Рабочая программа по чтению
Рабочая программа по чтению.
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по чтению реализуется на основании нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании».
Включение в систему специального образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними право на получение образования, которое «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, от правах ребенка ст 23 п.3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990г.
Обучение на уроках проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.
Главной задачей обучения и воспитания данной категории детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально –значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа по чтению разработана на основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р. Маллер, изданная «НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г».
Сборник программ и методических рекомендация по обучению детей с глубокой умственной отсталостью. \В.В. Воронкова, О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва «Просвещение» 1999г.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Обучение чтению – один из самых трудных учебных процессов. Дефекты развития с тяжелой умственной отсталостью не позволяют сформировать навыка самостоятельного чтения. Обучение чтению носит нетрадиционный характер и включает элементы глобального чтения. К концу обучения учащийся осваивает чтение 14 букв алфавита, усваивает чтение простых слоговых структур, чтение слов. Обучение чтению проходит в форме совместной деятельности учителя и учащегося.
Цель: формирование навыка чтения (по возможности) при использовании различных методов работы: синтетического, комбинированного, метода «глобального чтения».
Учить понимать ребенка смысл прочитанного, соотносить прочитанное слово с реальными предметами (предметной картинкой, сюжетом и т.д.)
При обучении чтению уделять внимание развитию фонематического слуха, совершенствованию моторики речевого аппарата, выработке отчетливого и правильного произношения звуков (по возможности), слогов, слов.
Работа по обучению чтению решает следующие задачи:
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;
развитие артикуляционной моторики;
развитие понимания речи;
формирование доступных ребенку средств общения;
развитие фонематического слуха (по возможности);
развитие и совершенствование активной речи, усвоение способов и накопление опыта речевого общения;
обучение возможной технике чтения и извлечению информации из прочитанного;
формирование положительных эмоций, связанных с процессом обучения чтению, создание мотивации;
Программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка, уровня его речевого развития. Работу по развитию речи необходимо начинать с выявления знаний и умений ребенка. Эти сведения заносятся в индивидуальную карту развития ребенка, где отмечаются все данные о развитии речи ребенка (понимание слов и инструкций, возможности речевого подражания, состояние звукопроизношения, самостоятельные высказывания), на основании которых планируется дальнейшая работа. Занятия по развитию речи следует начинать с развития зрительного и слухового восприятия ребенка. Его учат слушать речь педагога, фиксировать взгляд на лице говорящего, смотреть в лицо собеседника. Достигается это постоянным разговором учителя с ребенком.
При оценке результатов учебной деятельности учащегося применяется система безотметочного обучения. Отметка в баллах не выставляется. Продвижение определяется результатами их продуктивной деятельности (поделки, рисунки) и познавательной (уровень развития речи, формирование умений навыков счета, коммуникации, навыков самообслуживания), что отражается в сравнительных таблицах, мониторингах. Учитель оценивает деятельность ребенка сообразно его индивидуальным возможностям и способностям, отмечаются даже незначительные успехи. При выполнении учебных задач учитель выражает одобрение и поощрение успехов ребенка словом, жестом, фишками, игрушками, знаками и символами.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации учебного процесса – урок. В процессе учитель использует различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), внеклассную работу.
В основу содержания программы три основных принципа: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать обучающийся.
Обучение проводиться как традиционным как звуковым аналитико-синтетическим методом.
Работа на уроках чтения включает в себя следующие виды работ:
-закреплять произношение пройденных звуков и букв в слогах, словах. Узнавать букву по части, по контурному, пунктирному изображению, буквы перевернутые, перечеркнутые;
-хоровое чтение с учителем;
- конструировать букву из счетных палочек, полосок бумаги, мозаики, лепить из пластилина и т.д.;
- узнавать букву по тактильному ощущению (педагог рисует букву пальцем, карандашом на руке, щеке, спине ноге ребенка);
- «рисовать» букву пальцем в воздухе, на запотевшем стекле, водой на доске;
- дорисовывать букву, штриховать, закрашивать краской, карандашом, писать букву по точкам, пунктиру, самостоятельно на листе бумаги;
- образовывать открытые и закрытые слоги из усвоенных звуков и букв;
- складывать слоги из букв разрезной азбуки, кубиков и т.д.;
- читать, показывать, стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги , формировать навык чтения прямых и обратных слогов;
- составлять, читать слова из пройденных букв, понимать их значение с опорой на реальные предметы и предметные картинки;
-читать и развивать понимание коротких, простых по содержанию потешек, стихотворений. Чтение сопровождать показом соответствующих предметов, игрушек, картинок, действий;
- выполнять совместно с педагогом действия с предметами, игрушками, предметными картинками в процессе чтения взрослым отдельных слов, предложений, элементарных текстов;
- договаривать знакомые звукопроизношения, слоги, слова в читаемые взрослым четверостишия, потешки со зрительной опорой;
- совместно с педагогом проговаривать, заучивать наизусть простые двустишия;
- составлять предложения по картинкам, отвечая на вопросы педагога;
- пересказывать совместно с педагогом небольшие рассказы по вопросам и картинкам;
- эмоционально воспринимать содержание адаптированных литературных произведений, чувствовать грустный, радостный характер повествования.
- внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у ребенка, развития интереса к чтению, знакомства с доступными пониманию произведений детской литературы, формирования навыков рассматривания книг, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.
Рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, технология совершенствования общеучебных
умений в начальной школе В.Н. Зайцева, личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, Й.Хейзинга – игровая деятельность, применение здоровьесберегающих технологий др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей ребенка.
Общая характеристика курса чтения во 2 классе.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации. Обучение грамоте тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико - синтетическому методу. Освоение слоговых структур и чтения слов проводится на основе тщательного звукового анализ и синтеза.
Важными принципами обучения будут доступность, наглядность, индивидуальный подход и принципы практической направленность обучения и коррекции.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный план на изучение чтения во 2 классах отводит 3 часа в неделю, в течение всего учебного года 97 уроков.
Академические, жизненные результаты освоение содержания курса
Позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:
академические:
• изученные буквы алфавита;
• понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
• наизусть 3-4 стихотворения, разученных с голоса учителя
жизненные:
• читать по букварю буквы, слоги, слова и короткие фразы;
• анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
• слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту
Содержание курса
2 класс (3 часа в неделю).
Повторение пройденных звуков и букв (а,у,м,о,с,х) Образование и чтение слогов, слов с пройденными буквами, правильное четкое их произношение. Работа с текстом на данную букву.
Изучение новых звуков и букв (ш,л,ы,н,р,к,п,т,и,з,в,ж,б,)
Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности слитно.
Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а так же предложений из двух слов (Ма-ша ма-ла).
Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом).
Работа с текстом на изученную букву. Понимать содержание рассказа: сказать о ком или о чем говорится в рассказе. Читать предложение до точки.
Составление предложения по картинке, деление предложения на слова.
Повторение пройденных букв.
Заучивание отрывков из произведений.
Внеклассное чтение
Тематическое планирование.
№ п\п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
1 четверть – 26 часов |
|||
1. |
Звуки речи. Сравнение звуков окружающей действительности. |
1 |
Выполнение простых поручений по словесному заданию. Игра «Угадай чей голосок?» |
2. |
Особенности артикуляции и звучания звуков и букв а,о,у., их произношение. |
1 |
Тренировочные упражнении в произношении звуков: а,о,у, различие по артикуляции |
3. |
Гласные звуки а,о,у. |
1 |
Тренировочные упражнения Обозначение гласного звука фишкой. Выделение звуков из слов, произношение слов, состоящих из 1 слога. |
4. |
Звук и буква Аа. |
1 |
Игра «Третий лишний» «Узнай что это?» Название предметов. |
5. |
Понятие слово. Деление слов на слоги. |
1 |
Назвать предмет, цвет и форму предмета |
6. |
Звук и буква Уу. |
1 |
Работа со схемами, с картинным рядом. Составить слово из 1 слога. Чтение слогов. Описание, узнавание предмета по двум признакам. Выделение звука у. Слова с буквой у. |
7. |
Звукобуквенный анализ слов ау, уа. |
1 |
Работа со схемами Ролевая игра «В лесу». Чтение слов. Сходство и различие в звуковом и буквенном составе. |
8 |
Звук и буква М. |
1 |
Выделение звука из слов, составлять предложения с помощью схем, соотносить слово с картинкой. Выделение звука М. Активизация и обогащение словаря детей по теме. Слова с буквами Мм. |
9. |
Составление, чтение слогов с буквой м. |
1 |
Слоговые таблицы (открытые и закрытые слоги) Деление предложения на слова. |
10. |
Гласные буквы а,о,у. |
1 |
Работа со слоговыми карточками Обозначение гласных букв фишками. Слова с буквой о. Слоги с буквой а, о, у. |
11. |
Слова с буквой С,с. |
1 |
Составление предложений с опорой на наглядность Работа со схемами. Сюжетно-ролевая игра «Оса» Чистоговорки: СА-СА-СА- у Маньки длинная коса. Су-су-су всех умней сова в лесу. Чтение слогов. Деление слов на слоги. |
12. |
Звук и буква Х. |
1 |
Ролевая игра «Эхо». Слова с буквой х. Звукобуквенный анализ, чтение слогов, слов с буквой х. |
13. |
Слова с буквой х. Деление слов на слоги. |
1 |
Игра «Эхо», звукобуквенный анализ слов |
14. |
Звукобуквенный анализ слов с буквой х. |
1 |
Усл-граф. Схема предложения Чистоговорки: ха-ха-ха не поймать нам петуха Хомячку на ухо села муха. Составление простых предложений по ситуационным картинкам. |
15. |
Звук и буква Ш. |
1 |
Игра «Найди букву» Конструирование буквы, нахождение буквы Ш. среди других букв Разучивание стих-я на букву Ш. Конструирование буквы, нахождение среди других. Произношение буквы. Выделение звука из слогов. |
16. |
Буква Ш. |
1 |
Чтение слогов на букву Ш. Звукобуквенный анализ слов Игра «Выбери картинку на букву Ш». Звукобуквенный анализ слов с буквой Ш. |
17. |
Звук и буква с-ш. |
1 |
Чистоговорки: Нашей Маше дали каши. Са-ша-ша моет малыша. Звукобуквенный анализ слов с буквами с-ш. Чтение слов. Дифференциация букв с-ш. |
18. |
Чтение, составление слогов с буквой Ш. |
1 |
Игра «Угадай букву» «Волшебный мешочек». Работа с разрезной азбукой. |
19. |
Составление, чтение слогов с буквами с,ш. |
1 |
Артикуляционная гимнастика. Чтение вслух вслед за учителем. |
20. |
Работа над стихотворением А. Плещеева «Осенью» |
1 |
Составить предложения по картине «Осень» Отвечать на вопросы. Чтение стих-я учителем. |
21. |
А. Плещеев «Осенью» |
1 |
Звукобуквенный анализ слов. Чтение, показ слогов, чтение стих-я со слов учителя. |
22. |
Составление, чтение слогов, слов с пройденными буквами. |
1 |
Звукобуквенный анализ слов, чтение слоговых таблиц Составление предложения по схеме |
23. |
Звук и буква Л. |
1 |
Игра «Кто внимательный» (картинки с одним общим звуком л) Анализ буквы, ощупывание, нахождение в печатном тексте. Конструирование буквы, выделение звука из слов. Нахождение буквы среди других букв. Произношение буквы л. |
24. |
Составление, чтение слогов с буквой л. |
1 |
Игра «Покажи букву» (показать букву из услышанных слогов, слов) Игра «Имена детей». Выделение буквы из слов. Звукобуквенный анализ слов. Чтение слогов, слов. |
25. |
Составление, чтение слогов с буквой л. |
1 |
Работа со слоговой таблице: покажи слог, читаем на букву л; Составление предложений по образцу. Чистоговорки: Лу-Лу-Лу наточил Толя пилу. Ло-ло-ло домик снегом занесло. Работа с разрезной азбукой. Чтение слов, состоящих из одного слога. Составление предложений по картинке. |
26. |
Чтение слов с буквой л. |
1 |
Работа со слоговой таблице: покажи слог, читаем на букву л; Составление предложений по образцу. Чистоговорки: Лу-Лу-Лу наточил Толя пилу. Ло-ло-ло домик снегом занесло. Составление предложений по ситуативным картинкам. |
2 четверть - 21 час |
|||
27. |
Звук и буква Ы. |
1 |
Игра «Кто внимательный» (выделить звук Ы. из слов) Анализ буквы Нахождение в печатном тексте. Выделение звука из слов. Конструирование буквы. Нахождение среди других букв. Звучание буквы. |
28. |
Буквы Ы. |
1 |
Конструирование и реконструирование буквы. Чистоговорки: игра «Один – много». Чтение буквы, слогов. Выделение буквы из слогов, слов. |
29. |
Чтение буквенных сочетаний. |
1 |
Чтение слогов Ответы на вопросы по содержанию р-за |
30. |
Чтение буквы Ы., буквенных сочетаний. |
1 |
Составление предложения по картинке. Усл-граф схема предложения. Звукобуквенный анализ слов. Работа с разрезной азбукой. Работа с текстом «Мы». |
31. |
Внеклассное чтение: Т.Л. Петухова «Снег родился» |
1 |
Чтение слогов. Ответы по содержанию стих-я |
32. |
Звук и буква н. |
1 |
Игра «Четвертый лишний» Пальчиковая гимнастика, анализ буквы, ощупывание, нахождение в печатном тексте. Выделение звука. Конструирование буквы. Нахождение среди других букв. Произношение букв н. |
33. |
Буква н. Составление, чтение слогов с буквой н. |
1 |
Игра «Покажи букву», работа со слогов таблицей, игра «довези букву» (прочитывание слогов ан, ун, он, ын) Чистоговорки: но-но-но в нашей комнате темно. На-на-на в лесу выросла сосна. Составление предложения по картинке. |
34. |
Звукобуквенный анализ слогов, слов с буквой н. |
1 |
Деление слов на слоги. Игра «отхлопай слово», игра «полечи букву» (допиши букву). Чтение слогов, слов. Составление предложений по картинке. |
35. |
Составление слов с буквой н. Чтение предложения. |
1 |
Употребление слов он, она Составление предложений по картинкам- сказкам. Работа с разрезной азбукой. |
36. |
Чтение слогов с буквой н. |
1 |
Звукобуквенный анализ слов Чтение в сопровождении с учителем и самостоятельно. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение предложения. |
37. |
С. Михалков «Елка» Работа над стихотворением. |
1 |
Звукобуквенный анализ слова. Разучивание стихотворения со слов учителя. |
38. |
Внеклассное чтение: Потешки для детей Т. Петухова |
1 |
Чтение слогов. Разучивание потешек со слов учителя |
39. |
Звук и буква Р. |
1 |
Игра «узнай букву» (узнавание наложенных на друг друга букву) Игра «отгадай загадки» Пальчиковая гимнастика, нахождение в печатном тексте. Выделение звука. Конструирование буквы, нахождение среди других букв. Произношение буквы. |
40. |
Составление, чтение слогов, слов с буквой р. |
1 |
Игра «поймай звук» Чистоговорки: ор-ор-ор У Ромы топор ры-ры-ры У Иры шары ри-ри-ри У Риты пузыри Соотнесение прочитанного слова с картинкой. |
41. |
Составление, чтение слогов, слов, звукобуквенный анализ слов. |
1 |
Чистоговорки, стихи с буквой р Отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Работа с текстом «Шары». |
42. |
Чтение слогов по таблице. |
1 |
Игра «Угадай букву» Слоговая таблица. Составление предложений с опорой на картинки. Составление предложений по картинке. Чтение подписей к картинкам. |
43. |
Повторение пройденных букв. |
1 |
Работа по сюжетной картинке Работа со слоговыми таблицами. Соотнесение прочитанных слов с картинкой. Звуко-буквенный анализ, чтение слов. |
44. |
Звук и буква л-р. |
1 |
Составление предложений по схеме и картинке. Чтение слоговых таблиц: ла-ра, ло-ро, лу-ру. Работа с текстом «Рама». |
45. |
Правила работы с текстом. |
1 |
Игра «Угадай букву» Работа со слоговыми таблицами. Дифференциация звуков и букв л-р. Звуко-буквенный анализ слов с буквами л-р. Чтение слов. Чтение предложений. Нахождение слов из текста. |
46. |
Работа с сюжетной картинкой «Новый год» |
1 |
Игра «Собери картинку» Чистоговорки, стихи про Новый год. Составление предложений, усл-граф. схема предложений. Работа со слогами. |
47. |
Звук и буква К. |
1 |
Игра «собери картинку» (сказочные герои) Пальчиковая гимнастика, нахождение в печатном тексте. Выделение звука, конструирование буквы к. Нахождение среди других букв. Произношение буквы. |
3 четверть – 25 час |
|||
48. |
Звуко-буквенный анализ, чтение слогов, слов с буквой к. |
1 |
Конструирование и реконструирование буквы, Чистоговорки: Ок-ок-ок подул сильный ветерок Ко-ко-ко кошка любит молоко |
49. |
Чтение слов, нахождение слов из текста. |
1 |
Работа по картинке. Работа по слоговой таблице: «построим слог», « читаем на букву а,о,у,н,» Работа с текстом «Куры» |
50. |
Составление, чтение слов по разрезной азбуке. |
1 |
Игра «один –много» «назови ласково» Работа по слоговой таблице: «построим слог», « читаем на букву а,о,у,н,». Звуко-буквенный анализ слов |
51. |
Составление, чтение по разрезной азбуке слов. |
1 |
Игра «составь слово» Игра «весёлые пальчики» (изображение букв с помощью пальчиков) Чтение по слоговой таблице. Чтение предложений, усл- граф схема предложений. |
52. |
Звук и буква п. |
1 |
Игра «узнай букву» Пальчиковая гимнастика, нахождение в печатном тексте. Выделение звука. Конструирование буквы. Нахождение среди других. Произношение буквы. |
53. |
Составление, чтение слогов с буквой п. |
1 |
Чистоговорки: уп-уп-уп я готовлю папе суп |
54. |
Чтение слогов по слоговой таблице. |
1 |
Соотнесение прочитанного слова с картинкой Игра «найди слово». Работа с разрезной азбукой. Работа с текстом «Мы» |
55. |
Составление, чтение слов из разрезной азбуки. |
1 |
Игра «покажи букву» Конструирование и реконструирование буквы. Чтение предложений. Работа с сюжетными картинками. |
56. |
Чтение предложений с опорой на картинку. |
1 |
На полу _________________. В_______ суп. На ______ панама. У _______ пух. У________ лапы. Чтение слогов по слоговой таблице. |
57. |
Звуко-буквенный анализ слов. |
1 |
Игра «Поймай звук» , «Покажи букву» |
58. |
Внеклассное чтение: Вологодский русский фольклор. Колыбельные песни. |
1 |
Учить ориентироваться в книгах Разучивание колыбельных песен со слов уч-ля с опорой на картинки |
59. |
Звук и буква т. |
1 |
Пальчиковая гимнастика, нахождение в печатном тексте Игра «узнай букву». Выделение звука. Конструирование буквы. Нахождение среди других букв. Произношение буквы. |
60. |
Составление, чтение слогов с буквой т. Работа с рассказом «Утро». |
1 |
Чтение слогов по слоговой таблице: «читаем букву», « найди такой же слог» Игра «волшебный мешочек» |
61. |
Составление, чтение слов с буквой т. Работа с текстом «Урок». |
1 |
Чистоговорки: та-та-та хвост пушистый у кота. Ты-ты-ты У Тони ноты То-то-то У Антона лото. Соотнесение слова с картинкой. Работа с разрезной азбукой. |
62. |
Расширение слов на тему: инструменты. |
1 |
Чтение по слоговой таблице. Работа с карточками. Составление, чтение слов. Работа с разрезной азбукой. |
63. |
Звук и буква и. |
1 |
Пальчиковая гимнастика со звуком и Нахождение буквы в печатном тексте. Игра «доскажи словечко» Игра «Один –много». Выделение звука. Конструирование буквы. Нахождение среди других букв. Произношение буквы. |
64. |
Составление, чтение слогов с буквой и. |
1 |
Чтение по слоговой таблице Игра «Найди звук» Чистоговорки: си-си-си Я катаюсь на такси. Ли-ли-ли улетели журавли. Работа с разрезной азбукой. Работа с текстом «Кошка и мышка». |
65. |
Составление, чтение слов –имен с буквой И. |
1 |
Составление предложений по картинке Игра «найди игрушки с буквой и |
66. |
Составление, чтение слогов, слов. |
1 |
Работа по сюжетной картинке Усл-граф схема предложения. Звуко-буквенный анализ слов. Чтение рассказа «Куклы». Соотнесение слова с картинкой. Чтение предложений. |
67. |
Буквы ы-и. |
1 |
Чистоговорки: Игра «один – много». Выделение звуков. Сравнение. Чтение слогов, слов. Чтение предложений. |
68. |
Дифференциация букв и-ы. |
1 |
Работа по сюжетной картинке Усл-граф схема предложения. Чтение по слоговой таблице Игра «Найди звук» Чтение предложений. |
69. |
Составление, чтение слов со слогом ши. |
1 |
Работа по сюжетной картинке Игра «Найди и произнеси» Чтение рассказа «Малыши». |
70. |
Е Трутнева «На крылечко снежок падает не тает» Работа над стихотворением. |
1 |
Звуко-буквенный анализ слов. Разучивание стихотворения со слов учителя |
71. |
Звук и буква з. |
1 |
Игра «Веселые пальчики» Игра «Что изменилось?» Конструирование буквы з. Выделение звука, конструирование буквы, произношение буквы. Составление чтение слогов с буквой з. |
72. |
Составление, чтение слогов, слов с буквой з. |
1 |
Игра «Покажи букву» «Читаем на букву з» |
4 четверть - 25 часов |
|||
73. |
Составление, чтение слов с буквой з. |
1 |
Чтение слов на дан. букву. |
74. |
Работа с разрезной азбукой. |
1 |
Работа со слоговой таблицей: игры «Набери слово», «Договори слово». Чтение предложений. Составление предложений по сюжетной картинке. Николай Михайлович Рубцов «Коза» |
75. |
Звук и буква в. |
1 |
Игра «Чего не стало?» Зарисовка буквы, графического образа. Выделение звука, конструирование буквы, нахождение среди других, Произношение буквы. |
76. |
Составление, чтение слогов, слов с буквой в. |
1 |
Чтение слогов Игра «Довези букву». Звуко-буквенный анализ слов. Работа с разрезной азбукой. |
77. |
Составление, чтение слов с буквой в. |
1 |
Работа со слоговой таблицей: Читаем на букву В, Найди слог, Лесная школа. Работа с разрезной азбукой. |
78. |
Звуко-буквенный анализ слов с буквой в. |
1 |
Деление слов на слоги. Игра «Отхлопай слово» Работа со слоговой таблицей. Чтение предложений. |
79. |
Чтение рассказа «Наши повара». |
1 |
Игра «Покажи букву» Игра «Довези букву» Усл-граф. схема предложения. Работа по сюжетной картинке. |
80. |
Повторение пройденных букв. |
1 |
Загадки, звуко-буквенный анализ слов, составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слогов по слоговой таблице. Звуко-буквенный анализ, чтение слов. |
81. |
Звуко-буквенный анализ слов . Чтение предложений. |
1 |
Деление слов на слоги. Игра «Отхлопай слово» Работа со слоговой таблицей |
82. |
Звук и буква ж. |
1 |
Работа с таблицей «Читай на букву ш» Конструирование буквы, физмин. «Волшебник» Игра «Покажи букву». Выделение звука, конструирование буквы, нахождение среди других, произношение буквы. |
83. |
Звуко-буквенный анализ слов с буквой ж. |
1 |
Работа со слоговой таблицей «построим слог» «Читаем на букву ш,ж» «Найди такой же слог». Работа с разрезной азбукой. Работа над текстом «Оса». |
84. |
Составление, чтение слогов, слов с буквой ж. |
1 |
Звуко-буквенный анализ слов, словообразование сущ., преобразование слогов с пом. уч-ля: жа-лужа,лужи,жи-ежи, ужи, лужи. Работа над рассказом «Лужок» Работа с сюжетной картинкой. |
85. |
Звуко-буквенный анализ слов со слогом жи. |
1 |
«Игра «Найди такой слог» Игра «Читай столбик на заданную букву» Чтение слов вслед за учителем. Чтение предложений. |
86. |
Звук и буква ж-ш. |
1 |
Упр. «Повтори слог» Конструирование букв ж-ш Игра «Составь слово» Физмин. «Волшебник» Игра «Подбери картинку». Звуко-буквенный анализ слов . |
87. |
Звуко-буквенный анализ слов со слогами жи-ши. |
1 |
Игра «Один –много» «Читаем на заданную букву» Работа по содержанию рассказа |
88. |
Повторение изученных букв. |
1 |
«Игра «Найди такой слог» Игра «Читай столбик на заданную букву» Чтение слов вслед за учителем |
89. |
Звук и буква б. |
1 |
Игра «Угадай слово» Конструирование, реконструирование буквы, Физмин. «Волшебник». Выделение звука, конструирование буквы. Произношение буквы. |
90. |
Составление слогов с буквой б. |
1 |
Игра «Покажи букву» Игра «Вижу-не вижу» Игра «Читаем на букву б». Звуко-буквенный анализ слов с буквой б. |
91. |
Работа над рассказом «Барабан». |
1 |
Соотнесение картинки и слова, упр. «Подбери слово на заданную букву». Работа с разрезной азбукой. |
92. |
Чтение рассказа «Рыбаки». |
1 |
Игра «Покажи букву» Загадки о рыбках. Игра «Покажи букву». Работа по сюжетной картинке. |
93. |
Составление, чтение слов с буквами б-п. |
1 |
Различие звуков, сопоставление с буквами, констьруирование букв б-п, игра «Покажи букву» |
94. |
Повторение изученных букв. |
1 |
Физмин. «Волшебник» Игра «Одни-много» Работа со слоговой таблицей «Найди пару», «Найди слог», «Чтение слов по цепочке" Работа с текстом, работа над пересказом. |
95. |
Звуко-буквенный анализ слов. |
1 |
Физмин. «Волшебник» Игра «Одни-много» Работа со слоговой таблицей «Найди пару», «Найди слог», «Чтение слов по цепочке". Работа по сюжетной картинке. Чтение рассказа. |
96. |
Внеклассное чтение: Наталья Петровна Сидорова «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» |
1 |
Внеклассное чтение: Наталья Петровна Сидорова «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» |
97. |
Повторение изученных букв. |
1 |
Работа с разрезной азбукой, карточками. |
Ресурсное обеспечение программы.
Обучение осуществляется:
Основной учебник для учащихся: «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки РФ авт. В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва: Просвещение: 2014г.
Дополнительная литература для учащихся:
«Букварь» А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова М: Просвещение 2009 учебник 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Прописи – раскраски
«Уроки логопеда. Учим буквы» И.Васильева, ООО «Стрекоза», 2010
Рабочая тетрадь «Изучаем грамоту» С.В. Бурдина,
Рабочая тетрадь «Учим буквы» И. Савченков, «Стрекоза» 2011
«Учим буквы» Е. Синякина, ООО «Стрекоза», 2010
Литература для учителя:
«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» А.Р. Маллер
НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1983г
«Уроки русского языка во 2 классе спец.(кор) общ. школы VIII вида» В.В. Воронкова, М: Владос, 2003
«Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-2 классы. Коррекционное обучение.» Е.П. Плешакова, Волгоград: Учитель, 2006
«Изучаем обучая» С.Д. Забрамная методические рекомендации, Творческий центр «Сфера» 2007.
«Занимательное обучение чтению» комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет. Авт. Ковригина Т.Е. Издательство «Учитель» : Волгоград
«Как подготовить ребенка к школе» пособие для родителей, воспитателей. Упражения, задачи, игры, тесты. Л.С. Михайлова, Волгоград: «Учитель» 1997.
«Чтение. Коррекционно- развивающие занятия» Л. И. Рудченко, Волгоград: «Учитель» 2006
«Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г.
«Логопед и Я согласные и гласные – похожие, но разные» О.В. Епифанова
Волгоград, 2006г.
«По дороге к азбуке» методические рекомендации Т.Р. Кислова Москва, 1999г.
Материально- техническое обеспечение.
Сюжетные картинки по развитию речи для составления картинного плана.
Слоговые таблицы.
Таблицы по обучению грамоте.