12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Писарева Екатерина Викторовна1712 Россия, Самарская обл., Самара |
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс | |||||||||
№ | Тема урока | Элементы содержания | Возможные направления творческой и исследовательской проектной деятельности | Освоение предметных знаний | Планируемые результаты обучения- личностные и метапредметные (Под метапредметными (т. е. “надпредметными” или “метапознавательными”) действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью. ) |
| |||
Познавательные УУД общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УДД | Дата | |||||
I четверть | |||||||||
Тема 1. Введение (1 час) | |||||||||
1 (1) | История развития зоологии. Современная зоология | Животный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. |
| Характеризовать животный организм как целостную систему. Объяснять особенности жизнедеятельности животных, Анализировать родословное древо животного царства, отмечать предковые группы животных и их потомков. | Давать определения понятиям, устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей; | Устанавливать целевые приоритеты, научится основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, научиться целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; | Проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину | Сентябрь |
Тема 2 Простейшие (3 часа) | |||||||||
2 (1) | Простейшие (Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.) | Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. |
| Давать общую характеристику одноклеточных животных, отмечать структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Распознавать и описывать отдельных представителей. | Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, основам коммуникативной рефлексии; | Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, планировать пути достижения целей. | Проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию; умение реализовывать теоретические познания на практике; |
|
3 (2) | Простейшие (Жгутиконосцы. Инфузории) | Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. |
| Давать характеристику типа Споровики. Распознавать и описывать представителей споровиков, вызывающих заболевания у человека. Объяснять причины заболевания малярией. Отмечать меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Давать характеристику типа Инфузории. | Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций, основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, основам коммуникативной рефлексии; | Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знать основы здорового образа жизни |
|
4 (3) | Обобщение и систематизация знаний по теме | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. |
| Анализировать роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | Устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, основам коммуникативной рефлексии; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, устанавливать целевые приоритеты | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
Тема 3. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (19 часов) | |||||||||
5 (1) | Тип Губки, Кишечнополостные | Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки. Распространение и экологическое значение губок |
| Характеризовать многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Кратко описывать представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. | Давать определения понятиям, осуществлять логические операции, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, основам коммуникативной рефлексии; | Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
6 (2) | Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика. | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах |
| Объяснять значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивать функции каждого клеточного типа. Отмечать роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. | Давать определения понятиям, осуществлять логические операции, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им, устанавливать целевые приоритеты | Проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; критичное отношение учащихся к своим поступкам, |
|
7,8 (3,4) | Тип Плоские черви | Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Меры профилактики паразитарных заболеваний | Устные выступления и презентации на тему «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний» | Давать общую характеристику типа Плоские черви. Распознавать черты приспособленности к паразитизму в их организации. Характеризовать представителей класса Сосальщики. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, научится основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учеты выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале | Сформировать экологическое сознание, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знать основы здорового образа жизни |
|
9 (5) | Тип Круглые черви | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза |
| Давать общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Объяснять меры профилактики аскаридоза. Приводить примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знать основы здорового образа жизни | Октябрь |
10 (6) | Тип Кольчатые черви | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. |
| Давать общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечать прогрессивные черты организации кольчатых червей. Оценивать значение возникновения вторичной полости тела — целомы. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
11 (7) | Классы Кольчецов | Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах |
| Характеризовать систематику кольчатых червей, распознавать характерные черты многощетинковых, малощетинковых и пиявок. Объяснять значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
12 (8) | Тип Моллюски | Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. |
| Давать общую характеристику типа Моллюски. Отмечать прогрессивные черты организации. Характеризовать систематику моллюсков, распознавать характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Объяснять значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
13 (9) | Классы Моллюсков | Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности |
| Приводить примеры представителей различных классов моллюсков. Давать определения терминам. Описывать механизмы кровообращения, движения, значение моллюсков в природе и жизни человека. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
14 (10) | Тип Иглокожие | Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение |
| Приводить примеры представителей различных классов иглокожих. Описывать механизмы кровообращения, Описывать механизмы кровообращения, движения, значение иглокожих в природе и жизни человека. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Уметь задавать вопросы для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
15 (11) | Обобщение и систематизация знаний по теме | Основные систематические группы |
| Приводить примеры представителей различных типов и классов. Знать систематику изученных групп животных. | Устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию | Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, владеть основами коммуникативной рефлексии, уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, отображать в речи содержание совершаемых действий | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, устанавливать целевые приоритеты | Готовность и способность к выполнению моральных норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
16 (12) | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. |
| Давать общую характеристику класса ракообразных, анализировать особенности организации речного рака. Характеризовать систематику ракообразных, их разнообразие. Распознавать представителей высших и низших ракообразных, Оценивать роль ракообразных в природе. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; планировать пути достижения цели; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
Общее количество часов за I четверть - 16 часов | |||||||||
II четверть | |||||||||
17 (13) | Класс Паукообразные | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. |
| Давать общую характеристику класса паукообразных, анализировать особенности организации паука крестовика. Характеризовать разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивать экологическую роль и медицинское значение паукообразных. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению | Ноябрь |
18 (14) | Класс Насекомые | Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. |
| Давать общую характеристику класса насекомых. Различать типы развития насекомых. Характеризовать систематику насекомых, их разнообразие, сравнивать представителей различных отрядов. Распознавать представителей основных отрядов, приводить примеры. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учеты выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
Общее количество часов за I четверть – 18 часов | |||||||||
II четверть | |||||||||
19 (15) | Отряды насекомых |
|
| Давать общую характеристику класса насекомых. Различать типы развития насекомых. Характеризовать систематику насекомых, их разнообразие, сравнивать представителей различных отрядов. Распознавать представителей основных отрядов, приводить примеры. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
20 (16) | Отряды насекомых | Характеристика представителей отряда, значение в природе и жизни человека |
| Различать типы развития насекомых. Характеризовать систематику насекомых, их разнообразие, сравнивать представителей различных отрядов. Распознавать представителей основных отрядов, приводить примеры. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни |
|
21 (17) | Отряды насекомых | Характеристика представителей отряда, значение в природе и жизни человека |
| Различать типы развития насекомых. Характеризовать систематику насекомых, их разнообразие, сравнивать представителей различных отрядов. Распознавать представителей основных отрядов, приводить примеры. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
22 (18) | Отряды насекомых | Характеристика представителей отряда, значение в природе и жизни человека |
| Различать типы развития насекомых. Характеризовать систематику насекомых, их разнообразие, сравнивать представителей различных отрядов. Распознавать представителей основных отрядов, приводить примеры. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, признание ценности здоровья, своего и других людей |
|
23 (19) | Обобщение и систематизация знаний по теме | Характеристика представителей членистоногих, особенности внутреннего строения, значение в природе и жизни человека |
| Различать типы развития насекомых. Характеризовать систематику насекомых, их разнообразие, сравнивать представителей различных отрядов. Распознавать представителей основных отрядов, приводить примеры. | Устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, устанавливать целевые приоритеты | Проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; критичное отношение учащихся к своим поступкам, |
|
Тема 4. Многоклеточные животные. Позвоночные (18 часов) | |||||||||
24 (1) | Тип Хордовые | Происхождение хордовых. Подтипы: Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения |
| Давать общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Описывать систематику хордовых, давая оценку главных направлений развития группы | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учеты выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
25 (2) | Классы рыб | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. | Работа в малых группах | Давать общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы. Отмечать прогрессивные черты организации рыб. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, формулировать собственное мнение и позицию. | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению | Декабрь |
26 (3) | Класс Хрящевые рыбы | Классы: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб | Сообщения | Характеризовать систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывать строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. Анализировать особенности приспособления к среде обитания. Оценивать экологическое и хозяйственное значение | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
27 (4) | Костные рыбы | Классы: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. |
| Характеризовать систематику и многообразие рыб и их происхождение. Анализировать особенности приспособления к среде обитания. Оценивать экологическое и хозяйственное значение | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
28 (5) | Классы Костных рыб | Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб |
| Анализировать особенности приспособления к среде обитания. Характеризовать многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Оценивать экологическое и хозяйственное значение | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
29 (6) | Класс Земноводные, Отряды | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых на земных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных | Презентацию «Древние земноводные. Выход на сушу» | Давать общую характеристику класса Земноводные. Отмечать прогрессивные черты организации земноводных. Описывать строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризовать многообразие земноводных и приспособительные особенности. Оценивать экологическое и хозяйственное значение амфибий. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
30 (7) | Класс Пресмыкающиеся | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно функциональная организация. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), |
| Давать общую характеристику класса Пресмыкающиеся. Отмечать прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Характеризовать систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывать строение и особенности жизнедеятельности. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
31 (8) | Отряды пресмыкающихся: | Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся | Презентация «Древние рептилии. Господство в воде, воздухе " | Характеризовать многообразие пресмыкающихся, а так же особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивать экологическое значение рептилий. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться строить монологическое контекстное высказывание, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий, уметь убеждать | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
32 (9) | Класс Птицы. Отряд Пингвины | Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. |
| Давать общую характеристику класса Птицы. Отмечать прогрессивные черты организации птиц. Отмечать приспособления птиц к полёту. Характеризовать систематику птиц, их происхождение и связь с первоптицами. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
общее количество часов за II четверть - 14 часов | |||||||||
III четверть | |||||||||
33 (10) | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, | Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. |
| Отмечать приспособления птиц к полёту. Характеризовать систематику птиц. Характеризовать многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивать экологическое и хозяйственное значение птиц | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению | Январь |
34 (11) | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). |
| Характеризовать систематику птиц. Описывать строение и особенности жизнедеятельности. Характеризовать многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
35 (12) | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных |
| Характеризовать систематику птиц. Описывать строение и особенности жизнедеятельности. Характеризовать многообразие представителей класса, называют основные отряды. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
36 (13) | Значение птиц в природе и жизни человека. | Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности | Работа в малых группах | Характеризовать многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивать экологическое и хозяйственное значение птиц | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, владеть основами коммуникативной рефлексии, уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, отображать в речи содержание совершаемых действий | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
37 (14) | Класс Млекопитающие . Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно функциональные особенности организации млекопитающих | Презентации «Древние млекопитающие», «Основные отряды млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше» | Отмечать прогрессивные черты организации млекопитающих. Характеризовать систематику млекопитающих и их происхождение. Описывать строение и особенности жизнедеятельности. | Давать определения понятиям, осуществлять логические операции, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
38 (15) | Отряды Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Структурно функциональные особенности организации. Экологическая роль млекопитающих. Основные отряды плацентарных млекопитающих. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. |
| Характеризовать многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводить примеры представителей разных групп, характеризовать особенности приспособления к разным средам обитания. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению | |
39 (16) | Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные | Структурно функциональные особенности организации. Экологическая роль млекопитающих. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Непарнокопытные, Парнокопытные. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные) |
| Описывать строение и особенности жизнедеятельности. Характеризовать многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводить примеры представителей разных групп, характеризовать особенности приспособления к разным средам обитания. Оценивать экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению | Февраль |
40 (17) | Отряд Приматы | Структурно функциональные особенности организации. Экологическая роль млекопитающих. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Приматы. |
| Описывать строение и особенности жизнедеятельности. Характеризовать многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводить примеры представителей разных групп, характеризовать особенности приспособления к разным средам обитания. | Давать определения понятиям, осуществлять логическую операцию, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
41 (18) | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные». | Структурно функциональные особенности организации. Экологическая роль. Основные классы и отряды |
| Описывать строение и особенности жизнедеятельности. Характеризовать многообразие животных, описывают основные отряды. Приводить примеры представителей разных групп, характеризовать особенности приспособления к разным средам обитания. | Устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, устанавливать целевые приоритеты | Проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; критичное отношение учащихся к своим поступкам,осознание ответственности за их результаты. |
|
Тема 4 Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) | |||||||||
42 (1) | Покровы тела | Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих.Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула. |
| Описывать строение и значение покровов у одноклеточных и многоклеточных животных. Объяснять закономерности строения и функции покровов тела. Сравнивать строение покровов тела у различных животных. | Строить логическое рассуждения, включающее установление причинно - следственных связей, | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Осуществлять целеполагание, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия и вносить необходимые коррективы в исполнение | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
43 (2) | Опорно-двигательная система | Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет, хорда, позвоночник, грудная клетка, грудина, киль, пояса передних конечностей. |
| Составлять схемы и таблицы, систематизирующие знания о строении опорно-двигательной системы животных. Объяснять значение опорно-двигательной системы в жизнедеятельности животных. Выявлять черты сходства и различия в строении опорно-двигательной системы различных животных | Давать определения понятиям, осуществлять логические операции, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, основам ознакомительного, изучающео, усваивающего и поискового чтения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Осуществлять целеполагание, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия и вносить необходимые коррективы в исполнение | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
44 (3) | Способы передвижения животных. Полости тела | Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, |
| Устанавливать взаимосвязь строения опорно-двигательных систем и способов передвижения животных. Выявлять, чем различаются первичная, вторичная и смешанная полости тела животных. Объяснять значение полостей тела у животных. Приводить доказательства приспособительного характера способов передвижения у животных | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логическую операцию установления родо - видовых отношений, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Осуществлять целеполагание, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия и вносить необходимые коррективы в исполнение | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
45 (4) | Органы дыхания и газообмен | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. |
| Устанавливать взаимосвязь механизма газообмена и образа жизни животных. Выявлять отличительные особенности дыхательных систем животных разных систематических групп. Объяснять физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывать дыхательные системы животных разных систематических групп. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
46 (5) | Органы пищеварения. Обмен веществ | Питание. Строение пищеварительной системы млекопитающих. Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. |
| Выявлять причины усложнения пищеварительных систем животных в ходе эволюции. Сравнивать пищеварительные системы и объясняют физиологические особенности пищеварения животных разных систематических групп. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Март |
47 (6) | Кровеносная система. Кровь | Транспортировка веществ. Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма. Форменные элементы крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, кровь артериальная и венозная. |
| Сравнивать кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявлять признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Описывать кровеносные системы животных разных систематических групп. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
48 (7) | Органы выделения | Строение органов выделения млекопитающих. Канальцы, почка, мочеточники, мочевой пузырь, моча. |
| Сравнивать выделительные системы животных разных систематических групп. Давать характеристику эволюции систем органов животных. Описывать органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявлять причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
49 (8) | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы млекопитающих. Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг, |
| Раскрывать значение нервной системы для жизнедеятельности животных. Описывать и сравнивать нервные системы животных разных систематических групп. Устанавливать зависимости функций нервной системы от её строения. Устанавливать причинно-следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
50 (9) | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Постой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Механизм регуляции. Нервная регуляция, жидкостная регуляция. |
| Устанавливать зависимость функций органов чувств от их строения. Объяснять механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных. Описывать и сравнивать органы чувств животных разных систематических групп. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения, основам ознакомительного, изучающео, усваивающего и поискового чтения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
51 (10) | Продление рода. Органы размножения | Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента. Раздельнополые животные. Гермафродиты. |
| Описывать и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп. Объяснять отличия полового размножения у животных. Приводить доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми известными | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
52 (11) | Способы размножения животных. Оплодотворение | Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). |
| Раскрывать биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывать и сравнивать половое и бесполое размножение. Приводить доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Апрель |
53 (12) | Развитие животных с превращением и без превращения | Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения. |
| Описывать и сравнивать процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывать биологическое значение развития с превращением и без превращения. Использовать примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания.: | Структурировать тексты, умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно - следственные связи | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
54 (13) | Периодизация и продолжительность жизни животных | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость. |
| Объяснять причины разной продолжительности жизни животных. Выявлять условия, определяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систематических групп. Выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного. Сравнивать животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Распознавать стадии развития животных. | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
|
Общее количество часов за четверть 22 часа | |||||||||
IV четверть | |||||||||
55 (14) | Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». | Основыне понятия по теме |
| Определять понятия, формируемые в ходе изучения темы. Устанавливать зависимость функций органов и систем органов от их строения. Формулировать сравнительно-анатомические характеристики изученных групп животных. | Устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание, основам коммуникативной рефлексии; | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, устанавливать целевые приоритеты | Проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; критичное отношение учащихся к своим поступкам,осознание ответственности за их результаты. |
|
Тема 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа) | |||||||||
56 (1) | Доказательства эволюции животных | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизм. |
| Знать основные доказательства наличия эволюционных процессов, уметь определять на живых организмах атавизмы | Организовывать исследование с целью проверки гипотез. Устанавливать причинно - следственные связи, научиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Планировать пути достижения целей, овладеть основами прогнозирования, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. |
|
57 (2) | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Работа в малых группах | Знать положения эволюционной теории Ч. Дарвина, значение и типы изменчивости и борьбы за существование | Организовывать исследование с целью проверки гипотез. Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Научиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; | Овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; | Признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение, умение вести диалог, сформировать готовность к самомотивации и самовоспитанию, интереса к учебе |
|
58 (3) | Усложнение строения животных. Многообразие видов | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Дивергенция, разновидность, видообразование. |
| Знать значение биологического разнообразия в природе, примеры дивергенции | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать умение аргументировать и обоснованно отстаивать свою точку зрения; экологическое сознание, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению |
|
59 (4) | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция |
| Знать основные этапы развития животного мира, движущие силы эволюции | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание, основам коммуникативной рефлексии; | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению. |
|
Тема 6 Биоценозы (4 часа) | |||||||||
60 (1) | Естественные и искусственные биоценозы | Примеры биоценозов. Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. |
| Знать признаки искусственных и естественных биоценозов, уметь приводить примеры | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учеты выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале | Сформировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, | Май |
61 (2) | Факторы среды и их влияние на биоценозы | Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Условия в различных средах. |
| Знать классификацию и характеристику факторов среды, показать приспособленность организмов к различным факторам | Структурировать тексты, умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно - следственные связи | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, |
|
62 (3) | Цепи питания. Поток энергии | Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида. |
| Уметь составлять цеп питания, показывать роль различных звеньев | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения, научиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | Научиться адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, |
|
63 (4) | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | Понятие "Экологическая группа", "Пищевые или трофические связи" |
| Знать характеристики экологических групп, значение пищевых связей в биоценозе | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе. |
|
Тема 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) | |||||||||
64 (1) | Воздействие человека и его деятельности на животный мир | Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Положительное и отрицательное воздействие. Промыслы. |
| Знать примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу, эффективность промыслов в Самарской области | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Устанавливать целевые приоритеты, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учеты выделенных учителей ориентиров действия в новом учебном материале | Соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности; осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы; |
|
65 (2) | Одомашнивание животных | Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные |
| Знать основные породы скота в Самарской области, значение селекции. | Структурировать тексты, умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, |
|
66 (3) | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | Мониторинг, биосферный заповедник. |
| Познакомиться с законодательством об охране природы, особенности жизни животных в заповедниках, знать крупнейшие заповедники ии национальные парки в России | Структурировать тексты, умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно - следственные связи, научиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Сформировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, формирование устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению, потребность в участии в общественной жизни, |
|
67 (4) | Охрана и рациональное использование животного мира | Заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга, акклиматизация. Рациональное природопользование | Работа в малых группах | Знать основные принципы сохранения биоразнообразия на Земле, значение страниц Красной книги | Устанавливать причинно - следственные связи, осуществлять логические операции, обобщать понятия, строить логическое рассуждение, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, | Устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей. | Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. |
|
68 (5) | Обобщающий урок по теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». | Основные понятия по теме |
| Определять понятия, формируемые в ходе изучения темы. Знать основные принципы сохранения биоразнообразия на Земле, значение страниц Красной книги. | Устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, объяснять явления, процессы, связи и отношения | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание, основам коммуникативной рефлексии; | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, устанавливать целевые приоритеты | Проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; критичное отношение учащихся к своим поступкам,осознание ответственности за их результаты. | |
Общее количество часов за IV четверть - 14 часов | |||||||||
Общее количество часов за год - 68 часов |