Рабочая программа по чтению в 5 классе

4
0
Материал опубликован 25 January 2018 в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября 2017 г.

Рабочая программа

учителя русского языка Рычковой В. В.

по учебному предмету «Чтение 5 класс»

2017-2018 учебный год

Саранск 2017

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

I. Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

II.2. Базовые учебные действия

II.3. Содержание учебного предмета

III. Организационный раздел

III.1Календарно-тематическое планирование

III.2Список литературных источников


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

I. Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:

Чтение. Учебник для 5 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида/ Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.: ил.

В ходе реализации программы по чтению в 5 классе ставятся цели и задачи.

Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи:

отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения;

– формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

– развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

– развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

– нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» на изучение чтения в 6 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися программы по чтению предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения чтения как учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы по чтению в 5 классе относятся:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6)  проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения чтения в 5 классе.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в 5 классе.

Минимальный уровень:

- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

- установление последовательности событий в произведении;

- определение главных героев текста;

- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

- заучивание стихотворений наизусть (6-8);

- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

- пересказ текста по коллективно составленному плану;

- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

- знание наизусть 3-5 стихотворений.


 

II.2. Базовые учебные действия

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; использование в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

II.3. Содержание учебного предмета.

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.


 

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование по чтению 5 класс (136 ч. в год; 4 ч. в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

I четверть – часов

1.

Устное народное творчество.

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.


 


 


 


 


 


 


 

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов.

 

2.

Пословицы и поговорки.

1

Учить отвечать на вопросы.

 

3.

Загадки.

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

4.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

1

Развивать устную связную речь.

 

5.

Сказки.

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

1

Учить пересказывать текст.

 

6.

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

7.

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

1

Учить пересказывать текст.

 

8.

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

1

Учить составлять план сказки.

 

9.

«Морозко» (Русская сказка)

1

Учить находить в тексте отрывки соответствующие иллюстрациям.

 

10.

«Два Мороза» (Русская сказка)

1

Учить читать по ролям.

 

11.

«Три дочери» (Татарская сказка)

1

Учить читать по ролям.

 

12.

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

1

Формировать навык выразительного чтения.


 


 


 


 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


 


 


 


 

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

 

13.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3

Учить составлять пересказ сказки, используя иллюстрации.

 

14.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

5

Учить составлять план сказки.

 

15.

Обобщающий урок по теме «Сказки»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

16.

Картины родной природы.

Лето.

Г. Скребицкий «Июнь»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию текста.

 

17.

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

18.

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

4

Учить составлять план рассказа.

 

19.

А. Прокофьев «Берёзка»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

20.

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

21.

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

22.

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

1

Учить работать с планом произведения.

 

23.

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

II четверть – часов

     

24.

К. Бальмонт «Осень»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию текста.

   

25.

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

1

Учить работать с текстом.

 

26.

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.


 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


 


 


 


 


 

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

 

27.

И. Бунин «Первый снег»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

28.

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

1

Развивать устную связную речь.

 

29.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»

1

Учить составлять план рассказа.

 

30.

О друзьях-товарищах.

Ю. Яковлев «Колючка»

2

Учить пересказывать текст.

 

31.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

32.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

1

Учить читать по ролям.

 

33.

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

1

Учить читать по ролям.

 

34.

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

3

Учить пересказывать текст.

 

35.

Я. Аким «Твой друг»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

36.

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

37.

Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию текста.

 

38.

Басни И. Крылова

И. Крылов «Ворона и Лисица»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

39.

И. Крылов «Щука и Кот»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

40.

И. Крылов «Квартет»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

41.

Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

   

42.

Спешите делать добро.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

1

Учить пересказывать текст.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

43.

О. Бондарчук «Слепой домик»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

44.

В. Осеева «Бабка»

4

Учить читать по ролям.

 

45.

А. Платонов «Сухой хлеб»

2

Учить составлять план рассказа.

 

46.

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»

1

Учить пересказывать текст.

 

47.

В. Брюсов «Труд»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

III четверть – часов

48.

Р. Рождественский «Огромное небо»

1

Формировать навык выразительного чтения.


 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

49.

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

50.

Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

51.

Картины родной природы.

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

52.

Г. Скребицкий «Декабрь»

1

Учить пересказывать текст по плану.

 

53.

К. Бальмонт «К зиме»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

54.

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

2

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

55.

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

56.

С. Есенин «Берёза»

1

Формировать навык выразительного чтения.


 


 


 


 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


 


 


 

Формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

 

57.

А. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

58.

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

 

59.

Весна. Г. Скребицкий «Март»

1

Учить пересказывать текст.

 

60.

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

61.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

62.

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

 

63.

Г. Скребицкий «Весна - красна»

1

Учить пересказывать текст.

 

64.

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

65.

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

66.

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

 

67.

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

68.

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

69.

А. Блок «Ворона»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

70.

Е. Серова «Подснежник»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

71.

И. Соколов – Микитов «Весна»

1

Развивать устную связную речь.


 


 


 


 


 


 


 

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

72.

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

73.

С. Есенин «Черёмуха»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

74.

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

75.

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

76.

Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

 

77.

О животных.

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

2

Учить составлять план рассказа.

 

78.

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

3

Учить пересказывать текст.

 

79.

К. Паустовский «Кот Ворюга»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

80.

Б. Житков «Про обезьянку»

3

Учить читать по ролям.

 

81.

Э. Асадов «Дачники»

2

Формировать навык выразительного чтения.

 

IY четверть – часов

       

82.

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

   

83.

С. Михалков «Будь человеком»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

84.

Обобщающий урок по теме «О животных»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

85.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»

1

Развивать устную связную речь.


 

Осознание себя как гражданина России.


 


 


 

Формирование чувства гордости за свою родину.


 


 

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.


 


 


 


 


 

 

86.

Из прошлого нашего народа.

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

1

Учить пересказывать текст.

 

87.

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»

1

Учить пересказывать текст по плану.

 

88.

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

89.

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

1

Учить пересказывать текст по плану.

 

90.

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

91.

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

4

Учить пересказывать текст.

 

92.

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

1

Учить читать по ролям.

 

93.

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

1

Формировать навык выразительного чтения.

 

94.

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

95.

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

 

96.

Из произведений зарубежных писателей.

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

2

Учить пересказывать текст.

 

97.

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

5

Формировать навык осознанного беглого чтения.


 

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


 

 

98.

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

4

Учить читать по ролям.

 

99.

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

3

Учить пересказывать текст по плану.

 

100.

Обобщающий урок по теме

1

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

 

101.

Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»

1

Формировать навык осознанного беглого чтения.

 

III.2. Список литературных источников

Основная литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Русский язык» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 5–29.

2. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (корреционных) образовательных учреждений VIII вида/ Малышева З. Ф. – М.: Просвещение, 2013. –255 с.: ил


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.