Рабочая программа по математике для 6 класса (УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина и др.)

1
0
Материал опубликован 10 December 2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Дарасун»

Согласована на МС Утверждаю

_______________________ директор школы Н.Н. Некрасова

_______________________ ____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для 6 класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Мигунова Виктория

Евгеньевна,

учитель математике

и информатике

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике 6 класса к учебнику Г.В.Дорофеева и др. разработана на основе:

1) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ; (изменения 2015 г);

2) ФГОС ООО 10.12.2010 г;

3) примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);

4)С учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №1 п. Дарасун ;

5) Программы автора УМК Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т.А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014;

Цели изучения курса математики в 6 классе

В личностном направлении:

формирование способностей обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к познанию; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, окружающим;

воспитание качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию, способность принимать самостоятельные решения;

развитие логического и критического мышления, культуры речи; интереса к изучению предмета.

В метапредметном направлении:

овладение навыками самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

формирование способности устанавливать причинно - следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять поиск необходимой информации;

овладение способами взаимодействия, работы в группе, умением договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

формирование основ учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

В предметном направлении:

формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно излагать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

расширение знаний о числе: десятичные дроби, положительные и отрицательные числа; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.

подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Общая характеристика учебного предмета.

В курсе математики 6 класса можно выделить следу­ющие основные содержательные линии:

числовая;

алгебраическая;

вероятность и статистика;

наглядная геометрия.

Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы:

историче­ская линия,

элементы теории множеств и математической логики,

что связано с реализацией целей интеллек­туального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно - методи­ческую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия «Элементы теории множеств и математической логики» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами уни­версального математического языка, вторая - «История математики» - способствует созданию обще­культурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание числовой линии («Дроби», «Рациональные числа») как продолжение числовой линии 5 класса служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дис­циплин. Эта линия способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Алгебраические выражения» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о гео­метрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Статистика и теория вероятностей» - обязательный ком­понент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал способствует формированию у учащихся функциональной грамот­ности – умению воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотре­ние случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации.

3. 4 Место предмета в учебном плане.

Продолжительность учебного года в МОУ СОШ № 1составляет 34 рабочих недели, приказ…. Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю в течение года обучения, всего 170 уроков.

Из них:

повторение на начало учебного года -5 часов;

повторение на конец учебного года -10 часов;

контрольных работ – 10 часов (в том числе административные контрольные работы, мониторинг);

проектная и исследовательская деятельность – 6 часов;

резерв - 9 учебных часов (для коррекции усвоения материала наиболее трудного для учащихся).

Итого, 130 часов на изучение нового материала.


 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения математики 6 класса

Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству знание истории, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) освоение правил поведения ;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическую цепочку рассуждений и делать выводы;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

6) овладение простейшими способами представления статистических данных;

7) развитие умений извлекать информацию, описывать и анализировать числовые данные с помощью подходящих статистических характеристик,

8) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.

Основной формой обучения является урок.

В системе уроков выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

 Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач,

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урон решения задач.  Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке.

Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

Содержание учебного предмета

Дроби

Обыкновенные дроби (7 ч)

Сравнение обыкновенных дробей.

Арифметические действия со смешанными дробями.

Арифметические действия с дробными числами.

Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.

Десятичные дроби (28 ч)

Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.

Отношение двух чисел (11)

Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.

Среднее арифметическое чисел (5)

Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.

Проценты (5)

Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.

Рациональные числа

Положительные и отрицательные числа (20)

Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.

Понятие о рациональном числе (3)

Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.

Единицы измерений: длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.

Задачи на все арифметические действия (6)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки (6)

Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.

Задачи на части, доли, проценты (5)

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи (5)

Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.

Наглядная геометрия (29)

Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.


 

Тематическое планирование .

По учебному плану ОО на предмет математика отводится 170 часов.

Из них 10 часов (в том числе административные контрольные работы, мониторинг); 130 часов на изучение нового материала.

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе , количество часов на проведение контрольных работ

Дроби и проценты. (18 часов )

11.Что мы знаем о дробях.

2

 

1.2.Вычисления с дробями.

2

 

1.3. «Многоэтажные» дроби.

2

 

1.4. Основные задачи на дроби.

3

 

1.5. Что такое процент.

5

 

1.6.Столбчатые и круговые диаграммы.

2

 

Обзор и контроль

Проектная работа «Диаграммы вокруг нас» - 1 ч

 

2

Прямые на плоскости и в пространстве ( 7 ч)

2.1.Пересекающиеся прямые.

2

 

2.2 Параллельные прямые

2

 

2.3.Расстояние.

2

 

Обзор и контроль

 

1

Десятичные дроби (9 ч)

3.1. Десятичная запись дробей.

2

 

3.2. Десятичные дроби и метрическая система мер

1

 

3.3. Перевод обыкновенной дроби в десятичную

2

 

3.4. Сравнение десятичных дробей

2

 

Обзор и контроль

Проектная деятельность «Дроби в Вавилоне, Египте, Риме»; «Из истории десятичных дробей» - 1 ч

Контрольная работа (зачет) по теме «Десятичные дроби» - 1 ч

 

2

Действия с десятичными дробями (31 ч)

4.1. Сложение и вычитание десятичных дробей

4

 

4.2. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000, ...

3

 

4.3. Умножение десятичных дробей.

5

 

4.4. Деление десятичных дробей.

5

 

4.5. Деление десятичных дробей (продолжение).

4

 

4.6. Округление десятичных дробей.

3

 

4.7. Задачи на движение

4

 

Обзор и контроль

Проектная работа «Десятичные дроби и метрическая система мер» - 1 ч

Контрольная работа (зачет) по теме «Действия с десятичными дробями» - 1 ч

 

3

Окружность (9 ч)

5.1. Окружность и прямая.

2

 

5.2. Две окружности на плоскости

2

 

5.3. Построение треугольника

2

 

5.4. Круглые тела

1

 

Обзор и контроль

 

2

Отношения и проценты (14 ч)

6.1. Что такое отношение.

2

 

6.2. Деление в данном отношении

3

 

6.3. «Главная» задача на проценты

4

 

6.4. Выражение отношения в процентах

3

 

Обзор и контроль

Проектная работа «Авторские задачи по теме «Проценты» » - 1 ч

Контрольная работа (зачет) по теме «Отношения и проценты» - 1 ч

 

2

Симметрия (8 ч)

7.1. Осевая симметрия

2

 

7.2. Ось симметрии фигуры

2

 

7.3.Центральная симметрия

2

 

Обзор и контроль

Проектная деятельность «Использование симметрии в составлении орнамента» - 1 ч

 

2

Выражения, формулы, уравнения. (15 ч)

8.1. О математическом языке.

2

 

8.2. Буквенные выражения и числовые подстановки.

2

 

8.3. Формулы. Вычисления по формулам.

3

 

8.4. Формулы длины окружности, площади круга и объема шара.

2

 

8.5. Что такое уравнение.

4

 

Обзор и контроль

Контрольная работа (зачет) по теме «Буквы и формулы» - 1 ч

 

2

Целые числа. ( 14 ч)

9.1. Какие числа называют целыми.

1

 

9.2. Сравнение целых чисел.

2

 

9.3. Сложение целых чисел.

3

 

9.4. Вычитание целых чисел.

3

 

9.5. Умножение и деление целых чисел.

3

 

Обзор и контроль

Проектная работа «Появление нуля и отрицательных чисел в математике» - 1 ч

Контрольная работа (зачет) по теме «Целые числа» - 1 ч

 

2

Множества. Комбинаторика. ( 9 ч)

10.1. Понятие множества.

2

 

10.2. Операции над множествами.

2

 

10.3. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

2

 

10.4. Комбинаторные задачи.

2

 

Обзор и контроль

 

1

Рациональные числа. (16 ч)

11.1. Какие числа называют рациональными.

2

 

11.2. Сравнение рациональных чисел. Модуль числа.

2

 

11.3. Действия с рациональными числами.

5

 

11.4. Что такое координаты.

2

 

11.5. Прямоугольные координаты на плоскости.

3

 

Обзор и контроль

 

2

Многоугольники и многогранники (10 ч)

12.1. Параллелограмм.

3

 

12.2. Площади.

3

 

12.3.Призма.

2

 

Обзор и контроль

Проектная работа «Правильные многогранники» - 1ч

 

2

Повторение. (10 ч)

   

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики дает возможность обучающимся достичь результатов развития в соответствии с планируемыми результатами, отмеченными в ПООП ООО.

Личностные результаты

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, ценностям своей страны, края, города;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- умение ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы в парах в совместной учебной деятельности;

- организация групповой и парной работы на учебных занятиях;

- умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки этого умения на основе применения эталона;

- умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- предлагать различные варианты решения проблемы;

- умение анализировать условия учебной задачи с помощью взрослого;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки этого умения на основе применения эталона;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- владеть общими приемами решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение давать определение понятиям.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности,

- умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Описание методического и материально – технического обеспечения

Учебно-методическое оснащение рабочей программы

1. Дорофеев Г.В. Математика 6 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует ФГОС ООО.

2. Бунимоич Е.А., Кузнецова Л.В., Рослова Л.О.,Минаева С. С., Суворова С.Б. Математика 6 кл.: рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2015.

3..Г.В. Дорофеев, Суворова С.Б. Кузнецова Л.В., Минаева С. С., дидактические материалы М.: Просвещение, 2014.

4. 6 кл.: контрольные работы/ Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева Л.О. Рослова, , - М.: Просвещение, 2014.

5.Кузнецова Л. В. Сафонова Н.В. Математика 6 кл.: тематические тесты. - М.: Просвещение, 2014.

6. Математика 6 кл., книга для учителя / Л.В.Кузнецова, Рослов

а Л.О., С. С. Минаева, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2013.

Интернет- ресурсы

1.Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru

3.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4.Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

5.Федеральный портал «Информационно - коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

6.Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

7.Математика 6 кл под ред. Дорофеева Г.В. http://www.mathsolution.ru/books/99

8.Математические этюды www.etudes.ru

9.База данных задач по всем темам школьной математики www.problems.ru

10.Фестиваль ученических работ «Портфолио» («Первое сентября») https://portfolio.1september.ru

11.Большая библиотека, содержащая как книги, так и серии брошюр, сборников по математике www.math.ru/lib

12.Электронная версия журнала «Квант» www.kvant.mccme.ru

13.Математические олимпиады и олимпиадные задачи для школьников. www.zaba.ru

14.Сайт поддержки Международной математической игры «Кенгуру» www.kenguru.sp.ru

Список основной литературы для обучающихся:

1.Дорофеев Г.В. Математика 6 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует ФГОС ООО.

Материально - техническое оснащение кабинета

Комплекты таблиц по математике, алгебре, стереометрии

3

Раздаточный материал к действующим УМК (контрольные работы, тесты, дидактические материалы)

5

Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и для лабораторных работ)

4

Комплект классных инструментов

1

Компакт – диски к урокам геометрии, алгебры, математики

6

Доска с координатной сеткой

1

Доска аудиторная стеклянная с 3 рабочими плоскостями

1

Персональный компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Экран потолочный

1

Ксерокс (принтер, сканер)

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.