошибками. Одночлены и многочлены |
|
13.02 |
Одночлены и многочлены |
|
14.02 |
Сложение и вычитание многочленов |
|
18.02 |
Решение упражнений на сложение и вычитание многочленов. С.р. «Действия с многочленами» |
|
20.02 |
Умножение одночлена на многочлен |
|
21.02 |
Применение правила умножения одночлена на многочлен |
|
25.02 |
Умножение многочлена на многочлен |
|
27.02 |
Применение правила умножения многочлена на многочлен. С.р. «Действия с многочленами» |
|
28.02 |
Решение упражнений на умножение многочлена на многочлен |
|
3.03 |
Формулы квадрата суммы и квадрата разности |
|
5.03 |
Применение формул квадрата суммы и квадрата разности при упрощении выражений |
|
6.03 |
Контрольная работа №7 «Многочлены» |
|
10.03 |
Работа над ошибками. Решение задач с помощью уравнений |
|
12.03 |
Решение задач на движение с помощью уравнений |
|
13.03 |
Решение задач на проценты с помощью уравнений |
|
17.03 |
Решение разных задач с помощью уравнений. С.р. «Решение задач» |
|
19.03 |
Контрольная работа №8 «Составление и решение уравнений» |
Разложение многочленов на множители(14 ч) |
||
|
20.03 |
Работа над ошибками. Вынесение общего множителя за скобки |
|
31.03 |
Преобразование выражений вынесением общего множителя за скобки |
|
2.04 |
Способ группировки |
|
3.04 |
Применение способа группировки при решении упражнений. С.р. «Способ группировки» |
|
7.04 |
Формула разности квадратов |
|
9.04 |
Применение формулы разности квадратов при решении упражнений |
|
10.04 |
Формула разности квадратов в преобразовании выражений |
|
14.04 |
Формула разности и суммы кубов. С.р. «Формулы сокращенного умножения» |
|
16.04 |
Разложение на множители с применением нескольких способов |
|
17.04 |
Преобразование выражений разложением на множители |
|
21.04 |
Разложение на множители несколькими способами |
|
23.04 |
Решение уравнений с помощью разложения на множители С.р. «Преобразование выражений» |
|
24.04 |
Применение разложения на множители при решении уравнений |
|
28.04 |
Контрольная работа № 9 «Разложение многочленов на множители» |
Частота и вероятность (5ч) |
||
|
30.04 |
Работа над ошибками. Частота случайного события |
|
7.05 |
Определение частоты случайного события |
|
8.05 |
Вероятность случайного события. С.р. «Вероятность» |
|
12.05 |
Вероятность случайного события. Решение задач |
|
14.05 |
Контрольная работа № 10 «Частота и вероятность» |
Повторение (4ч) |
||
|
15.05 |
Работа над ошибками. Повторение. Пропорции. Уравнения. |
|
19.05 |
Повторение. Многочлены |
|
21.05 |
Итоговый тест за курс 7 класса |
|
22.05 |
Работа над ошибками. Повторение. |
|
26.05 |
Повторение. Разложение многочленов на множители |
|
28.05 |
Повторение. Многочлены |
|
29.05 |
Заключительный урок. |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п |
Наименование раздела и темы |
Краткая характеристика вносимых изменений в содержание рабочей программы |
Причины корректировки рабочей программы |
Роспись учителя, ответственного за реализацию рабочей программы |
Роспись заместителя директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-научного цикла МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
От 29 августа 2019 года № 1
Руководитель МО _________________________ /И.В.Сологуб/
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
_______________/Е.В. Артамонова/ 30 августа 2019 года |
Кияйкина Наталья Федоровна