Рабочая программа по биологии (6 класс, к учебнику В.В. Пасечника)

2
0
Материал опубликован 30 July 2016 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной Саратовским государственным институтом повышения квалификации работников образования // Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Саратовской области. Природоведение. Биология. / авт.-сост. Е.И. Колусева, И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006. последняя является модификацией Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,-172. с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.

На изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в году.

Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе

Тема уроков

Дом. задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Дата

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

Биология – наука о живой природе.

УИЗ

Введение с. 9-12.

Биология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Называть основные царства живых организмов. Приводить примеры значения биологических знаний. Давать определение термину биология.

Упражнение № 2 в рабочей тетради. Вопрос 1, 3

на с. 12. Лабораторная работа № 1

 

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

2

Строение растительной клетки. УИЗ

§ 2

Правила работы с микроскопом. Хлоропласты. Хлорофилл. Клетка кожицы лука и мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значения. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Вопрос 2 с.20.

Лабораторная работа № 28.1 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука». Упр. №7, 17 в раб.тетр.

 

3

Жизнедеятельность клетки. КУ

§ 3

Хромосомы. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы.

Называть:

- структуры клетки, участвующие в делении;

- роль хромосом.

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки.

Вопрос 6 с.23

Упр. № 11, 12

в рабочей тетради

 

4

Ткани. УИЗ

§ 4 упражнение 16

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Давать определение термину ткань. Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения.

Упражнение № 14,15,16

в рабочей тетради

 

ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)

5

Строение и жизнедеятельность бактерий. УИЗ

§ 5

Бактерии. Сапрофиты. Паразиты. Спора. Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.

Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии – живые организмы.

Упражнение № 22,23,24

в рабочей тетради

 

6

Роль бактерий в природе и жизни человека. КУ

§ 6

Упр. 27,28

Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Упражнение № 28 в рабочей тетради

 

ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (3 часа)

7

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы. УИЗ

§ 7

Упр. 27,28

Признаки царства грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Давать определение терминам сапрофиты, паразиты. Выделять признаки царства грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Сравнивать грибы с растениями и животными.

Вопрос 2,5 с.37

Лабораторная работа

5

Упражнение № 33 в рабочей тетради

 

8

Шляпочные грибы. КУ

§ 8

Мицелий. Микориза. Особенности строения шляпочных грибов. Обмен веществ, размножение.

Давать определение понятиям мицелий, микориза. Приводить примеры шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедобные грибы.

Упражнение № 31,32 в рабочей тетради

 

9

Грибы – паразиты. КУ

§ 10

Упр. 34

Паразиты. Меры профилактики. Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение с/х. растений.

Давать определение термину паразиты. Распознавать представителей грибов – паразитов. Объяснять пути заражения грибами – паразитами.

Вопрос 1,2 с. 47

Упражнение № 34 в рабочей тетради

 

ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (5 часов)

10

Общая характеристика царства растений. УИЗ

§ 11, 58

Низшие и высшие растения. Группы растений. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений.

Давать определение термину ботаника. Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений. Объяснять происхождение высших растений. Выделять особенности строения высших и низших растений.

Упражнение № 37, 192 в рабочей тетради

 

11

Водоросли. УИЗ

§ 12

Упр. 41, 42

Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды. Места обитания и распространения. Хламидомонада.

Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Вопрос

10-11 с.62

Упражнение №42 в раб. тетради.

Лабораторная работа № 19.1 и 10.

 

12

Высшие споровые растения. Выход растений на сушу. УИЗ

§ 14, 58 с.263-264.

Упр.48

Споровые растения. Спорангий. Сперматозоид. Яйцеклетка. Основные признаки мхов. Причина выхода растений на сушу.

Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать внешнее строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Лабораторная работа

11, 19.2, 24

Вопрос 5 с.65

Упражнение № 46, 50 в раб.тетр.

 

13

Папоротники. КУ

§ 15

Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Значение их в природе и жизни человека.

Распознавать растения отдела Папоротноко-образные. Распознавать и описывать внешнее строение папоротников. Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека.

Вопрос 1,5 с.73

Лабораторная работа

19.3, 12

 

14

Голосеменные. УИЗ

§ 16

Упр.51

Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений. Жизненные формы. Значение голосеменных растений.

Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных.

Лабораторная работа

19.4, 13, 24

 

ТЕМА 5. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ (4 часа)

15

Общая характеристика строения покрытосеменных растений. УИЗ

§ 17, 23, 26

Упр.55

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Виды корней. Внешнее строение листьев. Жизненные формы.

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать строение цветкового растения. Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Лабораторная работа

19.5, 14.

Упражнение

62, 76, 77, 55 в раб.тетр.

 

16

Строение семян. КУ

§ 18

Упр.60

Двудольные. Однодольные. Строение семян. Особенности строения однодольных и двудольных растений.

Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений.

Лабораторная работа

2.1

Упражнение

58, 59, 60, 61 в раб.тетр.

 

17

Класс Двудольные сравнительная характеристика семейств. КУ

§ 47-59

Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса двудольные. С/х. растения. Лекарственные растения.

Распознавать: наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; сель.хоз. растения. Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Лабораторная работа

20, 21, 22.1

 

18

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. КУ

§ 52, 53

Признаки класса Однодольные. Значение растений основных семейств класса Редкие и охраняемые растения семейства лилейных. Сел.хоз. растения. Лекарственные и декоративные растения.

Распознавать: растения семейств лилейные, злаки; сель.хоз. растения. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Сравнивать семейства растений класса однодольные по заданным критериям.

Лабораторная работа

20, 21, 22.2

Упражнение

77

 

ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (6 часов)

19

Строение и функции корня. УИЗ

 

Функции корня. Зоны корня.

Распознавать и описывать зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и их функциями.

Упражнение

65, 67, 69 в раб.тетр.

 

20

Побег. Строение почки. УИЗ

§ 22, 27

Упр.90, 91

Побег. Узлы. Междоузлия. Строение почки. Виды почек. Видо-изменение побегов

Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Лабораторная работа.

Вопрос 1 с.124

Упражнение

75, 90, 91 в раб.тетр.

 

21

Строение и функции листа. КУ

§ 23, 24, 25

Функции листа. Клеточное строение листа.

Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок. Распознавать и описывать строение листа.

Лабораторная работа

28.2

Вопрос 2, 4, 6 с.111

Упражнение № 82, 83 в раб.тетр

 

22

Строение стебля. КУ

§ 26

Функции стебля. Участки стебля. Клеточное строении стебля.

Приводить примеры тканей расположенных в стебле. Называть функции слоев стебля. Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину.

Лабораторная работа

28.1

Упражнение

86, 87, 88 в раб.тетр.

 

23

Цветок. Соцветия. УИЗ

§ 28, 29

Строение цветка. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Приводить примеры растений имеющих различные соцветия. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Лабораторная работа

24

Упражнение

93, 94, 98 в раб.тетр.

 

24

Плоды. Распространение плодов и семян. УИЗ

§ 30, 31

Упр.102 с.43

Функции плода. Виды плодов. Сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов.

Называть функции плодов, способы их распространения. Выделять приспособления к распространению плодов и семян.

Лабораторная работа

Вопросы

1-4 с.139

Упражнение

101, 102 в раб.тетр.

 

ТЕМА 7. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (8 часов)

25

Обмен веществ у растений. УИЗ

§ 36, 37, 39

Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Причины движения воды по сосудам стебля. Транспортировка веществ.

Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды, передвижение воды и минеральных солей по древесине. Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. Выделять особенности минерального питания растений.

Вопрос 1, 2, 4 с.152

Упражнение

126 в раб.тетр.

 

26

Фотосинтез. Передвижение органических веществ. КУ

§ 34, 37

Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Локализация процессов фотосинтеза.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений.

Вопрос 1, 4 с.152

Упражнение

136 в раб.тетр.

 

27

Дыхание растений. КУ

§ 35

Значение дыхания. Приспособление растения для дыхания. Использование энергии растениями. Биологическое значение рыхления.

Выделять приспособления растений для дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.

Упражнение

119, 122 в тетр. с печ.основой

 

28

Способы размножения растений. УИЗ

§ 40, 43

Бесполое размножение. Способы вегетативного размножения. Особенности полового размножения.

Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Выделять особенности полового размножения у растений.

Вопрос 1, 4-6 с.176

Вопрос 5 с.190

Упражнение

156 в тетр. с печ.основой

 

29

Размножение споровых растений. КУ

§ 41

Условие оплодотворения у высших споровых растений. Размножения и развития водорослей, мхов и папоротников.

Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка. Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников.

Упражнение

148, 149, 152 в тетр. с печ.основой

 

30

Размножение голосеменных растений. КУ

§ 42

Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растении. Размножение и развитие голосеменных растений.

Давать определение терминам половое размножение, опыление, оплодотворение. Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни.

Вопрос 2-3 с.184

Упражнение

153 в тетр. с печ.основой

 

31

Размножение покрытосеменных растений. КУ

§ 44

Двойное оплодотворение цветковых растений. Способы опыления. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми.

Давать определение термину двойное оплодотворение. Распознавать и описывать способы опыления растений. Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений.

Вопрос 2 с.198

Вопрос 7-8 с.199

Упражнение

158, 159, 161 в тетр. с печ.основой

 

32

Прорастание семян. КУ

§ 38

Упр.139, 142, 143

Условия прорастания семян. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка.

Описывать условия прорастания семян. Определять сроки посева семян. Рассчитывать потребность в воде семян различных растений.

Вопрос 1-3, 4-8 с.171

Упражнение

140, 141, 142 в тетр. с печ.основой

 

33

Рост растений. КУ

§ 39

Рост растений. Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения.

Называть стадии развития растений. Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания.

Лабораторная работа

1

Вопрос 4 с.175

Упражнение

68 в раб.тетр.

 

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 часа)

34-35

Растительные сообщества. КУ

§ 56, 57

Фитоценозы. Растительность. Типы растительных сообществ. Причины смены растительных сообществ.

Приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав растений лесного сообщества. Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества.

Вопрос 2 с.253

Упражнение

185, 187 в тетр. с печ.основой

 
Комментарии
Комментариев пока нет.