Рабочая программа по биологии в 7 классе (УМК И. Н. Пономаревой)

0
0
Материал опубликован 22 December 2021


Учебно-методический комплекс

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н. (концентрическая)

- Учебник Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.  , Биология. 7 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2021.

- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2017г.


На изучение предмета в 7 классе отводится 1 ч. в неделю, всего 34 ч. в год. Из них контрольных работ - 3, практических и лабораторных работ - 8. Форма промежуточной аттестации – интегрированный зачет.

Цель предмета - обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний науч­ной картины мира и в плодотворной практической де­ятельности; сформировать основополагающие понятия о строении растительных организмов; об растительном организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организа­ции жизни, о биологическом (растительном) разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устой­чивого развития.


Содержание учебного предмета биологии в 7 классе



Раздел 1 . Общие сведекния о животных (3 ч.)

Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 ч)

Зоология — наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема 2. Строение тела животных (1 ч)

Клетка. Ткани, органы и системы органов.

Раздел 2. Многообразие животных (27 ч)

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика подцарства Простейшие. Среда обитания, внешнее строение амёбы-протея, разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы, среда обитания, передвижение на примере эвглены зелёной. Особенности жизнедеятельности, сочетание признаков животных и растений. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории, среда обитания, особенности строения и размножения. Разнообразие инфузорий.

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты, меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных».

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (25 ч)

Общая характеристика многоклеточных. Тип Кишечнополостные. Гидра – одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение. Особенности уровня организации по сравнению с простейшими.

Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы. Класс Сцифоидные, жизненный цикл. Значение в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (2 ч)

Тип Плоские черви, общая характеристика. Класс Ресничные черви, места обитания, черты строения на примере белой планарии. Более высокий уровень организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Особенности строения и жизненные циклы в связи с паразитическим образом жизни. Профилактика гельминтозов.

Тип Круглые черви, внешнее и внутреннее строение, взаимосвязь с образом жизни.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, места обитания, строение, уровень организации органов чувств свободноживущих кольчатых и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые. Особенности строения в связи с образом жизни. Роль в почвообразовании.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием червей», № 3 «Внешнее строение дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения »

Тема 6. Тип Моллюски (2 ч)

Общая характеристика: среда обитания, строение и жизнедеятельность, значение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс двустворчатые моллюски. Класс Брюхоногие, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Особенности размножения и развития. Значение в природе и жизни человека.

Класс Головоногие, признаки более сложной организации в строении. Значение головоногих моллюсков.

Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков (изучение строения моллюсков)».

Тема 7. Тип Членистоногие (3 ч)

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, среда обитания, особенности строения и размножения на примере речного рака.

Разнообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные, общая характеристика, особенности строения на примере паука-крестовика. Разнообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи – переносчики заболеваний человека и животных, профилактика энцефалита и чесотки, укусов ядовитыми пауками.

Класс Насекомые, особенности строения, размножение. Типы развития насекомых, роль каждой стадии развития насекомых. Общественные насекомые. Состав и функции обитателей пчелиной семьи координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые. Красная книга. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных методы борьбы с насекомыми-вредителями. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого. Изучение типов развития насекомых ».

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 ч)

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники, внешнее и внутреннее строение ланцетника, размножение и развитие. Черепные или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы, общая характеристика, особенности внешнего строения в связи со средой обитания. Строение конечностей. Органы чувств. Внутреннее строение и размножение рыб, живорождение. Миграции. Черты более высокого уровня организации по сравнению с ланцетником.

Основные систематические группы рыб. Место Кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Промысловые рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация рыб, аквариумные рыбы. Значение рыб в биоценозах и жизни человека.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности кожного покрова, опорно-двигательная система, системы внутренних органов. Более прогрессивные черты строения земноводных по сравнению с рыбами. Признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Годовой жизненный цикл земноводных, размножение и развитие. Доказательства происхождения.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека. Охрана, Красная книга.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к наземному образу жизни. Размножение и развитие пресмыкающихся. Забота о потомстве. Зависимость жизненного цикла от температурных условий.

Разнообразие пресмыкающихся. Роль в биоценозах. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся о древних амфибий.

Тема 11. Класс Птицы (5 ч)

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности к полёту. Типы перьев. Сходство покрова рептилий и птиц. Изменения скелета в связи с полётом. Причины срастания некоторых костей. Особенности мускулатуры, строения внутренних органов, дыхания птиц. Прогрессивные черты строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления, брачное поведение, гнездование, кочёвки, миграции. Систематические группы птиц. Признаки экологических групп, взаимосвязь внешнего строения, типа питания и мест обитания птиц. Значение и охрана птиц. Черты сходства птиц и рептилий.

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».

Экскурсия № 2 «Птицы леса /парка/».

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч)

Общая характеристика, отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Усложнение строения опорно-двигательной системы и внутренних органов млекопитающих.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Забота о потомстве. Изменение численности и её восстановление. Черты сходства млекопитающих с рептилиями, прогрессивные черты строения. Происхождение млекопитающих, разнообразие: отряды плацентарных.

Экологические группы млекопитающих. Происхождение домашних животных, животноводство. Редкие и исчезающие млекопитающие, их охрана.

Лабораторная работа № 8 «Изучение строения позвоночного животного. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».

Экскурсия № 3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк или краеведческий музей)»(виртуальная экскурсия).

Раздел 3. Развитие животного мира (2 ч)

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Изучение ископаемых останков, особенностей индивидуального развития как доказательства эволюции. Основные положения учения Ч. Дарвина. Этапы эволюции животного мира. Уровни организации жизни. Состав биоценоза, цепи питания и превращение энергии. Экосистема, биогеоценоз, биосфера. Деятельность В.И. Вернадского, учение о биосфере, функции вещества в биосфере.

Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества весной».


Тематическое планирование по биологии. 7 класс


раздела

(темы):

Наименование

раздела (темы):

Количество

часов:

Экскурсии

Практические,

лабораторные

работы:

Проекты

Кол-во

контр.

работ:

1.

Раздел 1. Общие сведения о животных

Общие сведения о мире животных

3

2

1




2.

Строение тела животных

1







3.

Раздел 2. Многообразие животных

Простейшие

27


2

2

8


1



2


1

3.

Многоклеточные животные

25


7


1



4.

РАЗДЕЛ 3. Развитие животного мира


2



1





1

Итого


34

4

8


3


Планируемые результаты освоения учебного курса



Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы,

формирование толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 7 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

выделение существенных признаков биологических объектов;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;; опасных для человекаживотных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми животными;

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


В результате изучения предмета учащиеся научатся:

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; животных своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

Учащиеся получат возможность научиться:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Личностные:

формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

ставить учебную задачу под руководством учителя;

систематизировать и обобщать разумные виды информации;

составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки царства Животные;

основные методы изучения животных;

черты сходства и различия животных и растений;

особенности сред жизни и среды обитания;

классификацию животных и основные систематические группы;

взаимосвязи животных в природе, трофические связи;

последствия влияния человека на животных;

ученых-зоологов, их заслуга в развитии зоологии.

Учащиеся должны уметь:

объяснять значение знания зоологии в повседневной жизни;

характеризовать методы биологических исследований;

работать с лупой и световым микроскопом;

узнавать на таблицах и рисунках представителей царства Животные;

анализировать, оценивать роль животных в экосистемах;

пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах обитания;

доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе;

устанавливать систематическое положение различных таксонов на конкретных примерах;

оценивать результаты влияния человека на животных с этической точки зрения;

определять роль отечественных учёных в развитии зоологии;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Строение тела животных (1 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные органоиды клетки;

черты сходства и различия животной и растительной клетки;

особенности тканей животных;

типы симметрий;

особенности органов и систем органов животных.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать клетки растений и животных;

работать со световым микроскопом;

узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды животной клетки;

узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани животных;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки подцарства Простейшие;

основные органоиды клетки простейших;

особенности жизнедеятельности представителей различных классов простейших;

значение простейших в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

выявлять характерные признаки подцарства Простейшие;

устанавливать взаимосвязь строения и функций организма простейших;

устанавливать взаимосвязь между характером питания и условиями среды;

приводить доказательства более сложной организации колониальных простейших;

наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты, делать выводы;

приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки подцарства Многоклеточные;

особенности внешнего и внутреннего строения животных, относящихся к типу Кишечнополостные;

особенности жизненных циклов представителей классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы;

роль кишечнополостных в природных биоценозах.

Учащиеся должны уметь:

описывать основные признаки подцарства Многоклеточные;

характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника;

выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз;

узнавать на таблицах и рисунках представителей типа;

устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных;

обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки представителей разных классов червей;

черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными;

особенности организации и жизненных циклов червей-паразитов;

профилактические меры по избеганию заражения червями-паразитами;

более прогрессивные черты строения кольчатых червей;

роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Учащиеся должны уметь:

описывать основные признаки представителей типов Плоские, Круглые, Кольчатые черви;

распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах и называть основных представителей различных типов червей;

приводить доказательства более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными;

устанавливать взаимосвязь червей-паразитов и среды их обитания;

соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения гельминтами;

обосновывать роль малощетинковых в почвообразовании;

наблюдать и фиксировать результаты наблюдения;

обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 6. Тип Моллюски (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки представителей типа Моллюски;

черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными и червями;

особенности организации и развития моллюсков;

черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей;

роль моллюсков в биоценозах и жизни человека;

происхождение моллюсков.

Учащиеся должны уметь:

описывать основные признаки представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие;

распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах и называть основных представителей различных классов моллюсков;

приводить доказательства более сложной организации моллюсков по сравнению с червями;

устанавливать взаимосвязь между образом жизни моллюска и его организацией;

характеризовать способы питания моллюсков;

формулировать выводы о роли моллюсков в водных и наземных экосистемах, в жизни человека;

аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков;

наблюдать и фиксировать результаты наблюдения;

обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 7. Тип Членистоногие (3 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки типа Членистоногие;

основные признаки, особенности внешнего, внутреннего строения и размножения ракообразных, паукообразных и насекомых;

особенности развития с превращением и без превращения;

особенности организации общественных насекомых;

методы борьбы с насекомыми-вредителями;

профилактические меры по избеганию укусов ядовитыми членистоногими и переносчиками заболеваний;

роль представителей типа в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

описывать основные признаки представителей типа Членистоногие;

распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах, натуральных объектах представителей различных классов членистоногих;

пользоваться определителями животных;

определять и классифицировать представителей классов;

приводить доказательства более сложной организации членистоногих по сравнению с моллюсками;

устанавливать взаимосвязь между образом жизни членистоногого и его организацией;

характеризовать способы питания представителей типа и особенности ротовых аппаратов;

формулировать выводы о роли членистоногих в водных и наземных экосистемах, в жизни человека;

выявлять отличия в развитии насекомых с полным и неполным превращением;

характеризовать последствия воздействия вредных для человека членистоногих на организм человека;

систематизировать информацию и обобщать её в виде таблиц;

обосновывать необходимость охраны животных.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

особенности внешнего строения надкласса Рыбы;

строение и функции конечностей рыб;

черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником;

особенности размножения и развития рыб;

систематические группы рыб;

промысловые группы рыб;

разведение рыб, прудовое хозяйство.

Учащиеся должны уметь:

выделять основные признаки хордовых;

характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы;

приводить доказательства более сложной организации хордовых по сравнению с беспозвоночными;

обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых;

выявлять черты приспособленности внешнего и внутреннего строения рыб к среде обитания;

наблюдать и описывать внешнее строение рыб и особенности передвижения в ходе выполнения лабораторной работы;

формулировать выводы о роли рыб в водных экосистемах, в жизни человека;

описывать различное поведение рыб при появлении потомства, роль миграций в жизни рыб;

распознавать представителей классов рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах;

обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных;

проектировать меры по охране ценных групп рыб;

объяснять разнообразие рыб, усложнение их организации с точки зрения эволюции животного мира.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки класса Земноводные;

особенности кожного покрова земноводных;

особенности внешнего и внутреннего строения;

признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде;

особенности размножения и развития амфибий;

многообразие современных амфибий, редкие и исчезающие виды;

доказательства происхождения земноводных.

Учащиеся должны уметь:

описывать характерные черты внешнего строения амфибий, связанные с условиями среды обитания;

устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий;

выявлять прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы амфибий по сравнению с рыбами;

сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы;

определять черты более высокой организации земноводных;

узнавать на таблицах и рисунках представителей класса;

обосновывать выводы о происхождении земноводных;

характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и жизни человека;

соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки класса Пресмыкающиеся;

особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни;

черты приспособленности жизни на суше;

особенности строения и поведения представителей разных отрядов пресмыкающихся;

меры предосторожности от укусов ядовитых пресмыкающихся;

роль пресмыкающихся в биоценозах;

доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

Учащиеся должны уметь:

находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных;

устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания;

характеризовать процесс размножения пресмыкающихся;

определять, классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам;

характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека;

аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных;

объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.

Тема 11. Класс Птицы (5 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки класса Птицы;

взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту;

черты сходства и различия покровов птиц и рептилий;

изменение строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту;

сезонные явления и их роль в жизни птиц;

систематические группы птиц;

роль птиц в природных сообществах и жизни человека;

черты сходства древних птиц и пресмыкающихся, происхождение птиц;

редкие и охраняемые виды птиц.

Учащиеся должны уметь:

находить черты отличия скелета птиц от скелета пресмыкающихся;

устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания;

выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися;

характеризовать процесс размножения птиц, строение органов размножения, яйца птиц, этапы формирования яйца и развития в нём зародыша;

устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности;

определять, классифицировать птиц по рисункам, фотографиям, натуральным объектам;

осваивать приёмы работы с определителями животных;

характеризовать роль птиц в биоценозах, в жизни человека;

наблюдать, описывать и обобщать результаты экскурсии;

аргументировать вывод о происхождении птиц от пресмыкающихся;

объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов птиц.

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные признаки класса Млекопитающие;

прогрессивные черты строения и жизнедеятельности млекопитающих;

особенности развития млекопитающих;

особенности представителей различных отрядов млекопитающих;

происхождение млекопитающих;

домашних животных;

редкие и охраняемые виды млекопитающих, меры охраны;

роль млекопитающих в природных биоценозах и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

находить черты отличия скелета млекопитающих от скелета пресмыкающихся;

устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов млекопитающих, их функций и среды обитания;

характеризовать функции и роль желёз млекопитающих;

аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих;

характеризовать процесс размножения п и развития млекопитающих;

определять, классифицировать млекопитающих по рисункам, фотографиям, натуральным объектам;

сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и отличия;

использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных различных отрядов в экосистемах;

характеризовать роль млекопитающих в биоценозах, в жизни человека;

аргументировать вывод о происхождении млекопитающих от пресмыкающихся;

объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов млекопитающих.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 ч)

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные положения теории Дарвина;

основные этапы развития животного мира на Земле;

уровни организации жизни;

состав биоценозов;

цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

объяснять принципы классификации животных;

доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации;

раскрывать основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

характеризовать основные этапы эволюции животных;

обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых;

раскрывать основные уровни организации жизни на Земле;

характеризовать деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы;

приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов;

составлять цепи питания.

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.