Рабочая программа по биологии в 9 классе по УМК И.Н. Пономаревой

1
0
Материал опубликован 2 October 2019 в группе

Аннотация к рабочей программе по биологии

9 класс


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного общего образования и образовательной программе среднего общего образования».

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12 2014 года №1644).

- Положение о рабочей программе основного общего образования МБОУ Аркинской сош

- Примерная программа по биологии Примерных основных образовательных программ основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15), вошедших в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. - ФГОС (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 01.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС"). - Авторская программа И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (биология 5-11 класс). - учебник Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. «Биология» 9 класс». Учебник входит в федеральный перечень. Программа включает в себя: - пояснительную записку - планируемые результаты изучения курса - содержание учебного предмета - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы Специфика курса «Биология» структурирована в соответствии с основными содержательными линиями: общей характеристикой живых организмов; многообразием живых организмов; основными функциями организмов; взаимосвязью организма и окружающей среды. Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, тео­рий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Био­логия» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифферен­циации. Программа предлагает линейную структуру освоения содержа­ния. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предпо­лагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с: - Федеральнным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по биологии для 5-9 классов (авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г, Сухова Т.С, издательство М. «Вентана-Граф», 2012) - Положеня о рабочей программе в МБОУ Аркинская СОШ. Учебник «Биология 9 класс» под редакцией А.Г. Драгомилова, Р. Д. Маша, издательство М. «Вентана-Граф» 2019, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

Цели и задачи обучения

Цели

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Программа направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья

Место предмета «биология» в учебном плане

Рабочая программа по биологии в 9 классе предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год), в том числе 8 лабораторных работ и 4 контрольные работы.


                Планируемые результаты изучения учебного предмета

В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе ;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- применять методы биологической науки для изучения систематики организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;

- классифицировать живые организмы по группам; сравнивать органы и системы органов, делать выводы на основе сравнения;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о человеческом организме, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе;

- основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

- давать определения понятиям;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;

- использовать приемы оказания первой помощи при контакте с ядовитыми животными.

 Формирование ИКТ – компетентности обучающихся

Фиксация изображений и звуков

Ученик научиться:

- осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе наблюдения природного процесса;

- учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов  и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий.


                                Содержание программы учебного предмета

Тема 1. Человек и окружающая среда (1 ч)

Анатомия - наука о строении тела человека. Физиология - наука о функционировании тела человека на уровне систем, ор­ганов, тканей, отдельных клеток.

Здоровье человека: образ жизни, генетические предпосылки, влияние внешней среды. Природная и социальная среда оби­тания человека. Защита среды обитания - путь к сохранению здоровья человека. Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- основные науки, изучающие строение и функционирова­ние тела человека;

- факторы, определяющие здоровье человека; - взаимосвязь природной и социальной среды и их влияние на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

- обосновывать взаимосвязь образа жизни и здоровья че­ловека;

- доказывать необходимость защиты среды обитания как обязательного условия сохранения здоровья человека. 

 Тема 2. Общие сведения об организме человека (5 ч)

Единство живых существ на молекулярном уровне. Сходство и различие живых существ на клеточном уровне. Место чело­века в системе органического мира. Черты сходства и разли­чия человека и животных. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Химическое строение организма человека: неорганические и органические вещества. Строение и жизнедеятельность клетки и функции отдельных органоидов. Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы и системы органов.

Регуляторные системы организма. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Методы изучения орга­низма человека. Основные пути диагностики и лечения заболе­ваний. Демонстрация: Наглядные материалы, иллюстрирующие строение клетки. Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы

Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

Клетки и ткани под микроскопом.

Исследование простейших рефлексов у человека*. Предметные результаты Учащиеся должны знать:

- общее строение организма человека; - строение тканей организма человека; - основы рефлекторной регуляции органов и систем орга­нов в организме человека; - основные методы изучения организма человека и основ­ные способы лечения заболеваний. Учащиеся должны уметь: - доказывать единство всех живых существ на молекуляр­ном и клеточном уровнях; - выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; - определять черты сходства и различия человека и жи­вотных; - узнавать основные структурные компоненты клеток, тка­ней на таблицах и микропрепаратах; - распознавать на таблицах и муляжах органы и системы органов человеческого организма; - устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.

 Тема 3. Опора и движение (6 ч) 

 Опорно-двигательный аппарат: скелет и мышцы. Типы костей. Типы соединений костей. Мышцы и их строение. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Травмы опорно-двигательного аппарата: растяжения, вывихи, ушибы, переломы. Первая помощь при травмах. Основные группы мышц, их функции: мышцы туловища, мыш­цы головы и шеи, мышцы верхних и нижних конечностей. Типы движений. Демонстрация: Скелет человека, отдельные кости. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. Лабораторные и практические работы Строение костной ткани.Состав костей. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*. Проверяем правильность осанки. Есть ли у вас плоскостопие? Гибок ли ваш позвоночник? Предметные результаты Учащиеся должны знать: - части скелета человека; - химический состав и строение костей; - основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь: - распознавать части скелета на наглядных пособиях; - находить на наглядных пособиях основные мышцы тела человека; - оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 

 Тема 4. Система крови (3 ч)

 Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организ­ма. Плазма крови. Форменные элементы крови. Красный костный мозг — специализированная кроветворная ткань. Эритро­циты и гемоглобин. Анемии. Тромбоциты и тромбообразование. Свертывание крови. Нарушение свертывания крови. Лейкоци­ты и система иммунитета. Иммунитет и антигены. Врожденный иммунитет. Приобретенный иммунитет. Вакцины и сыворотки. Предупредительные прививки. Нарушения работы иммунной системы: иммунодефициты, аллергии, аутоиммунные заболева­ния. Группы крови. Переливание крови. Демонстрация: Схемы и таблицы, посвященные составу крови, группам кро­ви. Наглядные материалы, иллюстрирующие строение клеток крови. Лабораторные и практические работы: Изучение микроскопического строения крови*. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - состав внутренней среды организма; - виды иммунитета и их особенности; - сущность прививок и их значение; - свою группу крови. Учащиеся должны уметь: - сравнивать между собой строение и функции форменных элементов крови; - наблюдать и описывать клетки крови на готовых микро­препаратах; - объяснять механизм свертывания крови и его значение. 

 Тема 5. Сердечно-сосудистая система (5 ч)

 Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение. Работа сердца. Автоматия сердца. Электрокардио­грамма, Управление работой сердца, Нарушения деятельно­сти сердца. Артерии, вены и капилляры, их строение и функции. Регу­ляция движения крови по сосудам. Первая помощь при кро­вотечениях. Кровяное давление. Заболевания органов крово­обращения, их предупреждение. Лимфатическая система. Лимфообращение. Демонстрация: Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирую­щие строение клеток крови и органов кровообращения. Практические работы: Измерение кровяного давления. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки*. Кислородное голодание. Первая помощь при кровотечениях. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; - основные заболевания сердца и сосудов и их профилак­тику. Учащиеся должны уметь: - различать и описывать органы кровеносной и лимфатиче­ской систем; - выделять особенности строения кровеносной системы и движения крови по сосудам; - измерять пульс и кровяное давление; - оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. 

 Тема 6. Дыхание (3 ч)

 Дыхание и его этапы. Потребность организма человека в кис­лороде воздуха. Органы дыхания, их строение: воздухоносные пути и легкие. Голосовой аппарат. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Газообмен в легких и других тканях. Инфекции легких и дыхательных путей.Дыхательные движения. Легочные объемы. Регуляция дыха­ния. Первая помощь при клинической смерти. Искусственное дыхание. Демонстрация: Модели гортани, легких. Модель, поясняющая механизм вдо­ха и выдоха. Измерение жизненной емкости легких. Схема, ил­люстрирующая приемы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательные движения. Оказание первой помощи при остановке дыхания*. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запылённости воздуха в зимнее время. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - органы дыхания, их строение и функции; - механизмы вдоха и выдоха; - нервную и гуморальную регуляцию дыхания; - гигиенические меры и меры профилактики легочных забо­леваний. Учащиеся должны уметь: - выявлять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; - оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

 Тема 7. Пищеварение (4 ч) Питание и пищеварение. Строение и функции пищевари­тельной системы. Пищеварительный канал. Пищеваритель­ные железы: печень и поджелудочная железа. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пи­щеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравле­ниях. Демонстрация: Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Действие ферментов слюны на крахмал. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - строение и функции пищеварительной системы; - гигиенические меры и меры профилактики нарушения ра­боты пищеварительной системы. Учащиеся должны уметь: - характеризовать пищеварение в разных отделах пищева­рительной системы; - доказывать необходимость соблюдения мер профилакти­ки нарушения работы пищеварительной системы. 

 Тема 8. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 ч)

 Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пласти­ческий и энергетический обмен, их взаимосвязь. Химический состав организма человека. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые амино­кислоты. Калорийность пищи. Диеты. Витамины, их роль в обмене веществ. Жирорастворимые и водо­растворимые витамины. Авитаминозы. Основы здорового питания. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; - роль витаминов; - нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь: - выявлять существенные признаки обмена веществ и пре­вращения энергии в организме человека; - объяснять роль витаминов в организме человека; -доказывать необходимость соблюдения мер профилакти­ки развития авитаминозов. 

 Тема 9. Выделение (3 ч) 

 Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Мочевыделительная система: строение и функции. Работа почек. Строение нефрона. Образование мочи. Первичная и вторичная моча. Регуляция обратного всасывания. Центр жажды. Заболе­вания почек и их профилактика. Демонстрация: Модель почки. Лабораторные и практические работы Моделирование работы почечного фильтра. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции; - меры профилактики заболеваний мочевыделительной си­стемы. Учащиеся должны уметь: - объяснять механизм образования мочи; -доказывать необходимость соблюдения мер профилакти­ки заболеваний мочевыделительной системы.

 Тема 10. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Железы кожи: потовые, сальные. Про­изводные кожи: волосы, ногти. Роль кожи в теплорегуляции. Зака­ливание. Чувствительная функция кожи. Ожоги и обморожения: при­знаки и первая помощь пострадавшим. Тепловой и солнечный удары: признаки и первая помощь пострадавшим. Гигиенические требова­ния к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация: Наглядные материалы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи. Лабораторные и практические работы Определение типа своей кожи. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - строение и функции кожи; - гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны уметь: - объяснять механизм терморегуляции; - доказывать необходимость соблюдения мер профилакти­ки развития авитаминозов. 

 Тема 11. Эндокринная система (4 ч)

 Единая нейрогуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в гуморальной регуляции организма. Гипо- и гипер­функции желез. Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовид­ная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Эпифиз. Гормоны поджелудочной железы. Тимус (вилочковая железа). Половые железы. Демонстрация: Схемы (или модели) строения и расположения эндокринных желез. Фотографии больных с различными нарушениями функ­ций эндокринных желез. Предметные результаты Учащиеся должны знать: - железы внешней, внутренней и смешанной секреции; - основные гормоны желез внутренней (эндокринной) се­креции и их роль в организме человека; - взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Учащиеся должны уметь: -выделять существенные признаки строения и функциони­рования органов эндокринной системы; - объяснять единство нервной и гуморальной регуляции. 

 Тема 12. Нервная система (7 ч) 

 Нервная система: общие принципы организации. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные си­стемы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Серое и белое вещество. Нервы: чувствительные, исполнитель­ные, смешанные. Синапсы нервной системы. Развитие нервной системы у эмбриона человека: формирование основных отделов ЦНС. Строение и функции спинного мозга. Рефлекторные дуги спинного мозга. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции отделов головного мозга. Задний мозг: продолговатый мозг, мост, мозжечок. Средний мозг. Передний мозг: промежуточный мозг (таламус, гипоталамус), большие полушария. Древняя, старая и новая кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отде­лами мозга. Вегетативная нервная система. Вегетативные рефлекторные дуги. Симпатическая и парасимпатическая системы: различие функций и строения. Демонстрация: Модель головного мозга. Схемы рефлекторных дуг безуслов­ных рефлексов. Лабораторные и практические работы Штриховое раздражение кожи. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. Предметные результаты Учащиеся должны знать:

- строение нервной системы;

- особенности строения и функционирования соматическо­го и вегетативного отделов нервной системы;

- особенности строения и функции спинного мозга и отде­лов головного мозга.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

- объяснять влияние вегетативной нервной системы на де­ятельность органов;

- сравнивать влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на работу органов. 

 Тема 13. Сенсорные системы. Органы чувств (5 ч)

Стимулы, воздействующие на органы чувств. Разнообразие рецепторов. Сенсорные системы (анализаторы). Органы чувств, их строение и функции. Ощущение и восприятие. Зрительная система. Глаз — орган зрения. Строение, функ­ции и гигиена органа зрения. Корковая часть зрительного ана­лизатора. Нарушения зрения и их коррекция.

Вестибулярная и слуховая системы: строение и функции. Волосковые клетки и внутреннее ухо. Вкусовая система. Обонятельная система. Внутренняя чувствительность. Чувствительность тела: бо­левая, кожная и мышечная системы. Гигиена органов чувств. Демонстрация

Модели органов зрения и слуха. Лабораторные и практические работы

Сужение и расширение зрачка.

Обнаружение «слепого пятна».

Проверка работы вестибулярного аппарата. Предметные результаты

Учащиеся должны знать: - сенсорные системы и органы чувств: их строение и значение;

- правила гигиены органов чувств.
Учащиеся должны уметь:

- объяснять взаимосвязь между строением анализатора и выполняемой им функцией;

- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. 

 Тема 14. Поведение и психика (7 ч)

Врожденные (безусловные) рефлексы. Разнообразие биоло­гических потребностей: витальные, зоосоциальные, саморазви­тия. Темпераменты и одаренность.

Приобретенные (условные) рефлексы. Исследования И.П. Павлова. Кратковременная и долговременная память.

Роль торможения в процессах ВНД. Безусловное и условное торможение. Типы ВНД, их связь с темпераментом человека. Основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. Характер человека, его связь с темпераментом.

Бодрствование и сон: общие представления. Сон активный и пассивный. Фазы (стадии) сна: медленный и быстрый сон. Зна­чение и гигиена сна.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения че­ловека. Первая и вторая сигнальные системы. Речевое обучение ребенка. Сравнение речевых способностей человека и обезьян. Речевая модель внешнего мира как основа мышления. Созна­ние. Мышление. Речь: центры речи в головном мозге.

Поведенческие программы: выбор и оценка успешности вы­полнения.

Эмоции: разнообразие и значение. Эмоции быстрые и базовые.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- вклад отечественных ученых в разработку учения о выс­шей нервной деятельности;

- характеристику безусловных и условных рефлексов;

- особенности высшей нервной деятельности человека;

- значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь: - выделять существенные особенности поведения психи­ки человека; - характеризовать типы нервной системы; - характеризовать особенности высшей нервной деятельно­сти человека и роль речи в обучении; -обосновывать опасность приема наркотических препаратов. 

 Тема 15. Размножение и развитие (6 ч)

Система органов размножения: строение и гигиена. Половые клетки: сперматозоиды, яйцеклетки. Половые гормоны и поло­вые признаки: первичные и вторичные.

Оплодотворение и начало развития эмбриона. Менструаль­ный цикл. Начало беременности. Бесплодие. Строение и функ­ции плаценты. Протекание беременности. Внутриутробное раз­витие. Роды и рождение. Лактация. Рост и развитие ребенка после рождения. Инфекционные заболевания половой системы. Синдром при­обретенного иммунодефицита (СПИД). Врожденные и наслед­ственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- строение и функции органов половой системы человека;

- особенности строения половых клеток человека;

- основные этапы внутриутробного развития человека;

- особенности развития человека после рождения;

- наследственные и врожденные заболевания и заболева­ния, передающиеся половым путем, а также меры их профи­лактики.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки органов размножения и половых клеток человека;

- объяснять вредное влияние никотина, алкоголя, наркоти­ков на развитие плода;

- обосновывать необходимость соблюдения мер профилак­тики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции;

- обосновывать роль медико-генетического консультиро­вания для предупреждения наследственных заболеваний чело­века. 

 Заключение (1 ч)

Личность. Межличностные отношения. Роль обучения и вос­питания в развитии поведения и психики.

Здоровье человека - одна из самых важных жизненных цен­ностей. Охрана здоровья - важнейшая государственная задача. Гигиена. Санитарно-эпидемиологическая служба. ПДК. Факто­ры, нарушающие здоровье (факторы риска). Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- роль воспитания в формировании личности;

- задачи санитарно-эпидемиологической службы;

- отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:

- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболе­ваний;

- объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведе­ния и психики человека. Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь: - планировать собственную учебную деятельность как само­стоятельно, так и под руководством учителя;

- участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

- выделять главные и существенные признаки понятий;

- составлять описание изучаемых объектов;

- осуществлять поиск и отбор информации в дополнитель­ных источниках;

- устанавливать причинно-следственные связи между стро­ением органа и выполняемой им функцией;

- классифицировать витамины, виды памяти, железы, типы костей, типы соединения костей и другие системы и структуры организма человека; - сравнивать клетки, ткани организма; типы соединения костей; железы внешней, внутренней и смешанной секреции; соматическую и вегетативную системы; парасимпатическую и симпатическую системы; безусловные и условные рефлексы и другие системы и структуры организма человека;

- приводить доказательства взаимосвязи человека и окру­жающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания че­ловека;

- работать со всеми компонентами текста;

- составлять простые и сложные планы текста;

-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

- при выполнении лабораторных и практических работ вы­бирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируе­мыми результатами;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты

- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

реализация теоретических познаний на практике;

- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества;

- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование уважительного отношения к другим людям;

- формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

Повторение - 2ч.



Тематическое планирование 

 биология – 9 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт


Человек и окружающая среда (1 ч)

1



1

Инструктаж по технике безопасности. Введение в анатомию. Биосоциальная природа человека

1




Общие сведения об организме человека (5 ч)




2

Науки об организме человека

1



3

Структура тела. Место человека в живой природе

1



4

Клетка: строение, состав и жизнедеятельность. Лабораторная работа 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». Инструктаж по ТБ

1



5

Ткани. Лабораторная работа 2 «Клетки и ткани человека». Инструктаж по ТБ

1



6

Системы органов. Уровни организации организма. Нервно-гуморальная регуляция функций организма

1




Опора и движение (6 ч)




7

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа 3 «Строение костной ткани». Лабораторная работа 4 «Состав костей». Инструктаж по ТБ.

1



8

Скелет головы и туловища

1



9

Скелет конечностей. Первая помощь при травмах скелета

1



10

Мышцы. Работа мышц

1



11

Плоскостопие и нарушение осанки. Развитие опорно-двигательной системы

1



12

Контрольная работа 1 «Цитология. Опора и движение»

1




Система крови (3 ч)




13

Внутренняя среда организма. Лабораторная работа 5 «Изучение микроскопического строения крови». Инструктаж по ТБ

1



14

Иммунитет

1



15

Тканевая совместимость. Переливание крови

1




Сердечно - сосудистая система (5 ч)




16

Строение сердца. Круги кровообращения

1



17

Движение лимфы

1



18

Движение крови по сосудам

1



19

Регуляция работы сердца. Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний

1



20

Первая помощь при кровотечениях

1




Дыхание (3 ч)




21

Органы дыхания. Лабораторная работа 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Инструктаж по ТБ

1



22

Механизм дыхания. Лабораторная работа 7 «Дыхательные движения». Инструктаж по ТБ

1



23

Профилактика заболеваний органов дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания

1




Пищеварение (4 ч)




24

Состав пищи. Строение органов пищеварения

1



25

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа 8 «Действие ферментов слюны на крахмал». Инструктаж по ТБ

1



26

Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения

1



27

Контрольная работа 2 по темам «Дыхание. Пищеварение»

1




Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)




28

Обмен веществ в организме

1



29

Нормы питания

1



30

Витамины

1




Выделение (3 ч)




31

Строение мочевыделительной системы

1



32

Образование мочи. Регуляция работы мочевыделительной системы

1



33

Профилактика заболеваний почек

1




Покровы тела (3 ч)




34

Строение кожи

1



35

Профилактика кожных заболеваний

1



36

Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

1




Эндокринная система (4 ч)




37

Классификация желез

1



38

Роль гормонов в метаболизме

1



39

Нарушения работы желез

1



40

Контрольная работа 3 по теме «Выделение. Покровы тела. Эндокринная система»

1




Нервная система (7 ч)




41

Строение нервной системы

1



42

Центральная и периферическая нервная системы

1



43

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы

1



44

Нейрогуморальная регуляция

1



45

Спинной мозг

1



46

Головной мозг

1



47

Большие полушария. Значение коры больших полушарий

1




Сенсорные системы. Органы чувств (5 ч)




48

Органы чувств и анализаторы

1



49

Орган зрения

1



50

Органы слуха и равновесия

1



51

Органы обоняния, осязания и вкуса

1



52

Контрольная работа 4 «Нервная система. Органы чувств»

1




Поведение и психика (7 ч)




53

Врождённые (безусловные) рефлексы

1



54

Приобретённые (условные) рефлексы

1



55

Роль торможения в процессах ВНД

1



56

Биоритмы. Сон и его значение

1



57

Особенности ВНД человека

1



58

Воля и эмоции. Внимание

1



59

Работоспособность. Режим дня

1




Размножение и развитие (6 ч)




60

Половая система человека

1



61

Оплодотворение и начало развития эмбриона

1



62

Развитие после рождения

1



63

Болезни, передающиеся половым путём

1



64

О вреде наркогенных веществ

1



65

Психологические особенности личности

1




Заключение (1 ч)




66

Роль человека в биосфере.

1




Повторение пройденного материала (2 ч)




67

Повторение темы «Опорно- двигательная система»

1



68

Повторение темы «Кровь Кровообращение»

1





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.