Рабочая программа «Чтение» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 28»
УТВЕРЖДАЮ |
СОГЛАСОВАНО |
РАССМОТРЕНО НА МО |
Директор МБОУ «СШ № 28» |
Зам. директора по УВР |
Протокол № 1 Руководитель ШМО |
_________________И.В. Маслова |
______________Н.В. Мелихова |
_______________М.В. Львова |
«_31» ____08_______2016 г. |
«31_» ____08______2016 г. |
от «31_» ___08_____2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «литературное чтение»
II уровень образования
Класс: |
1-4 |
Срок реализации программы: |
2014 – 2018Г.г. |
Разработчик программы учитель начальных классов: |
|
Норильск
2016 – 2017
Рабочая программа «литературное чтение»
(Образовательная система «школа россии»)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Планируемых результатов начального общего образования», программы «Литературное чтение» /Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. // «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы: Пособие для учителей обр. учр.-М.: Просвещение. 2011.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
I. Личностные, метапредметные и предметные результаты
1 класс
(Добукварный, Букварный, Послебукварный период)
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- чувство необходимости учения;
- познавательная мотивация;
- интерес к новому;
- готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу урока;
- узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализ,
- синтез;
- установление причинно - следственных связей;
- использовать знаково-символические средства и применять и применять простейшие навыки письма;
- осознанно и правильно строить свои сообщения,
- анализировать информацию.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- постановка вопросов;
- проявлять уважение к другой точке зрения;
- умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- формулировать свои затруднения.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова.
- определять количество предложений в звучащей речи.
- моделировать предложения, фиксировать их в схеме.
- определять порядок слов в предложении.
- делить слова на слоги.
- определять количество слогов в слове.
- выделять ударный слог.
- характеризовать особенности изученных гласных звуков.
- определять место изученной буквы на «ленте букв».
- соотносить все изученные буквы со звуками.
- сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
- читать текст самостоятельно и под руководством учителя
- отвечать на вопросы по тексту.
- пересказывать текст на основе опорных слов,
- определять главную мысль текста.
- распределять роли, читать по ролям.
- участвовать в групповом проекте.
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- чувство необходимости учения;
- познавательная мотивация;
- интерес к новому;
- готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока.
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
- оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку».
Познавательные УУД:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений.
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
- осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
- читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок
Коммуникативные УУД:
- строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме.
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
- вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
- учиться работать в паре, обсуждать прочитанное,
- договариваться друг с другом.
- использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- объяснять название произведения.
- выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.
- описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
- определять главную мысль;
- соотносить главную мысль с содержанием произведения.
- составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.
- сравнивать народную и литературную сказку.
- сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. - отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.
- анализировать представленный в учебнике картинный план
- находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.
- сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.
- находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение.
- объяснять смысл названия произведения.
- придумывать свои заголовки.
- находить слова, которые отражают характер героя.
- передавать при чтении настроение стихотворения.
- читать по ролям, отражая характер героя произведения.
- называть особенности сказок-несказок;
- придумывать свои собственные сказки-несказки;
- находить сказки-несказки, в книгах.
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты.
- задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию. - знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал.
- формулировать их в устной форме по собственному желанию.
Познавательные УУД:
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений. - осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Коммуникативные УУД:
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары).
- участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения).
- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов.
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
- размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. - ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
- находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.
- называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
- находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
- находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
- анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.
- характеризовать героев сказки.
- давать характеристику героев произведения.
- придумывать окончание сказок.
- сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.
- составлять план сказки, определять последовательность событий.
- пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.
3-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
- находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
- делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию.
- предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?).
- связывать с целевой установкой урока.
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
Познавательные УУД:
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
- замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника.
- отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения.
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
Коммуникативные УУД:
- проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. - объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
- выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении.
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). - придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации
- называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. - осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
текстах.
- использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
- сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
- давать характеристику героев литературной сказки.
- определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
- сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
- составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.
- соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на
вопросы по содержанию.
- определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
- представлять героев басни.
- сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
- пересказывать произведение на основе плана.
- придумывать свои рассказы о животных.
- придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.
- находить необходимую информацию в журнале.
- готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
- пересказывать выборочно произведение.
- сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.
- определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
4-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений), обсуждать нравственные и ценностные проблемы;
- формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников.
- способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата; контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- работать с учебным текстом, выделять информацию, ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта;
- в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
- работать с разными видами информации, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- работа вдвоем, в малой группе, в большой группе и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
- уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.
- составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.
- описывать скульптурный памятник известному человеку.
- сравнивать произведения разных жанров изобразительного искусства.
- наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.
- выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
- размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.
- высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.
- пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.
- придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.
II. Содержание учебного предмета
1 класс (40 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (6 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (5 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (5 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Повторение материала (4 ч).
2 класс (136 ч )
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б. Заходера, И.Пивоваровой, В. Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е. Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А. Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л. Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, И. Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 12 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине». Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Повторение материала (2 ч).
3 класс (136 ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И. Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (24 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (8 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (16 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л. Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература (8 ч )
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
4 класс (136ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития (11 ч)
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (22 ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.
А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.
Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.
А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.
Поэтическая тетрадь (12 ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.
Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.
Литературные сказки (16 ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.
Делу время – потехе час (9 ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Страна детства (8 ч)
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Поэтическая тетрадь (5 ч )
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой разных лет.
Природа и мы (12 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.
Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Родина (8 ч)
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Проект: «Они защищали Родину»
Страна фантазия (7 ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Зарубежная литература (15ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.Х.Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.
Повторение материала (2 ч).
Практическая часть программы по русскому языку
Количество итоговых работ в 1-4 классах:
ЧТЕНИЕ |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
год |
I |
II |
III |
IV |
год |
I |
II |
III |
IV |
год |
|||
Проверочные работы |
Распределение по четвертям на усмотрение педагога |
4 |
Распределение по четвертям на усмотрение педагога |
4 |
Распределение по четвертям на усмотрение педагога |
4 |
|||||||||||
Контрольная работа |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Итоговая комплексная работа |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
|
Техника чтения |
Вслух |
25-30 слов |
45 – 50 слов |
65 - 70 слов |
85 - 90 слов |
||||||||||||
Про себя |
10-15 слов |
50-60 слов |
85 - 90 слов |
115 - 120 слов |
|||||||||||||
Наизусть |
8-10 стихотворений |
10-12 стихотворений |
не менее 15 стихотворений |