12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коробова Эмма1143 Россия, Брянская обл., Брянск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по чтению для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Гармония», авторской программы курса «Литературное чтение» О.В.Кубасовой (Программы начального общего образования. УМК «Гармония» (О.В.Кубасова. – Смоленск. Ассоциация 21 век, 2013)
На изучение литературного чтения в 3 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 136 часов в год из расчета 4 часа в неделю на 34 учебные недели.
Количество контрольных работ представлено в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Итого |
Проверочная работа | 2 | - | 1 | 3 |
Промежуточная аттестация | - | 1 | 1 | 2 |
Комплексная работа | 1 | - | 1 | 2 |
В тематическое планирование рабочей программы не внесены изменения. В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2017/18 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного материала.
К концу изучения в 3 классе курса «Литературное чтение» будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Третьеклассники научатся:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки
персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его по-
ступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по
отношению к своим близким;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; испытывать
потребность в чтении.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на
основе сопереживания литературным героям);
- высказывать и пояснять свою точку зрения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятель-
ность;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и
познавательной сущности;
-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде
пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- применять правила сотрудничества;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с этими критериями.
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт
самостоятельной читательской деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по
другим предметам и дальнейшей жизни;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакоми-
тельным;
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение,
декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание,
рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научном
текстах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской
библиотеке
Третьеклассник получит возможность научиться:
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- слушать и понимать речь других; - задавать вопросы;
- выразительно читать и пересказывать текст. Третьеклассник получит возможность
научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач: владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Третьеклассник научится: читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по
слогам вслух - не менее 90 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и
объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее,
поисковое);
- работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании)
художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально
отзываться от прочитанное;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную
мысль произведения; характеризовать героев;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- основам литературного анализа художественных произведений разной
видожанровой принадлежности;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки,
загадь пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста
информацию в практической деятельности;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова.
В результате освоения курса «Литературное чтение» в 3 классе у учащихся
формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.
В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик научится:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста; - определять эмоциональный
характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных
учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по
заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая
наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке,
заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик научится:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером
содержания;
- соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
Ученик получит возможность научиться:
- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи
характера текста.
При работе с текстом и книгой третьеклассник научится:
- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- работать с содержанием (оглавлением);
- определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или
персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
- выявлять авторское отношение к персонажам;
- выделять эпизод из текста;
- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;
- последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к
составлению плана).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер
текста; - ориентироваться в книге;
- ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения дети
научатся:
- говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические
ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла
высказывания);
- читать по ролям;
- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного
произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
- графически иллюстрировать прочитанное.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
- готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
Содержание учебного материала
Труд человека кормит, а лень портит (12 ч)
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина, «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч)
Русские народные сказки «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».
«Унылая пора! Очей очарованье!..» (6 ч)
К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»;
Много хватать — своё потерять (4 ч)
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат»; Дж. Родари «Солнце и туча».
Тайное всегда становится явным (11 ч)
B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».
«Ежели вы вежливы...» (3 ч)
C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».
«Снег летает и сверкает...» (9 ч)
С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»;
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поёт зима – аукает...».
Каждый своё получил (18 ч)
Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков
«В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звёздочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела (8 ч)
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».
За доброе дело стой смело (9 ч)
Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч)
В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка
«Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; русская народная сказка «Подземные царства».
Весна идёт, весне дорогу!.. (9 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»;
А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Я. Аким
«Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха».
Любовь – волшебная страна (14 ч)
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и Чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей».
Чудесное – рядом (11 ч)
Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
1 триместр –
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
| По плану | Фактически | ||
I триместр – 36 уроков | ||||
1 | Знакомство с учебником | |||
Труд человека кормит, а лень портит. | 12 ч | |||
1 | Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация».Р. Сеф «Лопата». Е. Корганова «Лекарство без рецепта» | 1 | ||
2 | Развитие воображения. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | 1 | ||
3 | Словесное рисование. Стихи Е. Благининой, С. Баруздина | 1 | ||
4 | Формирование речеведческих умений. РНС «Кому горшок мыть» | 1 | ||
5 | Формирование умений работать с текстом. С.Маршак «Старуха, дверь закрой!» | 1 | ||
6 | Формирование речеведческих умений Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
7 | Развитие творческих способностей уч-ся. Е..Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
8 | Обучение краткому пересказу Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | ||
9 | Формирование речевых умений. И.Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | ||
10 | Развитие творческого воображения. Африканская сказка «Лентяйка» | 1 | ||
11 | Обучение целостному восприятию прочитанного. Р. Сеф «Странное дело». | 1 | ||
12 | Обобщение по разделу. Проверочная работа | 1 | ||
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца | 8 ч | |||
1 | Формирование эмоционально-чувственного отношения к действительности. РНС «Дочь – семилетка». | 1 | ||
2 | Уточнение жанровых особенностей сказки. РНС «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | ||
3 | Обучение краткому пересказу РНС «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | ||
4 | Драматизация произведения. Армянская сказка «Золотое яблоко». | 1 | ||
5 | Фантастика как разновидность литературы. Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» | 1 | ||
6 | Обучение подробному пересказу. Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» | 1 | ||
7 | Обучение краткому пересказу Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» | 1 | ||
8 | Обобщение по разделу. Комплексная работа | 1 | ||
Унылая пора! Очей очарованье!.. | 6 ч | |||
1 | Изобразительно-выразительные средства К.Бальмонт «Осень» И.Соколов – Микитов «Листопадничек» | 1 | ||
2 | Обучение выразительному чтению Ф.Тютчев «Листья», А.Фет «Ласточки пропали…» | 1 | ||
3 | Формирование навыков сознательного чтения К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 | ||
4 | Развитие творческого восприятия текста К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 | ||
5 | Средства выразительности. А.Пушкин «Осень» М.Лермонтов «Осень» | 1 | ||
6 | Средства выразительности А..Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» Н.Некрасов «Славная осень!» А.Майков «Осень» | 1 | ||
Много хватать — своё потерять | 4 ч | |||
1 | Особенности литературной сказки Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке | 1 | ||
2 | Жанровые особенности произведения Я. Аким «Жадина» В..Зотов «Бабушкин халат» | 1 | ||
3 | Анализ произведения Д. Родари «Солнце и тучи» | 1 | ||
4 | Обобщение по разделу. Проверочная работа | 1 | ||
Тайное всегда становится явным | 11 ч | |||
1 | Формирование речеведческих умений В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | ||
2 | Обучение чтению по ролям В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | ||
3, 4 | Освоение форм драматизации Н.Носов «Огурцы» | 2 | ||
5 | Анализ литературного произведения В.Осеева «Почему?» | 1 | ||
II триместр – 52 урока | ||||
6 | Освоение форм драматизации В.Осеева «Почему?» | 1 | ||
7 | Образный язык произведения Шведская сказка «Принцесса – лгунья» | 1 | ||
8 | Формирование речеведческих умений Шведская сказка «Принцесса – лгунья» | 1 | ||
9 | Формирование речевых умений Л..Пантелеев «Честное слово» | 1 | ||
10 | Обучение пересказу. Л..Пантелеев «Честное слово» | 1 | ||
11 | Обобщение по разделу. Промежуточная аттестация | 1 | ||
Ежели вы вежливы... | 3 | |||
1 | Развитие поэтического слуха С.Маршак «Урок вежливости» | 1 | ||
2 | Развитие творческого восприятия текста И.Пивоварова «Вежливый ослик» Б.Заходер «Очень вежливый индюк» | 1 | ||
3 | Анализ текста В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||
Снег летает и сверкает… | 9 | |||
1 | Развитие творческого воображения С. Есенин «Берёза» М. Пришвин «Деревья в лесу» | 1 | ||
2 | Развитие творческого воображения И. Никитин «Весело сияет…» А. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | ||
3 | Осмысление поэтического текста А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство» | 1 | ||
4 | Анализ поэтического текста З. Александрова «Снежок» С.. Чёрный «На коньках» | 1 | ||
5 | Развитие речеведческих умений В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | ||
6 | Обучение чтению по ролям В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | ||
7 | Развитие поэтического слуха. С. Дрожжин «Снег летает и сверкает…» К. Бальмонт «Снежинки», | 1 | ||
8 | Развитие поэтического слуха. С.Есенин «Пороша» | 1 | ||
9 | Развитие поэтического слуха. С.Есенин «Поет зима, аукает…». Обобщение по разделу | 1 | ||
Каждый своё получил | 18 | |||
1 | Формирование речеведческих умений. Эстонская сказка «Каждый своё получил» | 1 | ||
2 | Формирование речеведческих умений. Латышская сказка «Два брата» | 1 | ||
3 | Формирование речеведческих умений. Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро» | 1 | ||
4 | Формулирование основной мысли произведения. Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» | 1 | ||
5 | Мораль басни. И.Крылов «Чиж и Голубь», | 1 | ||
6 | Мораль басни. Л. Толстой «Белка и Волк», «Комар и лев» | 1 | ||
7 | Драматизация произведения Г. Ладонщиков «В старой сказке», РНС «Баба Яга» | 1 | ||
8 | Формирование эмоционального отношения к действительности. РНС «Падчерица и мачехина дочка» | 1 | ||
9 | Анализ текста. РНС «Падчерица и мачехина дочка» | |||
10 | Обучение чтению по ролям Б. Заходер «Серая звёздочка» | 1 | ||
11 | Формирование целостного восприятия текста Английская сказка «Хромая Молли» | 1 | ||
12 | Формирование речеведческих умений . Английская сказка «Хромая Молли» | 1 | ||
13 14 | Анализ содержания прочитанного. Чешская сказка «Златовласка» | 2 | ||
15 | Формирование эмоционального отношения к действительности Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | 1 | ||
16 | Обеспечение понимания смысла прочитанного. Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | 1 | ||
17 | Анализ поэтического текста. Ю.Мориц «Песенка про сказку» | 1 | ||
18 | Обобщение по разделу. | 1 | ||
Жизнь дана на добрые дела | 8 | |||
1 | Анализ поэтического текста. Ю. Мориц «Разговаривали вещи» | 1 | ||
2 | Обеспечение осознания текста Г Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | ||
3 | Обучение пересказу. Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | ||
4 | Обеспечение целостного восприятия текста Г Г.Х. Андерсен «Ель» | 1 | ||
5 | Авторский замысел. Г. Х. Андерсен «Ель» | 1 | ||
6 | Анализ текста Е. Пермяк Некрасивая ёлка» | 1 | ||
7 | Развитие творческих способностей уч-ся. Е..Пермяк Некрасивая ёлка» | 1 | ||
8 | Обогащение чувственного опыта Е.Клюев «Сказки простого карандаша» | 1 |
| |
За доброе дело стой смело | 9 | |||
1 2 | Формирование умений работать с текстом. РНС Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» | 2 | ||
3 | Формирование эмоционально-чувственного восприятия. Н. Артюхова «Трусиха» | 1 | ||
4 | Формирование эмоционально-чувственного восприятия Э. Киселёва «Мальчик – огонёк» | 1 | ||
5 | Анализ произведения. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 1 | ||
6 | Анализ поступков героев. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 1 | ||
7 | Анализ произведения. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» | 1 | ||
8 | Анализ произведения. С. Баруздин «Страшный клад» | 1 | ||
III триместр – 48 уроков | ||||
9 | Анализ поступков героев С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Книги о подвигах. | 1 | ||
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | 14 ч | |||
1 | Анализ поступков героев В. Осеева «Печенье», В. Осеева «Лекарство» | 1 | ||
2 | Подготовка к пересказу. Б. Емельянов «Мамины руки» | 1 | ||
3 | Обеспечение смысла прочитанного. Л. Квитко «Бабушкины руки». Л. Яковлев «Альбом фотографий» | 1 | ||
4 | Идея произведения. В. Драгунский «…Бы» | 1 | ||
5 | Анализ поступков героев.. Н.Артюхова «Трудный вечер» | 1 | ||
6, 7 | Формирование речеведческих умений. М. Зощенко «Золотые слова» | 2 | ||
8 | Словесное рисование. Адыгейская сказка «Девочка – птичка» | 1 | ||
9 10 | Целостное восприятие текста. Составление плана прочитанного. Подготовка к краткому пересказу. Испанская сказка «Птица – Правда» | 2 | ||
11 12 | Легенда как жанр литературы. Анализ поступков героев. А. Платонов «Разноцветная бабочка» | 2 | ||
13, 14 | Формирование речеведческих умений.. Литературные приемы. РНС «Подземные царства» | 2 | ||
Весна идёт, весне дорогу!.. | 9 | |||
1 | Поэтическое восприятие текста. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». М. Пришвин «Капля и камень» | 1 | ||
2 | Подготовка к пересказу. В.Железников «Три в етки мимозы» | 1 | ||
3 | Анализ текста. И.Северянин «Отчего?». Г.Новицкая «Подснежник»В.Берестов «Мать – и – мачеха» | 1 | ||
4 | Анализ текста Н.Гоголь «Весна» А.Плещеев «Весна» | 1 | ||
5 6 | Обеспечение целостного восприятия текста. К.Паустовский «Стальное колечко» Подготовка к пересказу. К.Паустовский « Стальное колечко» | 1 1 | ||
7 | Изобразительно-выразительные средства. Стихи А. Майкова, А.Толстого, А.Фета , Блока | 1 | ||
8 | Изобразительно-выразительные средства. А.Чехов «Весной» Я.Аким «Апрель». А.Блок «Вербочки». Л.Чарская «Дивные звуки» Е..Благинина «Черёмуха» | 1 | ||
9 | Обобщающий урок. Книги о весне. Проверочная работа | 1 | ||
Любовь – волшебная страна | 14 | |||
1, 2, 3 | Обеспечение целостного восприятия текста. В.Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…». Н.Вагнер «Сказка», | 3 | ||
4 | Формирование речеведческих умений. Братья Гримм «Рапунцель» | 1 | ||
5 6 | Развитие творческого воображения Французская сказка «Красавица и чудовище» | 2 | ||
7 | Формирование навыков чтения Г. – Х. Андерсен «Ромашка» | 1 | ||
8 | Обучение краткому пересказу. Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» | 1 | ||
9, 10, 11 | Целостное восприятие текста. Развитие речеведческих умений. Аннотация. РНС «Пёрышко Финиста – ясна сокола» | 3 | ||
12, 13 | Выявление жанровых особенностей сказки. Формирование речеведческих умений. Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» | 2 | ||
14 | Изобразительно-выразительные средства. А.Фет «Облаком волнистым…» И.Тургенев «Воробей» | 1 | ||
Чудесное – рядом | 11 ч | |||
1 | Обучение выразительному чтению. Р.Сеф «Чудо» | 1 | ||
2 | Драматизация произведения. К.Паустовский «Заботливый цветок». | 1 | ||
4 | Изобразительно-выразительные средства. В.Жуковский «Родного неба милый свет…». С.Маршак «О том, как хороша природа» . О.Дриз «Счастье», Б.Заходер «Что красивей всего» | 1 | ||
5 | Обеспечение эмоционального восприятия текста. Н.Абрамцева «Радуга» | 1 | ||
6 | Комплексная работа | 1 | ||
7 | Обогащение словарного запаса уч-ся. Ю.Могутин «Берег бродячих камешков» | 1 | ||
8 | Эмоциональное восприятие текста. М. Пришвин «Дятел». Промежуточная аттестация | 1 | ||
9. | Формирование навыков чтения. В.Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | ||
10 | Характеристика главного героя. Белорусская сказка «Музыка-чародейник» | 1 | ||
11 | Радиотеатр. Итальянская сказка «Тайна Флорио» | 1 |