12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ольга22

Рабочая программа по биологии 8 класс

Программа соответствует положениям фе­дерального государственного образовательного стандарта ос­новного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програм­мы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы форми­рования универсальных учебных действий (УУД), составля­ющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи:

познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные; - систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии; -продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты); - продолжить развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям; - продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии на ступени основного общего образования в 8 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира; • овладение научным подходом к решению различных задач; • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии для 8 класса включает в себя следующие содержательные линии: — многообразие и эволюция органического мира; — структурно-уровневая организация живой природы; — ценностное и экокультурное отношение к природе; — практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в учебном плане.

Программа по биологии 8 класса составлена на основе примерной рабочей программы, предназначенной для организации обучения биологии в 5-9 классах по учебникам, выпускаемым издательским центром «Вентана-Граф», авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С. и др.

В 5-6 классе используется учебник Биология 5-6 классы, авторов Т.С. Сухова, В.И. Стоганов; в 7 классе – Биология 7 класс, авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; в 8 классе – Биология 8 класс авторов В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко; Авторская программа по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2015


 

В соответствии с учебным планом данная рабочая программа рассчитана на:

8 класс-68 часов в год (2 часа в неделю)

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 8 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

1. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Изучение биологии в 8 классе основной школы даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, • сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; • эстетического отношения к живым объектам; • освоение социальных норм и правил поведения; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы в 8 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать. • проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в курсе 8 класса основной школы являются: • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных; • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; • ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

В результате освоения курса биологии 8 класса ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов: - строение, функции клеток животных; - строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма; - среды обитания организмов, экологические факторы; • применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать - сезонные изменения в жизни животных; - результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов. • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно: называть: - общие признаки живого организма; - основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных; - причины и результаты эволюции животных. распознавать: - организмы животных; - клетки, ткани, органы и системы органов животных; приводить примеры: - усложнения животных в процессе эволюции; - природных сообществ; - приспособленности животных к среде обитания; - наиболее распространённых видов и пород животных. обосновывать: - взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; - влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности. сравнивать: - строение и функции клеток растений и животных; - типы животных, классы хордовых, царства живой природы. делать выводы: - об усложнении животного мира в процессе эволюции. • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила: - работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; - приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; - проведения простейших опытов изучения поведения животных; - бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе; - здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены. • использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. •выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

2. Содержание учебного предмета «Биология 8 класс»

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология как система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различия животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и в жизни человека

Животные и окружающая среда. Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания

Классификация животных и основные систематические группы. Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы.

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники

Краткая история развития зоологии. Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии

Тема 2. Строение тела животных (2 ч)

Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия в строении животной и растительной клеток

Ткани, органы и системы органов. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с его образом жизни.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых

Класс Жгутиконосцы. Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев

Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения с процессами жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.

Значение простейших. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации по сравнению с простейшими

Разнообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы: жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы: характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Места обитания, строение и функции систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков

Класс Брюхоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека

Класс Двустворчатые моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.

Класс Головоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение, жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека

Класс Паукообразные. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и в жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых инфицированными клещами, от укусов ядовитых пауков

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.

Типы развития насекомых. Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых

Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.

Красная книга. Роль насекомых в природе и в жизни человека

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные, класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.

Внутреннее строение рыб. Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником

Особенности размножения рыб. Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.

Основные систематические группы рыб

Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании

Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Рыболовство. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Среда обитания и строение тела земноводных. Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Характерные черты строения систем внутренних органов по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения

Разнообразие и значение земноводных. Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, в жизни человека. Охрана. Красная книга.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий

Разнообразие пресмыкающихся. Общие черты строения представителей разных отрядов. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи

Значение пресмыкающихся, их происхождение

Роль пресмыкающихся в биоценозах, значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Опорно-двигательная система птиц. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.

Внутреннее строение птиц. Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями

Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины

Разнообразие птиц. Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания

Значение и охрана птиц. Происхождение. Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Внешнее строение млекопитающих. Отличительные признаки строения тела. Сравнение строения покровов млекопитающих и рептилий. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности

Внутреннее строение млекопитающих. Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности и её восстановление

Происхождение и разнообразие млекопитающих. Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы. Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами

Экологические группы млекопитающих. Признаки животных одной экологической группы

Значение млекопитающих для человека. Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира

Развитие животного мира на Земле. Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира

Современный мир живых организмов. Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера

Биосфера. Представления о единстве живой материи в древние времена. Границы биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество. Косное и биокосное вещество. Функции живого вещества в биосфере. Роль косного вещества. Взаимосвязь биокосного и косного вещества

Лабораторные работы

«Строение и передвижение инфузории-туфельки» «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя) «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» «Внешнее строение насекомого» «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя) «Внешнее строение птицы. Строение перьев» «Строение скелета птицы» «Строение скелета млекопитающих»

Экскурсии

«Разнообразие животных в природе» «Птицы леса (парка)» «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» «Жизнь природного сообщества весной»

3. Тематическое планирование по биологии (8 класс 68ч; 2ч/нед.)

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Общие сведения о мире животных

5

2

Строение тела животных

2

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

4

Подцарство Многоклеточные

2

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

6

Тип Моллюски

4

7

Тип Членистоногие

7

8

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

9

Класс Земноводные, или Амфибии

4

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

11

Класс Птицы

9

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

13

Развитие животного мира на Земле

6

 

Всего

68

 

№п/п

Содержание (название раздела, темы)

Кол-во часов

дата

план

факт

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

1

Зоология — наука о животных

     

2

Животные и окружающая среда

     

3

Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных.

     

4

Краткая история развития зоологии Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

     

5

Экскурсия «Разнообразие животных в природе»

     

Тема 2. Строение тела животных (2 ч)

6

Клетка

     

7

Ткани, органы и системы органов Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»

     

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)

8

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

     

9

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

     

10

Тип Инфузории Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

     

11

Значение простейших Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

     

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)

12

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

     

13

Разнообразие кишечнополостных Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»

     

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)

14

Тип Плоские черви. Общая характеристика

     

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики

     

16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика

     

17

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви

     

18

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». Лабораторная работа № 3 «Внутреннее строение дождевого червя» (по усмотрению учителя) Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

     

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

19

Общая характеристика

     

20

Класс Брюхоногие моллюски

     

21

Класс Двустворчатые моллюски
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

     

22

Класс Головоногие моллюски Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»

     

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

23

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные

     

24

Класс Паукообразные

     

25

Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение насекомого»

     

26

Типы развития насекомых

     

27

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых

     

28

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

     

29

Итоговый контроль Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7

     

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6ч)

30

Хордовые. Примитивные формы

     

31

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

     

32

Внутреннее строение рыб

     

33

Особенности размножения рыб Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» (по усмотрению учителя)

     

34

Основные систематические группы рыб

     

35

Промысловые рыбы. Их использование и охрана Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

     

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

36

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика

     

37

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

     

38

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

     

39

Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

     

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

40

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика

     

41

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

     

42

Разнообразие пресмыкающихся

     

43

Значение пресмыкающихся, их происхождение Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

     

Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

44

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц
Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

     

45

Опорно-двигательная система птиц Лабораторная работа № 9 «Строение скелета птицы»

     

46

Внутреннее строение птиц

     

47

Размножение и развитие птиц

     

48

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

     

49

Разнообразие птиц

     

50

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

     

51

Экскурсия «Птицы леса (парка)»

     

52

Обобщение и систематизация знаний по темам : Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы»

     

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

53

Общая характеристика класса. Внешнее строение Млекопитающих

     

54

Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 10 «Строение скелета млекопитающих»

     

55

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

     

56

Происхождение и разнообразие млекопитающих

     

57

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

     

58

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

     

59

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы

     

60

Экологические группы млекопитающих Экскурсия «Разнообразие млекопитающих(зоопарк, краеведческий музей)»

     

61

Значение млекопитающих для человека

     

62

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

     

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

63

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

     

64

Развитие животного мира на Земле

     

65

Современный мир живых организмов Биосфера

     

66

Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13

     

67

Итоговый контроль знаний

     

68

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»

     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.