СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шабакаева Татьяна Александровна35
Россия, Мурманская обл., Мурманск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманский академический лицей»

Утверждено решением педагогического совета

Протокол №______

от_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЛОГИЯ

5-9 классы

Программа рассмотрена на МО учителей естественнонаучного цикла

МБОУ МАЛ

Протокол № ______

от _______________

Программа согласована:

Зам. директора ____________

Программу составила

учитель биологии

МБОУ МАЛ

Шабакаева Т.А.

Мурманск 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе: Примерной основной образовательной программы основного общего образования,

1/15 от 08.08.2015

Используемый УМК: линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)

Роль и место дисциплины

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, т.к. имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний, что способствует предпрофильной ориентации

Адресат

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-9 классов МБОУ МАЛ г. Мурманска.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся

Цели изучения биологии в

5-9 классах

формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму

Место биологии в базисном учебном плане

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

Живые организмы - 34 часа (5 класс), 34 часа (6 класс), 68 часов (7 класс).

Человек и его здоровье - 68 часов (8 класс)

Общие биологические закономерности - 68 часов (9 класс).

Итого 272 часа.

Планируемые результаты

Личностными результатами являются следующие умения:

5–6 классы

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-остепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-осознавать потребность и готовность к самообразованию;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

7–9 классы

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире, с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт, учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

-учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

-осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам интересующий материал;

-использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

-учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья –своего, а так же близких людей и окружающих;

-учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

-выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к живой природе, рационального природопользования.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

5–6 классы

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теорию;

-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные источники информации (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

-давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);

Познавательные УУД:

5–6 классы

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

7–9 классы

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия, давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

-осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

-самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

5–6 классы

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

7–9 классы

-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы, контраргументы, перефразировать свою мысль;

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами являются следующие умения:

5 класс

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологии (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

6 класс

объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности;

различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений;

называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

7 класс

определять роль в природе изученных групп животных;

приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;

приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение;

различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

понимать смысл биологических терминов;

различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона;

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.

8 класс

характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле);

выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).

называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

оказывать первую помощь при травмах;

применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

называть симптомы некоторых распространенных болезней;

объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

9 класс

объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;

характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

приводить примеры приспособлений у растений и животных;

использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

соблюдать профилактику наследственных болезней;

использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

характеризовать основные уровни организации живого;

понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

перечислять основные положения клеточной теории;

характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

характеризовать природу наследственных болезней;

объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира;

характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Специфика программы

В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации межпредметных и метапредметных связей. Содержание курса биологии направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность.

Основные содержательные линии курса

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

Живые организмы – 5-7 классы

Человек и его здоровье - 8 класс

Общие биологические закономерности - 9 класс.

Материально- техническое обеспечение биологии

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Примерные программы по учебным предметам. биология. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2014 –

(Стандарты второго поколения)

2.

Программа по биологии В.В.Пасечника 5-9 классы (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных

учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013 г.)

3.

Учебник

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник.

М.: Дрофа, 2014

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений./ В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2015

Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.

М.: Дрофа, 2016

4.

Тетрадь

Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М. Дрофа, 2014г

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.

М. Дрофа, 2015г

3. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина. М. Дрофа, 2016г.

5.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. —М.: Дрофа, 2014 г

6.

Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. —М.: Дрофа,

2014 г

Печатные пособия

1

Комплект демонстрационных таблиц по ботанике, зоологии.

Технические средства обучения

1

Интерактивная доска.

2

Компьютер.

3

Мультимедийный проектор.

4.

Принтер

5.

CD «Биология 5-9 классы».

Учебно-практическое оборудование

1.

Гербарии

2.

Наборы муляжей

3.

Модели

4.

Микроскопы

5.

Коллекции

6.

Посуда для проведения лабораторных работ

7.

Микропрепараты

Матрица изучения предмета на ступени

 

Раздел

Количество часов

5

6

7

8

9

Живые организмы

136

34

34

68

   

Человек и его здоровье

68

     

68

 

Общие биологические закономерности

68

       

68

 

272

         
 

 

Содержание учебного предмета

Раздел (количество часов)

Содержание / авторская программа -курсивом

УУД

Живые организмы

(136 часов)

Биология – наука о живых организмах. Биология — как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Отличительные признаки живого и неживого.

Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы со световым микроскопом. Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Растительная клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды (хлоропласты). Разнообразие растительных клеток. Клеточное строение кожицы чешуи лука. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Процессы жизнедеятельности клетки. Рост и развитие клеток. Деление клетки. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Ткани растений.

Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Экологические факторы абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Растительный и животный мир Мурманской области (растительный, животный мир, охраняемые виды животных и растений).

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека. Многообразие бактерий, их распространение в природе. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Грибная клетка. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Дрожжи, плесневые грибы. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Мурманской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Царство Растения. Многообразие растений. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Среды обитания растений. Условия обитания растений. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Сезонные явления в жизни растений. Общая характеристика растительного царства. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания одноклеточных и многоклеточных водорослей (зеленых, бурых и красных водорослей). Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Роль лишайников в природе и жизни человека. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Общее знакомство с цветковыми растениями. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.

Органы цветкового растения. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Семя. Строение семени. Строение семян однодольных и двудольных растений. Корень. Внешнее строение корня. Функции корня. Зоны корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение корня. Виды корней: главный, боковые и придаточные корни. Корневые системы. Значение корня. Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Строение и функции видоизмененных побегов. Почки. Расположение почек на стебле. Вегетативные и генеративные почки. Рост и развитие побега. Строение листа. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Микроскопическое строение листа. Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Видоизменения листьев. Стебель. Строение и значение стебля. Микроскопическое строение стебля. Многообразие стеблей. Строение и значение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Соцветия. Виды соцветий. Значение соцветий. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов и классификация плодов. Распространение плодов. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание (минеральное) и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. Фенологические изменения в жизни растений. Транспорт веществ. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Проводящая функция стебля. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Прорастание семян. Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения организмов. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Опыление. Виды опыления. Вегетативное (бесполое) размножение растений. Способы бесполого (вегетативного) размножения покрытосеменных растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений. Многообразие растений и принципы их классификации. Классификация растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Принципы классификации цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (Семейства Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Ядовитые растения. Основные растительные сообщества и их типы. Взаимосвязи растений в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов растений.

Введение. Общее знакомство с животными. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных.

Одноклеточные животные, или Простейшие. Общая характеристика простейших: многообразие, среда и места обитания; строение; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение простейших в природе и жизни человека; колониальные организмы. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. Происхождение простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие (классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные), среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа Кишечнополостные: многообразие (классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы), среда обитания, образ жизни; регенерация; биологические и экологические особенности; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика: многообразие(классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные), среда и места обитания; образ жизни и поведение, паразитические плоские черви, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Круглые черви, общая характеристика: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение, паразитические круглые черви, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Тип Кольчатые черви (Кольчецы) общая характеристика: многообразие (классы Многощетинковые (Полихеты), Малощетинковые (Олигохеты), Пиявки), среда и места обитания; образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски: многообразие моллюсков (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Моллюски Мурманской области.Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека; многообразие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека; многообразие. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Основные систематические группы насекомых (отряды Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки, Стрекозы, Вши, Жёсткокрылые, Полужёсткокрылые, Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые). Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Насекомые Мурманской области. Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные животные. Класс Круглоротые. Общая характеристика, особенности внешенего и внутреннего строения. Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешенее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы (отряды Акулы, Скаты, Химерообразные). Класс Костные рыбы (отряды Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные). Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Рыбы Мурманской области. Класс Земноводные (Амфибии). Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных (отряды Безногие, Хвостатые, Бесхвостые) и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Амфибии Мурманской области. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая характеристика класса Пресмыкающихся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Многообразие современных рептилий (отряды Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы). Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Рептилии Мурманской области. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Основные систематические группы птиц (отряды Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные, Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастые). Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приёмы выращивания и ухода за птицами. Многообразие птиц родного края. Класс Млекопитающие (Звери). Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих (отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы). Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приёмы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Представители отрядов в Мурманской области. Многообразие млекопитающих родного края.

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Животные ткани, органы и ситемы органов животных. Покровы тела. Опорно_двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Регуляция деятельности организма. Индивидуальное развитие животных. Органы размножения, продления рода. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Сезонные явления в жизни животных.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Биоценозы. Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Охраняемые виды животных Мурманской области. Рациональное использование животных.

Личностные УУД:

5–6 классы

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

-осознавать потребность и готовность к самообразованию;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

7 класс

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

-осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам интересующий материал;

-учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья –своего, а так же близких людей и окружающих;

-учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

-выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к живой природе, рационального природопользования

Регулятивные УУД:

5–6 классы

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные источники информации (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);

Познавательные УУД:

5–6 классы

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

7–9 классы

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия, давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

-осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

-уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

5–6 классы

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

7–9 классы

-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы, контраргументы, перефразировать свою мысль;

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.