Рабочая программа по алгебре 7-9 классов
Приложение № 1 к Положению о рабочих программах
МБВСОУ ЦО «Творчество»
муниципальное бюджетное вечернее сменное общеобразовательное учреждение –
центр образования «Творчество»
приложение к образовательной программе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Алгебра»
Уровень образования: основное общее образование
Стандарт: ФГОС
Нормативный срок обучения: 3 года
Классы: 7 – 9 класс
|
Екатеринбург
2022
Аннотация к рабочей программе по алгебре
7- 9 класс
Нормативная база | Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12.2014г. № 1644, от 31.12.2015г. № 1577, от 29.06.2017 № 613). Положения о рабочих программах МБВСОУ ЦО «Творчество»; Учебного план МБВСОУ ЦО «Творчество»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол № 3/15 от 28.10.2015г.) |
Учебно - методический комплект | Алгебра 7: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций ( Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2021г. - Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс/Сост. В.В Черноруцкий.- 4-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2019.-96с. -. Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. Алгебра 7 кл., сост. А.Н.Рурукин, 4-е издание, -М. ВАКО, 2018 г. Алгебра 8: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций ( Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2021г. - Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 8 класс/Сост. В.В Черноруцкий.-3-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2017.-96с. - Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. Алгебра 8 кл., сост. А.Н.Рурукин, 2-е издание, М. ВАКО, 2017г. Алгебра 9: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций ( Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2021г. - Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 9 класс/Сост. В.В Черноруцкий.-2-е изд., перераб.-М.:ВАКО, 2018.-96с. - Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. К учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ Звавич Л.И., Дьяконова Н.В. 2018г. - методичексие рекомендации Алгебра 9 класс. / Сост. Н.Г.Миндюк, И.С.Шлыкова. Москва: Просвещение, 2018г. |
Цели и задачи учебного предмета | Цели: - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, логическое мышление, критичность мышления, интуиция, элементы алгоритмической культуры. Задачи: -научить пользоваться математическим языком для описания предметов окружающего мира; -развить навыки решения уравнений; преобразования алгебраических выражений --развить умение моделировать реальные ситуации на языке математики; -научить решать алгебраические задачи с использованием формул –развить умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера |
Количество часов на изучаемый учебный предмет | 7 - 9 класс - 315 часов |
Основные разделы учебного предмета | Числа: - рациональные числа; - действительные числа; - измерения, приближения, оценки. Уравнения и неравенства: - алгебраические выражения; - уравнения; - неравенства. Функции: - основные понятия; - числовые функции; - числовые последовательности. Вероятность и статистика: - описательная статистика; - случайные события и вероятность; - комбинаторика. Логика и множества: - теоретико-множественные понятия; - элементы логики. Математика в историческом развитии |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социально- культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области "Математика и
информатика" должны отражать:
1) формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; овладение навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения
тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения
использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений
моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник научится в 7 - 9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
Задавать множества перечислением их элементов;
Находить перечисления, объединения, подмножество в простейших ситуациях;
Оперировать на базовом уровне понятиями: определения, аксиомы, теоремы, доказательства;
Приводить примеры и контрпримеры для подтверждения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
Использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
Использовать признаки делимости на 2,3,5,9,10 при выполнении вычислений несложных задач;
Выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
Оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
Распознавать рациональные и иррациональные числа;
Сравнивать числа
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
Выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
Составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Тождественные преобразования
Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
Выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
Использовать формулы сокращённого умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
Выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Понимать смысл записи числа в стандартном виде;
Оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».
Уравнения и неравенства
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
Проверять справедливость числовых равенств или неравенств;
Решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;
Решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;
Проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
Решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
Изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Функции
Находить значение функции по заданному значению аргумента;
Находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
Определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;
По графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
Строить график линейной функции;
Проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
Определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций;
Оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
Решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчётом без применения формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшее и наименьшее значение, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
Использовать график линейной функции и её график при решении задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах
Решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
Читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков;
Определять основные статистические характеристики числовых наборов;
Оценивать вероятность события в простейших случаях;
Иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
Иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
Сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
Оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
Строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в котором даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
Осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится то условия к требованию или от требования к условию;
Составлять план решения задачи;
Выделять этапы решения задачи;
Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
Решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины в отношения между ними;
Находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
Решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
Знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
Понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Числа
Рациональные числа. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.
Иррациональные числа. Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа . Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.
Тождественные преобразования
Числовые и буквенные выражения. Выражения с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Целые выражения. Степень с натуральным показателем и её свойства. Преобразование выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращённого умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трёхчлен, разложение квадратного трёхчлена на множители.
Дробно-рациональные выражения. Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраической дроби к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. Преобразование выражений, содержащих знак модуля.
Квадратные корни. Арифметический квадратные корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.
Уравнения и неравенства
Равенства. Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.
Уравнения. Понятие линейных уравнений. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).
Линейное уравнение и его корни. Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметрами.
Квадратное уравнение и его корни. Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формул для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратное уравнение. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметрами.
Дробно-рациональные уравнения. Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений. Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений. Простейшие иррациональные уравнения. Уравнения вида хn = a. Уравнения в целых числах.
Системы уравнений. Уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными. Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений. Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод подстановки, метод алгебраического сложения. Системы линейных уравнений с параметрами.
Неравенства. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенства при заданных значениях переменной. Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения линейных неравенств. Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства. Решение целых и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.
Системы неравенств. Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.
Функции
Понятие функции. Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, чётность/нечётность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по её графику. Представление об асимптотах. Непрерывность функций. Кусочно заданная функция.
Линейная функция. Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от её углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельно данной прямой.
Квадратичная функция. Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.
Обратная пропорциональность. Свойства функции у = Гипербола.
Графики функций. Преобразования графика функции Y=f(X ) для построения графиков функций вида Y = af (kX + b) + c. Графики функций Y = a + . Y = . Y = Y =
Последовательности и прогрессии. Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечная последовательность. Арифметическая прогрессия и её свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы п первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия.
Решение текстовых задач
Задачи на все арифметические действия. Решение задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки. Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объёмов выполняемых работ при совместной работе.
Задачи на части, доли, проценты. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи. Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач. Арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).
Статистика и теория вероятностей
Статистика. Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение графиков и диаграмм для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наименьшее и наибольшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение. Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.
Случайные события. Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.
Элементы комбинаторики. Правила умножения, перестановки, факториал числа. сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайные величины. Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математических ожиданий. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
История математики
Возникновение математики как науки, этапы её развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки
Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Аль-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виета, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.
Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.
Задачи Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задачи о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б. Паскаль, Я. Бернулли, А.Н. Колмогоров.
Роль российских учёных в развитии математики: Л. Эйлер, Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.
Математика в развитии России: Пётр 1 школа математических и навигаторских наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Вводное повторение | 5 | ||
1 | Действия с натуральными числами | 1 | |
2 | Действия с целыми числами | 1 | |
3 | Действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 | |
4 | Уравнения и их корни | 1 | |
5 | Срез знаний | 1 | |
| Выражения. Тождества. Уравнения
| 21 | |
6 | Числовые выражения | 1 | |
7-8 | Выражения с переменными | 2 | |
9-10 | Сравнение значений выражений | 2 | |
11-12 | Свойства действий над числами | 2 | |
13-14 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 2 | |
15 | Контрольная работа №1 «Выражения. Тождества» | 1 | |
16 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |
17 | Уравнение и его корни | 1 | |
18-19 | Линейное уравнение с одной переменной. | 2 | |
20-22 | Решение задач с помощью уравнений | 3 | |
23 | Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | |
24 | Медиана как статистическая характеристика | 1 | |
25 | Решение задач | 1 | |
26 | Контрольная работа №2 «Уравнение с одной переменной» | 1 | |
| Функции | 13 | |
27 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что такое функция | 1 | |
28-29 | Вычисление значений функций по формуле | 2 | |
30 | График функции | 1 | |
31-32 | Прямая пропорциональность и ее график | 2 | |
33-35 | Линейная функция и ее график | 3 | |
36-37 | Решение задач по теме «Функции» | 1 | |
38 | Контрольная работа №3 «Линейная функция» | 1 | |
39 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |
Степень с натуральным показателем | 16 | ||
40 | Определение степени с натуральным показателем | 1 | |
41-42 | Умножение степеней | 2 | |
43-44 | Деление степеней | 2 | |
45-46 | Возведение в степень произведения и степени | 2 | |
47 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | |
48-49 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 2 | |
50-51 | Функция у = х2 и ее график | 2 | |
52 | Функция у = х3 и ее график | 1 | |
53 | Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем. Одночлены» | 1 | |
54 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |
Многочлены | 17 | ||
55 | Многочлен и его стандартный вид | 1 | |
56-57 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | |
58-60 | Умножение одночлена на многочлен | 3 | |
61-63 | Вынесение общего множителя за скобки | 3 | |
64 | Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов. Произведение одночлена и многочлена» | 1 | |
65-67 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение многочлена на многочлен | 3 | |
68-70 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 3 | |
71 | Контрольная работа №6 «Произведение многочленов» | 1 | |
| Формулы сокращенного умножения | 18 | |
72-73 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 2 | |
74-76 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 3 | |
77-78 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 2 | |
79-80 | Разложение разности квадратов на множители | 2 | |
81-82 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 2 | |
83 | Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения» | 1 | |
84- 86 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Преобразование целого выражения в многочлен | 3 | |
87-88 | Применение различных способов для разложения на множители | 2 | |
89 | Контрольная работа 8 «Преобразование целых выражений» | 1 | |
Системы линейных уравнений | 10 | ||
90 | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | |
91 | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | |
92-93 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | |
94-95 | Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки | 2 | |
96-97 | Способ сложения | 2 | |
98 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
99 | Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений» | 1 | |
| Итоговое повторение | 6 | |
100 | Уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | |
101 | Комплексная контрольная работа | 1 | |
102 | Анализ контрольной работы. Линейная функция | 1 | |
104 | Степень с натуральным показателем и ее свойства | 1 | |
105 | Многочлены. Формулы сокращенного умножения. | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Вводное повторение | 5 | ||
1 | Выражения. Тожества. Линейные уравнения | 1 | |
2 | Степень с натуральным показателем | 1 | |
3 | Многочлены. Формулы сокращённого умножения | 1 | |
4 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
5 | Срез знаний | 1 | |
Рациональные дроби | 20 | ||
6-7 | Рациональные выражения | 2 | |
8-10 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 3 | |
11-12 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | |
13-15 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 3 | |
16-18 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 3 | |
19-20 | Деление дробей | 2 | |
21-22 | Преобразование рациональных выражений | 2 | |
23-24 | Функция у = к/х и ее график | 2 | |
25 | Контрольная работа № 1 « Рациональные дроби» | 1 | |
Квадратные корни | 17 | ||
26 | Анализ контрольной работы. Рациональные числа | 1 | |
27 | Иррациональные числа | 1 | |
28 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | |
29 | Уравнение х2 =а. Нахождение приближенных значений квадратного корня | 1 | |
30-31 | Функция у = , её свойства и график | 2 | |
32 | Квадратный корень из произведения | 1 | |
33 | Квадратный корень из дроби | 1 | |
34-35 | Квадратный корень из степени | 2 | |
36-37 | Вынесение множителя за знак корня | 2 | |
38-39 | Внесение множителя под знак корня | 2 | |
40-41 | Преобразование выражений, содержащих корень | 2 | |
42 | Контрольная работа № 2 « Квадратные корни» | 1 | |
Квадратные уравнения | 21 | ||
43 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
44-47 | Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения | 4 | |
48-52 | Формула корней квадратного уравнения | 5 | |
53-54 | Теорема Виета | 2 | |
55-56 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 2 | |
57-59 | Решение дробных рациональных уравнений | 3 | |
60-62 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 3 | |
63 | Контрольная работа № 3 «Квадратные уравнения» | 1 | |
Неравенства | 20 | ||
64 | Анализ контрольной работы. Числовые неравенства | 1 | |
65 | Свойства числовых неравенств | 1 | |
66-67 | Сложение и умножение числовых неравенств | 2 | |
68 | Погрешность и точность приближения | 1 | |
69 | Пересечение множеств | 1 | |
70 | Объединение множеств | 1 | |
71-74 | Числовые промежутки | 4 | |
75-79 | Решение неравенств с одной переменной | 5 | |
80-82 | Решение систем неравенств с одной переменной | 3 | |
83 | Контрольная работа № 4 « Неравенства» | 1 | |
| 12 | ||
84-85 | Анализ контрольной работы. Определение степени с целым отрицательным показателем | 2 | |
86-88 | Свойства степени с целым показателем | 3 | |
89-91 | Стандартный вид числа | 3 | |
92-93 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | |
94 | Наглядное представление статистической информации | 1 | |
95 | Контрольная работа № 5 « Степень с целым показателем. Элементы статистики» | 1 | |
Итоговое повторение | 10 | ||
96-97 | Арифметический квадратный корень | 2 | |
98-99 | Квадратные уравнения | 2 | |
100 | Комплексная контрольная работа | 2 | |
101-102 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
103-104 | Дробно-рациональные уравнения | 2 | |
105 | Неравенства | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
1 | Вводное повторение | 5 | ||
2 | Квадратичная функция | 20 | ||
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 15 | ||
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 15 | ||
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 16 | ||
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 16 | ||
7 | Итоговое повторение | 18 | ||
| ИТОГО | 105 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы, темы | Колич-во часов | |
Вводное повторение (5 ч) | | ||
1 | Рациональные дроби | 1 | |
2 | Квадратные корни | 1 | |
3 | Квадратные уравнения | 1 | |
4 | Неравенства с одной переменной | 1 | |
5 | Срез знаний | 1 | |
Квадратичная функция (20 ч) | | ||
6 | Функция. Область определения и область значения функции. | 1 | |
7 | Функция. Область определения и область значения функции. | 1 | |
8 | Свойства функций | 1 | |
9 | Свойства функций | 1 | |
10 | Свойства функций | 1 | |
11 | Квадратный трёхчлен и его корни | 1 | |
12 | Квадратный трёхчлен и его корни | 1 | |
13 | Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители. | 1 | |
14 | Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители. | 1 | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме: «Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен» | 1 | |
16 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Функция у = ах2 , её график и свойства | 1 | |
17 | Функция у = ах2 , её график и свойства | 1 | |
18 | Графики функций у = а х2 + п, у = а (х – т)2 | 1 | |
19 | Графики функций у = а х2 + п, у = а (х – т)2 | 1 | |
20 | Графики функций у = а х2 + п, у = а (х – т)2 | 1 | |
21 | Построение графика квадратичной функции. Свойства квадратичной функции | 1 | |
22 | Построение графика квадратичной функции. Свойства квадратичной функции | 1 | |
23 | Функция у =xn | 1 | |
24 | Графики функций Y = a + . Y = . Y = Y = | 1 | |
25 | Контрольная работа № 2 по теме: «Квадратичная функция. Степенная функция» | 1 | |
26 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Целое уравнение и его корни | 1 | |
27 | Целое уравнение и его корни | 1 | |
28 | Целое уравнение и его корни | 1 | |
29 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | |
30 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | |
31 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | |
32 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | |
33 | Решение неравенств с одной переменной | 1 | |
34 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | |
35 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | |
36 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | |
37 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | |
38 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | |
39 | Некоторые приёмы решения целых уравнений. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
40 | Контрольная работа № 3 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | |
Уравнения и неравенства с двумя переменными (15 ч) | | ||
41 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Уравнения с двумя переменными и его график | 1 | |
42 | Уравнения с двумя переменными и его график | 1 | |
43 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | |
44 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | |
45 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | |
46 | Решение систем уравнений второй степени | 1 | |
47 | Решение систем уравнений второй степени | 1 | |
48 | Решение систем уравнений второй степени | 1 | |
49 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | |
50 | Неравенства с двумя переменными | 1 | |
51 | Неравенства с двумя переменными» | 1 | |
52 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | |
53 | Системы неравенств с двумя переменными | | |
54 | Некоторые приёмы решения систем уравнений с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
55 | Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии (16 ч) | | ||
56 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Последовательности | 1 | |
57 | Последовательности. Бесконечные последовательности | 1 | |
58 | Определение арифметической прогрессии. Формула общего члена арифметической прогрессии | 1 | |
59 | Определение арифметической прогрессии. Формула общего члена арифметической прогрессии | 1 | |
60 | Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии. | 1 | |
61 | Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии. | 1 | |
62 | Арифметическая прогрессия. Решение задач | 1 | |
63 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
64 | Контрольная работа № 5 по теме: «Арифметическая прогрессия» | 1 | |
65 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Определение геометрической прогрессии. Формула общего члена геометрической прогрессии | 1 | |
66 | Определение геометрической прогрессии. Формула общего члена геометрической прогрессии | 1 | |
67 | Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. | 1 | |
68 | Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. | 1 | |
69 | Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. | 1 | |
70 | Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов | 1 | |
71 | Контрольная работа № 6 по теме: «Геометрическая прогрессия» | 1 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (16 ч) | | ||
72 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Примеры комбинаторных задач | 1 | |
73 | Примеры комбинаторных задач | 1 | |
74 | Перестановки | 1 | |
75 | Перестановки | 1 | |
76 | Размещения | 1 | |
77 | Размещения | 1 | |
78 | Сочетания | 1 | |
79 | Сочетания | 1 | |
80 | Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач | 1 | |
81 | Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач | 1 | |
82 | Относительная частота случайного события | 1 | |
83 | Относительная частота случайного события | 1 | |
84 | Вероятность равновозможных событий | 1 | |
85 | Вероятность равновозможных событий | 1 | |
86 | Сложение и умножение вероятностей. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
87 | Контрольная работа № 7 по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | |
Итоговое повторение (18 ч) | | ||
88 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Итоговое повторение: числа и вычисления | 1 | |
89 | Буквенные выражения. Многочлены | 1 | |
90 | Алгебраические дроби | 1 | |
91 | Степени с целым показателем и их свойства. | 1 | |
92 | Квадратный корень и его свойства | 1 | |
93 | Линейные уравнения с одной переменной. | 1 | |
94 | Квадратные уравнения | 1 | |
95 | Квадратный трёхчлен. Разложение квадратного трёхчлена на множители | 1 | |
96 | Рациональные уравнения. | 1 | |
97 | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | |
98 | Числовые неравенства и их свойства | 1 | |
99-100 | Комплексная контрольная работа | 2 | |
101 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
102 | Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | |
103 | Квадратные неравенства | 1 | |
104 | Последовательности. Арифметическая прогрессия | 1 | |
105 | Функции и их графики | 1 | |
| | |
Алгебра и геометрия
Оценивание устных ответов
Ответ оценивается оценкой «5», если:
ученик полно раскрыл содержание материала в объёме, изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается оценкой «4», если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущена ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Ответ оценивается оценкой «3»,если:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятия, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Ответ оценивается оценкой «2», если:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценивание письменных работ
Тип | Оценивание | ||||
Задания на основе текста | Оценка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала) Оценка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки) Оценка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; Оценка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показывающие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями умениями по данной теме в полной мере | ||||
Тестовая работа | «5» | «4» | «3» | «2» | |
Верно выполнено 80% - 100% от общего числа заданий. Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности действий, допущено не более 20% неверных ответов | Верно выполнено 60% - 79% от общего числа заданий. Работа выполнена с соблюдением необходимой последовательности действий, допущено не более 40% неверных ответов | Верно выполнено 40% - 59% от общего числа заданий. Если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку | Верно выполнено 0% - 39% от общего числа заданий | ||
Комплексная работа (тест + задания с развёрнутым ответом) | «5» | «4» | «3» | «2» | |
Верно выполнено 80% - 100% от общего числа заданий. Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности действий, допущено не более 20% неверных ответов | Верно выполнено 60% - 79% от общего числа заданий. Работа выполнена с соблюдением необходимой последовательности действий, допущено не более 40% неверных ответов | Верно выполнено 40% - 59% от общего числа заданий. Если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку | Верно выполнено 0% - 39% от общего числа заданий |