Рабочая программа по алгебре для 7–9 классов по УМК Г.В. Дорофеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елыкаевская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
Программа обсуждена
на методическом объединении
протокол № 1
от 30.08.2018г.
Программа рекомендована
к работе методсоветом
протокол № 1
от 31.08.2018г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
_____________________
О.В.Кошкарева
Приказ № 131/67
от 01.09.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
алгебра
Классы: 7-9
Количество часов на изучение программы: 306
Количество часов в год в разрезе классов: 102
Количество часов в неделю: 3
Составители
Тарасенко Анастасия Сергеевна,
Дроздова Галина Владимировна,
Куликова Татьяна Готлибовна.
Кемеровский район
2018 год
Содержание
Y
Рабочая программа предмета «алгебра» разработана для обучающихся 7 – 9 классов на основе основной образовательной программы общего образования МБОУ «Елыкаевская СОШ» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Математика
Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Предметные результаты изучения предметной области «Математика» должны отражать:
Алгебра:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
7) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
7 класс
Дроби и проценты (13 ч)
Систематизация и обобщение сведений об обыкновенных и десятичных дробях, обеспечение на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; формирование первоначальных умений статистического анализа числовых данных.
Прямая и обратная пропорциональность (8 ч)
Формирование представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; введение понятия пропорции и использование пропорции при решении задач.
Введение в алгебру (10 ч)
Формирование первоначальных представлений о языке алгебры, о буквенном исчислении; выполнение элементарных базовых преобразований буквенных выражений.
Уравнения (12 ч)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений. Линейное уравнение. Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Координаты и графики (10 ч)
Развитие умений, связанных с работой на координатной плоскости; знакомство с графиками зависимостей y = x, y = -x, y = x 2, y = x 3, y = |x|; формирование первоначальных навыков интерпретации графиков реальных зависимостей.
Свойства степени с натуральным показателем (9 ч)
Выполнение действия над степенями с натуральными показателями; применение правила умножения при решении комбинаторных задач.
Многочлены (17 ч)
Выполнение действия с многочленами, применение формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен.
Разложение многочленов на множители (17 ч)
Выполнение разложения на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения.
Частота и вероятность (5 ч)
Показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте.
Повторение (1 ч)
8 класс
Алгебраические дроби (24 ч)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество. Степень с натуральным показателем и её свойства. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства. Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Квадратные корни (19 ч)
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни; на примере квадратного и кубического корней формирование представления о корне n-й степени.
Квадратные уравнения (20 ч)
Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степеней.
Системы уравнений (18 ч)
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Функции (14 ч)
Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, её график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций , , .
Вероятность и статистика (6 ч)
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Представление о выборочном исследовании. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.
Повторение (1 ч)
9 класс
Неравенства (19 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.
Квадратичная функция (20 ч)
Знакомство с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; построение графика квадратичной функции, чтение по графику её свойства; формирование умения использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
Уравнения и системы уравнений (25 ч)
Решение дробно-рациональных уравнений. Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Арифметическая и геометрическая прогрессии (17 ч)
Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
Статистические исследования (8 ч)
Формирование представления о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
Повторение (13 ч)
Тематическое планирование.Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
Дроби и проценты. | 1.1. Сравнение дробей. | 3 | | |
1.2. Вычисления с рациональными числами. | 2 | | | |
1.3. Степень с натуральным показателем. | 2 | | | |
1.4. Задачи на проценты. | 3 | | | |
1.5. Статистические характеристики. | 2 | | | |
1.6. Контрольная работа № 1 «Дроби и проценты». | 1 | | | |
| Итого: | 13 | | |
Прямая и обратная пропорциональность. | 2.1. Зависимости и формулы. | 1 | | |
2.2. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. | 2 | | | |
2.3. Пропорции. Решение задач с помощью пропорций. | 3 | | | |
2.4. Пропорциональное деление. | 1 | | | |
2.5. Контрольная работа № 2 «Прямая и обратная пропорциональность». | 1 | | | |
| Итого: | 8 | | |
Введение в алгебру. | 3.1. Буквенная запись свойств действий над числами. | 1 | | |
3.2. Преобразование буквенных выражений. | 3 | | | |
3.3. Раскрытие скобок. | 2 | | | |
3.4. Приведение подобных слагаемых. | 3 | | | |
3.5. Контрольная работа № 3 «Преобразование буквенных выражений». | 1 | | | |
| Итого: | 10 | | |
Уравнения. | 4.1. Алгебраический способ решения задач. | 1 | | |
4.2. Корни уравнения. | 1 | | | |
4.3. Решение уравнений. | 5 | | | |
4.4. Решение задач с помощью уравнений. | 4 | | | |
4.5. Контрольная работа № 4 «Уравнения». | 1 | | | |
| Итого: | 12 | | |
Координаты и графики. | 5.1. Множество точек на координатной прямой. | 1 | | |
5.2. Расстояние между точками координатной прямой. | 1 | | | |
5.3. Множество точек на координатной плоскости. | 3 | | | |
5.4. Графики. | 2 | | | |
5.5. Ещё несколько важных графиков. | 1 | | | |
5.6. Графики вокруг нас. | 1 | | | |
5.7. Контрольная работа № 5 «Координаты и графики». | 1 | | | |
| Итого: | 10 | | |
Свойства степени с натуральным показателем. | 6.1. Произведение и частное степеней. | 3 | | |
6.2. Степень степени, произведения и дроби. | 2 | | | |
6.3. Решение комбинаторных задач. | 2 | | | |
6.4. Перестановки. | 1 | | | |
6.5. Контрольная работа № 6 «Свойства степени с натуральным показателем». | 1 | | | |
| Итого: | 9 | | |
Многочлены. | 7.1. Одночлены и многочлены. | 1 | | |
7.2. Сложение и вычитание многочленов. | 2 | | | |
7.3. Умножение одночлена на многочлен. | 2 | | | |
7.4. Умножение многочлена на многочлен. | 3 | | | |
7.5. Формулы квадрата суммы и квадрата разности. | 4 | | | |
7.6. Контрольная работа № 7 «Многочлены». | 1 | | | |
7.7. Решение задач с помощью уравнений. | 3 | | | |
7.8. Контрольная работа № 8 «Составление решение уравнений». | 1 | | | |
| Итого: | 17 | | |
Разложение многочленов на множители. | 8.1. Вынесение общего множителя за скобки. | 3 | | |
8.2. Способ группировки. | 3 | | | |
8.3. Формула разности квадратов. | 3 | | | |
8.4. Формулы разности и суммы кубов. | 2 | | | |
8.5. Разложение на множители с применением нескольких способов. | 3 | | | |
8.6. Решение уравнений с помощью разложения на множители. | 2 | | | |
8.7. Контрольная работа № 9 «Разложение многочленов на множители». | 1 | | | |
| Итого: | 17 | | |
Частота и вероятность. | 9.1. Случайные события. | 2 | | |
9.2. Частота случайного события. | 1 | | | |
9.3. Вероятность случайного события. | 1 | | | |
9.4. Контрольная работа № 10 «Частота и вероятность». | 1 | | | |
| Итого: | 5 | | |
Повторение. | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | | |
| Итого: | 102 | | |
Алгебраические дроби. | 1.1. Что такое алгебраическая дробь. | | 2 | |
1.2. Основное свойство дроби. | | 3 | | |
1.3. Сложение и вычитание алгебраических дробей. | | 4 | | |
1.4. Умножение и деление алгебраических дробей. | | 2 | | |
1.5. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. | | 3 | | |
1.6. Степень с целым показателем. | | 3 | | |
1.7. Свойства степени с целым показателем. | | 3 | | |
1.8. Решение уравнений и задач. | | 3 | | |
1.9. Контрольная работа № 1 «Алгебраические дроби». | | 1 | | |
| Итого: | | 24 | |
Квадратные корни. | 2.1. Задача о нахождении стороны квадрата. | | 2 | |
2.2. Иррациональные числа. | | 2 | | |
2.3. Теорема Пифагора. | | 2 | | |
2.4. Квадратный корень (алгебраический подход). | | 2 | | |
2.5. График зависимости . | | 2 | | |
2.6. Свойства квадратных корней. | | 3 | | |
2.7. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | | 3 | | |
2.8. Кубический корень. | | 2 | | |
2.9. Контрольная работа № 2 «Квадратные корни». | | 1 | | |
| Итого: | | 19 | |
Квадратные уравнения. | 3.1. Какие уравнения называют квадратными. | | 2 | |
3.2. Формула корней квадратного уравнения. | | 4 | | |
3.3. Вторая формула корней квадратного уравнения. | | 2 | | |
3.4. Решение задач. | | 3 | | |
3.5. Неполные квадратные уравнения. | | 3 | | |
3.6. Теорема Виета. | | 2 | | |
3.7. Разложение квадратного трёхчлена на множители. | | 3 | | |
3.8. Контрольная работа № 3 «Квадратные уравнения». | | 1 | | |
| Итого: | | 20 | |
Системы уравнений. | 4.1. Линейное уравнение с двумя переменными. | | 1 | |
4.2. График линейного уравнения с двумя переменными. | | 2 | | |
4.3. Уравнение прямой вида . | | 3 | | |
4.4. Системы уравнений. Решение систем способом сложения. | | 3 | | |
4.5. Решение систем уравнений способом подстановки. | | 3 | | |
4.6. Решение задач с помощью систем уравнений. | | 3 | | |
4.7. Задачи на координатной плоскости. | | 2 | | |
4.8. Контрольная работа № 4 «Системы уравнений». | | 1 | | |
| Итого: | | 18 | |
Функции. | 5.1. Чтение графиков. | | 2 | |
5.2. Что такое функция. | | 2 | | |
5.3. График функции. | | 2 | | |
5.4. Свойства функции. | | 2 | | |
5.5. Линейная функция. | | 3 | | |
5.6. Функция и её график. | | 2 | | |
5.7. Контрольная работа № 5 «Функции». | | 1 | | |
| Итого: | | 14 | |
Вероятность и статистика. | 6.1. Статистические характеристики. | | 1 | |
6.2. Вероятность равновозможных событий. | | 2 | | |
6.3. Сложные эксперименты. | | 1 | | |
6.4. Геометрические вероятности. | | 1 | | |
6.6. Контрольная работа № 6 «Вероятность и статистика». | | 1 | | |
| Итого: | | 6 | |
Повторение. | Повторение и систематизация учебного материала. | | 1 | |
| Итого: | | 102 | |
Неравенства. | 1.1. Действительные числа. | | | 3 |
1.2. Общие свойства неравенств. | | | 2 | |
1.3. Решение линейных неравенств. | | | 5 | |
1.4. Решение систем линейных неравенств. | | | 3 | |
1.5. Доказательство неравенств. | | | 3 | |
1.6. Что означают слова «с точностью до…». | | | 2 | |
1.7. Контрольная работа № 1 «Неравенства». | | | 1 | |
| Итого: | | | 19 |
Квадратичная функция. | 2.1. Какую функцию называют квадратичной. | | | 4 |
2.2. График и свойства функции . | | | 2 | |
2.3. Сдвиг графика функции вдоль осей координат. | | | 5 | |
2.4. График функции . | | | 4 | |
2.5. Квадратные неравенства. | | | 4 | |
2.6. Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция». | | | 1 | |
| Итого: | | | 20 |
Уравнения и системы уравнений. | 3.1. Рациональные выражения. | | | 4 |
3.2. Целые уравнения. | | | 2 | |
3.3. Дробные уравнения. | | | 4 | |
3.4. Решение задач. | | | 4 | |
3.5. Контрольная работа № 3 «Рациональные выражения. Уравнения». | | | 1 | |
3.6. Системы уравнений с двумя переменными. | | | 4 | |
3.7. Решение задач. | | | 2 | |
3.8. Графическое исследование уравнения. | | | 3 | |
3.9. Контрольная работа № 4 «Системы уравнений». | | | 1 | |
| Итого: | | | 25 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 4.1. Числовые последовательности. | | | 2 |
4.2. Арифметическая прогрессия. | | | 3 | |
4.3. Сумма первых n членов арифметической прогрессии. | | | 3 | |
4.4. Геометрическая прогрессия. | | | 3 | |
4.5. Сумма первых n членов геометрической прогрессии. | | | 2 | |
4.6. Простые и сложные проценты. | | | 3 | |
4.7. Контрольная работа № 5 «Арифметическая и геометрическая прогрессии». | | | 1 | |
| Итого: | | | 17 |
Статистические исследования. | 5.1. Выборочные исследования. | | | 2 |
5.2. Интервальный ряд. Гистограмма. | | | 2 | |
5.3. Характеристика разброса. | | | 2 | |
5.4. Статистическое оценивание и прогноз. | | | 2 | |
| Итого: | | | 8 |
Повторение. | Неравенства. | | | 2 |
Квадратичная функция. | | | 2 | |
Уравнения и системы уравнений. | | | 2 | |
Арифметическая и геометрическая прогрессия. | | | 2 | |
Статистические исследования. | | | 1 | |
Повторение и систематизация учебного материала. | | | 4 | |
| Итого: | | | 102 |