Рабочая программа по дисциплине ОД 01.04 История

0
0
Материал опубликован 9 April

к ООП по профессии:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины


«ОД.01.04 История»



































2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

8

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОД.01.04 ИСТОРИЯ»


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОД.01.04 История» является базовой дисциплиной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК6,

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные1

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

способность их использования в познавательной и социальной практике

уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ - начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;

-владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени;

-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ - начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;

уметь объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать при работе специфику современных источников социальной и личной информации; объяснять значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран; приобретение опыта осуществления учебно­исследовательской деятельности


ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно­

исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными

коммуникативными действиями: б) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека


- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов

гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной истории

ОК 06. Проявлять гражданско­патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных

общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармо низации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения


осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно­нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально­культурных традиций, формирование системы

значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения,

правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

-принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в

интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских

организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками учебно­исследовательской, проектной и социальной деятельности

космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой

Отечественной войн, исторических личностей, внёсших

значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в XX - начале XXI в.;

-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

-уметь устанавливать причинно-следственные,

пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI в.;

уметь анализировать текстовые, визуальные источники

исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в ХХ - начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры;

понимать значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени;

-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру;

иметь сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

136

в т.ч. в форме практической подготовки

130

в т. ч.:

теоретическое обучение

90

практические занятия

40

из них на профподготовку


Самостоятельная работа 1


Промежуточная аттестация

1 сем-контр.работа, 2 сем.-экзамен



2.2. . Тематический план и содержание учебной дисциплины ОД.01.04 История



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объём часов

Формируемые общие и профессиональные компетенции

1

2

3

4

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.



Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны

2


Тема 1.1. Мир в начале ХХ в.


Первая мировая

война. 1914–1918 гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории. Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые процессы и события Новейшей истории. Объединенные Нации против нацизма и фашизма. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм.

Антанта и Тройственный союз. Начало и первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба на истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и последствия Первой мировой войны

2

Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.

14


Тема 2.1. Распад империй

и образование новых

национальных

государств в Европе

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Советская власть в Венгрии. Революционное движение и образование Коммунистического интернационала. Образование Турецкой Республики

2

Тема 2.2. Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Планы послевоенного устройства мира. Территориальные изменения в мире и Европе по результатам Первой мировой войны. Парижская (Версальская) мирная конференция. Версальская система. Учреждение Лиги Наций. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие международных отношений

2

Тема 2.3. Страны Европы и Северной Америки в 1920-е гг.

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям в социально-экономической сфере в странах Запада. Экономический бум. Демократизация общественной жизни, возникновение массового общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.

Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма. Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини. Начало борьбы с фашизмом.

Начало Великой депрессии, ее причины. Социально-политические последствия кризиса конца 1920-1930-х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ. Роль государства в экономике стран Европы и Латинской Америки.

Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской диктатуры. Нацистский режим в Германии.

Подготовка Германии к войне. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины и значение гражданской войны в Испании

4

Тема 2.4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1918-1930 гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Экспансия колониализма. Цели национально-освободительных движений в странах Востока. Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в межвоенный период. Национально-освободительная борьба в Индии. Африка. Особенности экономического и политического развития Латинской Америки

2

Тема 2.5. Международные отношения в 1930-е гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины Второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939 г.

2

Тема 2.6. Развитие науки и культуры в 1914-1930-х гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период. Новые научные открытия и технические достижения. Новые виды вооружений и военной техники. Особенности культурного развития: архитектура, изобразительное искусство, литература, кинематограф, музыка. Олимпийское движение

2

Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

8


Тема 3.1. Начало Второй мировой войны

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны в Европе. Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939-1941 гг. Причины побед Германии и ее союзников в начальный период Второй мировой войны

Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США. Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных странах.

Холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления

4

Тема 3.2. Коренной перелом, окончание и важнейшие итоги Второй мировой войны

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение итало-германских войск в Северной Африке. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция. Падение режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом океане.

Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 1944-1945 гг., их роль в освобождении стран Европы. Ялтинская конференция. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР. Потсдамская конференция. Создание ООН.

Американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии, разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал, Токийский и Хабаровский процессы над немецкими и японскими военными преступниками. Важнейшие итоги Второй мировой войны

4

ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.



Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.

22


Тема 4.1. Россия и мир накануне Первой мировой войны

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Введение в историю России начала ХХ в. Время революционных потрясений и войн. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Военно-политические блоки. Предвоенные международные кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало войны. Планы сторон

4

Тема 4.2. Россия в Первой мировой войне

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Русская армия на фронтах Первой мировой войны. Военная кампания 1914 г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов.

Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем в начале войны. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины нарастания революционных настроений в российском обществе

4

Тема 4.3. Российская революция:

Февраль 1917 г.

Октябрь 1917 г.

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства.

Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. Русская православная церковь в условиях революции

4

Практическое занятие

10

ОК 02

Работа с источниками

Тема 4.4. Первые революционные преобразования большевиков

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.

Экономическая политика советской власти. Национализация промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План Государственной комиссии по электрификации России

2

Тема 4.5. Гражданская война

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Гражданская война: истоки и основные участники. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие антибольшевистских сил, их политические установки, социальный состав. Выступление левых эсеров.

События 1918–1919 гг. «Военспецы» и комиссары в Красной армии. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с Польшей. Причины Победы Красной армии в Гражданской войне

2

Тема 4.6. Революция и Гражданская война на национальных окраинах

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство Советской Федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Победа советской власти в Средней Азии и борьба с басмачеством

2

Тема 4.7. Идеология и культура в годы Гражданской войны

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение к Русской православной церкви.

Повседневная жизнь в период революции и Гражданской войны. Изменения в общественных настроениях. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны

2

Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.

6


Тема 5.1. СССР в 20-е гг.

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Последствия Первой мировой войны и Российской революции для демографии и экономики. Власть и Церковь.

Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике.

Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика в промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и противоречия нэпа.

Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Административно-территориальные реформы и национально-государственное строительство. Политика коренизации.

Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация оппозиции внутри Всесоюзной коммунистической партии большевиков.

Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. Дипломатические признания СССР – «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.

Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство. Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие образования. Развитие науки и техники. Начало «нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях. «Великий перелом». Индустриализация. Форсированная индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги курса на индустриальное развитие.

Коллективизация сельского хозяйства. Цель и задачи коллективизации. Начало коллективизации. Раскулачивание. Голод 1932-1933 гг. Становление колхозной системы. Итоги коллективизации

4

Практическое занятие

10

ОК 02

Работа с источниками

Тема 5.2. Советский Союз в 30-е гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Конституция 1936 года. Укрепление политического режима. Репрессивная политика. Массовые общественные организации: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, Всесоюзная пионерская организация. Национальная политика и национально-государственное строительство.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная революция.

Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие здравоохранения и образования.

Советское искусство 1930-х гг. Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф, музыка, изобразительное искусство, театр.

Повседневная жизнь населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная Церковь. Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов.

СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Советско-германский договор о ненападении

СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Вхождение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Подготовка Германии к нападению на СССР. Меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне войны

2

Практическое занятие

10

ОК 02

Работа с источниками

Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

8


Тема 6.1. Первый период войны

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв гитлеровцев

к Ленинграду. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления. Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера. Контрнаступление под Москвой. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев. Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов.

Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной экономики в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и тыла продовольствием. Патриотизм советских людей. Государство и Церковь в годы войны

2

Тема 6.2. Коренной перелом в ходе войны

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте весной 1943 г. Немецкое наступление под Курском. Курская битва. Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение коренного перелома.

«Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к началу 1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение Правобережья Днепра. Освобождение Крыма. Поражение Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция

2

Тема 6.3. Наука и культура в годы войны


Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Вклад в Победу деятелей науки. Советский атомный проект. Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление культурных ценностей на оккупированных территориях

2

Тема 6.4. Окончание Второй мировой войны

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская) конференция. Последние сражения. Битва за Берлин. Встреча на Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.

Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных военных преступников. Токийский и Хабаровский процессы. Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские потери. Материальные потери

2

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА



Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны

4


Тема 7.1. США и страны Европы во второй половине XX – начале XXI в.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в. Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и политические репрессии в Восточной Европе. Причины начала холодной войны.

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм в США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека. Возникновение Европейского экономического сообщества. Федеративная республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо». Франция после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая Великобритания. Движение против расовой дискриминации в США. Новые течения в идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение.

США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в. Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы. Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния средств массовой информации и политические изменения в Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале ХХI в. Создание Европейского союза

2

Тема 7.2. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ в. Кризисы в ряде социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в.

2

Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.

8


Тема 8.1. Страны Азии во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Гражданская война в Китае. Война в Корее. Национально-освободительные движения в Юго-Восточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия локальных войн в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.

Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная революция»
в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических странах Азии, их последствия.

Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма

2

Тема 8.2. Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение и Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке. Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и последствия арабо-израильских войн, революции в Иране

2

Тема 8.3. Страны Тропической и Южной Африки

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее Сахары. Попытки демократизации и установление диктатур. Ликвидация системы апартеида. Страны социалистической ориентации. Конфликт в Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути развития стран Африки после освобождения от колониальной зависимости во второй половине ХХ в., их причины

2

Тема 8.4. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах Латинской Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного единства» в Чили. Кризис реформ и военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в странах Южной Америки. Переход к демократии и усиление левых сил. Причины и последствия революционных движений на Кубе и в Центральной Америке

2

Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.

4


Тема 9.1. Международные отношения в конце 1940-х – конце 1980-х гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Гонка вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое соперничество. Международные отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний. Советско-китайский конфликт. Усиление нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия. Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны. Конец холодной войны

2

Тема 9.2. Международные отношения в 1990-е – 2024 г.

Основное содержание

2


Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные интервенции НАТО. Кризис глобального доминирования Запада. Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2


Тема 10.1. Наука и культура во второй половине ХХ в. – начале ХХI в.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ – начале ХХI в. Ядерная энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры и искусства во второй половине ХХ – начале ХХI в.: литература, театральное искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство. Олимпийское движение Глобальные проблемы современности

2

ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.



Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.

8


Тема 11.1. СССР в послевоенные годы

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Послевоенные годы. Влияние Победы. Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью

и преступностью. Восстановление и развитие экономики и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское хозяйство. Меры по улучшению жизни населения.

Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Послевоенные репрессии.

Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление идеологического контроля над обществом. Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт.

Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических позиций СССР. Послевоенные договоры с побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира. СССР и страны Азии

2

Тема 11.2. СССР в 1953-1964 гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание «нового человека».

Основные направления экономического и социального развития СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы. Социальное развитие.

Развитие науки и техники в 1953-1964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики. Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.

Культурное пространство в 1953-1964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта.

Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда. Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий.

Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны третьего мира

2

Тема 11.3. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.

Особенности социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост социально-экономических проблем.

Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования. Советское здравоохранение.

Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство: поиски новых путей. Достижения советского спорта.

Повседневная жизнь советского общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения.

Национальная политика и национальные движения. Новая историческая общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие республик в рамках единого государства. Национальные движения. Эволюция национальной политики.

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.

Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы

2

Тема 11.4. СССР в 1985-1991 гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый этап преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской модели экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.

Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Результаты политики гласности.

Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире.

Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис межнациональных отношений. Нарастание националистических и сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов. Противостояние между союзным центром и партийным руководством республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР

2

Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.

4


Тема 12.1. Российская Федерация в 1990-е гг.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных экономических преобразований. Ваучерная приватизация. Положение в экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Россия после дефолта. Результаты экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление современного парламентаризма. Выборы Президента Российской Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.

Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.

Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.

Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

2

Тема 12.2. Россия в ХХI в.

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 05

ОК 06

Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики России
в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти. Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Утверждение государственной символики. Военная реформа. Стабилизация политической системы в годы президентства В.В. Путина.

Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Выборы в Государственную Думу 2011 г.

Социально-экономическое развитие России в начале ХХI в. Приоритетные национальные проекты. Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в системе мировой рыночной экономики. Мировой экономический кризис 2008 г. Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и численности населения.

Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной системы образования. Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь.

Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост международного авторитета России и возобновление конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг.

Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента Российской Федерации в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва.

Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО). Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении России. Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина – неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество. Россия – страна героев

2

Практическое занятие

10

ОК 02

Работа с научно-популярной литературой

Промежуточная аттестация по дисциплине

2


Всего:

136


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет 210 гуманитарных дисциплин

оснащенный оборудованием: 30 посадочных места, рабочее место преподавателя, рабочая доска, техническими средствами обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники:

1. Мокроусова Л.Г, Павлова А.Н. «История России» / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.

3.2.2. Дополнительные источники:

1. Касьянов, В. В.  История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09549-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516976 (дата обращения: 07.04.2023).

2. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.] ; под редакцией К. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15877-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510103 (дата обращения: 07.04.2023).

3. Карпачев, С. П.  История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510698 (дата обращения: 07.04.2023).

















5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Код и наименование формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Р 1, П-о/с8 Р 2, П-о/с Р 3, П-о/с Р 4, П-о/с Р 5, П-о/с

Диагностическая работа Контрольная работа Самооценка и взаимооценка Презентация мини­проектов

Устный и письменный опрос

Результаты выполнения учебных заданий Разработка маршрута образовательного путешествия Практические работы Промежуточная аттестация (выполнение экзаменационных заданий

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, П-о/с

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- о/с

Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П-о/с

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с

Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5,

П-о/с

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- о/с

Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, П- о/с

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 П-о/с

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- о/с

Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 П-о/с

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с


ОК 06. Проявлять гражданско­патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 П-о/с

Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П-о/с

Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с




Контрольное тестирование


Вариант 1


Укажите древнейшую русскую летопись.

а) «Слово о полку Игореве»

б) Слово о Законе и Благодати»

в) «Остромирово Евангелие»

г) «Повесть временных лет»

Согласие антинорманской теории образования восточнославянского государства, неверным является утверждение, что:

а) название Русь имеет древнешведское происхождение

б) варяги не принимали никакого участия в образовании древнерусского государства

в) Рюрик, Синеус, Трувор – вымышленные персонажи

г) рассказ о призвании варягов является фальсификацией

Восстание древлян и убийство ими киевского князя Игоря произошли в:

а) 882г.

б) 945г.

в) 972г.

г) 980г.

Тип политической власти, характерный для Галицко-Волынской земли периода раздробленности, - это:

а) феодальная вечевая республика

б) конфликтный тип власти

в) княжеская монархия

г) сословно-представительная монархия

Укажите военно-монашеский орден-государство, находившийся в XIII веке на западных границах Руси и непосредственно угрожавший ей.

а) Мальтийский

б) Госпитальеров

в) Ливонский

г) Тамплиеров

В ходе монгольского нашествия на Русь в XIII веке «злым городом» завоеватели прозвали:

а) Козельск

б) Владимир

в) Торжок

г) Псков

Московский князь Иван I Калита подавил тверское антиордынское восстание в:

а) 1300г.

б) 1325г.

в) 1327г.

г) 1340г.

Новгородская земля была присоединена к Московскому государству в годы правления:

а) Дмитрия Донского

б) Василия II Темного

в) Ивана III

г) Василия III

«Избранная Рада» в годы правления Ивана IV являлась:

а) центральным правительством

б) сословно-представительным органом

в) военным советом при царе

г) личным охранным отрядом царя

Отметьте событие, с которым в истории Русского государства связана «Углическая трагедия».

а) грандиозный московский пожар 1547г.

б) разгром русских войск в Ливонской войне

в) массовые опричные казни

г) смерть царевича Дмитрия Ивановича

В XVII веке в российской экономике впервые появляется:

а) ремесленное производство

б) мануфактурное производство

в) металлургическое производство

г) меновая торговля

12. «Великое посольство» Петра I было предпринято в:

а) 1697-1698гг.

б) 1709г.

в) 1711г.

г) 1722-1723

13. В годы царствования Петра I новыми органами центрального управления государством стали:

а) приказы

б) министерства

в) коллегии

г) государственные комиссии

14. «Всесильным фаворитом» в годы правления Екатерины I и Петра II считался:

а) Ф.Апраксин

б) Э.Бирон

в) М.Голицын

г) А.Меншиков

15. 1757-1762гг.являются хронологическими рамками:

а) правление Елизаветы Петровны

б) Участие России в Семилетней войне

в) правления Петра III

г) русско-турецкой войны

16. Целью Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлось:

а) учреждение в России нового свода законов

б) замещение ею сената

в) проведение реформы местного самоуправления

г) проведение переписи населения

17. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева велась на территории:

а) Центрального и Северо-Западного районов России

б) Украины и Белоруссии

в) Сибири и Казахстана

г) Урала и Поволжья

18. Назовите наиболее известную военную операцию А.Суворова в конце XVIII века:

а) взятие Константинополя (Стамбула)

б) взятие Берлина

в) переправа через Дунай

г) переход через Альпы

19. Укажите годы правления Павла I.

а) 1792-1801

б) 1796-1801

в) 1796-1806

г) 1801-1806

20. В годы правления Александра I автономия и собственная конституция в рамках Русской империи были предоставлены:

а) Украине

б) войску Донскому

в) Бессарабии

г) Царству Польскому

21. Назовите фамилии руководителей Северного общества декабристов:

а) А.Юшневский и Н.Муравьев

б) Н.Муравьев, С.Трубецкой, Е.Оболенский

в) П.Пестель и К.Рылеев

г) П.Пестель, С.Трубецкой, Е.Оболенский

22. В годы правления Николая I ведущие функции правления государством сосредоточивались в:

а) Правительствующем Сенате

б) Государственном совете

в) Личной Императорской канцелярии

г) Специальном совещании

23. Реформа государственной деревни была проведена министром П.Киселевым в:

а) 1825-1830гг.

б) 1830-1831гг.

в) 1835-1837гг.

г) 1837-1841гг.

24. Автором знаменитого «Письма к Гоголю» (40-е года XIX века) являлся:

а) А.Герцен

б) Н.Чернышевский

в) В.Белинский

г) М.Катков

25. Русский парусный флот в Черном море в ходе Крымской войны:

а) был затоплен у входа в Севастопольскую бухту

б) был расстрелян или взят в плен англо-французскими кораблями

в) через черноморские проливы ушел в Средиземное море

г) был сожжен турецкими кораблями в Феодосии

26. важнейшим следствием отмены крепостного права в России стал(-о):

а) развал экономики страны

б) внешнеэкономическое ослабление страны

в) политическое усиление самодержавия

г) создание рынка вольнонаемного труда

27. «Циркуляр о кухаркиных детях», изданный в годы правления Александра III, предусматривал:

а) поощрение развития образования в низших слоях российского общества

б) содействие развитию благотворительности для низших сословий

в) сословные ограничения на получение среднего и высшего образования выходцами из низших сословий

г) создание особой системы государственного социального презрения

28. В годы правления Александра III в стране впервые появилось:

а) фабричное законодательство

б) машинное производство

в) организованное революционное движение

г) корпоративное самоуправление

29. Съезд РСДРП состоялся в:

а) 1895г.

б) 1898г.

в) 1903г.

г) 1905г.

30. Укажите функции Государственной Думы Российской Империи в начале XX века.

а) судебные

б) исполнительные

в) законосовещательные

г) законодательные

31. 3 июня 1907 г.произошло следующие событие:

а) Россия вступила в войну с Японией

б) Россия стала конституционной монархией

в) в России был совершен государственный переворот

г) был убит Г.Распутин

32. Укажите полководца, чьим именем была названа военная операция русских войск, блестяще проведенная в годы Первой мировой войны.

а) А.Брусилов

б) Я.Жилинский

в) П.Ренненкампф

г) А.Самсонов

33. Декреты «О мире» и «О земле» были приняты:

а) Временным правительством

б) Петросоветом

в) II Съездом Советов

г) Учредительным собранием

34. В годы Гражданской войны «омским правителем» называли:

а) генерала А.Деникина

б) генерала П.Врангеля

в) генерала Н.Юденича

г) адмирала А.Колчака

35. «Сталинский» план создания СССР назывался проектом:

а) «автономизации»

б) «федерализация»

в) «унитаризации»

г) «агрегации»

36. Главной целью индустриализации в СССР стало(-а):

а) повышение уровня материального благосостояния граждан СССР

б) создание за короткий срок современной тяжелой промышленности

в) консолидация пролетариата в политическом и социальном отношениях

г) достижения экономического превосходства над империалистическими государствами

37. Следствием пакта Молотова-Риббентропа стало(-а):

а) вступление СССР в Лигу Наций

б) политическое сближение СССР со странами «западных демократий»

в) советско-финская война

г) вступление СССР в организацию военно-политической оси «Рим-Берлин-Токио»

38. Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны СССР и Германии считается:

а) битва под Москвой

б) битва под Сталинградом

в) битва на Орлово-Курской дуге

г) Ясско-Кишиневская операция

39. Укажите воинское звание И.Сталина, присвоенное ему после окончания войны с Германией.

а) генерал

б) маршал

в) фельдмаршал

г) генералиссимус

40. Новыми органами управления экономикой страны в годы правления Н.Хрущева стал(-и).

а) МТС

б) СНХ (Совнархозы)

в) Экономические советы

г) Госплан

41. Конституция СССР 1977г.называлась:

а) «конституцией развитого социализма»

б) «конституцией победившего социализма»

в) «общенародной конституцией»

г) «конституцией советской демократии»

42. Пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л.Брежнева занял:

а) Ю.Андропов

б) К.Черненко

в) М.Суслов

г) М.Горбачев

43. Министром иностранных дел СССР в годы перестройки являлся:

а) А.Громыко

б) А.Козырев

в) Е.Примаков

г) Э.Шеварнадзе

44. Действующая конституция РФ была принята в:

а) 1991

б) 1993

в) 1996

г) 1998

45. Стратегическим партнером РФ в Азии и мире в настоящее время считается:

а) Китай

б) США

в) Украина

г) Япония

46. Как называется процесс распада относительно единого государства Киевская Русь на множество самостоятельных земель-государств (княжеств и республик)?

_____________________________________________________________________________


47. Каков характер реформ Александра II в 60-70-е годы XIX века?

_____________________________________________________________________________


48. Назовите основные функции государства: _____________________________________________________________________________


49. Кратко охарактеризуйте социально-экономическое положение Российской империи на рубеже XIX-XX веков.

_____________________________________________________________________________


50. Каковы основные причины отказа от НЭПа в СССР

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2


Римские источники называли древнейших славян:

а) венедами

б) скифами

в) антами

г) склавинами

Путь «из варяг в греки» проходил по:

а) Волге в) Дунаю

б) Днепру г) Днестру

Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом, произошел в:

а) 1097 г. в) 1111 г.

б) 1100 г. г) 1113 г.

Главой новгородского самоуправления в период раздробленности Руси считался:

а) князь

б) посадник

в) тысяцкий

г) архиепископ

«Ледовое побоище» новгородских войск с крестоносцами со­стоялось на льду озера:

а) Ильмень

б) Онежского

в) Ладожского

г) Чудского

Назовите московского князя, участвовавшего в феодальной войне второй четверти XV века и получившего прозвище «Темный».

а) Василий I

б) Василий II

в) Иван III

г) Василий III

Присоединение Пскова к Московскому государству в ходе образования единого Русского государства произошло в:

а) 1464 г. в)1510 г.

б) 1497 г. г)1514 г.

Одним из наиболее известных опричников в годы правления Ивана IV был:

а) А. Адашев

б) И. Висковатый

в) И. Федоров

г) В. Грязной

В период Смутного времени наиболее неспокойным в социальном отношении районом являлся:

а) юго-запад страны

б) северо-восток страны

в) центральный район

г) Поморье

Первая половина XVII века в России — это период:

а) самодержавного деспотизма

б) формирования абсолютизма

в) расцвета сословно-представительной монархии

г) олигархического правления бояр


«Чигиринские походы» в конце XVII века русское войско предпринимало против:

а) Швеции

б) Османской империи

в) Речи Посполитой

г) Персии

В начале Северной войны союзниками России являлись:

а) Османская империя и Речь Посполитая

б) Крымское ханство и Саксония

в) Османская империя и Дания

г) Дания и Саксония

Высшим органом управления страной в годы царствования Петра I стал:

а) Сенат

б) Синод

в) Государственный совет

г) Земский собор

14. Укажите годы правления Анны Иоанновны в Российской империи.

а) 1727-1730

б) 1730-1740

в) 1741-1761

г) 1762-1796

Эпохой «просвещенного абсолютизма» в России называют время правления:

а) Петра I

б) Екатерины I

в) Елизаветы Петровны

г) Екатерины II

Российская императрица Екатерина II состояла в переписке с французским философом:

а) Ж.-Ж. Руссо

б) Ш. Монтескье

в) Вольтером

г) Ж.Л. Д'Аламбером

Главной внешнеполитической задачей России в годы царствования Екатерины II было:

а) обеспечение выхода в Черное море

б) получение статуса «великой державы»

в) присоединение Финляндии

г) закрепление дальневосточных территорий

Время правления Павла I характеризуется как период:

а) децентрализации системы управления страной

б) поощрения создания корпоративных органов самоуправления

в) личного деспотизма верховного правителя

г) ограничения внешнеполитической активности России

В 1803 г. император Александр I издал:

а) закон о введении министерств в систему органов государственного управления

б) указ о запрете купли-продажи крестьян

в) Конституционный Статут княжества Финляндского

г) указ «О вольных хлебопашцах»

В начале XIX века по поручению Александра I проект реформ в государстве разрабатывал:

а) М. Сперанский

б) П. Вяземский

в) Н. Новосильцев

г) П. Строганов

«Русская правда» в истории России, применительно к первой четверти XIX века, — это:

а) свод законов

б) конституционный проект

в) публицистический журнал

г) тайная организация

Негативным явлением российской общественно-политической и государственной жизни первой четверти XIX века являлась:

а)« аракчеевщина »

б) « хованщина »

в) «бироновщина»

г) « распутинщина »

«Холерные бунты» 1830-1831 гг. были вызваны:

а) бездействием правительства в условиях эпидемии

б) нехваткой необходимых медикаментов

в) жесткими карантинными мерами правительства

г) агитацией революционных организаций

«Николаевская» железная дорога соединяла:

а) Санкт-Петербург и Царское село

б) Санкт-Петербург и Москву

в) Москву и Одессу

г) Харьков и Одессу

Официальной идеологией в годы правления Николая I стала:

а) идеология «просвещенного абсолютизма»

б) идеология европейского либерализма

в) теория модернизации страны

г) теория «официальной народности»

Назовите условие, не входившее в содержание реформы 1861 г. по отмене крепостного права.

а) сохранение помещичьего землевладения

б) сохранение и укрепление крестьянской общины

в) освобождение крестьян лично и с землей, без выкупа и условий

г) временное сохранение обязательств крестьян перед землевладельцами

Согласно реформе судебной системы в годы правления Александра II принцип состязательности означал:

а) отделение предварительного следствия от судопроизводства

б) привлечение для судебного разбирательства свидетелей

в) внесение обвиняемым существенного денежного залога

г) участие в процессе защиты и обвинения (адвоката и прокурора)

Страна не вела ни одной войны при императоре:

а) Александре I

б) Николае I

в) Александре II

г) Александре III

Высшей точкой I Русской революции считается(-ются):

а) «кровавое воскресенье»

б) события октября—декабря 1905 г. в Санкт-Петербурге и Москве

в) восстание на броненосце «Потемкин»

г) крестьянское движение летом 1906 г.

30.Главным итогом Февральской революции 1917 г. стало(-а):

а) свержение монархии в России

б) прекращение войны с Германией

в) легализация революционных партий

г) введение в стране буржуазных прав и свобод

31. Корниловским мятежом принято называть:

а) братание русских и германских войск на Восточном фронте после Февральской революции

б) попытку восстановления монархии в России

в) попытку свержения Временного правительства и установления военной диктатуры

г) действия Временного правительства по уничтожению Петросовета

Председателем Реввоенсовета РСФСР и фактическим создателем Красной Армии в годы Гражданской войны являлся:

а) В. Ленин

б) Л. Троцкий

в) А. Рыков

г) М. Фрунзе

НЭП не предусматривал:

а) национализацию промышленности

б) замену продразверстки продналогом

в) развитие производственной и потребительской кооперации

г) тесное экономическое взаимодействие города и деревни

Советско-финская война велась в:

а) 1936 г.

б) 1938 г.

в) 1939-1940гг.

г) 1940-1941гг.

В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ лженаукой была объявлена:

а) психология

б) физиология

в) биология

г) генетика

Культ личности И. Сталина был осужден на:

а) XVIII партийной конференции

б) XIX партийном съезде

в) внеочередной сессии Верховного Совета СССР

г) XX партийном съезде

В годы правления Н. Хрущева по отношению к некоторым на родам, населявшим СССР, проводилась политика:

а) реабилитации

б) депортации

в) русификации

г) сегрегации

38. «Карибский кризис» был вызван:

а) крушением финансовой системы США поставкой советских ракет на Кубу

в) захватом Панамского канала армией США

г) военно-политическим вмешательством СССР и Кубы в дела стран Южной Америки

В годы правления Л. Брежнева пост секретаря ЦК КПСС по идеологии занимал:

а) А. Косыгин

б) М. Суслов

в) А. Громыко

г) К. Черненко

В середине 60-х годов XX века в СССР появилось следующее неформальное движение:

а) экологическое

б) пацифистское

в) диссидентское

г) ревизионистское

Подъем экономики СССР в середине 70-х годов XX века был связан с:

а) интенсификацией промышленного и сельскохозяйственного производства

б) благоприятной конъюнктурой внешнего рынка энергоносителей (нефти и газа)

в) проводимой приватизацией мелких промышленных предприятий

г) дополнительным привлечением средств населения в виде государственных займов

Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе происходило в:

а)1964 г. в) 1972 г.

б)1969г. г) 1975 г.

Реформы в СССР в начале 80-х годов XX века, связанные с именем Ю. Андропова, включали меры по:

а) укреплению трудовой дисциплины, борьбе с коррупцией, усилению правопорядка

б) переводу экономики на принципы хозрасчета и самоокупаемости

в) внедрению научно-технических достижений в промышленное производство

г) усилению роли партийных органов на местах

Внешнеполитический курс, названный «новым мышлением», в годы правления М. Горбачева предполагал:

а) сохранение военно-политического паритета с НАТО

б) достижение военно-политического превосходства СССР над НАТО

в) отказ от военно-политической конфронтации с НАТО

г) внешнеполитическую самоизоляцию СССР

Договор Белоруссии, России и Украины, фактически разрушивший СССР, носит условное название:

а) «мюнхенского сговора»

б) «киевской декларации»

в) «новоогаревских соглашений»

г) «беловежских соглашений»

46. Как называется процесс заселения и хозяйственного освоения новых земель?

_____________________________________________________________________________

47. Как называлась международная экономическая организация, образованная социалистическими странами во главе с СССР по окончании Второй мировой войны?

_____________________________________________________________________________

Назовите основные предпосылки к возникновению государства.

_____________________________________________________________________________

Каково значение преобразований Петра I?

_____________________________________________________________________________

Дайте краткую характеристику политического режима, сложившегося в СССР в 30-е годы XX века.

_____________________________________________________________________________






Итоговый контроль

1 вариант


1. Назовите политический строй Российской империи в начале XX века.

1. Республика

2. Абсолютная монархия

3. Конституционная монархия

4. Самодержавная монархия

2. Назовите особенности социально-экономического развития России в начале XX в.:

1. быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива – углём и нефтью;

2. Россия являлась индустриально-аграрной страной;

3. наличие мощного государственного сектора экономики;

4. все вышеперечисленное

3. Назовите годы Русско-Японской войны.

1) 1904-1905 гг. 2)1905-1907гг.

3)1912-1913 гг 4) 1914-1918 гг.

4. Слова: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», - взяты из документа:

1. речи Николая I во время коронации;

2. программы партии «Союз русского народа»;

3. листовки большевиков во время вооружённого восстания в Москве;

4. Манифеста 17 октября 1905 г.


5. Назовите период Первой мировой войны.

1. 1904-1905 гг.

2. 1905-1907 гг.

3. 1914-1918 гг.

4. 1939-1945 гг.

6. Назовите одну из причин победы большевиков в 1917 г.:

1. последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»;

2. привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения;

3. мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства;

4. помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты.

7. Система международных отношений, сложившаяся в мире после первой мировой войны получила название

1. Вестфальский мир

2. Версальско-Вашингтонская

3. Бриана – Келлога

4. Молотова- Риббентропа

8. Двоевластие – это

1. Внутригосударственный вооруженный конфликт.

2. Политическая организация власти, когда власть принадлежит двум структурам одновременно.

3. Система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений

4. Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела страны

9. Объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства — это

1. Коллективизация

2. Индустриализация

3. Революция

4. Интервенция

10. В каком году был образован СССР?

1. 27 декабря 1922 г.

2. 5 декабря 1936 г.

3. 13 ноября 1918 г.

4. 23 февраля 1918 г.

11. Государственная программа поставок Соединённых Штатов Америки оборудования, боеприпасов, техники и продовольствия своим союзникам во Второй мировой войне

1. «Новый курс»

2. «Ленд-лиз»

3. «План Маршалла»

4. «Доктрина Трумэна»

12. Прочтите отрывок из стихотворения О.Э. Мандельштама и напишите фамилию человека, о котором идет речь.Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

1. Л.Д. Троцкий

2. В.М. Молотов

3. В.И. Ленин

4. И.В. Сталин

13. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?

1. введение советских войск на территорию Польши

2. нападение СССР на Финляндию

3. заключение договора с Германией

4. отказ от вступления в антигитлеровскую коалицию

14. Военная тактика германских войск получила название «блицкриг», что означало

1. «Великий путь»

2. «Правое дело»

3. «Завоевание жизненного пространства»

4. «Молниеносная война»

15. Последствием Московской битвы было то, что

1. Был открыт второй фронт в Европе

2. Произошел коренной перелом в ходе войны

3. Был развеян миф о непобедимости германской армии

4. Германия начала терять своих союзников

16. Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны положила:

1. победа под Москвой;

2. Сталинградская битва;

3. битва за Кавказ;

4. победа на Орловско-Курской дуге.

17. Позднее других произошло событие

1. Запуск первого спутника Земли

2. Первый полет человека в Космос

3. Испытание водородной бомбы

4. ХХ съезд КПСС

18. Атомная бомба в СССР появилось в:

1. 1939 г.

2. 1945г.

3. 1949г.

4. 1953г.

19. Полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных – это

1. Доктрина

2. Реабилитация

3. Идеология

4. Кампания

20. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» связано с именем

1. Л.П.Берии

2. Г.М.Маленкова

3. Н.С.Хрущева

4. И.В.Курчатова


2 вариант


1. Назовите особенности российской экономики начала XX в.:

1. бурный подъём промышленности;

2. государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий;

3. иностранные инвестиции в экономику составляли почти 40 % всех капиталовложений;

4. все вышеперечисленное

2. Позднее других событий произошло:

1. начало русско-японской войны;

2. вступление России в Первую мировую войну;

3. начало первой русской революции;

4. начало гражданской войны.

3. Манифест 17 октября 1905 года:

1. ликвидировал сословия,

2. ликвидировал помещичье землевладение

3. ввел политические свободы

4. установил национальное равенство

4. В ходе революции 1905 – 1907 гг. произошло:

1. свержение самодержавия

2. установление власти Советов по всей стране

3. учреждение Государственной думы

4. провозглашение демократической республики

5. «Красный террор» принял широкие размеры после:

1. уничтожения царской семьи;

2. начала иностранной интервенции;

3. убийства М.С. Урицкого и покушения в Москве на жизнь Ленина;

4. образования Уфимской директории.

6. Белое движение, несмотря на временные успехи и помощь из-за рубежа, потерпело поражение, потому что:

1. его лидеры не смогли предложить народу привлекательной программы;

2. на контролируемых белыми территориях восстанавливались законы Российской империи;

3. собственность передавалась новым владельцам;

4. верно 1 и 2.

7. Назовите мероприятия политики «военного коммунизма»:

1. ускоренная национализация промышленных предприятий

2. переход к продразвёрстке;

3. образование комбедов;

4. все вышеперечисленное

8. Назовите республики, подписавшие в 1922 г. договор о создании СССР:

1. РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказье;

2. РСФСР, Украина, Белоруссия и Казахстан;

3. РСФСР, Украина, Прибалтика, Закавказье;

4. РСФСР, Белоруссия, Закавказье, Прибалтика

9. В ходе коллективизации в отличие от НЭПа происходит:

1. использование рыночных методов;

2. ускорение темпов развития хозяйства крестьян;

3. обобществление средств производства;

4. разрешение аренды земли

10. В августе 1939 г. был подписан договор о ненападении между:

1. Германией и Японией

2. Великобританией и СССР

3. Германией и СССР

4. Великобританией и Францией

11. Назовите период второй мировой войны

6. 1. 22 июня 1941 г – 9 мая 1945 гг.

7. 2. 22 июня 1941 г. – 2 сентября 1945 гг.

8. 3. 1 сентября 1941 года – 9 мая 1945 гг.

9. 4. 1 сентября 1939 г – 2 сентября 1945 гг.

12. После какой битвы Второй мировой войны был развенчан миф о непобедимости германской армии.

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Битва на Орловско-Курской дуге

4. Кавказская битва.

13. Приведённый перечень: Паулюс, Жуков, приказ № 227, ноябрь, «Уран», коренной перелом – относится к событиям военной операции Великой Отечественной войны:

1. Курской;

2. Сталинградской;

3. Московской;

4. в Белоруссии

14. Крупнейшее танковое сражение в ходе войны с участием 1200 танков и самоходных орудий произошло:

1. в уличных боях в Сталинграде;

2. при взятии Берлина;

3. под Прохоровкой;

4. под Москвой на Волоколамском шоссе.

15. Атомное оружие впервые в мире было использовано в:

1. 1939 г.

2. 1945г.

3. 1949 г.

4. 1953 г.

16. Позднее других произошло событие

6. Запуск первого спутника Земли

7. Первый полет человека в Космос

8. Испытание водородной бомбы

9. ХХ съезд КПСС

17. В СССР ни один закон не мог быть принят без одобрения его:

1. И.В. Сталиным;

2. в Политбюро;

3. в Госплане;

4. Правительством.

18. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» связано с именем

12. Л.П.Берии

13. Г.М.Маленкова

14. Н.С.Хрущева

15. И.В. Курчатова

19. Сверхдержава - это

1. Союз государств, разделяющих общие интересы и готовых оказывать друг другу военную поддержку в случае конфликта одного из участников блока с какой-либо враждебной державой.

2. Полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных и пострадавших людей в результате массовых репрессий.

3. Государство, обладающее подавляющим перевесом в военной мощи над большинством возможных противников

4. Система взглядов, принципов, обосновывающих определенную военно-политическую программ.

20. Атомная бомба появилась в СССР в:

1. 1.1939 г 2. 1945г. 3. 1949г






1

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.