Рабочая программа по биологии для 5–7 классов по УМК В.В. Пасечника
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мурманский академический лицей»
Утверждено решением педагогического совета
Протокол №______
от_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
5-9 классы
Программа рассмотрена на МО учителей естественнонаучного цикла МБОУ МАЛ Протокол № ______ от _______________ |
Программа согласована: Зам. директора ____________ |
Программу составила учитель биологии МБОУ МАЛ Шабакаева Т.А. |
Мурманск 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе: Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
№ 1/15 от 08.08.2015
Используемый УМК: линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)
Роль и место дисциплины |
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, т.к. имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний, что способствует предпрофильной ориентации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адресат |
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-9 классов МБОУ МАЛ г. Мурманска. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели изучения биологии в 5-9 классах |
•формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; •овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов; •овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности; •воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности; •овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место биологии в базисном учебном плане |
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы: Живые организмы - 34 часа (5 класс), 34 часа (6 класс), 68 часов (7 класс). Человек и его здоровье - 68 часов (8 класс) Общие биологические закономерности - 68 часов (9 класс). Итого 272 часа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Личностными результатами являются следующие умения: 5–6 классы -осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; -остепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; -осознавать потребность и готовность к самообразованию; -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; -формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. 7–9 классы -постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире, с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт, учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; -учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; -осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам интересующий материал; -использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования; -учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья –своего, а так же близких людей и окружающих; -учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; -выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к живой природе, рационального природопользования. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 5–6 классы -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 7–9 классы -самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теорию; -работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные источники информации (справочная литература, сложные приборы, компьютер); -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; -самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; -уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; -давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»); Познавательные УУД: 5–6 классы -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; -составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); -преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 7–9 классы -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия, давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; -преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; -самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий; -уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: 5–6 классы -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). 7–9 классы -отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -в дискуссии уметь выдвинуть аргументы, контраргументы, перефразировать свою мысль; -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметными результатами являются следующие умения: 5 класс –определять роль в природе различных групп организмов; –объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы; –приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; –находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; –объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов; –объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека; –перечислять отличительные свойства живого; –различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); –определять основные органы растений (части клетки); –объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); –понимать смысл биологических терминов; –характеризовать методы биологии (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; –проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; –использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; –различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 6 класс –объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга; –приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение; –находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; –объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов; –объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности; –различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений; –называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств); –определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень); –объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения; –понимать смысл биологических терминов; –проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; –соблюдать и объяснять правила поведения в природе; –различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности. 7 класс –определять роль в природе изученных групп животных; –приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение; –находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение; –объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов; –объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека; –приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение; –различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); –объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие); –характеризовать основные экологические группы изученных групп животных; –понимать смысл биологических терминов; –различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих; –проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; –соблюдать и объяснять правила поведения в природе; –характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона; –использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; –осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными. 8 класс –характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека; –объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме; –объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм; –использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле); –выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности; –характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки; –объяснять биологический смысл разделения органов и функций; –характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме; –объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов; –характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма; –объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности; –характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза); –объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств; –характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы; –объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти; –объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.); –характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум). –называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; –понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций); –выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; –оказывать первую помощь при травмах; –применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены; –называть симптомы некоторых распространенных болезней; –объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков. 9 класс –объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ; –характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных; –объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза; –приводить примеры приспособлений у растений и животных; –использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; –пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.); –соблюдать профилактику наследственных болезней; –использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; –находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; –характеризовать основные уровни организации живого; –понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов; –перечислять основные положения клеточной теории; –характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов; –характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение; –характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; –уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты; –объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции; –объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; –различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания; –пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях; –характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении; –классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; –характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем; –приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления; –характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности; –характеризовать природу наследственных болезней; –объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы); –характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни; –объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека; –характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира; –характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; –находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; –объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; –применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специфика программы |
В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации межпредметных и метапредметных связей. Содержание курса биологии направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные содержательные линии курса |
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы: Живые организмы – 5-7 классы Человек и его здоровье - 8 класс Общие биологические закономерности - 9 класс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материально- техническое обеспечение биологии |
|
Матрица изучения предмета на ступени
Раздел |
Количество часов |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Живые организмы |
136 |
34 |
34 |
68 |
||
Человек и его здоровье |
68 |
68 |
||||
Общие биологические закономерности |
68 |
68 |
||||
272 |
Содержание учебного предмета
Раздел (количество часов) |
Содержание / авторская программа -курсивом |
УУД |
Живые организмы (136 часов) |
Биология – наука о живых организмах. Биология — как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Отличительные признаки живого и неживого. Клеточное строение организмов. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы со световым микроскопом. Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Растительная клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды (хлоропласты). Разнообразие растительных клеток. Клеточное строение кожицы чешуи лука. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Процессы жизнедеятельности клетки. Рост и развитие клеток. Деление клетки. Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Ткани растений. Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Экологические факторы абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Растительный и животный мир Мурманской области (растительный, животный мир, охраняемые виды животных и растений). Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека. Многообразие бактерий, их распространение в природе. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Грибная клетка. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Дрожжи, плесневые грибы. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Мурманской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Царство Растения. Многообразие растений. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Среды обитания растений. Условия обитания растений. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Сезонные явления в жизни растений. Общая характеристика растительного царства. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания одноклеточных и многоклеточных водорослей (зеленых, бурых и красных водорослей). Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Роль лишайников в природе и жизни человека. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Общее знакомство с цветковыми растениями. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции. Органы цветкового растения. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Семя. Строение семени. Строение семян однодольных и двудольных растений. Корень. Внешнее строение корня. Функции корня. Зоны корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение корня. Виды корней: главный, боковые и придаточные корни. Корневые системы. Значение корня. Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Строение и функции видоизмененных побегов. Почки. Расположение почек на стебле. Вегетативные и генеративные почки. Рост и развитие побега. Строение листа. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Микроскопическое строение листа. Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Видоизменения листьев. Стебель. Строение и значение стебля. Микроскопическое строение стебля. Многообразие стеблей. Строение и значение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Соцветия. Виды соцветий. Значение соцветий. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов и классификация плодов. Распространение плодов. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание (минеральное) и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. Фенологические изменения в жизни растений. Транспорт веществ. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Проводящая функция стебля. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Прорастание семян. Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения организмов. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Опыление. Виды опыления. Вегетативное (бесполое) размножение растений. Способы бесполого (вегетативного) размножения покрытосеменных растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Многообразие растений. Многообразие растений и принципы их классификации. Классификация растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Принципы классификации цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (Семейства Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Ядовитые растения. Основные растительные сообщества и их типы. Взаимосвязи растений в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов растений. Введение. Общее знакомство с животными. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Одноклеточные животные, или Простейшие. Общая характеристика простейших: многообразие, среда и места обитания; строение; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение простейших в природе и жизни человека; колониальные организмы. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. Происхождение простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие (классы Известковые, Стеклянные, Обыкновенные), среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа Кишечнополостные: многообразие (классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы), среда обитания, образ жизни; регенерация; биологические и экологические особенности; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика: многообразие(классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные), среда и места обитания; образ жизни и поведение, паразитические плоские черви, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Круглые черви, общая характеристика: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение, паразитические круглые черви, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Тип Кольчатые черви (Кольчецы) общая характеристика: многообразие (классы Многощетинковые (Полихеты), Малощетинковые (Олигохеты), Пиявки), среда и места обитания; образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски: многообразие моллюсков (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Моллюски Мурманской области.Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека; многообразие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека; многообразие. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Основные систематические группы насекомых (отряды Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки, Стрекозы, Вши, Жёсткокрылые, Полужёсткокрылые, Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые). Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Насекомые Мурманской области. Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные животные. Класс Круглоротые. Общая характеристика, особенности внешенего и внутреннего строения. Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешенее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы (отряды Акулы, Скаты, Химерообразные). Класс Костные рыбы (отряды Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные). Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Рыбы Мурманской области. Класс Земноводные (Амфибии). Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных (отряды Безногие, Хвостатые, Бесхвостые) и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Амфибии Мурманской области. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая характеристика класса Пресмыкающихся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Многообразие современных рептилий (отряды Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы). Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Рептилии Мурманской области. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Основные систематические группы птиц (отряды Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные, Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастые). Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приёмы выращивания и ухода за птицами. Многообразие птиц родного края. Класс Млекопитающие (Звери). Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих (отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы). Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приёмы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Представители отрядов в Мурманской области. Многообразие млекопитающих родного края. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Животные ткани, органы и ситемы органов животных. Покровы тела. Опорно_двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Регуляция деятельности организма. Индивидуальное развитие животных. Органы размножения, продления рода. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Сезонные явления в жизни животных. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Биоценозы. Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Охраняемые виды животных Мурманской области. Рациональное использование животных. |
Личностные УУД: 5–6 классы -осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; -постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; -осознавать потребность и готовность к самообразованию; -оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; -формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. 7 класс -постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: -учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; -осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам интересующий материал; -учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья –своего, а так же близких людей и окружающих; -учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; -выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к живой природе, рационального природопользования Регулятивные УУД: 5–6 классы -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; -в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 7–9 классы -самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); -работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные источники информации (справочная литература, сложные приборы, компьютер); -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; -самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; -давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»); Познавательные УУД: 5–6 классы -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; -составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); -преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 7–9 классы -анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия, давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; -преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; -уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: 5–6 классы -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). 7–9 классы -отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -в дискуссии уметь выдвинуть аргументы, контраргументы, перефразировать свою мысль; -учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. -уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |