Рабочая программа по математике для 6 класса (УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина и др.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Дарасун»
Согласована на МС Утверждаю
_______________________ директор школы Н.Н. Некрасова
_______________________ ____________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 6 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Мигунова Виктория
Евгеньевна,
учитель математике
и информатике
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 6 класса к учебнику Г.В.Дорофеева и др. разработана на основе:
1) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ; (изменения 2015 г);
2) ФГОС ООО 10.12.2010 г;
3) примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);
4)С учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №1 п. Дарасун ;
5) Программы автора УМК Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т.А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014;
Цели изучения курса математики в 6 классе
В личностном направлении:
формирование способностей обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к познанию; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, окружающим;
воспитание качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию, способность принимать самостоятельные решения;
развитие логического и критического мышления, культуры речи; интереса к изучению предмета.
В метапредметном направлении:
овладение навыками самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
формирование способности устанавливать причинно - следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы; сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять поиск необходимой информации;
овладение способами взаимодействия, работы в группе, умением договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
формирование основ учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
В предметном направлении:
формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно излагать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
расширение знаний о числе: десятичные дроби, положительные и отрицательные числа; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах.
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Общая характеристика учебного предмета.
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии:
числовая;
алгебраическая;
вероятность и статистика;
наглядная геометрия.
Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы:
историческая линия,
элементы теории множеств и математической логики,
что связано с реализацией целей интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно - методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Элементы теории множеств и математической логики» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «История математики» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание числовой линии («Дроби», «Рациональные числа») как продолжение числовой линии 5 класса служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин. Эта линия способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Алгебраические выражения» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Статистика и теория вероятностей» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умению воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации.
3. 4 Место предмета в учебном плане.
Продолжительность учебного года в МОУ СОШ № 1составляет 34 рабочих недели, приказ…. Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю в течение года обучения, всего 170 уроков.
Из них:
повторение на начало учебного года -5 часов;
повторение на конец учебного года -10 часов;
контрольных работ – 10 часов (в том числе административные контрольные работы, мониторинг);
проектная и исследовательская деятельность – 6 часов;
резерв - 9 учебных часов (для коррекции усвоения материала наиболее трудного для учащихся).
Итого, 130 часов на изучение нового материала.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения математики 6 класса
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству знание истории, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) освоение правил поведения ;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическую цепочку рассуждений и делать выводы;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
6) овладение простейшими способами представления статистических данных;
7) развитие умений извлекать информацию, описывать и анализировать числовые данные с помощью подходящих статистических характеристик,
8) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Основной формой обучения является урок.
В системе уроков выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач,
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урон решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Содержание учебного предмета
Дроби
Обыкновенные дроби (7 ч)
Сравнение обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Десятичные дроби (28 ч)
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Отношение двух чисел (11)
Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Среднее арифметическое чисел (5)
Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.
Проценты (5)
Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа (20)
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.
Понятие о рациональном числе (3)
Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Единицы измерений: длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
Задачи на все арифметические действия (6)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки (6)
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
Задачи на части, доли, проценты (5)
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи (5)
Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.
Наглядная геометрия (29)Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
Тематическое планирование .
По учебному плану ОО на предмет математика отводится 170 часов.
Из них 10 часов (в том числе административные контрольные работы, мониторинг); 130 часов на изучение нового материала.
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
В том числе , количество часов на проведение контрольных работ |
Дроби и проценты. (18 часов ) |
||
11.Что мы знаем о дробях. |
2 |
|
1.2.Вычисления с дробями. |
2 |
|
1.3. «Многоэтажные» дроби. |
2 |
|
1.4. Основные задачи на дроби. |
3 |
|
1.5. Что такое процент. |
5 |
|
1.6.Столбчатые и круговые диаграммы. |
2 |
|
Обзор и контроль Проектная работа «Диаграммы вокруг нас» - 1 ч |
2 |
|
Прямые на плоскости и в пространстве ( 7 ч) |
||
2.1.Пересекающиеся прямые. |
2 |
|
2.2 Параллельные прямые |
2 |
|
2.3.Расстояние. |
2 |
|
Обзор и контроль |
1 |
|
Десятичные дроби (9 ч) |
||
3.1. Десятичная запись дробей. |
2 |
|
3.2. Десятичные дроби и метрическая система мер |
1 |
|
3.3. Перевод обыкновенной дроби в десятичную |
2 |
|
3.4. Сравнение десятичных дробей |
2 |
|
Обзор и контроль Проектная деятельность «Дроби в Вавилоне, Египте, Риме»; «Из истории десятичных дробей» - 1 ч Контрольная работа (зачет) по теме «Десятичные дроби» - 1 ч |
2 |
|
Действия с десятичными дробями (31 ч) |
||
4.1. Сложение и вычитание десятичных дробей |
4 |
|
4.2. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000, ... |
3 |
|
4.3. Умножение десятичных дробей. |
5 |
|
4.4. Деление десятичных дробей. |
5 |
|
4.5. Деление десятичных дробей (продолжение). |
4 |
|
4.6. Округление десятичных дробей. |
3 |
|
4.7. Задачи на движение |
4 |
|
Обзор и контроль Проектная работа «Десятичные дроби и метрическая система мер» - 1 ч Контрольная работа (зачет) по теме «Действия с десятичными дробями» - 1 ч |
3 |
|
Окружность (9 ч) |
||
5.1. Окружность и прямая. |
2 |
|
5.2. Две окружности на плоскости |
2 |
|
5.3. Построение треугольника |
2 |
|
5.4. Круглые тела |
1 |
|
Обзор и контроль |
2 |
|
Отношения и проценты (14 ч) |
||
6.1. Что такое отношение. |
2 |
|
6.2. Деление в данном отношении |
3 |
|
6.3. «Главная» задача на проценты |
4 |
|
6.4. Выражение отношения в процентах |
3 |
|
Обзор и контроль Проектная работа «Авторские задачи по теме «Проценты» » - 1 ч Контрольная работа (зачет) по теме «Отношения и проценты» - 1 ч |
2 |
|
Симметрия (8 ч) |
||
7.1. Осевая симметрия |
2 |
|
7.2. Ось симметрии фигуры |
2 |
|
7.3.Центральная симметрия |
2 |
|
Обзор и контроль Проектная деятельность «Использование симметрии в составлении орнамента» - 1 ч |
2 |
|
Выражения, формулы, уравнения. (15 ч) |
||
8.1. О математическом языке. |
2 |
|
8.2. Буквенные выражения и числовые подстановки. |
2 |
|
8.3. Формулы. Вычисления по формулам. |
3 |
|
8.4. Формулы длины окружности, площади круга и объема шара. |
2 |
|
8.5. Что такое уравнение. |
4 |
|
Обзор и контроль Контрольная работа (зачет) по теме «Буквы и формулы» - 1 ч |
2 |
|
Целые числа. ( 14 ч) |
||
9.1. Какие числа называют целыми. |
1 |
|
9.2. Сравнение целых чисел. |
2 |
|
9.3. Сложение целых чисел. |
3 |
|
9.4. Вычитание целых чисел. |
3 |
|
9.5. Умножение и деление целых чисел. |
3 |
|
Обзор и контроль Проектная работа «Появление нуля и отрицательных чисел в математике» - 1 ч Контрольная работа (зачет) по теме «Целые числа» - 1 ч |
2 |
|
Множества. Комбинаторика. ( 9 ч) |
||
10.1. Понятие множества. |
2 |
|
10.2. Операции над множествами. |
2 |
|
10.3. Решение задач с помощью кругов Эйлера. |
2 |
|
10.4. Комбинаторные задачи. |
2 |
|
Обзор и контроль |
1 |
|
Рациональные числа. (16 ч) |
||
11.1. Какие числа называют рациональными. |
2 |
|
11.2. Сравнение рациональных чисел. Модуль числа. |
2 |
|
11.3. Действия с рациональными числами. |
5 |
|
11.4. Что такое координаты. |
2 |
|
11.5. Прямоугольные координаты на плоскости. |
3 |
|
Обзор и контроль |
2 |
|
Многоугольники и многогранники (10 ч) |
||
12.1. Параллелограмм. |
3 |
|
12.2. Площади. |
3 |
|
12.3.Призма. |
2 |
|
Обзор и контроль Проектная работа «Правильные многогранники» - 1ч |
2 |
|
Повторение. (10 ч) |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики дает возможность обучающимся достичь результатов развития в соответствии с планируемыми результатами, отмеченными в ПООП ООО.
Личностные результаты
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, ценностям своей страны, края, города;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- умение ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы в парах в совместной учебной деятельности;
- организация групповой и парной работы на учебных занятиях;
- умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки этого умения на основе применения эталона;
- умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- предлагать различные варианты решения проблемы;
- умение анализировать условия учебной задачи с помощью взрослого;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
- умение проверять свою работу по образцу и приобретение опыта самооценки этого умения на основе применения эталона;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- владеть общими приемами решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- умение давать определение понятиям.
Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности,
- умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Описание методического и материально – технического обеспечения
Учебно-методическое оснащение рабочей программы
1. Дорофеев Г.В. Математика 6 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2013. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует ФГОС ООО.
2. Бунимоич Е.А., Кузнецова Л.В., Рослова Л.О.,Минаева С. С., Суворова С.Б. Математика 6 кл.: рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2015.
3..Г.В. Дорофеев, Суворова С.Б. Кузнецова Л.В., Минаева С. С., дидактические материалы М.: Просвещение, 2014.
4. 6 кл.: контрольные работы/ Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева Л.О. Рослова, , - М.: Просвещение, 2014.
5.Кузнецова Л. В. Сафонова Н.В. Математика 6 кл.: тематические тесты. - М.: Просвещение, 2014.
6. Математика 6 кл., книга для учителя / Л.В.Кузнецова, Рослов
а Л.О., С. С. Минаева, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2013.
Интернет- ресурсы
1.Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru
3.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4.Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
5.Федеральный портал «Информационно - коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
6.Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
7.Математика 6 кл под ред. Дорофеева Г.В. http://www.mathsolution.ru/books/99
8.Математические этюды www.etudes.ru
9.База данных задач по всем темам школьной математики www.problems.ru
10.Фестиваль ученических работ «Портфолио» («Первое сентября») https://portfolio.1september.ru
11.Большая библиотека, содержащая как книги, так и серии брошюр, сборников по математике www.math.ru/lib
12.Электронная версия журнала «Квант» www.kvant.mccme.ru
13.Математические олимпиады и олимпиадные задачи для школьников. www.zaba.ru
14.Сайт поддержки Международной математической игры «Кенгуру» www.kenguru.sp.ru
Список основной литературы для обучающихся:
1.Дорофеев Г.В. Математика 6 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует ФГОС ООО.
Материально - техническое оснащение кабинета
Комплекты таблиц по математике, алгебре, стереометрии |
3 |
Раздаточный материал к действующим УМК (контрольные работы, тесты, дидактические материалы) |
5 |
Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и для лабораторных работ) |
4 |
Комплект классных инструментов |
1 |
Компакт – диски к урокам геометрии, алгебры, математики |
6 |
Доска с координатной сеткой |
1 |
Доска аудиторная стеклянная с 3 рабочими плоскостями |
1 |
Персональный компьютер |
1 |
Мультимедийный проектор |
1 |
Экран потолочный |
1 |
Ксерокс (принтер, сканер) |
1 |