Рабочая программа по биологии для группы 6 класса заочной формы обучения (УМК В.В. Пасечника)

0
0
Материал опубликован 19 October 2018

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Краевой центр общего образования»

Рассмотрена на заседании

МО

Протокол №__ от «_»____2018г.

 

Утверждаю: «___»______2018г.

Директор ГКОУ «КЦОО»

_______________/


 


 

Рабочая программа по биологии

для группы 6 класса

заочной формы обучения

 


 

Составитель: учитель биологии

Нескоромных Н.В.


 

2018-2019 уч. год


 

Содержание

Пояснительная записка ………………………..................................3 стр.

Календарно-тематический план ……………………………………8 стр.

Список литературы …………………………………………………17 стр.

Формы контроля …………………………………………………….17 стр.

Нормы оценок ………………………………………………………..18 стр.



 

Пояснительная записка.
 

Программа по биологии для 6 группы заочного обучения составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями в редакции федерального закона от 28 июня 2014 г. № 182-ФЗ);

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательной организации (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189),

- Уставом образовательного учреждения, основной образовательной программой ГКОУ «КЦОО»

Программа по биологии для 6 группы составлена с учетом примерной программы основного общего образования. Биология. Издательство «Просвещение», программы авторов УМК Пасечник В. В. «Дрофа» 2015 г, учебника Пасечника В. В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» Учебник / М.: Дрофа, 2015г. Согласно учебному плану ГКОУ «КЦОО» на изучение биологии в группе 6 класса заочного обучения выделяется 1 час в неделю. В программе предусмотрены лабораторные и практические работы, но часть из них исключена из рабочей программы и заменена демонстрацией или виртуальным экспериментом в связи с особыми условиями школы в ИУ.


 

Общая характеристика курса

Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано

практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.

Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или

иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере

биологической науки.

ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и

других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,

связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных

умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,

коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры

как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования,

отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные

результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы,

формирование толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в

процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой,

биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные

точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


 

Характеристика школы и класса.


 

В ГКОУ „КЦОО “обучаются осужденные в возрасте от 18 до 30 лет обязательно, и после 30 лет по желанию. У многих учеников отрицательное отношение к школе. Это связано с тем опытом, который был в детстве. В основном это бывшие трудные подростки и у них были проблемы в школе. Почти у всех учеников большой перерыв в обучении. У большинства таких учащихся, не смотря на возраст, не сформированы основные учебные умения и навыки имеются большие пробелы в знаниях за курс биологии 5 класса. Практически все учащиеся 6 группы обучались в школе до введения новых стандартов.

Обучение в 6 группе осуществляется в форме заочного обучения. т.к. учащиеся данной группы заняты на работе или находятся в ОСУОН. Основной формой организации образовательной деятельности при заочном обучении является урок и самостоятельная работа. Получение знаний при заочном обучении связано с большой долей самостоятельной работы. При организации работы по заочному обучению учитываются темы (вопросы темы), которые ученик может изучить самостоятельно при работе по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ).


 

Тематическое планирование.


 

№п/п

Тема урока

Часы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений – 15 ч.

1.

Ведение.

1

Перечислять основные понятия, изученные в 5 кл.

преобразовывать полученную информацию

любовь и бережное

отношение к родной природе

2

Строение семян. Л.р.

«Строение семян двудольных и однодольных растений

1

Определять семена по принадлежности к виду растения. отличительные свойства семян. Объяснять значение семян в жизни и хозяйстве

человека.

формулирование проблемы, анализ и сравнение семени по внешнему виду. Визуально сравнивать друг с другом,

формируется научные познания, любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

3

Виды корней и типы корневых систем.

Л/Р «Стержневая и мочковатая корневая система»

1

Умения находить различия между практическими и теоретическими методами познания, определять метод исследования.

Умение проводить сравнение по видам корневых систем, объяснять их результаты. Пользоваться гербарным материалом

планировать свою работу, искать необходимую информацию; Умение самостоятельно формулировать тему и цели планировать свою работу, искать необходимую информацию;

Осознавать потребность и готовность к исследовательской деятельности.

4

Зоны (участки) корня

1

5

Условия призростания и видоизменения корней.

1

6

Побег и почки.

Демонстрация Строение почек (вегетативной и генеративной)

1

иологических терминов и понятий. Определять основные части побега на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах. Характеризовать строение побега и почки, показывать их особенности на препаратах и растениях. Объяснять функции побега и почек, сравнивать разные побеги и почки между собой, использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. 

принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, 

7

Внешнее строение листьев Л/Р «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

1

Объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий. Определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение простых и сложных листьев, показывать их особенности на препаратах и растениях. Объяснять функции листьев, их значение в жизни растений. Сравнивать разные листья между собой, использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

 принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

8

Клеточное строение листа

1

9

Влияние факторов среды на строение листа.

1

10

Видоизменение листьев.

 

11

Строение стебля

1

Получат представление о разнообразии стеблей, Умение описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу, объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину и толщину. Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев, высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям, 

принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Использовать приёмы работы с информацией

(поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации), выполнять постановку и формулирование проблемы

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

12

Цветок

 Л/. Р «Изучение строения цветка»

1

Знание особенностей строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умение различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями.

Знание роли соцветий в жизни цветковых растений. Выделение существенных признаков простых и сложных соцветий. Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

 умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. 

13

Соцветия растений

1

14

Плоды.

Распространение плодов и семян.

1

Формирование умения принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника. Умение различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов. Знание и различение на рисунках и таблицах плодов и семян, распространение которых происходит при помощи ветра, воды и животных. Умение объяснять причины различий способов распространения семян сухих и сочных плодов.

воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов

Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений

15

Зачет по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

Систематизируют и обобщают знания о клеточном строении листа, стебля. Находить основные части растений и схематически изображать

.

Анализировать, сравнивать, выявлять строение семян, зон корня, побегов и почек, строение стебля; строение листа, цветка, плодов, соцветий их черты сходства и различия

Формирование научного мировоззрения и познания окружающего мира, его многоуровневой организации.

Подведение итогов изучения темы

Глава 2 Жизнь растений – 6 ч.

16

Минеральное питание. Фотосинтез.

.1

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза составить план параграфа.

постановка и формулирование проблемы протекания процесса фотосинтеза; структурирование знаний о фотосинтезе; доказательство космической роли фотосинтеза

Осознать роль зеленых растений в появлении жизни на Земле. 

17

Дыхание растений

1

18

Испарение воды листьями.

Листопад

1

1

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют

их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Умение объяснить необходимость знаний о передвижении питательных веществ в растениях в управлении их развитием

19

Передвижение воды и питательных веществ в растении

20

Прорастание семян. Способы размножения растений 

1

Раскрывают преимущества семян перед спорами.

 Объясняют

значение пыльцевого мешочка и пыльцевой трубки. Раскрыть особенности понятий перекрёстного опыления, самоопыления, искусственного опыления.

Умение практически показать на приготовленном материале или муляжах.

Самостоятельно формулировать учебную проблему,

устанавливать причинно-

следственные связи на основе материала урока

Формирование научного мировоззрения о приспособленности растений к различным способам размножения.

21

Половое и вегетативное размножение покрытосеменных растений

 Л./Р. «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

Глава 3 Классификация растений – 7ч.

22

Основы систематики растений 


 

1

формировать у учащихся знания об отличительных признаках растений семейства Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

Самостоятельно по плану составлять морфологические карты растений, используя справочники, гербарные материалы 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

23

Основы систематики растений 

1

24

Класс двудольные. Семейства Розоцветные

1

25

Кл.Двудольные.Сем-ва Пасленовые,

1

Формировать умение составлять морфологическое описание растений

Самостоятельно по плану составлять морфологические карты растений, используя справочники, гербарные материалы 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

26

Кл.Двудольные.Сем-ва Мотыльковые(бобовые)

1

27

Кл.Двудольные.Сем-ва Сложноцветные (Астровые)

1

28

Класс Однодльные.

Сем.Лилейные и Злаки.

1

Глава 4. Природные сообщества – 7 ч.

29

Культурные растения. 

1

1

Знать основные культурные растения изученных

семейств и их

значение в жизни человека; иметь представление о

дикорастущих, культурных и сорных

растениях, отраслях сельскохозяйственного

производства

 уметь работать

 выполняя

задания по алгоритму

уметь объяснять

необходимость знаний о Покрытосеменных

растениях для их охраны и рационального

использования в хозяйственной

деятельности человека

Умение применять

полученные знания на практике.

Потребность в объективные оценки своей

работы

30

Культурные растения. Забайкальского края

31

Растительные сообщества

1

Многообразие естественных растительных сообществ. Луг как пример травянистых растительных сообществ. Использование лугов в сельском хозяйстве.

Возникновение болот. Растительные сообщества болот, их особенности. Использование человеком растений, растущих на болоте.

Смена растительных сообществ, ее причины. Влияние деятельности человека на процессы изменения сообществ. Примеры смены лесных сообществ (луг сменяется лесом).

Сукцессия. Верховое болото Вырубка. Вторичная сукцессия Зарастающая вырубка

Самостоятельно распределять группы растительных организмов на основные экологические группы, используя справочники, материал учебника 

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Наблюдая за сезонными изменениями в природе, осознавать единство и целостность окружающего мира.

32

Влияние хозяйственой деятельности человека на растит. мир

1

Иметь представление о

структуре конкретного фитоценоза,

расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества

Умение

работать с инструктивными карточками,

выполнять здания по алгоритму.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

33

Охрана растений.

1

34

Урок – обобщение по теме «Жизнь растений. Природные сообщества»

1

Проверка знаний за весь пройденный материал

«Многообразие покрытосеменных растений». Умение находить и разделять по видам и группам растения в природе.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать полученные знания.;умение находить и разделять по видам и группам растения в природе. А также их классифицировать по семействам.

Формирование у учащихся мотивации к познанию и научного мировоззрения.  Развивать представление о многообразии растений, чувства к прекрасному, любви к родному краю.

Воспитание бережного отношения к природе

35

Зачет по теме «Жизнь растений. Природные сообщества»

1

     


 


 

Список литературы:

1. Учебник: - Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл. – М.: Дрофа, 2015 – 141с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

2.Рабочая тетрадь (пособие для ученика): Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. 6 кл./.В. В.Пасечник – М.: Дрофа, 2012. – 60 с.

3.Контрольно-измерительные материалы:

1) Панина, Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия В. В. Пасечника). - СПб. Паритет, 2013. - 160с.

2) Сухова, Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии.6-8 кл.: Метод. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001 – 160 с.

4. Другое:

1. Бенуж, Е. М. Тесты по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы.Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008. - 96с.6

2. Галеева, Н. Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания»,2006. -144с

3. Биология. Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. / сост. Н. Ю. Феоктистова. - М. «Первое сентября», 2002. -256с.: ил. (Я иду на урок).


 

Формы контроля: - тестовый контроль (контрольно – измерительные материалы по темам), проверочные работы, биологические диктанты, лабораторные работы.


 

Критерии оценки учебной деятельности по биологии:

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  

Оценка лабораторной работы.

«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.