Рабочая программа по биологии для 5 класса по УМК И.Н. Пономаревой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 8» ул. Крупской, 10 В, г. Красноярск, 660062, тел.(8-391)217-80-26, E-mail:lyc8@mail.ru ОГРН 1022402148438, ОКПО 56904334, ИНН\КПП 2463024482\246301001 |
Рассмотрено на заседании кафедры____ «___» ___________ 2018г Заведующий кафедрой _________/___________/ |
Согласовано с зам.директора по УВР _________/____________/ «___» ________ 2018г |
Утверждаю Директор МБОУ Лицея №8 ________ Е.И.Богуславская Приказ № __________ от «__» __________2018 г. |
Рабочая учебная программа по
биологии
для 5 А, Б, Г классов
Программу составила Доценко Юлия Владимировна
г. Красноярск
2018 год
Структура программы
1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету "Биология" разработана в соответствии с «Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей №8».
Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов, авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана- Граф 5-9 классы. Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко., Пономарёва И.Н., рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
2. Общая характеристика курса
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 8», учебным планом лицея. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир».
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой профильной дифференциации.
3. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. Количество часов, отведенных на изучение биологии в 5 классе, составляет 1 час в неделю, 35 часов в год.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Раздел |
Содержание |
Количество часов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Метапредметные |
|||
1. Введение |
Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. |
1 |
Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. |
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть |
2. Биология- наука о живом мире |
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. |
8 |
Учащиеся должны знать: - основные признаки живой природы; - устройство светового микроскопа; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; - характеризовать методы биологических исследований; - работать с лупой и световым микроскопом; - узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. |
Учащиеся должны уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разумные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. |
3. Многообразие живых организмов |
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями. Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека. Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. |
11 |
Учащиеся должны знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. Учащиеся должны уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. |
Учащиеся должны уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты. |
4. Жизнь организмов на планете Земля |
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. |
8 |
Учащиеся должны знать: - основные среды обитания живых организмов; - природные зоны нашей планеты, их обитателей. Учащиеся должны уметь: - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - приводить примеры обитателей морей и океанов; - наблюдать за живыми организмами |
Учащиеся должны уметь: - находить и использовать причинно-следственные связи; - строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. |
5. Человек на планете Земля |
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. |
6 |
Учащиеся должны знать: - предков человека, их характерные черты, образ жизни; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. |
Учащиеся должны уметь: - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. |
Резерв |
1 |
5. Тематическое планирование
ТЕМА |
Часы |
Сроки изучения |
Практическая часть |
1. Введение |
1 |
сентябрь |
|
2. Биология- наука о живом мире |
8 |
Сентябрь-октябрь |
Л\р № 1,2 |
3. Многообразие живых организмов |
11 |
Ноябрь-январь |
Л\р № 3,4 |
4. Жизнь организмов на планете Земля |
8 |
Февраль март |
|
5. Человек на планете Земля |
6 |
Апрель-май |
|
Резерв |
1 |
Май |
|
ИТОГО |
35 |
Л\р -4 |
6. Перечень лабораторных работ
№ |
Тема |
2. Биология – наука о живом мире |
|
1 |
Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов» |
2 |
Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений» |
3. Многообразие живых организмов |
|
3 |
Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений» |
4 |
Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных» |
ИТОГО 4 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ |
№ |
Тема |
Дата |
Коррекция |
|
План |
Факт |
||||
1. |
1 |
1. Введение |
|||
2 |
2. Биология – наука о живом мире |
||||
2 |
1 |
Наука о живой природе |
|||
3 |
2 |
Свойства живого |
|||
4 |
3 |
Методы изучения природы |
|||
5 |
4 |
Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» |
|||
6 |
5 |
Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» |
|||
7 |
6 |
Химический состав клетки |
|||
8 |
7 |
Процессы жизнедеятельности |
|||
9 |
8 |
Систематизация знаний |
|||
3. Многообразие живых организмов |
|||||
10 |
1 |
Царства живой природы |
|||
11 |
2 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
|||
12 |
3 |
Значение бактерий в природе и для человека |
|||
13 |
4 |
Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» |
|||
14 |
5 |
Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» |
|||
15 |
6 |
Значение растений и животных в природе и для человека |
|||
16 |
7 |
Грибы |
|||
17 |
8 |
Многообразие и значение грибов |
|||
18 |
9 |
Лишайники |
|||
19 |
10 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека |
|||
20 |
11 |
Систематизация знаний |
|||
4. Жизнь организмов на планете Земля |
|||||
21 |
1 |
Среды жизни планеты Земля |
|||
22 |
2 |
Экологические факторы среды |
|||
23 |
3 |
Приспособления организмов к жизни в природе |
|||
24 |
4 |
Природные сообщества |
|||
25 |
5 |
Природные зоны России |
|||
26 |
6 |
Жизнь организмов на разных материках |
|||
27 |
7 |
Жизнь организмов в морях и океанах |
|||
28 |
8 |
Систематизация знаний |
|||
5. Человек на планете Земля |
|||||
29 |
1 |
Как появился человек на Земле |
|||
30 |
2 |
Как человек изменял природу |
|||
31 |
3 |
Важность охраны живого мира планеты |
|||
32 |
4 |
Сохраним богатство живого мира |
|||
33 |
5 |
Систематизация и обобщение знаний |
|||
34 |
7 |
Задания на лето |
|||
35 |
1 |
Резерв |
|||
ИТОГО |
8. Критерии оценивания планируемых результатов.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.