Рабочая программа по дисциплине ОД 01.04 История
к ООП по профессии:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины
«ОД.01.04 История»
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4
8 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОД.01.04 ИСТОРИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОД.01.04 История» является базовой дисциплиной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК6,
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России
Код и наименование формируемых компетенций | ||
Общие | Дисциплинарные1 | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике | уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ - начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; -владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени; -уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | уметь осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ - начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности; уметь объяснять критерии поиска исторических источников и находить их; учитывать при работе специфику современных источников социальной и личной информации; объяснять значимость конкретных источников при изучении событий и процессов истории России и истории зарубежных стран; приобретение опыта осуществления учебноисследовательской деятельности |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - приобретать опыт взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России
|
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств | уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других форм межличностного взаимодействия, а также при разработке и представлении учебных проектов и исследований по новейшей истории, аргументированно критиковать фальсификации отечественной истории; рассказывать о подвигах народа при защите Отечества, разоблачать фальсификации отечественной истории |
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармо низации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | осознание обучающимися российской гражданской идентичности; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; -принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности | космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России); знать имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внёсших значительный вклад в социально-экономическое, политической и культурное развитие России в XX - начале XXI в.; -уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; уметь выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; -уметь устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI в.; уметь анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм; уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории; знать ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в ХХ - начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие достижения культуры, ценностные ориентиры; понимать значимость роли России в мировых политических и социально-экономических процессах с древнейших времен до настоящего времени; -уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру; иметь сформированность представлений о предмете, научных и социальных функциях исторического знания, методах изучения исторических источников |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 136 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 130 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 90 |
практические занятия | 40 |
из них на профподготовку | |
Самостоятельная работа 1 | |
Промежуточная аттестация | 1 сем-контр.работа, 2 сем.-экзамен |
2.2. . Тематический план и содержание учебной дисциплины ОД.01.04 История
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет 210 гуманитарных дисциплин
оснащенный оборудованием: 30 посадочных места, рабочее место преподавателя, рабочая доска, техническими средствами обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные источники:
1. Мокроусова Л.Г, Павлова А.Н. «История России» / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09549-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516976 (дата обращения: 07.04.2023).
2. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.] ; под редакцией К. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15877-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510103 (дата обращения: 07.04.2023).
3. Карпачев, С. П. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510698 (дата обращения: 07.04.2023).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Код и наименование формируемых компетенций | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Р 1, П-о/с8 Р 2, П-о/с Р 3, П-о/с Р 4, П-о/с Р 5, П-о/с | Диагностическая работа Контрольная работа Самооценка и взаимооценка Презентация минипроектов Устный и письменный опрос Результаты выполнения учебных заданий Разработка маршрута образовательного путешествия Практические работы Промежуточная аттестация (выполнение экзаменационных заданий |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, П-о/с Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- о/с Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П-о/с Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, П-о/с Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- о/с Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, П- о/с Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 П-о/с Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, П- о/с Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 П-о/с Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с | |
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 П-о/с Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, П-о/с Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с |
Контрольное тестирование
Вариант 1
Укажите древнейшую русскую летопись.
а) «Слово о полку Игореве»
б) Слово о Законе и Благодати»
в) «Остромирово Евангелие»
г) «Повесть временных лет»
Согласие антинорманской теории образования восточнославянского государства, неверным является утверждение, что:
а) название Русь имеет древнешведское происхождение
б) варяги не принимали никакого участия в образовании древнерусского государства
в) Рюрик, Синеус, Трувор – вымышленные персонажи
г) рассказ о призвании варягов является фальсификацией
Восстание древлян и убийство ими киевского князя Игоря произошли в:
а) 882г.
б) 945г.
в) 972г.
г) 980г.
Тип политической власти, характерный для Галицко-Волынской земли периода раздробленности, - это:
а) феодальная вечевая республика
б) конфликтный тип власти
в) княжеская монархия
г) сословно-представительная монархия
Укажите военно-монашеский орден-государство, находившийся в XIII веке на западных границах Руси и непосредственно угрожавший ей.
а) Мальтийский
б) Госпитальеров
в) Ливонский
г) Тамплиеров
В ходе монгольского нашествия на Русь в XIII веке «злым городом» завоеватели прозвали:
а) Козельск
б) Владимир
в) Торжок
г) Псков
Московский князь Иван I Калита подавил тверское антиордынское восстание в:
а) 1300г.
б) 1325г.
в) 1327г.
г) 1340г.
Новгородская земля была присоединена к Московскому государству в годы правления:
а) Дмитрия Донского
б) Василия II Темного
в) Ивана III
г) Василия III
«Избранная Рада» в годы правления Ивана IV являлась:
а) центральным правительством
б) сословно-представительным органом
в) военным советом при царе
г) личным охранным отрядом царя
Отметьте событие, с которым в истории Русского государства связана «Углическая трагедия».
а) грандиозный московский пожар 1547г.
б) разгром русских войск в Ливонской войне
в) массовые опричные казни
г) смерть царевича Дмитрия Ивановича
В XVII веке в российской экономике впервые появляется:
а) ремесленное производство
б) мануфактурное производство
в) металлургическое производство
г) меновая торговля
12. «Великое посольство» Петра I было предпринято в:
а) 1697-1698гг.
б) 1709г.
в) 1711г.
г) 1722-1723
13. В годы царствования Петра I новыми органами центрального управления государством стали:
а) приказы
б) министерства
в) коллегии
г) государственные комиссии
14. «Всесильным фаворитом» в годы правления Екатерины I и Петра II считался:
а) Ф.Апраксин
б) Э.Бирон
в) М.Голицын
г) А.Меншиков
15. 1757-1762гг.являются хронологическими рамками:
а) правление Елизаветы Петровны
б) Участие России в Семилетней войне
в) правления Петра III
г) русско-турецкой войны
16. Целью Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлось:
а) учреждение в России нового свода законов
б) замещение ею сената
в) проведение реформы местного самоуправления
г) проведение переписи населения
17. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева велась на территории:
а) Центрального и Северо-Западного районов России
б) Украины и Белоруссии
в) Сибири и Казахстана
г) Урала и Поволжья
18. Назовите наиболее известную военную операцию А.Суворова в конце XVIII века:
а) взятие Константинополя (Стамбула)
б) взятие Берлина
в) переправа через Дунай
г) переход через Альпы
19. Укажите годы правления Павла I.
а) 1792-1801
б) 1796-1801
в) 1796-1806
г) 1801-1806
20. В годы правления Александра I автономия и собственная конституция в рамках Русской империи были предоставлены:
а) Украине
б) войску Донскому
в) Бессарабии
г) Царству Польскому
21. Назовите фамилии руководителей Северного общества декабристов:
а) А.Юшневский и Н.Муравьев
б) Н.Муравьев, С.Трубецкой, Е.Оболенский
в) П.Пестель и К.Рылеев
г) П.Пестель, С.Трубецкой, Е.Оболенский
22. В годы правления Николая I ведущие функции правления государством сосредоточивались в:
а) Правительствующем Сенате
б) Государственном совете
в) Личной Императорской канцелярии
г) Специальном совещании
23. Реформа государственной деревни была проведена министром П.Киселевым в:
а) 1825-1830гг.
б) 1830-1831гг.
в) 1835-1837гг.
г) 1837-1841гг.
24. Автором знаменитого «Письма к Гоголю» (40-е года XIX века) являлся:
а) А.Герцен
б) Н.Чернышевский
в) В.Белинский
г) М.Катков
25. Русский парусный флот в Черном море в ходе Крымской войны:
а) был затоплен у входа в Севастопольскую бухту
б) был расстрелян или взят в плен англо-французскими кораблями
в) через черноморские проливы ушел в Средиземное море
г) был сожжен турецкими кораблями в Феодосии
26. важнейшим следствием отмены крепостного права в России стал(-о):
а) развал экономики страны
б) внешнеэкономическое ослабление страны
в) политическое усиление самодержавия
г) создание рынка вольнонаемного труда
27. «Циркуляр о кухаркиных детях», изданный в годы правления Александра III, предусматривал:
а) поощрение развития образования в низших слоях российского общества
б) содействие развитию благотворительности для низших сословий
в) сословные ограничения на получение среднего и высшего образования выходцами из низших сословий
г) создание особой системы государственного социального презрения
28. В годы правления Александра III в стране впервые появилось:
а) фабричное законодательство
б) машинное производство
в) организованное революционное движение
г) корпоративное самоуправление
29. Съезд РСДРП состоялся в:
а) 1895г.
б) 1898г.
в) 1903г.
г) 1905г.
30. Укажите функции Государственной Думы Российской Империи в начале XX века.
а) судебные
б) исполнительные
в) законосовещательные
г) законодательные
31. 3 июня 1907 г.произошло следующие событие:
а) Россия вступила в войну с Японией
б) Россия стала конституционной монархией
в) в России был совершен государственный переворот
г) был убит Г.Распутин
32. Укажите полководца, чьим именем была названа военная операция русских войск, блестяще проведенная в годы Первой мировой войны.
а) А.Брусилов
б) Я.Жилинский
в) П.Ренненкампф
г) А.Самсонов
33. Декреты «О мире» и «О земле» были приняты:
а) Временным правительством
б) Петросоветом
в) II Съездом Советов
г) Учредительным собранием
34. В годы Гражданской войны «омским правителем» называли:
а) генерала А.Деникина
б) генерала П.Врангеля
в) генерала Н.Юденича
г) адмирала А.Колчака
35. «Сталинский» план создания СССР назывался проектом:
а) «автономизации»
б) «федерализация»
в) «унитаризации»
г) «агрегации»
36. Главной целью индустриализации в СССР стало(-а):
а) повышение уровня материального благосостояния граждан СССР
б) создание за короткий срок современной тяжелой промышленности
в) консолидация пролетариата в политическом и социальном отношениях
г) достижения экономического превосходства над империалистическими государствами
37. Следствием пакта Молотова-Риббентропа стало(-а):
а) вступление СССР в Лигу Наций
б) политическое сближение СССР со странами «западных демократий»
в) советско-финская война
г) вступление СССР в организацию военно-политической оси «Рим-Берлин-Токио»
38. Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны СССР и Германии считается:
а) битва под Москвой
б) битва под Сталинградом
в) битва на Орлово-Курской дуге
г) Ясско-Кишиневская операция
39. Укажите воинское звание И.Сталина, присвоенное ему после окончания войны с Германией.
а) генерал
б) маршал
в) фельдмаршал
г) генералиссимус
40. Новыми органами управления экономикой страны в годы правления Н.Хрущева стал(-и).
а) МТС
б) СНХ (Совнархозы)
в) Экономические советы
г) Госплан
41. Конституция СССР 1977г.называлась:
а) «конституцией развитого социализма»
б) «конституцией победившего социализма»
в) «общенародной конституцией»
г) «конституцией советской демократии»
42. Пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л.Брежнева занял:
а) Ю.Андропов
б) К.Черненко
в) М.Суслов
г) М.Горбачев
43. Министром иностранных дел СССР в годы перестройки являлся:
а) А.Громыко
б) А.Козырев
в) Е.Примаков
г) Э.Шеварнадзе
44. Действующая конституция РФ была принята в:
а) 1991
б) 1993
в) 1996
г) 1998
45. Стратегическим партнером РФ в Азии и мире в настоящее время считается:
а) Китай
б) США
в) Украина
г) Япония
46. Как называется процесс распада относительно единого государства Киевская Русь на множество самостоятельных земель-государств (княжеств и республик)?
_____________________________________________________________________________
47. Каков характер реформ Александра II в 60-70-е годы XIX века?
_____________________________________________________________________________
48. Назовите основные функции государства: _____________________________________________________________________________
49. Кратко охарактеризуйте социально-экономическое положение Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
_____________________________________________________________________________
50. Каковы основные причины отказа от НЭПа в СССР
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Римские источники называли древнейших славян:
а) венедами
б) скифами
в) антами
г) склавинами
Путь «из варяг в греки» проходил по:
а) Волге в) Дунаю
б) Днепру г) Днестру
Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом, произошел в:
а) 1097 г. в) 1111 г.
б) 1100 г. г) 1113 г.
Главой новгородского самоуправления в период раздробленности Руси считался:
а) князь
б) посадник
в) тысяцкий
г) архиепископ
«Ледовое побоище» новгородских войск с крестоносцами состоялось на льду озера:
а) Ильмень
б) Онежского
в) Ладожского
г) Чудского
Назовите московского князя, участвовавшего в феодальной войне второй четверти XV века и получившего прозвище «Темный».
а) Василий I
б) Василий II
в) Иван III
г) Василий III
Присоединение Пскова к Московскому государству в ходе образования единого Русского государства произошло в:
а) 1464 г. в)1510 г.
б) 1497 г. г)1514 г.
Одним из наиболее известных опричников в годы правления Ивана IV был:
а) А. Адашев
б) И. Висковатый
в) И. Федоров
г) В. Грязной
В период Смутного времени наиболее неспокойным в социальном отношении районом являлся:
а) юго-запад страны
б) северо-восток страны
в) центральный район
г) Поморье
Первая половина XVII века в России — это период:
а) самодержавного деспотизма
б) формирования абсолютизма
в) расцвета сословно-представительной монархии
г) олигархического правления бояр
«Чигиринские походы» в конце XVII века русское войско предпринимало против:
а) Швеции
б) Османской империи
в) Речи Посполитой
г) Персии
В начале Северной войны союзниками России являлись:
а) Османская империя и Речь Посполитая
б) Крымское ханство и Саксония
в) Османская империя и Дания
г) Дания и Саксония
Высшим органом управления страной в годы царствования Петра I стал:
а) Сенат
б) Синод
в) Государственный совет
г) Земский собор
14. Укажите годы правления Анны Иоанновны в Российской империи.
а) 1727-1730
б) 1730-1740
в) 1741-1761
г) 1762-1796
Эпохой «просвещенного абсолютизма» в России называют время правления:
а) Петра I
б) Екатерины I
в) Елизаветы Петровны
г) Екатерины II
Российская императрица Екатерина II состояла в переписке с французским философом:
а) Ж.-Ж. Руссо
б) Ш. Монтескье
в) Вольтером
г) Ж.Л. Д'Аламбером
Главной внешнеполитической задачей России в годы царствования Екатерины II было:
а) обеспечение выхода в Черное море
б) получение статуса «великой державы»
в) присоединение Финляндии
г) закрепление дальневосточных территорий
Время правления Павла I характеризуется как период:
а) децентрализации системы управления страной
б) поощрения создания корпоративных органов самоуправления
в) личного деспотизма верховного правителя
г) ограничения внешнеполитической активности России
В 1803 г. император Александр I издал:
а) закон о введении министерств в систему органов государственного управления
б) указ о запрете купли-продажи крестьян
в) Конституционный Статут княжества Финляндского
г) указ «О вольных хлебопашцах»
В начале XIX века по поручению Александра I проект реформ в государстве разрабатывал:
а) М. Сперанский
б) П. Вяземский
в) Н. Новосильцев
г) П. Строганов
«Русская правда» в истории России, применительно к первой четверти XIX века, — это:
а) свод законов
б) конституционный проект
в) публицистический журнал
г) тайная организация
Негативным явлением российской общественно-политической и государственной жизни первой четверти XIX века являлась:
а)« аракчеевщина »
б) « хованщина »
в) «бироновщина»
г) « распутинщина »
«Холерные бунты» 1830-1831 гг. были вызваны:
а) бездействием правительства в условиях эпидемии
б) нехваткой необходимых медикаментов
в) жесткими карантинными мерами правительства
г) агитацией революционных организаций
«Николаевская» железная дорога соединяла:
а) Санкт-Петербург и Царское село
б) Санкт-Петербург и Москву
в) Москву и Одессу
г) Харьков и Одессу
Официальной идеологией в годы правления Николая I стала:
а) идеология «просвещенного абсолютизма»
б) идеология европейского либерализма
в) теория модернизации страны
г) теория «официальной народности»
Назовите условие, не входившее в содержание реформы 1861 г. по отмене крепостного права.
а) сохранение помещичьего землевладения
б) сохранение и укрепление крестьянской общины
в) освобождение крестьян лично и с землей, без выкупа и условий
г) временное сохранение обязательств крестьян перед землевладельцами
Согласно реформе судебной системы в годы правления Александра II принцип состязательности означал:
а) отделение предварительного следствия от судопроизводства
б) привлечение для судебного разбирательства свидетелей
в) внесение обвиняемым существенного денежного залога
г) участие в процессе защиты и обвинения (адвоката и прокурора)
Страна не вела ни одной войны при императоре:
а) Александре I
б) Николае I
в) Александре II
г) Александре III
Высшей точкой I Русской революции считается(-ются):
а) «кровавое воскресенье»
б) события октября—декабря 1905 г. в Санкт-Петербурге и Москве
в) восстание на броненосце «Потемкин»
г) крестьянское движение летом 1906 г.
30.Главным итогом Февральской революции 1917 г. стало(-а):
а) свержение монархии в России
б) прекращение войны с Германией
в) легализация революционных партий
г) введение в стране буржуазных прав и свобод
31. Корниловским мятежом принято называть:
а) братание русских и германских войск на Восточном фронте после Февральской революции
б) попытку восстановления монархии в России
в) попытку свержения Временного правительства и установления военной диктатуры
г) действия Временного правительства по уничтожению Петросовета
Председателем Реввоенсовета РСФСР и фактическим создателем Красной Армии в годы Гражданской войны являлся:
а) В. Ленин
б) Л. Троцкий
в) А. Рыков
г) М. Фрунзе
НЭП не предусматривал:
а) национализацию промышленности
б) замену продразверстки продналогом
в) развитие производственной и потребительской кооперации
г) тесное экономическое взаимодействие города и деревни
Советско-финская война велась в:
а) 1936 г.
б) 1938 г.
в) 1939-1940гг.
г) 1940-1941гг.
В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ лженаукой была объявлена:
а) психология
б) физиология
в) биология
г) генетика
Культ личности И. Сталина был осужден на:
а) XVIII партийной конференции
б) XIX партийном съезде
в) внеочередной сессии Верховного Совета СССР
г) XX партийном съезде
В годы правления Н. Хрущева по отношению к некоторым на родам, населявшим СССР, проводилась политика:
а) реабилитации
б) депортации
в) русификации
г) сегрегации
38. «Карибский кризис» был вызван:
а) крушением финансовой системы США поставкой советских ракет на Кубу
в) захватом Панамского канала армией США
г) военно-политическим вмешательством СССР и Кубы в дела стран Южной Америки
В годы правления Л. Брежнева пост секретаря ЦК КПСС по идеологии занимал:
а) А. Косыгин
б) М. Суслов
в) А. Громыко
г) К. Черненко
В середине 60-х годов XX века в СССР появилось следующее неформальное движение:
а) экологическое
б) пацифистское
в) диссидентское
г) ревизионистское
Подъем экономики СССР в середине 70-х годов XX века был связан с:
а) интенсификацией промышленного и сельскохозяйственного производства
б) благоприятной конъюнктурой внешнего рынка энергоносителей (нефти и газа)
в) проводимой приватизацией мелких промышленных предприятий
г) дополнительным привлечением средств населения в виде государственных займов
Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе происходило в:
а)1964 г. в) 1972 г.
б)1969г. г) 1975 г.
Реформы в СССР в начале 80-х годов XX века, связанные с именем Ю. Андропова, включали меры по:
а) укреплению трудовой дисциплины, борьбе с коррупцией, усилению правопорядка
б) переводу экономики на принципы хозрасчета и самоокупаемости
в) внедрению научно-технических достижений в промышленное производство
г) усилению роли партийных органов на местах
Внешнеполитический курс, названный «новым мышлением», в годы правления М. Горбачева предполагал:
а) сохранение военно-политического паритета с НАТО
б) достижение военно-политического превосходства СССР над НАТО
в) отказ от военно-политической конфронтации с НАТО
г) внешнеполитическую самоизоляцию СССР
Договор Белоруссии, России и Украины, фактически разрушивший СССР, носит условное название:
а) «мюнхенского сговора»
б) «киевской декларации»
в) «новоогаревских соглашений»
г) «беловежских соглашений»
46. Как называется процесс заселения и хозяйственного освоения новых земель?
_____________________________________________________________________________
47. Как называлась международная экономическая организация, образованная социалистическими странами во главе с СССР по окончании Второй мировой войны?
_____________________________________________________________________________
Назовите основные предпосылки к возникновению государства.
_____________________________________________________________________________
Каково значение преобразований Петра I?
_____________________________________________________________________________
Дайте краткую характеристику политического режима, сложившегося в СССР в 30-е годы XX века.
_____________________________________________________________________________
Итоговый контроль
1 вариант
1. Назовите политический строй Российской империи в начале XX века.
1. Республика
2. Абсолютная монархия
3. Конституционная монархия
4. Самодержавная монархия
2. Назовите особенности социально-экономического развития России в начале XX в.:
1. быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива – углём и нефтью;
2. Россия являлась индустриально-аграрной страной;
3. наличие мощного государственного сектора экономики;
4. все вышеперечисленное
3. Назовите годы Русско-Японской войны.
1) 1904-1905 гг. 2)1905-1907гг.
3)1912-1913 гг 4) 1914-1918 гг.
4. Слова: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», - взяты из документа:
1. речи Николая I во время коронации;
2. программы партии «Союз русского народа»;
3. листовки большевиков во время вооружённого восстания в Москве;
4. Манифеста 17 октября 1905 г.
5. Назовите период Первой мировой войны.
1. 1904-1905 гг.
2. 1905-1907 гг.
3. 1914-1918 гг.
4. 1939-1945 гг.
6. Назовите одну из причин победы большевиков в 1917 г.:
1. последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»;
2. привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения;
3. мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства;
4. помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты.
7. Система международных отношений, сложившаяся в мире после первой мировой войны получила название
1. Вестфальский мир
2. Версальско-Вашингтонская
3. Бриана – Келлога
4. Молотова- Риббентропа
8. Двоевластие – это
1. Внутригосударственный вооруженный конфликт.
2. Политическая организация власти, когда власть принадлежит двум структурам одновременно.
3. Система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений
4. Вооруженное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела страны
9. Объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные социалистические хозяйства — это
1. Коллективизация
2. Индустриализация
3. Революция
4. Интервенция
10. В каком году был образован СССР?
1. 27 декабря 1922 г.
2. 5 декабря 1936 г.
3. 13 ноября 1918 г.
4. 23 февраля 1918 г.
11. Государственная программа поставок Соединённых Штатов Америки оборудования, боеприпасов, техники и продовольствия своим союзникам во Второй мировой войне
1. «Новый курс»
2. «Ленд-лиз»
3. «План Маршалла»
4. «Доктрина Трумэна»
12. Прочтите отрывок из стихотворения О.Э. Мандельштама и напишите фамилию человека, о котором идет речь.Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
1. Л.Д. Троцкий
2. В.М. Молотов
3. В.И. Ленин
4. И.В. Сталин
13. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?
1. введение советских войск на территорию Польши
2. нападение СССР на Финляндию
3. заключение договора с Германией
4. отказ от вступления в антигитлеровскую коалицию
14. Военная тактика германских войск получила название «блицкриг», что означало
1. «Великий путь»
2. «Правое дело»
3. «Завоевание жизненного пространства»
4. «Молниеносная война»
15. Последствием Московской битвы было то, что
1. Был открыт второй фронт в Европе
2. Произошел коренной перелом в ходе войны
3. Был развеян миф о непобедимости германской армии
4. Германия начала терять своих союзников
16. Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны положила:
1. победа под Москвой;
2. Сталинградская битва;
3. битва за Кавказ;
4. победа на Орловско-Курской дуге.
17. Позднее других произошло событие
1. Запуск первого спутника Земли
2. Первый полет человека в Космос
3. Испытание водородной бомбы
4. ХХ съезд КПСС
18. Атомная бомба в СССР появилось в:
1. 1939 г.
2. 1945г.
3. 1949г.
4. 1953г.
19. Полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных – это
1. Доктрина
2. Реабилитация
3. Идеология
4. Кампания
20. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» связано с именем
1. Л.П.Берии
2. Г.М.Маленкова
3. Н.С.Хрущева
4. И.В.Курчатова
2 вариант
1. Назовите особенности российской экономики начала XX в.:
1. бурный подъём промышленности;
2. государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий;
3. иностранные инвестиции в экономику составляли почти 40 % всех капиталовложений;
4. все вышеперечисленное
2. Позднее других событий произошло:
1. начало русско-японской войны;
2. вступление России в Первую мировую войну;
3. начало первой русской революции;
4. начало гражданской войны.
3. Манифест 17 октября 1905 года:
1. ликвидировал сословия,
2. ликвидировал помещичье землевладение
3. ввел политические свободы
4. установил национальное равенство
4. В ходе революции 1905 – 1907 гг. произошло:
1. свержение самодержавия
2. установление власти Советов по всей стране
3. учреждение Государственной думы
4. провозглашение демократической республики
5. «Красный террор» принял широкие размеры после:
1. уничтожения царской семьи;
2. начала иностранной интервенции;
3. убийства М.С. Урицкого и покушения в Москве на жизнь Ленина;
4. образования Уфимской директории.
6. Белое движение, несмотря на временные успехи и помощь из-за рубежа, потерпело поражение, потому что:
1. его лидеры не смогли предложить народу привлекательной программы;
2. на контролируемых белыми территориях восстанавливались законы Российской империи;
3. собственность передавалась новым владельцам;
4. верно 1 и 2.
7. Назовите мероприятия политики «военного коммунизма»:
1. ускоренная национализация промышленных предприятий
2. переход к продразвёрстке;
3. образование комбедов;
4. все вышеперечисленное
8. Назовите республики, подписавшие в 1922 г. договор о создании СССР:
1. РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказье;
2. РСФСР, Украина, Белоруссия и Казахстан;
3. РСФСР, Украина, Прибалтика, Закавказье;
4. РСФСР, Белоруссия, Закавказье, Прибалтика
9. В ходе коллективизации в отличие от НЭПа происходит:
1. использование рыночных методов;
2. ускорение темпов развития хозяйства крестьян;
3. обобществление средств производства;
4. разрешение аренды земли
10. В августе 1939 г. был подписан договор о ненападении между:
1. Германией и Японией
2. Великобританией и СССР
3. Германией и СССР
4. Великобританией и Францией
11. Назовите период второй мировой войны
6. 1. 22 июня 1941 г – 9 мая 1945 гг.
7. 2. 22 июня 1941 г. – 2 сентября 1945 гг.
8. 3. 1 сентября 1941 года – 9 мая 1945 гг.
9. 4. 1 сентября 1939 г – 2 сентября 1945 гг.
12. После какой битвы Второй мировой войны был развенчан миф о непобедимости германской армии.
1. Московская битва
2. Сталинградская битва
3. Битва на Орловско-Курской дуге
4. Кавказская битва.
13. Приведённый перечень: Паулюс, Жуков, приказ № 227, ноябрь, «Уран», коренной перелом – относится к событиям военной операции Великой Отечественной войны:
1. Курской;
2. Сталинградской;
3. Московской;
4. в Белоруссии
14. Крупнейшее танковое сражение в ходе войны с участием 1200 танков и самоходных орудий произошло:
1. в уличных боях в Сталинграде;
2. при взятии Берлина;
3. под Прохоровкой;
4. под Москвой на Волоколамском шоссе.
15. Атомное оружие впервые в мире было использовано в:
1. 1939 г.
2. 1945г.
3. 1949 г.
4. 1953 г.
16. Позднее других произошло событие
6. Запуск первого спутника Земли
7. Первый полет человека в Космос
8. Испытание водородной бомбы
9. ХХ съезд КПСС
17. В СССР ни один закон не мог быть принят без одобрения его:
1. И.В. Сталиным;
2. в Политбюро;
3. в Госплане;
4. Правительством.
18. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» связано с именем
12. Л.П.Берии
13. Г.М.Маленкова
14. Н.С.Хрущева
15. И.В. Курчатова
19. Сверхдержава - это
1. Союз государств, разделяющих общие интересы и готовых оказывать друг другу военную поддержку в случае конфликта одного из участников блока с какой-либо враждебной державой.
2. Полное восстановление в гражданских правах, восстановление доброго имени и репутации невинно осужденных и пострадавших людей в результате массовых репрессий.
3. Государство, обладающее подавляющим перевесом в военной мощи над большинством возможных противников
4. Система взглядов, принципов, обосновывающих определенную военно-политическую программ.
20. Атомная бомба появилась в СССР в:
1. 1.1939 г 2. 1945г. 3. 1949г
9