Рабочая программа по биологии для 5 класса по УМК И.Н. Пономаревой
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–11 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Место курса биологии в учебном плане школы.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
5. Содержание курса биологии.
6. Тематическое планирование.
7. Календарно-тематическое планирование
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
9. Планируемые результаты изучения курса биологии.
Цели биологического образования:
социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом куль-турологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры,
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
определять основные органы растений (части клетки);
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
ния окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основное содержание (понятия) |
Тип учебного занятия (лекция, лаб. работа, урок-обобщение, урок-изучения нового, комбинированный) |
Деятельность учащегося |
Планируемые образовательные результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (1) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Введение |
1 |
Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами |
урок-изучения нового |
Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. |
Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. |
Регулятивные: Следовать установленным Познавательные: осуществлять поиск необходимой Коммуникативные: 1)строить монологическое 2) формулировать собственное 3) задавать вопросы; |
учебно-познавательный интерес к |
||||||||||||||||||||||||||||
1.Биология – наука о живом мире (8) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Наука о живой природе |
1 |
Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологические науки: ботаника, микология, зоология, микробиология. |
комбинированный |
Работать с рисунками учебника как источниками информации. |
давать определения терминам |
Регулятивные: 1) осуществлять итоговый и 2) адекватно воспринимать Познавательные ориентироваться на разнообразие способов Коммуникативные допускать возможность |
принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении; |
||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Свойства живого |
1 |
Свойства живого: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое |
комбинированный |
Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. |
Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. |
Регулятивные выполнять учебные действия в Познавательные 1)осуществлять синтез как составление целого 2)устанавливать причинно-следственные Коммуникативные допускать возможность |
1)широкая мотивационная основа 2)учебно-познавательный интерес к |
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Методы изучения природы |
1
|
Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение. |
комбинированный |
Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. |
Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. |
Регулятивные 1)осуществлять итоговый и 2) адекватно воспринимать Познавательные использовать знаково-символические Коммуникативные строить монологическое |
учебно-познавательный интерес к |
||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Увеличительные приборы |
1 |
Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом |
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» |
Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами. |
Применять на практике умение работать с увеличительными приборами |
Регулятивные: 1) следовать установленным 2) осуществлять итоговый и Познавательные проводить сравнение, сериацию и Коммуникативные учитывать другое мнение и |
ориентация на понимание причин |
||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Строение клетки. Ткани. |
1 |
Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности животных и растительных тканей. |
Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» |
групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. |
Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации |
Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется |
||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Химический состав клетки |
1 |
Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ. |
комбинированный |
групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. |
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты |
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
||||||||||||||||||||||||||||
8 9 |
Процессы жизнедеятельности клетки Великие естествоиспытатели |
1 1 |
Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма |
комбинированный |
Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. |
Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. |
Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое |
Ориентация на понимание причин |
||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология-наука о живом мире» |
1 |
урок-обобщение |
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами |
Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. |
Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
способность к самооценке на основе |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. Многообразие живых организмов (10) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Царства живой природы |
1 |
Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации. |
урок-изучения нового |
Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены |
Определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение |
Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. |
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. |
||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Бактерии: строение и жизнедеятельность |
1 |
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от клеток растений. Питание. Дыхание бактерий. |
комбинированный |
По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания |
Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания |
Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. |
||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Значение бактерий в природе и для человека |
1 |
Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз. |
комбинированный |
Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий |
Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. |
Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные строить монологическое |
принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения |
||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Растения |
1 |
Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные |
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» |
Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы |
Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации |
Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
осознание своей гражданской |
||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Животные |
1 |
Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных |
Лабораторная работа №4 « Наблюдение за передвижением животных» |
Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. |
Проводить наблюдение за объектами живой природы. |
Регулятивные: 1) следовать установленным 2) осуществлять итоговый и Познавательные проводить сравнение, сериацию и Коммуникативные учитывать другое мнение и |
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. |
||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Значение растений и животных в природе и для человека |
1 |
Значение растений и животных в природе и для человека |
комбинированный |
Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. |
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. |
Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. |
||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Грибы |
1 |
Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение. Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень. |
комбинированный |
По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. |
Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера |
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. |
||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Многообразие и значение грибов |
1 |
Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик. |
комбинированный |
Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни |
различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. |
||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Лишайники |
1 |
Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. |
комбинированный |
Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников |
Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников |
Регулятивные: планировать свои действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое |
учебно-познавательный интерес к |
||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека |
1 |
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие. |
комбинированный |
Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы. |
Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей |
||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Обобщеие и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов» |
1 |
урок-обобщение |
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами |
Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. |
Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
способность к самооценке на основе |
|||||||||||||||||||||||||||||
3. Жизнь организмов на планете Земля (7) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Среды жизни планеты Земля |
1 |
Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. |
урок-изучения нового |
Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания |
Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. |
Регулятивные: принимать и сохранять Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. |
||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Экологические факторы среды |
1 |
Абиотические, биотические, антропогенные факторы |
комбинированный |
Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. |
Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. |
Регулятивные: следовать установленным Познавательные Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Приспособления организмов к жизни в природе |
1 |
Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса |
комбинированный |
Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. |
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение |
Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. |
||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Природные сообщества |
1
|
Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разлагатели. |
комбинированный |
Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. |
Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории |
Регулятивные: вносить необходимые Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. |
||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Природные зоны России |
1 |
Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определенных условиях. |
комбинированный |
Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение |
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). |
Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить |
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. |
||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Жизнь организмов на разных материках |
1 |
Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. |
комбинированный |
Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации |
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
широкая мотивационная основа |
||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Жизнь организмов в морях и океанах |
1
|
Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин. |
комбинированный |
Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить |
Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. |
||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля» |
1 |
урок-обобщение |
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами |
Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. |
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
способность к самооценке на основе |
|||||||||||||||||||||||||||||
4. Человек на планете Земля (6) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Как появился человек на Земле |
1 |
Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе. |
урок-изучения нового |
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
осознание своей гражданской |
||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Как человек изменял природу |
1
|
История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки. |
комбинированный |
Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения; |
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). |
Регулятивные: вносить необходимые Познавательные помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала Коммуникативные владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки |
||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Важность охраны живого мира планеты |
1 |
Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники. |
комбинированный |
Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа |
Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни |
Регулятивные: адекватно воспринимать Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность |
принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении |
||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Сохраним богатство живого мира |
1
|
Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на отдыхе. Красная книга. |
комбинированный |
Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы |
Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. |
Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей |
||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля» |
1 |
урок-обобщение |
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами |
Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. |
Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
способность к самооценке на основе |
|||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Задания на лето |
1 |
Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни |
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность |
способность к самооценке на основе |