12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Янушкевич Юлия Хабирьяновна50

Аннотация

к программе по учебному предмету астрономия

.

Данная программа по учебному предмету астрономия предназначена для описания организации учебного процесса по предмету среднего общего образования.

Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; региональному компоненту общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; учебному плану образовательной организации на изучение астрономии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание учебного предмета, учебно-тематический план, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, контроль реализации программы, список литературы.








































Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии на уровень среднего общего образования составлена на основании примерной программы курса астрономии для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) к структуре основной образовательной программы, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Общая характеристика учебного предмета

Курс астрономии 10 класса не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.

Место предмета в учебном плане

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно - научных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Как видно из поставленных целей, астрономия призвана стать для каждого ученика 10 класса предметом, формирующим не только единую естественнонаучную картину мира, но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Нельзя не отметить важную роль предмета в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников. Российская Федерация в развитии астрономии, космонавтики и космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире.

Задача астрономии, как и любого естественно - научного предмета, изучаемого в основной школе или на базовом уровне в старшей школе, – формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности естественно - научного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Астрономия изучается на базовом уровне в объеме 34 учебных часа (1 час в неделю), том числе контрольных работ – 6.

Основные формы обучения - фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В обучении используются: задачная технология (введение задач с жизненно-практическим и национально-региональным содержанием в образовательный процесс).

Текущий контроль осуществляется в виде: самостоятельных работ, проектной деятельности, устных и письменных опросов по теме урока.























Содержание рабочей программы

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной

сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.


Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:

астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.


Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро

Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.


Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.



























Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

1.

Предмет астрономии.

2

2.

Основы практической астрономии.

5

3.

Строение Солнечной системы.

2

4.

Законы движения небесных тел.

5

5.

Природа тел Солнечной системы.

8

6.

Солнце и звезды.

6

7.

Наша Галактика – Млечный путь.

2

8.

Строение и эволюция Вселенной.

3

9.

Жизнь и разум во Вселенной.

1


Итого:

34


Календарно-тематическое планирование 10 класс


п/п

Дата

(неделя)

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предмет астрономии (2 часа)

1/1


Что изучает астрономия.

1

Знать, что изучает астрономия; роль наблюдений в астрономии; значение астрономии; что такое Вселенная; структуру и масштабы Вселенной

Формулировать понятие «предмет астрономии», доказывать самостоятельность и значимость астрономии, формулировать выводы об особенностях астрономии, работать с информацией научного содержания

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

2/2


Наблюдения — основа астрономии.

1

2.Основы практической астрономии (5 часов)

3/1


Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

Знать, что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщенные способы решения задач; Знать причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца. Уметь использовать подвижную звѐздную карту; Солнечное и звѐздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь

Строить логическую цепочку рассуждений. Понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук.

Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщенные способы решения задач. Характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли.

Формирование компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, обсудить потребности человека в познании.

4/2


Видимое движение звезд

на различных географических широтах.

1

5/3


Годичное движение Солнца.

Эклиптика.

1

6/4


Движение и фазы Луны.

Затмения Солнца и Луны.



1

7/5


Время и календарь

1

3.Строение Солнечной системы (2 часа)

8/1


Развитие представлений

о строении мира.

1

Гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период; звѐздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил

Устанавливать причинно-следсвенные связи смены представлений о строении мира, характеризовать вклад ученных в становлении астрономической картины мира. Представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах ( текст, рисунок, таблицы)

Высказывать убежденность в возможности познания мира, организовывать самостоятельную познавательную деятельность

9/2


Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращение планет.

1

4.Законы движения небесных тел (5 часов)

10/1


Законы движения планет Солнечной системы.

1

Способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения;

Первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли

Уметь: пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звѐзд.

Раскрывать на примерах роль астрономии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между астрономией и другими естественными науками; —воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

Аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения.

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами). Целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность.


11/2


Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

12/3


Практическая работа с планом Солнечной системы.

1

13/4


Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

14/5


Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

1

5.Природа тел Солнечной системы (8 часов)

15/1


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

Уметь: пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звѐзд. Система Земля-Луна; основные движения Земли; форма Земли; Общая характеристика планет земной группы; Общая характеристика планет-гигантов; спутники и кольца планет-гигантов;














Сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий; приводить доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты. Использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах, для анализа и сравнения характеристик Солнечной системы; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль.

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности; отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения; организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира; доказывать собственную точку зрения относительно последствий парникового эффекта; выступать с презентацией результатов своей работы.

16/2


Земля и Луна - двойная планета.

1

17/3


Две группы планет.

1

18/4


Природа планет земной группы.

1

19/5


Урок-дисскусия «Парниковый эффект: польза или вред?»

1

20/6


Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

21/7


Малые тела Солнечной системы.


1

22/8


Метеоры, болиды, метеориты.

1

6.Солнце и звезды (6 часов)

23/1


Солнце: его состав и внутреннее строение.

1

Основные физические характеристики Солнца; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

Схема строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;

Основные характеристики звѐзд в сравнении с Солнцем; порядок расстояния до звѐзд, способы определения и размеров звѐзд; единицы измерения расстояний; важнейшие закономерности мира звѐзд; диаграммы «спектрсветимость» и «масса-светимость»; Способ определения масс двойных звѐзд; основные параметры состояния звѐздного вещества; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звѐздная величина





Использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце, формулировать логически обоснованные выводы; описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и магнитосферы Земли; обоснованно доказывать многообразие мира звезд; использовать знания по физике для объяснения природы звезд; формулировать выводы относительно космических тел.

Высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников; организовывать собственную познавательную деятельность; работать с различными источниками информации; проявлять готовность к самообразованию.

24/2


Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

25/3


Физическая природа звезд.

1

26/4


Переменные и нестационарные звезды.


1

27/5


Эволюция звезд.

1

28/6


Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

1

7.Наша Галактика — Млечный Путь (2 часа)

29/1


Наша Галактика






1

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).


Выдвигать и сравнивать гипотезы относительно природы скрытой массы; объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой

Управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к самообразованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительности и их использования на благо развития человеческой цивилизации; высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик;

участвовать в обсуждении

30/2


Наша Галактика

1

8. Строение и эволюция Вселенной.

31/1


Другие звездные системы -галактики.


1

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.


Сравнивать различные позиции относительно процесса расширения Вселенной; приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд.

Высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной, участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов

32/2


Космология начала ХХ в.

1

33/3


Основы современной космологии.

1

8.Жизнь и разум во Вселенной (1 час)

34/1


Жизнь и разум во Вселенной.

1

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе..

Характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.

Владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни; доказывать собственную позицию; проявлять готовность к принятию иной точки зрения



Требования к уровню подготовки

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


уметь

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.











Контроль реализации программы

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.

Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.

Возможна разная методика выставления учащимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, может быть использована рейтинговая система, при которой отдельно выставляются баллы за ответы на уроке, за выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и проекты, затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом каждому виду деятельности должно быть приписано определенное число баллов.

















Список литературы

Перечень учебно–методического обеспечения по астрономии для 11 класса


1.Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс :учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

2. Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018. — 217, [7] c.

3. Воронцов-Вельяминов Б.А. Страут Е.К. Астрономия. 11 класс. М.: Дрофа,2017.


Литература для учителя

Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. —СПб.: 1997.

Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвеще-

ние, 1989.

Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.

Шевченко М. Ю., Угольников О. С. Школьный астрономический календарь на 2016/17 учеб. год. —Вып. 67: пособие для любителей астрономии. — М.:ОАО «Планетарий», 2016.

Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.:Наука, 1984.

Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все-все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы,1990. — (Квант). Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. —Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).

Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).

Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.

Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука,1978.

Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.

Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.

Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.

Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.