Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой. На изучение биологии отводится 35 недель — всего 70 часов, из них 1 час - резервное время.
II. Цели и задачи изучения курса
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
III.Нормативно-правовая база
Обоснование выбора программы.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
5. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
6. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.
7. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Биология-7 Животные» авторов В.М. Константинова, В.С.Кучменко, И.Н. Пономаревой Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.-176с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
8. Распределение тем соответствует сборнику Н.Ф.Бодровой «Изучение курса «Животные» . Поурочное планирование: Книга для учителя – Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2011г., где планирование представлено из расчета 2 часа в неделю.
IV. Учебно-методические материалы
для учащихся:
1. В.М. Константинова, В.С. Бабенко, В.С.Кучменко. Биологи 7класс: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Вентана-Граф, 2011;
2. Тетрадь с печатной основой: Н.Ф.Бодрова. Биология: Животные. Рабочая тетрадь. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011г;
3. Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. — СПб.: Специальная литература, 1996;
4. Секреты природы I Пер. с англ. — 3AO «Издательский дом Ридерз Дайджест»,1999;
5. Сладков Н. Покажите мне их! Зоология дпя детей I Художн. Р.Варшамов. — М.: РОСМЭН. 1994;
6. Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы /Художн. Р.Варшамов. — М.: РОСМЭН;
7. Суматохин С. В., Кучменко В.С. Биология Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие дпя учащихся основной школы. — М.: Мнемоника, 2000;
8. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп.l Гпав. ред. M. Д. Аксенова.- М.: Авантаж, 1998;
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. Х. Тамбиев. — М.: 000 «Фирма "Издательство АСТ"»; 000 «Астрепь», 1999;
10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле I — M: 000 «Фирма "Издательство АСТ"»; 000 «Астрель», 2001;
11.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; — M.: 000 «Фирма "Издательство АСТ"»; 000 «Астрель», 1999.
для учителей:
1. Бодрова Н.Ф. Биология: Животные 7класс: Методическое пособие для учителя.- Воронеж: 2011 – 240с;
2. Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. — М.: Дрофа, 2009;
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. — М.: Дрофа, 2009;
4. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002;
5. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. I Е. Т. Бровкина, В. И. Бепых.— М.: Издательский Дом "ГЕНДЖЕР",1997;
6. Шапкин В.А. Биология. Животные: Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2001;
7. Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. — М.:РАУБ; Цитадель, 1996;
8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. — М.:Дрофа, 2008;
9. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Кн. дпя учителя. — M.: Просвещение, 1999;
10. Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс. Методическое пособие с электронным приложением IАвт.-сост. С.Н. Лебедев. — M.: Издательство «Глобус», 2010;
для учащихся:
MULTIMEDIA — поддержка курса «Биология. Животные»
1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004;
2. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов.
3. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2008;
4.Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
5. Интернет-ресурсы.
Дополнительная литература:
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://bird.geoman.ru/ - Птицы
http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
http://animal.geoman.ru/ - Животные
http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
V. Сводная таблица контроля
Вид контроля |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
Лабораторная работа |
1 |
4 |
4 |
1 |
10 |
Тест |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
VI. Ведущие технологии
1) Личностно-ориентированного обучения;
2) Проблемного обучения;
3) Индивидуально-дифференцированное с использованием информационно-коммуникативных технологий.
VII. Требования к уровню подготовки учащихся
Содержательная линия |
Обязательный минимум |
Учащиеся должны знать |
Учащиеся должны знать уметь |
1. Введение (5 часов) |
1.Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. 2.Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных 3.Классификация животных. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных. 4.Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. |
1.Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. 2.Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. 3.Среды жизни и места обитания животных. 4.Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. 5.Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. 6.Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. 7.Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. |
1.Называть предмет изучения зоологии. 2. Описывать признаки животных. 3. Отличать животных от растений. 4. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. 5. Отличать классификацию растений от классификации животных. 6. Описывать меры охраны редких животных. |
2.Строение тела животных (3 часа) |
1.Животный организм как биосистема. 2.Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. 3.Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. |
1.Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. 2.Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей 3. Орган - часть организма. Системы органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя. |
1.Перечислять основные органоиды клетки. 2. Отличать клетки животных от клеток растений. 3. Называть основные виды тканей 4. Характеризовать строение и функции систем органов. |
3.Подцарство Простейшие (4 часа) |
1. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. 2.Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории 3. Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. 4.Автотрофное и гетеротрофное питание 5. Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс 6.Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. 7.Роль простейших в природе и в жизни человека. 8.Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия |
1.Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. 2.Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование 3.Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. 4.Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных 5.Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. 6.Значение простейших в природе и жизни человека. |
1.Называть среду обитания и способ передвижения. 2. Описывать условия образования цисты. 3. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы, эвглены зеленой, инфузории туфельки 4. Объяснять способ питания и выделения, размножения. 5.Доказывать, что клетка простейших является самостоятельным организмом. 6. Сравнивать различных представителей простейших. 7. Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. 8. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека |
4.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополосные (4 часа) |
1.Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. 2.Одиночные и колониальные организмы. 3.Размножение: бесполое и половое. 4.Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение (специализация клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение и развитие. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса 5. Роль кишечно-полостных в природе и в жизни человека. |
1.Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. 2.Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. 3.Питание гидры. 4.Дыхание. 5.Раздражимость. 6.Размножение гидры. 7.Регенерация. Значение в природе. 8.Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. 9.Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. |
1.Называть признаки типа Кишечнополостные. 2. Выделять причинно -следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. 3. Распознавать строение гидры. 4. Перечислять значение различных клеток. 5. Описывать особенности жизнедеятельности гидры. 6. Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры. 7.Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. 8. Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные. |
5.Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (6 часов) |
1.Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение. 2.Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения. 3.Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. 4.Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы 5. Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека. |
1.Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. 2.Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. 3.Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. 4. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. 5.Значение червей и их место в истории развития животного мира. |
1.Называть функции систем внутренних органов. 2. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. 3. Распознавать животных типа Плоские, круглые, кольчатые черви. 4. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными. 5. Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. 6. Объяснять меры профилактики заражения. 7. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. 8. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. 9. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. |
6.Тип Моллюски (4 часа) |
1.Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. 2.Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. 3. Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. 4. Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения. |
1.Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. 2.Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. 3.Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. 4.Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. |
1.Распознавать и описывать животных типа моллюсков. 2. Выделять особенности строения и функций моллюсков. 3. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. 4.Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. 5. Объяснять значения в природе и в жизни человека. 6. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания. 7. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. |
7.Тип Членистоногие (7 часов) |
1.Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. 2. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. 3. Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. 4.Типы ротового аппарата: грызущелижущий, колющесосущий, фильтрующий, сосущий. 5.Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. 6. Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением 7. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. 8. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. 9. Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические |
1.Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. 2.Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. 3.Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. 4.Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых |
1.Распознавать животных типа Членистоногие 2. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих 3.Узнавать по рисункам системы внутренних органов. 4 Выделять отличия внутреннего строения членистоногих 5.Объяснять роль членистоногих в природе и в жизни человека. 6. Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания, образу жизни. 7. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих 8. Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением 9. Описывать стадии развития насекомых. 10. Перечислять признаки отрядов. 11. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. 12.. Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное. 13. Характеризовать меры по охране насекомых. 14. Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. 15. Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека. |
8.Тип Хордовые (7 часов) |
1.Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. 2.Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановления. 3.Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. 4.Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. 5.Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. 6.Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. 6.Аквариумное рыбоводство. |
1.Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. 2.Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. 3. Системы внутренних органов: опорно- двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. 4. Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве. 5. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. 6.Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. 7.Приспособления рыб к разным условиям обитания. 8. Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. 9.Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. |
1.Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде 2. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. 3. Выделять: особенности строения рыб; особенности строения и функции органов чувств. 4.Называть отделы, органы систем и их функцию. 5. Перечислять характерные черты внутреннего строения. 6. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. 7. Называть тип оплодотворения у большинства рыб. 8. Приводить примеры проходных рыб. 9.Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб. 10. Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. 11. Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. 12. Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни. 13. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. 14 Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.. |
9.Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов) |
1.Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. 2.Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. 3.Размножение и развитие лягушки. 4.Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. 5.Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. 6.Значение земноводных в природе и в жизни человека. 7.Охрана земноводных. |
1.Признаки класса. Места обитания и образ жизни. 2.Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура 3.Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. 4.Обмен веществ и энергии. 5.Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные. 6. Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). 7.Значение земноводных в природе и в жизни человека. 8.Охрана земноводных. |
1.Узнавать отделы скелета земноводных. 2. Описывать внешнее строение земноводных. 3. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. 4. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. 5. Описывать строение и функции систем внутренних органов. 6. Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. 7. Объяснять проявление метаморфоза у головастиков. 8. Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни. |
10.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов) |
1.Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в на- земно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета. 2. Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. 3.Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. 4.Поведение. Размножение и развитие. 5.Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). 6.Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. 7.Охрана пресмыкающихся. 8.Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. |
1.Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. 2. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. 3.Питание и поведение. 4.Годовой цикл жизни. 5.Размножение и развитие. 6. Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. 7.Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. 8.Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи 9.Значение змей в природе и в жизни человека. 10.Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. 11.Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. 12.Охрана пресмыкающихся. 13.Разнообразие древних пресмыкающихся. 14.Причины их вымирания. 15.Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. |
1.Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. 2. Объяснять название класса - «Пресмыкающиеся» 3. Перечислять усложнения в строении систем органов. 4. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. 5. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. 6. Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов 7. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. 8. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся 9. Называть причины вымирания ящеров. 10. Объяснять: -роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; -необходимость охраны пресмыкающихся. |
11. Класс Птицы (7 часов) |
1.Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися 2.Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полету: срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. 4.Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полету. Интенсивный обмен веществ. 5. Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. 6. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период, сезонные миграции. 7. Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы 8. Охрана и привлечение птиц. 9.Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. 10.Промысловые птицы их рациональное использование и охрана. 11.Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. |
1.Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. 2.Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. 3.Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. 4.Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. 5.Размножение и развитие. 6.Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. 7.Перелеты птиц. 8.Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. 9.Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. 10.Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. 11.Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. 12.Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. 13.Охрана и привлечение птиц. 14.Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. 15.Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. 16.Домашние птицы. 17.Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. |
1.Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. 2. Описывать приспособления внешнего строения для полета. 3. Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. 4. Выделять особенности строения скелета птиц. 5. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. 6. Характеризировать изменения скелета птиц в связи с полетом 7. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. 8. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету. 9. Объяснять: • почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ. 10. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. 11. Называть причины появления у птиц инстинкта перелета. 12. Называть экологические группы птиц. 13. Перечислять роль птиц: в природе; в жизни человека. 14. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. 15. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. |
12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов) |
1.Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. 2. Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. 3. Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. 4. Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. 5. Признаки отрядов. 6. Сходство человекообразных обезьян с человеком. 7. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно- древесного образа жизни. 8. Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье- промысловые звери. 9.Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация. |
1.Общая характеристика класса. 2.Места обитания млекопитающих. 3.Особенности внешнего и внутреннего строения. 4.Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. 5.Размножение и развитие. Забота о потомстве. 6.Годовой жизненный цикл и сезонные явления. 7.Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. 8.Многообразие млекопитающих. 9.Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. 10.Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. 11.Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. 12.Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. 13.Домашние звери. 14.Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. 15.Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. 16.Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. 17.Рациональное использование и охрана млекопитающих. |
1. Называть общие признаки млекопитающих 2. Выделять особенностей внешнего строения. 3. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий. 4. Перечислять особенности строения скелета. 5. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. 6. Выделять особенности внутреннего строения. 7. Приводить примеры заботы о потомстве. 8. Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. 9. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. 10. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. 11. Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся. 12. Описывать строения и жизнедеятельность первозверей. 13. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. 14. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. 15. Сравнивать отряды млекопитающих. 16. Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные. 17. Перечислять основные экологические группы зверей. 18. Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. 19. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. 20. Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека. |
13.Развитие животного мира на Земле (3 часа) |
1.Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных - результат эволюции. 2. Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. 3.Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. |
1.Историческое развитие животного мира, доказательства. 2.Основные этапы развития животного мира на Земле. 3.Понятие об эволюции. 4.Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. 5.Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества. 6.Современный животный мир – результат длительного исторического развития. 7.Уровни организации живой материи. 8.Охрана и рациональное использование животных. 9.Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. |
1. Называть факторы эволюции. 2. Приводить доказательства эволюции животного мира. 3.Называть основные этапы развития животного мира на Земле. 4. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. 5. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. |
Резервное время: 1 часа |
IX. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Основные понятия |
Дата проведения план/факт |
Тема 1. Введение (5 часов) |
||||||
1. |
Зоология – наука о животных |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и в жизни человека. |
Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных. |
|
2. |
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану. |
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных |
|
3. |
Классификация животных и основные систематические группы |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных. |
Классификация животных. Значение классификации животных. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: царство, подцар-ство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность. |
|
4. |
Влияние человека на животных |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных |
Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. |
|
5. |
Вводный контроль |
1 |
Урок контроля. |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 2. Строение тела животных (3 часа) |
||||||
6. |
Клетка |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей. Отличать клетки животных от клеток. |
Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. Цитология - наука о строении клетки.
|
|
7. |
Ткани |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Дать определение термину ткани. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. |
Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. |
|
8. |
Органы и системы органов |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано. |
Орган - часть организма. Систем органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя. |
|
Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа, л/р - 1) |
||||||
9. |
Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые
|
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом. |
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. |
|
10. |
Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы
|
1 |
Комбинированный урок. |
Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой. Называть условия обитания и способ передвижения. Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой. |
Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание. |
|
11. |
Тип Инфузории
|
1 |
Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории» Комбинированный урок. |
Называть функции органоидов инфузории-туфельки. Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки. Доказывать, что инфузории - более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших. |
Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды. |
|
12. |
Многообразие простейших. Паразитические простейшие
|
1 |
Урок закрепления и систематизации знаний. |
Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека Характеризовать типы простейших. Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают. |
Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия. Жизненный цикл малярийного плазмодия. |
|
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные (4 часа) |
||||||
13. |
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика
|
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры. Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. |
Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. |
|
14. |
Пресноводная гидра |
1 |
Урок закрепления и систематизации знаний. |
Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры. Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. |
Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. |
|
15. |
Морские Кишечнополостные
|
1 |
Урок закрепления и систематизации знаний. |
Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип Кишечнополостные. |
Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. |
|
16. |
Урок-зачет по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные ». |
1 |
Зачёт № 1. |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 5. Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (6 часов, л/р - 2) |
||||||
17. |
Тип Плоские черви |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. |
Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение |
|
18. |
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. "Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. Характеризовать по плану тип Плоские черви. |
Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения паразитическими червями. |
|
19. |
Тип Круглые черви. Класс Нематоды |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни круглых червей. |
Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. |
|
20. |
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Узнавать по рисункам и называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. |
Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. "Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. Характеризовать по плану тип Плоские черви. |
|
21. |
Класс Малощетинковые черви |
1 |
Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость». Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя». Комбинированный урок. |
Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Характеризовать по плану тип Кольчатые черви. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. |
Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. |
|
22. |
Урок-зачет по теме «Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви» |
1 |
Зачёт № 2. |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 6. Тип Моллюски (4 часа, л/р - 1) |
||||||
23. |
Общая характеристика типа Моллюски |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. |
Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. |
|
24. |
Класс Брюхоногие моллюски |
1 |
Комбинированный урок. |
Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. Объяснять значения в природе и в жизни человека. Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания. |
Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. |
|
25. |
Класс Двустворчатые моллюски |
1 |
Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». Комбинированный урок. |
Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. |
Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. |
|
26. |
Класс Головоногие Моллюски |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.
|
Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения |
|
Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов, л/р - 1) |
||||||
27. |
Класс Ракообразные |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообра- зие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять отличия внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.- |
Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоно-гие, веслоногие, равноногие, раз-ноногие, усоногие. |
|
28. |
Класс Паукообразные |
1 |
Комбинированный урок. |
Описывать образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Узнавать системы внутренних органов. Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных |
Образ жизни и особенности строения паукообразных: вось-миногие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пауков. |
|
29. |
Класс Насекомые |
1 |
Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых». Комбинированный урок. |
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных. Узнавать системы внутренних органов. |
Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. |
|
30. |
Типы развития насекомых и многообразие |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. |
Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. -Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением. |
|
31. |
Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых |
1 |
Урок закрепления знаний. |
Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное. Характеризовать меры по охране насекомых. |
Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. |
|
32. |
Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека |
1 |
Урок закрепления знаний. |
Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми. Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека. Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие. Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний. |
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические. |
|
33. |
Урок-зачет по теме «Тип Членистоногие» |
1 |
Зачёт № 3 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 8. Тип Хордовые (7 часов, л/р - 2) |
||||||
34. |
Хордовые. Примитивные формы |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. |
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника П.С. Палласом. Развитие ланцетника. |
|
35. |
Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение |
1 |
Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» Комбинированный урок. |
Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять: • особенности строения рыб; • особенности строения и функции органов чувств. |
Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. |
|
36. |
Внутреннее строение рыб |
1 |
Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы». Комбинированный урок. |
Называть отделы, органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб. |
Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. |
|
37. |
Особенности размножения рыб |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб. |
Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве. |
|
38. |
Основные систематические группы рыб |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Брянкой области. Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб. Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни. |
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. |
|
39. |
Промысловые рыбы. Их использование и охрана |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства. |
Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. |
|
40. |
Урок-зачет по теме «Класс рыбы » |
1 |
Зачёт № 4 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов) |
||||||
41. |
Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. |
Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. |
|
42. |
Строение и деятельность систем внутренних органов |
1 |
Комбинированный урок. |
Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов. Сравнивать строение систем внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб. |
Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии. |
|
43. |
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных |
1 |
Комбинированный урок. |
Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа |
Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. |
|
44. |
Многообразие земноводных |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть: места обитания земноводных, основные отряды Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни Указывать причины сокращения и меры по охране. Характеризовать роль амфибий в природе Оценка и коррекция знаний учащихся. |
Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие». |
|
45. |
Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» |
1 |
Зачёт № 5 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов) |
||||||
46. |
Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы) |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся». Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона |
Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета |
|
47. |
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся |
1 |
Комбинированный урок. |
Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся |
Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. |
|
48. |
Многообразие пресмыкающихся |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся. |
Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокодилы. |
|
49. |
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся |
1 |
Комбинированный урок. |
Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять: • роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; • необходимость охраны пресмыкающихся. |
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. |
|
50. |
Урок-зачет по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» |
1 |
Зачёт № 6 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 11. Класс Птицы (7 часов, л/р - 2) |
||||||
51. |
Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц |
1 |
Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Комбинированный урок. |
Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полёта Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. |
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. |
|
52. |
Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы |
1 |
Л/р № 9 «Строение скелета птицы». Комбинированный урок. |
Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. |
Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. |
|
53. |
Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы |
1 |
Комбинированный урок. |
Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем органов птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ. |
Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ. |
|
54. |
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть этапы развития яйца и зародыша, причины появления у птиц инстинкта перелёта. Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц. |
Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции. |
|
55. |
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп. |
Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. |
|
56. |
Значение и охрана птиц |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся. |
Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.- |
|
57. |
Урок-зачет по теме «Класс Птицы» |
1 |
Зачёт № 7 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. |
||
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов, л/р - 1) |
||||||
58. |
Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенностей внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий. |
Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. |
|
59. |
Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы |
1 |
Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. |
Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. |
|
60. |
Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы |
1 |
Комбинированный урок |
Выделять особенности внутреннего строения. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения млекопитающих. |
Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная. |
|
61. |
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненны цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих |
1 |
Комбинированный урок. |
Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений. |
Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия. |
|
62. |
Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные |
1 |
Комбинированный урок. |
Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей. |
Признаки отряда. Семейства отряда Хищные. |
|
63. |
Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные |
1 |
Комбинированный урок. |
Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Выделять особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих. |
Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных. |
|
64. |
Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих |
1 |
Комбинированный урок. |
Называть общие черты строения приматов. Доказывать, что обезьяны -наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. Перечислять основные экологические группы животных. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Характеризовать по плану приспособления млекопитающих |
Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно – древесного образа жизни. |
|
65. |
Значение млекопитающих для человека |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека. |
Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация. |
|
66. |
Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» |
1 |
Зачёт № 8 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся |
||
13. Развитие животного мира на Земле (3 часа) |
||||||
67. |
Доказательства эволюции животного мира |
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. |
Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных - результат эволюции. Естественный отбор и наследственная изменчивость. |
|
68. |
Основные этапы развития животного мира на Земле
|
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. |
Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточное, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. |
|
69. |
Урок-зачёт по разделу «Животные» |
1 |
Зачёт № 9 |
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся |
||
70. |
Резервное время |
1 |
2016 г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
№ урока |
Тема урока |
Причина изменений в программе |
Способ корректировки |
2017 г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
№ урока |
Тема урока |
Причина изменений в программе |
Способ корректировки |