Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК И. Н. Пономаревой)
Аннотация к рабочей программе по биологии
6 класс
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577»;
Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. №03-766;
Учебного плана МБОУ на учебный год
Положения о рабочей программе основного общего образования МБОУ
Примерной рабочей программы по учебному предмету « Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
учебника «Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 192 с. : ил.
Цели и задачи курса
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
• развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Специфика класса
Учебник «Биология. 6 класс» (И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко) рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю и посвящен изучению растений.
По учебному плану 35ч., 1ч. в неделю.
По авторской программе 35ч., 1 ч. в неделю.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Структура программы: Программа включает в себя:
пояснительную записку
планируемые результаты изучения курса
содержание учебного предмета
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577»;
Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. №03-766;
Учебного плана МБОУ на учебный год
Положения о рабочей программе основного общего образования МБОУ.
Примерной рабочей программы по учебному предмету « Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 88 с.
учебника «Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 192 с. : ил.
Цели и задачи курса
Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
• развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Специфика класса
Учебник «Биология. 6 класс» (И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко) рассчитан на изучение биологии 1 час в неделю и посвящен изучению растений
По учебному плану 35ч., 1ч. в неделю.
По авторской программе 35ч., 1 ч. в неделю.
Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащийся научится:
-пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
• пользоваться системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
• использовать общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
• использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных, грибах
и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных, работы с определителями растений, размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения,
выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Биология. 6 класс (Концентрическая структура) (35 ч, из них 3ч — резервное время)
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (5 ч)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника»
Тема 2. Органы растений (8 ч)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений — фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Рост и развитие растений.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений».
Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений».
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения высших споровых растений (на примере моховидных и папоротниковидных растений)».
Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений (на примере ели)».
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»
Тема 5. Природные сообщества (6 ч)
Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето (1 ч) Экскурсия «Весенние явления в жизни природного сообщества (лес, парк, луг, болото)»
3 ч. Резервное время .
Тематическое планирование
№п.п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
Наука о растениях — ботаника | 5 | |||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 | ||
2 | Многообразие жизненных форм растений. | 1 | ||
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | ||
4 | Ткани растений | 1 | ||
5 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | 1 | ||
Органы растений | 8 | |||
6 | Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 1«Строение семени фасоли». | 1 | ||
7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2«Строение корня проростка». | 1 | ||
8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3«Строение вегетативных и генеративных почек». | 1 | ||
9 | Лист, его строение и значение. | 1 | ||
10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 | ||
11 | Цветок, его строение и значение | 1 | ||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | ||
13 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». | 1 | ||
Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | |||
14 | Минеральное питание растений и значение воды. | 1 | ||
15 | Воздушное питание растений — фотосинтез. | 1 | ||
16 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | ||
17 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | ||
18 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | ||
19 | Рост и развитие растений. | 1 | ||
20 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений». | 1 | ||
Многообразие и развитие расти- тельного мира | 9 | |||
21 | Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. | 1 | ||
22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | 1 | ||
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения высших споровых растений (на примере моховидных и папоротниковидных растений)». | 1 | ||
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений (на примере ели)». | 1 | ||
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | ||
26 | Семейства класса Двудольные. | 1 | ||
27 | Семейства класса Однодольные. | 1 | ||
28 | Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. | 1 | ||
29 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 | ||
Природные сообщества | 6 | |||
30 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. | 1 | ||
31 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | 1 | ||
32 | Смена природных сообществ и ее причины. | 1 | ||
33 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | 1 | ||
34 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии6 класса. | 1 | ||
35 | Обсуждение заданий на лето | 1 |