Пояснительная записка
Цель: освоение систематизированных знаний о строении и жизнедеятельности организма человека и овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей, освоение ключевых компетенций.
Задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- и овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа согласно Базисному учебному плану рассчитана на 13 часов в год /0,5 часов в неделю.
Обучение ведется по учебнику- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек.», авт. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2009. –для учащихся 8 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения биологии:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
деятельности и поведения;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность человека к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);
определения нормы рационального питания.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
Содержание учебного предмета
Раздел 2. Строение и функции организма |
Тема 2.2.Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы Внутренняя среда организма Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные заболевания, их профилактика. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Транспорт веществ. Кровеносная система. Круги кровообращения, их значение. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечнососудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Лабораторная работа №7 «Микроскопическое строение крови лягушки и человека» Лабораторная работа №8 «Функции венозных клапанов» Лабораторная работа № 9 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Лабораторная работа № 10 «Функциональная проба» Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления» Практическая работа №6 «Подсчет частоты пульса в покое и при физической нагрузке» Тема 2.4. Дыхание Дыхательная система и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Лабораторная работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Измерение частоты дыхания» Тема 2.5 Питание. Пищеварительная система Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Лабораторная работа №12 «Действие ферментов слюны на крахмал». Лабораторная работа №13 «Изучение действия желудочного сока на белки» Практическая работа №8 «Измерение массы и роста своего организма» Тема 2.6 Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания» Тема 2.7. Покровные органы. Теплорегуляция Покровы тела. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Терморегуляция организма. Укрепление здоровья: закаливание. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Наблюдение за состоянием своего организма: измерение температуры тела. Практическая работа №10 «Измерение температуры тела» Тема 2.8. Выделение Мочеполовая система. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. |
Тема 2.9. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Лабораторная работа № 14 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».
Лабораторная работа №15«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка
Тема 2.10. Анализаторы. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная работа №16 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Практическая работа №11 «Изучение изменения размера зрачка»
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма»
Лабораторная работа №18 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер, способности. Роль воспитания и обучения в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.
Раздел 4. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Практическая работа №12 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».
Тематическое планирование
Список используемой литературы
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2009. – 332, [4]с.: ил.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2006.
Ловкова Т.А. Внутришкольный контроль: подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии. – М: Айрес-пресс,2010-192 с.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии. 8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.
Сборник нормативных документов. Биология Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.