12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Смирнова Надежда Константиновна40

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

города Череповца Вологодской области

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей ОО «Обществознание» и «Естествознание»

Протокол № 1

от 29.08. 2017 г.

Руководитель МО

_____ Н.К.Смирнова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________Т.М.Филичева

30.08 2017г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета МБОУ «СОШ № 18»

(протокол от 31.08.2017г.№ 2)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ «СОШ № 18»

от 31.08. 2017 г. № 291-ОД

Директор МБОУ

«СОШ № 18»

___________М.Г. Сафарова

 

 

Рабочая программа

по биологии

базовый уровень

для 8 а класса

на 2017 - 2018 учебный год


 

Составитель:

Смирнова

Надежда Константиновна,

учитель биологии


 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для учащихся 8а класса разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

2. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по математике (базовый уровень), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03 – 1263);

4. Программа общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010.

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

6. Учебный план МБОУ «СОШ № 18» на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом директора Учреждения № от 21.05.2017г.;

7. Годовой календарный график МБОУ «СОШ № 18» на 2017-2018 учебный год;

8. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 18»;

9. Положение о рабочих программах МБОУ «СОШ № 18».

Выбор учебников осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 523 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (c изменениями, утвержденными указом Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576):

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

«Биология. Человек»

8

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н.

М.: Дрофа

2014

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2011.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов. В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1. Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека; 2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс. – М.: Дрофа, 2012. – 123с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

3. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Содержание

Количество часов

Кол-во л/р

Кол-во к/р

1.

Введение

 

1

   

2.

Происхождение человека

 

3

 

1

3.

Строение и функции организма

Общий обзор организма.

1

   

Клеточное строение организма. Ткани.

5

2

 

Рефлекторная регуляция органов и систем организмов

1

2

 

Опорно-двигательная система

7

6

 

Внутренняя среда организма

3

1

 

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

5

 

Дыхательная система

4

2

 

Пищеварительная система

6

1

 

Обмен веществ и энергии

3

2

 

Покровные органы. Теплорегуляция

3

   

Выделительная система

1

   

Нервная система человека

5

3

 

Анализаторы

5

1

 

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

2

 

Железы внутренней секреции

2

   

4.

Индивидуальное развитие организма

 

5

   

5.

Обобщение пройденного материала за курс 8 класса

 

2

 

1

Всего:

   

68

27

2


 

4. Содержание учебного курса

Введение (1ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

I. Раздел.

Тема 1. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства жи­вотного происхождения человека. Основные этапы эво­люции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», мо­делей остатков древней культуры человека.

II. Раздел.

Строение и функции организма (57 ч)

Тема 1. Общий обзор организма (1 часов)

Уровни организации. Структура тела. Органы и си­стемы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Тема 2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жиз­ненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состоя­ния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соеди­нительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной систе­мы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Тема 3. Рефлекторная регуляция органов и систем организмов (1 час)

Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Про­цессы возбуждения и торможения, их значение. Чувст­вительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприя­тии раздражений.

Тема 4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Ске­лет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с разви­тием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц челове­ческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Рабо­та скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двига­тельной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскосто­пия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов кос­тей, приемов первой помощи при травмах.

Самонаблюдение работы основных мышц, роль пле­чевого пояса в движениях руки.

Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Со­став крови: плазма и форменные элементы (тромбо­циты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Сверты­вание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертыва­нии крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защит­ные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифиче­ский иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и па­разитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Имму­нология на службе здоровья: вакцины и лечебные сы­воротки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совмес­тимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фак­тор. Пересадка органов и тканей.

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфати­ческих сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Арте­риальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно­сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболе­вании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотече­ниях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Тема 7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и орга­нические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здо­ровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биоло­гическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнару­жению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; из­мерения жизненной емкости легких; приемов искус­ственного дыхания.

Тема 8. Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеваритель­ный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена орга­нов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишеч­ных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический об­мен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минераль­ных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уров­нем энергетического обмена по результатам функцио­нальной пробы с задержкой дыхания до и после на­грузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и пара­зитарные болезни, их профилактика и лечение у дерма­толога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при об­щем охлаждении организма. Первая помощь при тепло­вом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совмести­мости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 11. Выделительная система. (1 часа)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их пре­дупреждение.

Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 12. Нервная система (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Стро­ение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших по­лушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной сис­темы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Тема 13. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализато­ров. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зритель­ного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зре­ния. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутренне­го уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового ана­лизатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодей­ствие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выяв­ляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; опре­деление остроты слуха; зрительные, слуховые, тактиль­ные иллюзии.

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с биноку­лярным зрением.

Тема 14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Бе­зусловные и условные рефлексы. Безусловное и услов­ное торможение. Закон взаимной индукции возбужде­ния-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудоч­ная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной дея­тельности человека: речь и сознание, трудовая деятель­ность. Потребности людей и животных. Речь как сред­ство общения и как средство организации своего поведе­ния. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Фи­зиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдатель­ности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойст­венных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Тема 15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

III. Раздел.

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, опло­дотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (та­бака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и забо­левания, передающиеся половым путем: СПИД, сифи­лис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Ин­тересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпера­ментов.


 

Обобщение пройденного материала за курс 8 класса (2 часа)

Тема

Название демонстрации

Происхождение человека

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Клеточное строение организма. Ткани

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Опорно-двигательная система

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечности, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

Кровеносная и лимфатическая системы организма

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Дыхательная система

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания.

Пищеварительная система

Демонстрация торса человека.

Покровные органы. Теплорегуляция

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Выделительная система

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Нервная система человека

Демонстрация модели головного мозга человека.

Анализаторы

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Железы внутренней секреции

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Индивидуальное развитие организма

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Наименование тем

Число часов

Лабораторные работы и самонаблюдения

I. Клеточное строение организма. Ткани.

5 ч.

Л/р № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Л/р № 2 «Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани»

II. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1 ч.

Л/р № 3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Л/р № 4 «Коленный рефлекс»

III. Опорно-двигательная система

7 ч.

Л/р № 5 «Микроскопическое строение кости»

Л/р № 6 «Мышцы человеческого тела»

Л/р № 7 «Утомление при статической и динамической работе»

Л/р № 8 «Выявление нарушений осанки»

Л/р № 9 «Выявление плоскостопия»
Л/р № 10 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки»

IV. Внутренняя среда организма

3 ч.

Л/р № 11 «Рассматривание клеток крови человека и лягушки под микроскопом»

V. Кровеносная и лимфатическая система

6 ч.

Л/р № 12 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»

Л/р № 13 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращения»

Л/р № 14 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Л/р № 15 «Опыты, выясняющие природу пульса»

Л/р № 16 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

VI. Дыхательная система

4 ч.

Л/р № 17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Л/р № 18 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

VII. Пищеварительная система

6 ч.

Л/р № 19 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Самонаблюдение: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании

VIII. Обмен веществ и энергии

3 ч.

Л/р № 20 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Л/р № 21 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

IX. Покровные органы. Терморегуляция.

3 ч.

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки, определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

X. Нервная система.

5 ч.

Л/р № 22 «Пальценососвая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка и среднего мозга»

Л/р № 23 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Л/р № 24 «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменения тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

XI. Анализаторы.

5 ч.

Л/р № 25 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

XII. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5 ч.

Л/р № 26 «Выработка навыка зрительного письма, как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

Л/р № 27 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

5. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Цели урока

Оборудование. Электронные образовательные ресурсы

Введение – 1 час

1.

01.09.17

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Инструктаж по ОТ в кабинете.

Знать: основные этапы развития анатомии, физиологии, гигиены.

Уметь: работать с учебником.

schoolpishtan.ucoz.ru/biologija_8_klass

Раздел 1. Происхождение человека – 3 часа

1.

04.09.17

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности.

festival.1september.ru/articles/614953/

2.

08.09.17

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё.

Знать: экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, этапы эволюции человека.

Уметь: делать выводы.

festival.1september.ru/articles/596686/

3.

11.09.17

Человеческие расы. Человек как вид. Входная контрольная работа.

Знать: признаки вида, связь образования рас с миграцией населения, сложность и вред расистских теорий.

festival.1september.ru/articles/532771/

Раздел 2. Строение и функции организма – 57 часов

Тема 2.1. Общий обзор организма – 1 час

1.

15.09.17

Уровни организации структура тела органы и системы органов.

Знать: уровни организации человеческого организма, план его строения, топографию внутренних органов, полости тела, системы органов.

Уметь: пользоваться анатомическими таблицами, схемами.

lib5.podelise.ru/docs/61300/index-19474.html

Тема 2. 2. Клеточное строение организма. Ткани – 5 часов

1.

18.09.17

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.

Знать: строение и функцию клеточных органоидов, химический состав клеток.

Уметь: сравнивать животное и растительные клетки.

festival.1september.ru/articles/627784/

2.

22.09.17

Ткани. Образование ткани эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Л/Р. № 1. «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

Знать: основные типы тканей и их локализацию в организме.

Уметь: распознавать ткани и органы, которые ими образованы, работать с микроскопом.

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

festival.1september.ru/articles/559357/

3.

25.09.17

Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция. Л/Р. № 2 «Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

Знать: строение нейрона, природу нервных импульсов, принцип рефлекторной регуляции.

Уметь: делать выводы.

festival.1september.ru/articles/516003/

4.

29.09.17

Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.

Знать: строение и функции органоидов клетки.

Уметь: Делать выводы.

naexamen.ru/otvet/9/biologiya/659.shtml

5.

02.10.17

Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Знать: Основные жизненные процессы клетки.

Уметь: сравнивать, делать выводы.

festival.1september.ru/articles/530814/

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма – 1час

1.

06.10.17

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мог. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Л/Р. №3. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». Л/Р. № 4

«Коленный рефлекс и др.».

Знать: строение нервной системы, рефлекторную регуляцию органов.

Уметь: проводить наблюдения, делать выводы.

galactic.org.ua/clovo/f_n3.htm

Тема 2. 4. Опорно-двигательная система – 7 часов

1.

09.10.17

Значение опорно-двигательной системы. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микро строение, типы костей. Л/Р. № 5. «Микроскопическое строение кости».

Знать: значение скелета и мышц, опорная, защитная и двигательная функции, химический состав, макро и микро строение костей, их классификация.

festival.1september.ru/articles/600000/

2.

13.10.17

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности изменения связанные с развитием мозга и речи.

Знать: строение и функции скелета, особенности скелета человека связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью.

Уметь: сравнивать скелеты человека и млекопитающих.

festival.1september.ru/articles/597327/

3.

16.10.17

Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Знать: типы соединения костей.

festival.1september.ru/articles/412567/

4.

20.10.17

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Л/Р. № 6 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

Знать: основные группы мышц человека.

Уметь: распознавать основные группы мышц.

soshenko45.ucoz.ru/index/razrabotka_urokov/0-11

5.

23.10.17

Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Л/Р. № 7 «Утомление при статической и динамической работе».

Знать: механизмы, регулирующие силу мышечного сокращения, изменение мышц при тренировках, вред гиподинамии, тренировочный эффект.

Уметь:

Поводить исследования утомления.

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов ОДС.

http://cimbioz.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie_8_kl/pourochnoe_planirovanie_8_kl/urok_13_tema_rabota_skeletnykh_myshc_i_ikh_reguljacija/13-1-0-91

6.

27.10.17

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Л/Р. № 8. «Выявление, нарушения осанки». Л/Р. № 9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома).

Знать: методы самоконтроля и коррекции осанки, отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Уметь: выявлять нарушения осанки и плоскостопия.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия.

festival.1september.ru/articles/513791/

7.

10.11.17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Л/Р. № 10 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».

Знать: травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них.

Уметь: оказывать первую помощь при травмах опорно-двигательной системы, цели оказания до врачебной помощи.

Осваивать приёмы оказания первой помощи при травмах ОДС.

festival.1september.ruarticles/504852/

Тема 2.5. Внутренняя среда организма – 3 часа

1.

13.11.17

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы ( тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Л/Р. № 11

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

Знать: состав крови, постоянство внутренней среды организма.

Уметь: работать с микроскопом, делать выводы.

Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах.

festival.1september.ru/articles/532910/

2.

17.11.17

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и

И. И. Мечников.

Знать: роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов, иммунитет и его виды.

festival.1september.ru/articles/637111/

3.

20.11.17

Иммунология на службе здоровья. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Знать: классификацию иммунитета, роль вакцин в профилактике болезней.

festival.1september.ru/articles/582285/

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма – 6 часов

1.

24.11.17

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.

Знать: органы кровеносной и лимфатической систем, их строение и функции.

Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем.

videouroki.net/filecom.php?fileid=98682541

2.

27.11.17

Круги кровообращения. Л/Р№ 12 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Л/Р. №13

« Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

Знать: движение крови по малому и большому кругам кровообращения.

Уметь: экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.

festival.1september.ru/articles/637179/

3.

01.12.17

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.

Знать: связь строения сердца с его функцией, сердечный цикл, автоматизм сердца, нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности.

festival.1september.ru/articles/411895/

4.

04.12.17

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

Л/Р. № 14 « Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л./Р. № 15 « Опыты, выясняющие природу пульса».

Знать: причины движения крови, принципы измерения артериального давления.

Уметь: измерять скорость кровотока; измерять пульс.

Осваивать приёмы измерения пульса, кровяного давления.

festival.1september.ru/articles/556858/

5.

08.12.17

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Л./Р. № 16

«Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Знать: физиологические основы укрепления сердца и сосудов, последствия гиподинамии, влияние курения, спиртных напитков на сердце и сосуды.

Уметь: пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния и тренированности.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

myshared.ru/slide/835428/

6.

11.12.17

Первая помощь при кровотечениях.

Знать: типы кровотечений, способы их останови, правила наложения жгута и простых повязок.

Уметь: выполнять правила наложения жгута и простых повязок.

Осваивать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

festival.1september.ru/articles/524226/

Тема 2. 7. Дыхательная система – 4 часа

1.

15.12.17

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

Знать: значение биологического окисления, строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи, болезни верхних дыхательных путей и их профилактика.

festival.1september.ru/articles/619783/

2.

18.12.17

Газообмен в лёгких и тканях.

Знать: связь дыхательной и кровеносной систем.

Сравнивать газообмен в лёгких и тканях, делать выводы на основе сравнения.

festival.1september.ru/articles/602759/

3.

22.12.17

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Знать: механизм вдоха и выдоха; вред курения, источники загрязнения атмосферного воздуха.

Уметь: определять запылённость воздуха.

festival.1september.ru/articles/621358/

4.

25.12.17

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Л/Р. № 17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Л/Р. №18 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

Знать: значение флюорографии в ранней профилактике болезней лёгких и сердца, приёмы 1 помощи утопающему, получившему электротравму.

Уметь: измерять обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов и докладов. Осваивать приёмы определения жизненной ёмкости лёгких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

http://festival.1september.ru/articles/626683/

Тема 2.8. Пищеварительная система – 6 часов

1.

29.12.17

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.

Знать: значение пищеварения, пластическую и энергетическую функции пищи, роль кулинарной обработки пищи.

Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

festival.1september.ru/articles/513939/

2.

15.01.18

Пищеварение в ротовой полости.

Знать: строение ротовой полости, топографию основных слюнных желёз, внешнее и внутреннее строение зубов, причины заболеваний зубов и их профилактику.

festival.1september.ru/articles/522503/

3.

19.01.18

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Л/Р. № 19 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Знать: основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи в желудке, изменение питательных веществ.

Уметь: делать выводы.

festival.1september.ru/articles/620310/

4.

22.01.18

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

Знать: функции тонкого и толстого кишечника, строение ворсинок и механизм всасывания, функции аппендикса.

festival.1september.ru/articles/583256/pril3.doc

5.

26.01.18

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Знать: взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции органов пищеварения.

festival.1september.ru/articles/625739/

6.

29.01.18

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Знать: правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость, правила гигиены питания, возбудителей опасных кишечных инфекций.

Уметь: обосновывать правила гигиены питания.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

festival.1september.ru/articles/575171/

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии – 3 часа

1.

02.02.18

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.

Знать: стадии обмена, заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.

Уметь: сравнивать, анализировать.

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

http://cimbioz.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie_8_kl/pourochnoe_planirovanie_8_kl/urok_38_tema_obmen_veshhestv_i_ehnergii_osnovnoe_svojstvo_vsekh_zhivykh_sushhestv/13-1-0-216

2.

05.02.18

Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.

Знать: значение витаминов, авитаминозы, способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.

biofile.ru/Биология/19226.html

3.

09.02.18

Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания.

Л/Р. № 20 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

Л/Р. № 21 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

Знать: роль питания в поддержании здоровья, энергетический баланс между энерготратами и энергетической ёмкостью и качеством пищи.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

festival.1september.ru/articles/576551/

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция – 3 часа

1.

12.02.18

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Знать: строение и функции кожи, волос, ногтей.

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.

shkolo.ru/stroenie-i-funktsii-kozhi/

2.

16.02.18

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.

Знать: анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи; болезни кожи, меры первой помощи при ожогах.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями.

festival.1september.ru/articles/640318/

3.

19.02.18

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Знать: механизмы терморегуляции, причины, ведущие к закаливанию или к простуде, роль одежды в адаптации организма к погодным условиям.

Осваивать приёмы оказания при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

festival.1september.ru/articles/524501/

Тема 2. 11. Выделительная система – 1 час

1.

26.02.18

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Знать: значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; показать механизмы мочеобразования на микро- и макроуровне; разъясните работу нефронов, осуществляющих выделительную функцию наряду с ревизией питательных веществ; рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

festival.1september.ru/articles/592823/

Тема 2.12. Нервная система человека – 5 часов

1.

02.03.18

Значение нервной системы мозг и психика.

Знать: значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов.

festival.1september.ru/articles/594788/

2.

05.03.18

Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга.

Знать: строение и функции спинного мозга, распределение серого и белого вещества в спинном и головном мозге.

festival.1september.ru/articles/210241/

3.

12.03.18

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Л/Р. №22 «Пальценосовая проба и особенности движений связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».

Знать: строение и функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

festival.1september.ru/articles/501847/

4.

16.03.18

Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Знать: строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий, аналитическую и замыкательную функции коры, значение асимметрии левого и правого полушарий.

festival.1september.ru/articles/580116/

5.

19.03.18

Соматический и автономный отделы нервной системы. Л/Р. №23 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Л/Р. №24 «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».

Знать: взаимосвязь симпатического и парасимпатического под отделов автономного отдела.

festival.1september.ru/articles/593307/

Тема 2.13. Анализаторы – 5 часов

1.

23.03.18

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.

Знать: анализатор – единая система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и соответствующих центров коры больших полушарий.

collegy.ucoz.ru/Наша библиотечка/34-1-0-3486

2.

02.04.18

Зрительный анализатор.

Л/Р. №25 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Знать: раскрыть значение зрения, строение и функцию глаза; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию; выяснить роль колбочек и палочек, связь зрительных и мышечных компонентов в формировании зрительных образов в коре больших полушарий головного мозга; дать представление о бинокулярном зрении.

festival.1september.ru/articles/612515/

3.

06.04.18

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Знать: причины глазных инфекций и их предупреждение, причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, роль гигиены зрения в их предупреждении.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

festival.1september.ru/articles/528019/

4.

09.04.18

Слуховой анализатор. Гигиена органов слуха.

Знать: строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха человека, преобразование звуковой энергии в механическую. Дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.

festival.1september.ru/articles/639073/

5.

13.04.18

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Знать: механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов; показать их взаимодействие и взаимный контроль.

festival.1september.ru/articles/576958/

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность.

Поведение. Психика – 5 часов

1.

16.04.18

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Знать: роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о ВНД, природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.

bio-faq.ru/Условные и безусловные рефлексы

2.

20.04.18

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Л/Р. № 26 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

Знать: филогенетическую обусловленность врожденных форм поведения, направленных на охранение вида в целом, и приобретённые формы индивидуального поведения, позволяющие приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социально среды.

biolog188.narod.ru/anatomia/urok56.doc

3.

23.04.18

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

Знать: биоритмы на примере суточных ритмов, природу сна и сновидений, фазы сна.

festival.1september.ru/articles/630959/

4.

27.04.18

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Познавательные процессы.

Знать: роль речи как средство общения и самоорганизации личности, значение речи в развитии высших психических функций, роль практики в установлении истины.

azps.ru/articles/cmmn/cmmn62.html

5.

30.04.18

Волевые действия. Эмоции. Внимание. Л/Р. №27 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».

Знать: волевые процессы, значение эмоций, физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания.

Уметь: подкрепить советы соответствующими л\р.

festival.1september.ru/articles/210412/

Тема 2.15. Железы внутренней секреции

(эндокринная система) – 2 часа

1.

04.05.18

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.

Знать: понятия о ЖВС, свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ.

Уметь: делать выводы.

festival.1september.ru/articles/601980/

2.

07.05.18

Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Знать: функции гипофиза, щитовидной железы, половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы, нарушения, меры профилактики эндокринных болезней.

festival.1september.ru/articles/567226/

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма – 7 часов

1.

11.05.18

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы.

Знать: жизненные циклы отдельных особей, преимущества полового размножения перед бесполым, строение мужской и женской половой систем.

Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма.

medical-enc.ru/16/razmnozhenie.shtml

2.

14.05.18

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.

Знать: биогенетический закон, закономерности органогенеза значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни.

festival.1september.ru/articles/636959/

3.

18.05.18

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Знать: различия между наследственными и врождёнными заболеваниями, профилактику и симптоматику болезней, передающихся половым путём.

Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

http://bio2012.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/khimija/nasledstvennye_zabolevanija/9-1-0-27

4.

21.05.18

Развитие ребёнка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Знать: физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей, правила ухода за ними.

festival.1september.ru/articles/519843/

5.

25.05.18

Контрольная работа за год.

Контроль знаний, умений, навыков по курсу «Биология. Человек» 8 класс.

 

6.

28.05.18

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Знать: психологические особенности человека: темперамент, характер.

Уметь: определять свой тип темперамента.

nado5.ru/Личность и ее характеристики

7.

 

Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Знать: психологические особенности человека: темперамент, характер.

Уметь: определять свой тип темперамента.

nado5.ru/Личность и ее характеристики

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Письменный ответ

Оценка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

Знания всего изученного программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:

Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


 

7. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

4. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.– М.: Дрофа, 2011. - 336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Дополнительная литература для учителя:

1) Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек.- М.: Дрофа, 2004.

2) Маш Р. Д., Драгомилов А. Г.: Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2005.

3) Лернер Г. И. ГИА - 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011.

4) Резанов А.А. Биология человека. 800 тестов. – М. «Издат-школа – 2000», 1999. 128с.

Интернет ресурсы

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Учебные таблицы

- строение клетки

- мышцы

- кожа

- опорно-двигательная система

- нервная система

- пищеварительная система

- кровеносная система

- строение сердца

- зрительный и слуховой анализаторы

- гигиена органов дыхания

- внутренние органы

- гигиена органов пищеварения

- выделительная система

- лимфатическая система

- лёгкие

- гигиена сердечно-сосудистой системы

- скелет

- гигиена школьника

- схема кругов кровообращения

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.