Рабочая программа по биологии за 8 класс по УМК В.В. Пасечника

3
0
Материал опубликован 20 May 2018 в группе

Пояснительная записка


Цель: освоение систематизированных знаний о строении и жизнедеятельности организма человека и овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей, освоение ключевых компетенций.

Задачи:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

- и овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа согласно Базисному учебному плану рассчитана на 13 часов в год /0,5 часов в неделю.

Обучение ведется по учебнику- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек.», авт. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2009. –для учащихся 8 классов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения биологии:

воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты обучения биологии:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

деятельности и поведения;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность человека к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

определения нормы рационального питания.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной


 


 

Содержание учебного предмета

Раздел 2. Строение и функции организма

 

Тема 2.2.Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы

Внутренняя среда организма Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные заболевания, их профилактика. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Круги кровообращения, их значение. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечнососудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Лабораторная работа №7 «Микроскопическое строение крови лягушки и человека»

Лабораторная работа №8 «Функции венозных клапанов»

Лабораторная работа № 9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Лабораторная работа № 10 «Функциональная проба»

Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления»

Практическая работа №6 «Подсчет частоты пульса в покое и при физической нагрузке»

Тема 2.4. Дыхание

Дыхательная система и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

Лабораторная работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Измерение частоты дыхания»

Тема 2.5 Питание. Пищеварительная система

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Лабораторная работа №12 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Лабораторная работа №13 «Изучение действия желудочного сока на белки»

Практическая работа №8 «Измерение массы и роста своего организма»

Тема 2.6 Обмен веществ и превращение энергии

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения

Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания»

Тема 2.7. Покровные органы. Теплорегуляция

Покровы тела. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Терморегуляция организма. Укрепление здоровья: закаливание. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Наблюдение за состоянием своего организма: измерение температуры тела.

Практическая работа №10 «Измерение температуры тела»

Тема 2.8. Выделение

Мочеполовая система. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 2.9. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Лабораторная работа № 14 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».

Лабораторная работа №15«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка

Тема 2.10. Анализаторы. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Лабораторная работа №16 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Практическая работа №11 «Изучение изменения размера зрачка»

Тема 2.11. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма»

Лабораторная работа №18 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер, способности. Роль воспитания и обучения в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.

Раздел 4. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Практическая работа №12 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».


 

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Дата планирования

Дата фактическая

Примечание

Раздел 2. Строение и функции организма

Тема 2.3. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы

1

Внутренняя среда организма. Кровь. Лабораторная работа №7 «Микроскопическое строение крови лягушки и человека». Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.. Значение работ Л.Пастера и И. И.Мечникова в области иммунитета. Инфекционные заболевания, их профилактика. Вакцины и лечебные сыворотки.

     

2

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Строение и работа сердца. Круги кровообращения, их значение. Лабораторная работа №8 «Функции венозных клапанов». Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления», №6 «Подсчет частоты пульса в покое и при физической нагрузке»

Лабораторная работа № 9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

     

Тема 2.4. Дыхание

3

Дыхание, его значение. Дыхательная система и ее роль в обмене веществ. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Лабораторная работа №11

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Измерение частоты дыхания»

     

Тема 2.5. Пищеварение

4

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа №13 «Изучение действия желудочного сока на белки». Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. Регуляция пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения Практическая работа №8 «Измерение массы и роста своего организма»

     

Тема 2.6. Обмен веществ и энергии

5

Обмен веществ и превращение энергии - основное свойство живых существ. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания»

     

Тема 2.7. Покровные органы. Теплорегуляция

6

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Закаливание. Практическая работа №10 «Измерение температуры тела» Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога.

     

Тема 2.8. Выделение

7

Выделение. Мочеполовая система. Строение и функции почек. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

     

Тема 2.9. Нейрогуморальная регуляция физиологических функций

8

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Спинной мозг, его строение и функции. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа №15 « Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Функция желёз внутренней секреции.

     

Тема 2.10. Анализаторы. Органы чувств.

9

Органы чувств, их роль в жизни человека. Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа №11 «Изучение изменения размера зрачка», лабораторная работа №16 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». Органы слуха и равновесия, их анализаторы. Нарушение слуха и их предупреждение.

     

Тема 2.11. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.

10

Биологические ритмы. Сон и его значение. Сознание человека. Память, речь, мышление Воля, эмоции, внимание. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических возможностей. Лабораторная работа №18 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

     

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма

11

Размножение и развитие. Половая система человека Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причина и предупреждение.Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

ВИЧ - инфекция и ее профилактика.

     

Раздел 4. Человек и окружающая среда

12

Человек и окружающая среда.Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Практическая работа №12 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

     

13

Итоговая контрольная работа.

     

 


 


 


 

Список используемой литературы

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2009. – 332, [4]с.: ил.

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2006.

Ловкова Т.А. Внутришкольный контроль: подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии. – М: Айрес-пресс,2010-192 с.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии. 8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.

Сборник нормативных документов. Биология Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.