Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной Саратовским государственным институтом повышения квалификации работников образования // Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Саратовской области. Природоведение. Биология. / авт.-сост. Е.И. Колусева, И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006. последняя является модификацией Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,-172. с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.
На изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в году.
Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе
№ |
Тема уроков |
Дом. задание |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Измерители |
Дата |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) |
||||||
1 |
Биология – наука о живой природе. УИЗ |
Введение с. 9-12. |
Биология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. |
Называть основные царства живых организмов. Приводить примеры значения биологических знаний. Давать определение термину биология. |
Упражнение № 2 в рабочей тетради. Вопрос 1, 3 на с. 12. Лабораторная работа № 1 |
|
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) |
||||||
2 |
Строение растительной клетки. УИЗ |
§ 2 |
Правила работы с микроскопом. Хлоропласты. Хлорофилл. Клетка кожицы лука и мякоти листа. |
Называть клеточные структуры и их значения. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. |
Вопрос 2 с.20. Лабораторная работа № 28.1 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука». Упр. №7, 17 в раб.тетр. |
|
3 |
Жизнедеятельность клетки. КУ |
§ 3 |
Хромосомы. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы. |
Называть: - структуры клетки, участвующие в делении; - роль хромосом. Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки. |
Вопрос 6 с.23 Упр. № 11, 12 в рабочей тетради |
|
4 |
Ткани. УИЗ |
§ 4 упражнение 16 |
Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. |
Давать определение термину ткань. Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения. |
Упражнение № 14,15,16 в рабочей тетради |
|
ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа) |
||||||
5 |
Строение и жизнедеятельность бактерий. УИЗ |
§ 5 |
Бактерии. Сапрофиты. Паразиты. Спора. Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. |
Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии – живые организмы. |
Упражнение № 22,23,24 в рабочей тетради |
|
6 |
Роль бактерий в природе и жизни человека. КУ |
§ 6 Упр. 27,28 |
Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека. |
Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. |
Упражнение № 28 в рабочей тетради |
|
ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3 часа) |
||||||
7 |
Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. УИЗ |
§ 7 Упр. 27,28 |
Признаки царства грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. |
Давать определение терминам сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царства грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Сравнивать грибы с растениями и животными. |
Вопрос 2,5 с.37 Лабораторная работа № 5 Упражнение № 33 в рабочей тетради |
|
8 |
Шляпочные грибы. КУ |
§ 8 |
Мицелий. Микориза. Особенности строения шляпочных грибов. Обмен веществ, размножение. |
Давать определение понятиям мицелий, микориза. Приводить примеры шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедобные грибы. |
Упражнение № 31,32 в рабочей тетради |
|
9 |
Грибы – паразиты. КУ |
§ 10 Упр. 34 |
Паразиты. Меры профилактики. Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение с/х. растений. |
Давать определение термину паразиты. Распознавать представителей грибов – паразитов. Объяснять пути заражения грибами – паразитами. |
Вопрос 1,2 с. 47 Упражнение № 34 в рабочей тетради |
|
ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (5 часов) |
||||||
10 |
Общая характеристика царства растений. УИЗ |
§ 11, 58 |
Низшие и высшие растения. Группы растений. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений. |
Давать определение термину ботаника. Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений. Объяснять происхождение высших растений. Выделять особенности строения высших и низших растений. |
Упражнение № 37, 192 в рабочей тетради |
|
11 |
Водоросли. УИЗ |
§ 12 Упр. 41, 42 |
Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды. Места обитания и распространения. Хламидомонада. |
Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. |
Вопрос 10-11 с.62 Упражнение №42 в раб. тетради. Лабораторная работа № 19.1 и 10. |
|
12 |
Высшие споровые растения. Выход растений на сушу. УИЗ |
§ 14, 58 с.263-264. Упр.48 |
Споровые растения. Спорангий. Сперматозоид. Яйцеклетка. Основные признаки мхов. Причина выхода растений на сушу. |
Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать внешнее строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. |
Лабораторная работа № 11, 19.2, 24 Вопрос 5 с.65 Упражнение № 46, 50 в раб.тетр. |
|
13 |
Папоротники. КУ |
§ 15 |
Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Значение их в природе и жизни человека. |
Распознавать растения отдела Папоротноко-образные. Распознавать и описывать внешнее строение папоротников. Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека. |
Вопрос 1,5 с.73 Лабораторная работа № 19.3, 12 |
|
14 |
Голосеменные. УИЗ |
§ 16 Упр.51 |
Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений. Жизненные формы. Значение голосеменных растений. |
Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных. |
Лабораторная работа № 19.4, 13, 24 |
|
ТЕМА 5. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ (4 часа) |
||||||
15 |
Общая характеристика строения покрытосеменных растений. УИЗ |
§ 17, 23, 26 Упр.55 |
Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Виды корней. Внешнее строение листьев. Жизненные формы. |
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать строение цветкового растения. Распознавать и описывать жизненные формы растений. |
Лабораторная работа № 19.5, 14. Упражнение № 62, 76, 77, 55 в раб.тетр. |
|
16 |
Строение семян. КУ |
§ 18 Упр.60 |
Двудольные. Однодольные. Строение семян. Особенности строения однодольных и двудольных растений. |
Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений. |
Лабораторная работа № 2.1 Упражнение № 58, 59, 60, 61 в раб.тетр. |
|
17 |
Класс Двудольные сравнительная характеристика семейств. КУ |
§ 47-59 |
Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса двудольные. С/х. растения. Лекарственные растения. |
Распознавать: наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; сель.хоз. растения. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. |
Лабораторная работа № 20, 21, 22.1 |
|
18 |
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. КУ |
§ 52, 53 |
Признаки класса Однодольные. Значение растений основных семейств класса Редкие и охраняемые растения семейства лилейных. Сел.хоз. растения. Лекарственные и декоративные растения. |
Распознавать: растения семейств лилейные, злаки; сель.хоз. растения. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Сравнивать семейства растений класса однодольные по заданным критериям. |
Лабораторная работа № 20, 21, 22.2 Упражнение № 77 |
|
ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (6 часов) |
||||||
19 |
Строение и функции корня. УИЗ |
Функции корня. Зоны корня. |
Распознавать и описывать зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и их функциями. |
Упражнение № 65, 67, 69 в раб.тетр. |
||
20 |
Побег. Строение почки. УИЗ |
§ 22, 27 Упр.90, 91 |
Побег. Узлы. Междоузлия. Строение почки. Виды почек. Видо-изменение побегов |
Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. |
Лабораторная работа. Вопрос 1 с.124 Упражнение № 75, 90, 91 в раб.тетр. |
|
21 |
Строение и функции листа. КУ |
§ 23, 24, 25 |
Функции листа. Клеточное строение листа. |
Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок. Распознавать и описывать строение листа. |
Лабораторная работа № 28.2 Вопрос 2, 4, 6 с.111 Упражнение № 82, 83 в раб.тетр |
|
22 |
Строение стебля. КУ |
§ 26 |
Функции стебля. Участки стебля. Клеточное строении стебля. |
Приводить примеры тканей расположенных в стебле. Называть функции слоев стебля. Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину. |
Лабораторная работа № 28.1 Упражнение № 86, 87, 88 в раб.тетр. |
|
23 |
Цветок. Соцветия. УИЗ |
§ 28, 29 |
Строение цветка. Соцветия. Биологическое значение соцветий. |
Приводить примеры растений имеющих различные соцветия. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. |
Лабораторная работа № 24 Упражнение № 93, 94, 98 в раб.тетр. |
|
24 |
Плоды. Распространение плодов и семян. УИЗ |
§ 30, 31 Упр.102 с.43 |
Функции плода. Виды плодов. Сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов. |
Называть функции плодов, способы их распространения. Выделять приспособления к распространению плодов и семян. |
Лабораторная работа Вопросы 1-4 с.139 Упражнение № 101, 102 в раб.тетр. |
|
ТЕМА 7. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (8 часов) |
||||||
25 |
Обмен веществ у растений. УИЗ |
§ 36, 37, 39 |
Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Причины движения воды по сосудам стебля. Транспортировка веществ. |
Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды, передвижение воды и минеральных солей по древесине. Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. Выделять особенности минерального питания растений. |
Вопрос 1, 2, 4 с.152 Упражнение № 126 в раб.тетр. |
|
26 |
Фотосинтез. Передвижение органических веществ. КУ |
§ 34, 37 |
Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Локализация процессов фотосинтеза. |
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений. |
Вопрос 1, 4 с.152 Упражнение № 136 в раб.тетр. |
|
27 |
Дыхание растений. КУ |
§ 35 |
Значение дыхания. Приспособление растения для дыхания. Использование энергии растениями. Биологическое значение рыхления. |
Выделять приспособления растений для дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений. |
Упражнение № 119, 122 в тетр. с печ.основой |
|
28 |
Способы размножения растений. УИЗ |
§ 40, 43 |
Бесполое размножение. Способы вегетативного размножения. Особенности полового размножения. |
Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Выделять особенности полового размножения у растений. |
Вопрос 1, 4-6 с.176 Вопрос 5 с.190 Упражнение № 156 в тетр. с печ.основой |
|
29 |
Размножение споровых растений. КУ |
§ 41 |
Условие оплодотворения у высших споровых растений. Размножения и развития водорослей, мхов и папоротников. |
Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников. |
Упражнение № 148, 149, 152 в тетр. с печ.основой |
|
30 |
Размножение голосеменных растений. КУ |
§ 42 |
Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растении. Размножение и развитие голосеменных растений. |
Давать определение терминам половое размножение, опыление, оплодотворение. Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни. |
Вопрос 2-3 с.184 Упражнение № 153 в тетр. с печ.основой |
|
31 |
Размножение покрытосеменных растений. КУ |
§ 44 |
Двойное оплодотворение цветковых растений. Способы опыления. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми. |
Давать определение термину двойное оплодотворение. Распознавать и описывать способы опыления растений. Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений. |
Вопрос 2 с.198 Вопрос 7-8 с.199 Упражнение № 158, 159, 161 в тетр. с печ.основой |
|
32 |
Прорастание семян. КУ |
§ 38 Упр.139, 142, 143 |
Условия прорастания семян. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка. |
Описывать условия прорастания семян. Определять сроки посева семян. Рассчитывать потребность в воде семян различных растений. |
Вопрос 1-3, 4-8 с.171 Упражнение № 140, 141, 142 в тетр. с печ.основой |
|
33 |
Рост растений. КУ |
§ 39 |
Рост растений. Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. |
Называть стадии развития растений. Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания. |
Лабораторная работа № 1 Вопрос 4 с.175 Упражнение № 68 в раб.тетр. |
|
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 часа) |
||||||
34-35 |
Растительные сообщества. КУ |
§ 56, 57 |
Фитоценозы. Растительность. Типы растительных сообществ. Причины смены растительных сообществ. |
Приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав растений лесного сообщества. Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества. |
Вопрос 2 с.253 Упражнение № 185, 187 в тетр. с печ.основой |