Рабочая программа по биологии в 5 классе
Филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аркинская средняя общеобразовательная школа
в с. Лубошево
Рабочая программа
по биологии
в 5 классе
на 2017-2018 учебный год
Составил: учитель высшей категории
Лариса Анатольевна Смирнова
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии для общеобразовательных учреждений авторов В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. Учебник В.И.Лапшина, Д.И.Рокотова- Биология 5 класс М. Академкнига/учебник 2015, 176 с. Цели и задачи обучения Цели- социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;-приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки .Задачи -ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;-формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;-формирование экологического сознания.Место предмета в учебном плане Рабочая программа по биологии для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год). Изменения, внесенные в программу: из резервного времени по 1 часу добавлено во 2 тему «По ступеням Лестницы жизни», в 3 тему «Жизнь на Земле- явление космическое», в 4 тему «Человек и разнообразие жизни на Земле».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностныхрезультатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических
наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание программы учебного предмета
Введение (1 ч)Самое удивительное на планете — это жизнь.Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.Тема 1. Человек изучает живую природу (7ч)Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде. Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания.наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование.значение описания, сравнения, измерения для получения информации, наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.Демонстрация:Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.Практические работы: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Измеряем рост. Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ. Вид - единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.Популяция - совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции. Организм -неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни - существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека. Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.Демонстрация: наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов. Практическая работа:Изучаем кожу (индивидуальная работа).Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора - о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.Демонстрация:Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека. Практическая работа: Изучение мела (известняка) под микроскопом Экскурсии:Экскурсия в краеведческий музей.Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5ч) Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая - Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры. Демонстрация:Изображения животных, вымерших за последние 200 – 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.Повторение (2 ч)Практических работ 4. Контрольных работ 3.
Темы проектных и исследовательских работ для обучающихся:
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Тематическое планирование
Наименование темы |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Тема 1. Введение (1 ч) |
Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов. |
Тема 2. Человек изучает живую природу (7 ч) |
Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Определяют основные методы биологических исследований. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Дифференцируют иллюстрации учебника. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. |
Тема 3. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч) |
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических систем.называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы.знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид.характеризуют структуру популяции. Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу.называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Описывают строение клетки.называют ткани, образу-ющие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани.называют функции, которые выполняют различные ткани. Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. |
Тема 4. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч) |
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете.находят и рассматривают под микроскопом известняк. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам. Посещают краеведческий музей; рассматривают экспонаты, представляющие собой древние окаменелости, знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения. Определяют место человека в системе живой природы.называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами. Приводят примеры ритмов в природе.называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом |
Тема 5. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч) Резервное время (5 ч) |
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы, называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека.называют потребности, присущие только человеку. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники, называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. |
Тематическое планирование биология – 5 класс
№ урока |
Название разделов, тем |
количество уроков |
Дата |
||
план |
факт |
||||
Введение (1 ч) |
|||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Величайшее чудо на планете |
1 |
|||
Человек изучает живую природу (7 ч) |
|||||
2 |
В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы |
1 |
|||
3 |
Биология наука для всех |
1 |
|||
4 |
Какие научные методы используют биологи? |
1 |
|||
5 |
Наблюдение и эксперимент в биологии. Инструктаж по Т.Б. Практическая работа №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований |
1 |
|||
6 |
С какой целью в биологии используется моделирование? |
1 |
|||
7 |
Какое оборудование необходимо биологу? Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа № 2. Измеряем рост |
1 |
|||
8 |
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели |
1 |
|||
По ступеням «Лестницы жизни»(14 ч) |
|||||
9 |
«Невозмутимый строй во всём», или что такое система? |
1 |
|||
10 |
Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? |
1 |
|||
11 |
Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке |
1 |
|||
12 |
Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты |
1 |
|||
13 |
Экосистема – живая мозаика планеты |
1 |
|||
14 |
Вид – единица живого мира |
1 |
|||
15 |
Популяция - это «население» |
1 |
|||
16 |
Организм, особь, индивид |
1 |
|||
17 |
«Нити жизни»: организм в окружающей среде |
1 |
|||
18 |
Как растут и развиваются организмы? |
1 |
|||
19 |
Путешествие в мир клетки, или что общего между клеткой и космическим кораблём? |
1 |
|||
20 |
Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Инструктаж по Т.Б. Практическая № 3. Изучаем кожу |
1 |
|||
21 |
На границе живого и неживого: вирусы |
1 |
|||
22 |
Контрольная работа №1 «По ступеням «лестницы жизни» |
1 |
|||
Жизнь на Земле—явление космическое (6 ч) |
|||||
23 |
По страницам истории жизни. Инструктаж по Т.Б. Практическая работа № 4. «Изучение мела (известняка) под микроскопом». |
1 |
|||
24 |
Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли |
1 |
|||
25 |
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему |
1 |
|||
26 |
Человек разумный – один из миллионов видов организмов |
||||
27 |
Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы |
1 |
|||
28 |
Контрольная работа № 2. «Жизнь на Земле—явление космическое» |
1 |
|||
Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч) |
|||||
29 |
Что такое «биологическое разнообразие»? |
1 |
|||
30 |
Какая среда необходима человеку? |
1 |
|||
31 |
Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? |
1 |
|||
32 |
Кто отвечает за Землю? |
||||
33 |
Контрольная работа № 3 «Человек и разнообразие жизни на Земле» |
1 |
|||
Резервное время (2 ч) |
|||||
34 |
Повторение по главе «Человек изучает живую природу |
1 |
|||
35 |
Повторение по теме «По ступеням «лестницы жизни» |
1 |