Планируемые предметные результаты на уроках литературного чтения
Обучающиеся 3 класса осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Обучающиеся 3 класса научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тесты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами), с небольшими сообщениями.
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей
использование различных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно- следственные связи
развитее художественно- творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художника
Обучающийся 3 класса научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа ;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
— ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
— различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся 3 класса научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся 3 класса научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся 3 класса научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Обучающиеся 3 класса научатся:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематически м каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Обучающиеся 3 класса научатся:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом - повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
рассказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках;
Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Содержание учебного предмета (102 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Характеристика героя произведения с использованием художественно - выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги древней Руси
Первопечатник Иван Федоров
Устное народное творчество (10 ч)
Русские народные песни
Докучные сказки
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Иван-царевич и Серый Волк»
Как хорошо уметь читать. «Сивка-бурка»
Наши проекты
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно.», «Встреча зимы»;
И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (20 ч)
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы.», «Уж небо осенью дышало.», «В тот год осенняя погода.», «Опрятней модного паркета.», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане.»;
И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком.», «Утес», «Осень»;
Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;
И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги.».
Литературные сказки (6 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;
Как хорошо уметь читать. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (2 часть, 8ч)
М. Горький. «Случай с Евсейкой»;
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;
А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;
А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;
С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (12 ч)
М. М. Пришвин. «Моя Родина»;
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;
В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
Как хорошо уметь читать. Б. С. Житков. «Про обезьянку»;
В. П. Астафьев. «Капалуха»;
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной.»;
А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;
С. В. Михалков. «Если.»;
Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Наши проекты
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (7 ч)
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;
А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;
М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;
Н. Н. Носов. «Федина задача»,
Как хорошо уметь читать. Н. Носов. «Телефон»;
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (6 ч)
Л.А.Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;
Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;
Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (5 ч)
«Храбрый Персей» - древнегреческий миф
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Основные виды учебной деятельности: слушание, объяснение учителя, слушание и анализ выступления своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно- популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, анализ проблемных ситуаций, ознакомление с организационно- методическими требованиями понятия учебной задачи урока, стремиться её выполнить, наблюдение обобщения и формирования выводов
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе) Наименование темы урока |
Содержание урока |
1 |
|
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Введение. Знакомство с учебником |
Структура учебника, система условных обозначений учебника. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению. |
2 |
|
«Самое великое чудо на свете» (4 ч) Самое великое чудо на свете |
Рассказ о книге на основе внетекстовой информации; аннотацию на книгу. Ориентировка в учебнике по литературному чтению Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. |
3 |
|
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка устного сообщения |
Чтение вслух и про себя; поиск информации в тексте; устное сообщение на основе статьи учебника Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению. |
4 |
|
Первопечатник Иван Фёдоров |
Чтение текста вслух и про себя, вопросы по тексту; сообщение о первопечатнике И.Фёдорове на основе текстовой информации, иллюстрации, фотографии |
5 |
|
Урок -путешествие в прошлое. Вводная контрольная работа. КИМ 2 класс с.54-62 |
Ориентировка в структуре учебника и нахождение нужного произведения по содержанию |
6 |
|
«Устное народное творчество» (10ч) Устное народное творчество |
Рассказ о книге, представленной на выставке; виды устного народного творчества |
7 |
|
Русские народные песни. Заклички |
Выразительное чтение закличек, песен; Особенности русской народной песни. Сочинение заклички по плану и опорным словам |
8 |
|
Докучные сказки |
Докучные сказки; особенности построения докучных сказок, сочинение сказки на основе опорных слов |
9 |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Рассказ о книге на основе её обложки, содержания; содержание сказки, характеристика героя сказки по его поступкам Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. |
10 |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» иллюстрация И.Я. Билибина Рассказ сказки по иллюстрациям И.Я.Билибина Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. |
11 |
|
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» |
Содержание сказки, характеристика героя сказки по его поступкам Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. |
12 |
|
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» |
Содержание сказки, характеристика героя сказки по его поступкам. План сказки. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. |
13 |
|
Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
Содержание русской народной сказки «Сивка - бурка», особенности волшебной сказки. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. |
14 |
|
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Тест №2 КИМ с.6-7 |
Сказка как жанр устного народного творчества; определение особенности волшебной сказки; русские народные волшебные сказки |
15 |
|
Проект «Сочиняем волшебную сказку» |
Определение темы проекта,; особенности русской народной сказки; сочинение сказку, используя информацию других народных сказок Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. |
16 |
|
«Поэтическая тетрадь 1» (6 ч) Поэтическая тетрадь 1 |
Прогнозирование содержания раздела на основе его названия; произведения из данного раздела на основе содержания учебника Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием |
17 |
|
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» .Ф. И. Тютчев «Листья» |
Чтение стихотворения наизусть, представление картины,изображённой в стихотворении олицетворения и другие средства выразительности; Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
18 |
|
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой. » |
Чтение стихотворения наизусть; эпитеты и другие средства выразительности; Представление картин, изображённых в стихотворении. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
19 |
|
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно .», И. С. Никитин «Встреча зимы» |
Чтение стихотворение наизусть; олицетворения и другие средства выразительности. Озаглавливание текста, смысл придуманного заголовка Выразительное декламирование стихотворения наизусть; олицетворения и другие средства выразительности; представления изменения картин природы, изображённых в стихотворении |
20 |
|
И. Суриков «Детство» И. Суриков « Зима» |
Чтение стихотворения наизусть; сравнения и другие средства выразительности; представления картины, изображённой в стихотворении Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
21 |
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Тест №3 КИМы с.8-9 |
Подведение итогов |
22 |
|
Вводный урок к разделу «Великие русские писатели» (20ч) Великие русские писатели |
Чтение стихотворения наизусть Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием |
23 |
|
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» |
Рассказ о книге на выставке книг; составление аннотации и отзыва о прочитанной книге |
24 |
|
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения |
Работа с научно - популярной статьёй; отбор материала для составлению презентации Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
25 |
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро», А.С.Пушкин «Зимний вечер» |
Чтение стихотворений выразительно; на основе опорных слов понимание темы и настроение стихотворения; средства художественной вы Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
26 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
Сказки А.С.Пушкина;отличительные черты волшебных сказок Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
27 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
Анализ содержания сказки; основные специфические особенности волшебных сказок; народные и литературные сказки. |
28 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
Главная мысль сказки, подтверждение в тексте; характеристика героям сказки Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. воспроизведению текстаПодробный пересказ текста. |
29 |
|
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» |
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. |
30 |
|
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстомТест №4 КИМы с.10-11 |
Соотнесение произведения живописи и культуры;описание картины художника |
31 |
|
Жизнь и творчество И.А.Крылова |
Особенности басни; что высмеивает басня И.А.Крылова; Характеристика героев басни. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
32 |
|
И.А.Крылов «Мартышка и очки» |
Особенности басни; что высмеивает басня И.А.Крылова; Характеристика героев басни |
33 |
|
И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна», И.А.Крылов «Ворона и Лисица |
Особенности басни; что высмеивает басня И.А.Крылова; Характеристика героев басни. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. |
34 |
|
М.Ю.Лермонтова. Статья В.М.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи |
Статья учебника; Факты биографии М.Ю.Лермонтова и стихи поэта |
35 |
|
М.Ю.Лермонтов «Г орные вершины...», «На севере диком...» |
Выразительно чтение стихов; тексты; средства выразительности в художественном тексте |
36 |
|
М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень»Тест №5 КИМы с.12-13 |
Выразительно чтение стихов; тексты; средства выразительности в художественном тексте. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
37 |
|
Л.Н.Толстой. Детство писателя Рассказы. Л.Н.Толстой «Акула» |
Факты биографии Л.Н.Толстого. Работа со статьёй учебникаЗнакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. |
38 |
|
Л.Н.Толстой «Прыжок» |
Жанровые особенности рассказа; Характеристика героев произведения; Деление текста на части; Пересказа подробно Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. |
39 |
|
Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
Жанровые особенности рассказа. Характеристика героев произведения; Деление текст на части; Пересказ текста подробно Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. |
40 |
|
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
Структурные особенности различных типов текста - рассуждения, описания . повествования. Нахождение в тексте описания средств художественной выразительности |
41 |
|
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»Тест №6 КИМы с.14-15 |
Ответы на вопросы и выполнение задания по пройденному материалу |
42 |
|
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» (6 ч) Поэтическая тетрадь 2 |
Прогнозирование содержания раздела на основе темы;произведения, изучаемые в данном разделе, их жанры, авторы Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием |
43 |
|
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором» |
Чтение стихотворений выразительно; Определение настроения стихотворения на основе ключевых слов; Нахождение художественной выразительности |
44 |
|
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
Чтение стихотворений выразительно; Определение настроения стихотворения на основе ключевых слов; Нахождениех удожественной выразительности |
45 |
|
К.Бальмонт «Золотое слово» |
Объяснение смысла непонятных слов. Нахождение средств художественной выразительности |
46 |
|
И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений |
Выразительное чтение стихотворения. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установлениепричинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. оставление словесных картин к стихотворению |
47 |
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест№7 КИМы с.16-17 |
Ответы на вопросы и выполнение задания попройденному материалу |
48 |
|
Вводный урок по разделу «Литературные сказки» (6ч) Литературные сказки |
Рассказ об одной из книг на выставке. Составление аннотации, отзыва об одной из прочитанных книг. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
49 |
|
Д.Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). Д.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» |
Отличие сборника сказок от других книг; Отличия литературной сказки от народной Характеристика героев сказки Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. |
50 |
|
В. Гаршин «Лягушка - путешественница» |
Знание содержание сказки В.Гаршина «Лягушка - путешественница»; Определение основных особенностей сказочного сюжета Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности |
51 |
|
В. Одоевский «Мороз Иванович» |
Отличия литературных сказок от народных |
52 |
|
В. Одоевский «Мороз Иванович» |
Характеристика героев сказки; Выборочный пересказ текста Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. |
53 |
|
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Тест №8 КИМы с.18-19 |
Ответы на вопросы и выполнение задания по пройденному материалу |
54 |
|
Вводный урок по разделу «Были - небылицы» (8ч) Были - небылицы |
Рассказы о книге на выставке; Составление аннотации ,отзыва на понравившуюся книгу Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
55 |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
Средства художественной выразительности, используемые в тексте. Выразительное чтение диалогов Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ |
56 |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
Структура текста; Использование в собственном тексте различных средств художественной выразительности |
57 |
|
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
Особенности рассказа; произведение относится к жанру рассказа |
58 |
|
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
Характеристика героев произведения; Нахождение слов в тексте, которые помогают создать портрет героя Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
59 |
|
А. Куприн «Слон» |
Особенности жанра рассказа; Жанр рассказа; основные события прочитанного произведения |
60 |
|
А. Куприн «Слон» |
Краткий и развёрнутый план. Составление краткого плана к произведению Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
61 |
|
Обобщающий урок по разделу «Были - небылицы». Тест №9 КИМы с.20-21 |
Ответы на вопросы и выполнение задания по пройденному материалу |
62 |
|
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» (5 ч) Поэтическая тетрадь 1. С. Чёрный «Стихи о животных» |
Прогнозирование содержания раздела по теме; произведения этого раздела по содержанию учебника Чтение стихотворения; Нахождение слов, с помощью которых автор описывает изображаемое; Чтение, выражая настроение автора Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
63 |
|
А.Блок «Ветхая избушка» |
Представление картины, изображённой в стихотворении; выразительное чтение, отражая настроение стихотворения |
64 |
|
А.Блок «Сны», «Ворона» |
Представление картины, изображённой в стихотворении; Выразительное чтение, отражая настроение стихотворения |
65 |
|
С. Есенин «Черёмуха» |
Представление картины, изображённой в стихотворении; Выразительное чтение, отражая настроение стихотворения |
66 |
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 10 КИМы с.22-23 |
Ответы на вопросы и выполнение задания по пройденному материалу |
67 |
|
Вводный урок по разделу «Люби живое» (12 ч) Люби живое |
Прогнозирование содержание раздела по его теме; произведения раздела по оглавлению Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
68 |
|
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст |
Чтение произведения и объяснение заголовка произведения. Придумывание заголовка к прочитанному произведению; главный смысл произведения Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
69 |
|
И. Соколов - Микитов «Листопадничек» |
Называть особенности жанра рассказа;доказательства, что произведение относится к жанру рассказа; Объяснение смысла заголовка. Самостоятельно придумывание заголовка. Представление книги, выбирать книгу по описанию |
70 |
|
И. Соколов - Микитов «Листопадничек» |
Рассказ о герое произведения, используя авторские слова и выражения |
71 |
|
В.Белов «Малька провинилась» |
Особенности жанра рассказа; жанр рассказа; смысл заголовка; придумывание заголовка. Выбор книги по описанию |
72 |
|
В. Белов «Ещё про Мальку» |
Рассказ о герое произведения, используя авторские слова и выражения Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
73 |
|
В. Бианки «Мышонок Пик» |
Произведения В.В.Бианки; особенности жанра рассказа, сказки; основные события прочитанного произведения |
74 |
|
В. Бианки «Мышонок Пик» Тест №11 КИМы с.24-25 |
Слова для характеристики героев произведения. Рассказ о герое произведения Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
75 |
|
Б. С.Житков «Про обезьянку» |
Слова и выражения, которые описывают героев произведения. Рассказы о герое произведения Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь |
76 |
|
В. Астафьев «Капалуха» |
Слова и выражения, которые помогают составлять рассказ о главной героине. Рассказы о герое произведения |
77 |
|
В Драгунский «Он живой и светится...» |
Смысл названия произведения; смысл поступков героев произведения |
78 |
|
Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Тест № 12 КИМы с.26-27 |
Ответы на вопросы и выполнение заданий по пройденному материалу |
79 |
|
Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» (6 ч) Поэтическая тетрадь 2 С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной.» |
Прогнозирование раздела по названию темы; произведения раздела по оглавлению. Представление картин, изображённых в Стихотворении. Звуки в стихотворении, переданные фонетически (приём звукописи); Выразительное чтение выражая настроение стихотворения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
80 |
|
А. Барто «Разлука» А.Барто «В театре» |
Разметка стихотворения для выразительного чтения; Передача при чтении авторского отношения к изображаемому |
81 |
|
С.Михалков «Если», «Рисунок» |
Разметка стихотворения для выразительного чтения; Передача при чтении авторского отношения к изображаемому |
82 |
|
Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок» |
Разметка стихотворения для выразительного чтения; Передача при чтении авторского отношения к изображаемому Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно следственных связей. Определение главной мысли текста. |
83 |
|
Проект «Праздник поэзии» |
Тема стихотворений; Выразительное чтение |
84 |
|
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест №13 КИМы с.28-29 |
Ответы на вопросы и выполнение задания по пройденному материалу |
85 |
|
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» (7 ч) Собирай по ягодке - наберёшь кузовок Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» |
Рассказы о книге на выставке книг; Составление аннотации, отзыва на понравившуюся книгу Главная мысль произведения; смысл пословицы Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
86 |
|
А.П. Платонов «Цветок на земле» |
Главная мысль произведения; Рассказы о героях произведения Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев |
87 |
|
А.П.Платонов «Ещё мама» |
Главная мысль произведения; Рассказы о героях произведения Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев |
88 |
|
М.М.Зощенко «Золотые слова» |
Определять главную мысль произведения; Рассказывать о героях произведения Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
89 |
|
М.М.Зощенко «Великие путешественники» |
Жанр произведения и особенности данного жанра; особенности юмористического произведения, подтверждение в тексте |
90 |
|
Н.Носов «Федина задача» |
Особенности юмористического текста; Примеры комических ситуаций, поступков или других комических проявлений. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев |
91 |
|
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Тест №14 КИМы с.30-31 |
Ответы на вопросы и выполнение заданий по пройденному материалу |
92 |
|
Вводный урок по разделу «По страницам детских журналов» (6 ч) По страницам детских журналов |
Прогнозирование содержание раздела по названию. Работа с детскими журналами; определение основных рубрик, тем детских журналов; необходимая информацию в детском журнале Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
93 |
|
Ю.Ермолаев «Проговорился» |
Чтение, выражая чувства героев произведения; Главную мысль произведения Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков |
94 |
|
Ю. Ермолаев «Воспитатели» |
Чтение, выражая чувства героев произведения. Главную мысль произведения Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
95 |
|
Г.Остер «Вредные советы». Г.Остер «Как получаются легенды» |
Определение главной мысли произведения; Придумывание произведений по аналогии |
96 |
|
Р. Сеф «Весёлые стихи» |
Выразительное чтение стихотворений передавая настроение |
97 |
|
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Тест №15 КИМ с.32-33. Итоговая контрольная работа КИМ с.59-63 |
Ответы на вопросы и выполнение задания по пройденному материалу |
98 |
|
Вводный урок по разделу «Зарубежная литература» (5ч) Зарубежная литература |
Прогнозирование содержания раздела по его теме; произведения раздела по оглавлению учебника Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. |
99 |
|
Древнегреческий миф «Храбрый Персей» |
Содержание древнегреческого мифа; ориентировка в книгах, выставка книг; Рассказ об одной из них |
100 |
|
Подготовка сообщения о великом сказочнике Г.-Х. Андерсене |
Нахождение необходимой информации в тексте |
101 |
|
Г. -Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
Определение главной мысли сказки. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. |
102 |
|
Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Тест №16. КИМы с.34-35 |
Ответы на вопросы и выполнение заданий по пройденному материалу |