Рабочая программа учебной дисциплины «История искусств» (СПО)
Омский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Высшая школа народных искусств (институт)»
Кафедра/ПЦК рисунка, живописи и дизайна
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Омского филиала ВШНИ
_______________ К.Ж. Амиргазин
«__» _____________ 2016 г.
Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.3 История искусств
специальность: 54.02.05 Живопись (по видам)
театрально-декорационная
уровень подготовки: углубленный СПО
Омск, 2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.05 – Живопись (по видам): театрально-декорационная живопись по программе углубленной подготовки.
Организация-разработчик: Омский филиал ВШНИ (институт)
Разработчик:
Семёнова Е.И., преподаватель Омского филиала ВШНИ (институт)
Программа одобрена на заседании кафедры/ПЦК рисунка, живописи и дизайна
«07» сентября 2016 г. протокол №1
председатель кафедры/ПЦК _____________ /Е.В. Лейсова/
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины 3
Структура и содержание учебной дисциплины 5
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 13
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 21
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История изобразительного искусства
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 54.02.05 ЖИВОПИСЬ (по видам) по программе углублённой подготовки на базе основного общего образования и (или) среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ПД.3 «История искусств» входит в цикл профессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основная цель преподавания истории искусств:
дать целостное представление об искусстве, его сущности и особенностях, видах, жанрах, месте и роли в жизни человека и общества, тенденциях и проблемах его исторической эволюции; систематизировать и обобщить теоретический материал, выявить причинно-следственные связи между мировой историей и развитием искусства; раскрыть религиозно-нравственные и духовные основы русского искусства, его взаимодействие с мировой художественной культурой, традиционным и современным художественным процессом; раскрыть взаимосвязи изобразительного искусства с мировой художественной культурой — религией, философией, литературой, психологией, театром; научить студентов оценивать достижения искусства, анализировать основные памятники художественной культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
различать произведения искусства по эпохам, странам, стилям, направлениям, школам;
обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
анализировать произведения искусства;
использовать свои знания в профессиональной деятельности;
анализировать социокультурные ситуации стран и регионов;
грамотно использовать профессиональную лексику;
характеризовать культурно-исторические эпохи;
оценивать отечественную культуру в контексте мировой культуры;
концептуализировать свое понимание актуальных проблем современной культуры;
анализировать общие и отдельные проблемы, связанные с вопросами культуры и искусства с использованием различных методов исследования с применением новых технологий сбора, обработки и анализа информации;
осмысленно работать с любыми культурными текстами;
интерпретировать и давать самостоятельную оценку культурным феноменам;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
владеть навыками искусствоведческого анализа.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические периоды развития изобразительного искусства;
закономерности развития изобразительного искусства;
характерные черты художественных стилей различных исторических эпох;
творчество наиболее значительных художников, скульпторов, архитекторов;
основные категории и понятия истории изобразительного искусства;
принципы и методы анализа произведений искусства;
взаимосвязь и особенности истории культуры России и мира;
особенности различных стилей в искусстве;
достопримечательности основных культурно-исторических и туристских центров;
основные проблемы охраны и использования культурного наследия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 252 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося 84 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
252 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
168 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
|
курсовое проектирование |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
84 |
в том числе: |
|
индивидуальное проектное задание |
20 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы (рефераты, доклады) |
64 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. |
Искусство в системе культуры человека |
||||
Тема 1.1. Введение. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
||
1 |
Искусство как форма духовной культуры человека. Социальные функции искусства. Проблема классификации видов искусства. Стили в искусстве. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
||||
Темы докладов и рефератов: Представления о назначении искусства в культурных системах Запада и Востока. Направления декоративного искусства: монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство, оформительское искусство. Арт-деятельность в системе искусств ХХ века. Дизайн в системе искусства. |
|||||
Тема 1.2. Первобытное искусство. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
||
1 |
Первые памятники художественной деятельности первобытного человека. Искусство эпохи палеолита. Памятники древнего искусства в Восточной Европе, в Сибири. Особенности искусства эпохи мезолита. Особенности искусства эпохи неолита. Искусство эпохи бронзы. Зарождение монументальной архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры (Бретань), дольмены (Кавказ) и кромлехи (Стоунхендж). |
||||
Самостоятельная работа: |
2 |
2 |
|||
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО Темы докладов и рефератов: Роль архаических религиозных верований в первобытном искусстве Памятники палеолитического искусства. Изменения в искусстве эпохи Неолита. Мегалитические комплексы эпохи неолита и ранней бронзы. Возникновение орнамента и его место в изобразительном искусстве. Проблема происхождения искусства. |
|||||
Раздел 2. |
Искусство Древнего мира |
||||
Тема 2.1.Искусство Древнего Египта |
Содержание учебного материала |
4 |
1 |
||
1 2 |
Архитектура. Древние погребальные сооружения - мастаба. Пирамиды. Усыпальница-пирамида Джоссерав Саккара. Комплекс в Гизе. Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина. Заупокойный храм Хефрена. Скальные гробницы Среднего царства. Храмы в Корнаке и Луксоре. Усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр- Эль-Бахри. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Скульптура и живопись. Построчность изображения сцен на плоскости стен храмов, гробниц, дворцов. Сложение канона в изображении человеческой фигуры в скульптуре, рельефе и живописи. Плита Нормера. Развитие портретной скульптуры в эпохи Древнего, Среднего и Нового царств. Древнее царство: статуи фараона Хефрена, Гизехского сфинкса, писца Кош, вельможи Капера, парная скульптура Ракотепа и его супруги Нофрет. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
6 |
||||
Темы докладов и рефератов: Среднее царство, новые поиски в египетской пластике и усиление внимания к индивидуальным чертам: портретная голова Сенусерта III, Ахенемхета III. Новое царство, Амарнский период: новые идеалы в искусстве, разнообразие сюжетов. Портреты Эхнатона, Нефертити, золотая маска Тутанхамона. Росписи и рельефы. Рельеф с изображением Эхнатона и Нефертити. «Эхнатон в кругу семьи», «Битва при Кадеше». Рельеф из большого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Рельеф «Плакальщики» из Мемфиса. Росписи гробницы в Бени-Хасане, в Тель-Эль-Амарны. Прикладное искусство. Расцвет художественного ремесла. Многообразие техник и используемых материалов. Взаимосвязь декоративности с утилитарным назначением. Предметы из гробницы Тутанхамона. |
|||||
Тема 2.2 Искусство Древней Греции |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
||
1 2 3 4 5 |
Периодизация искусства античного мира. Эгейское искусство. Крит и Микены – центры эгейской культуры. Архитектура. Ансамбль Кносского дворца. Живопись. Реалистические черты. Сюжеты. Фрески.Декоративно-прикладное искусство. Мелкая пластика из камня, глины, серебра и золота. Керамика. Ваза с осьминогами из Гурнии. Вазовая роспись. Скульптура. Примитивные культовые скульптуры: ксоаны (статуэтки из глины, дерева, камня) Архаика (VII-VI вв. до н.э.). Архитектура. Три ордера. Сложение дорического стиля. Развитие скульптурных украшений храмов. Храм Геры в Олимпии. Базилика в Пестуне. Типы древнегреческих храмов. Классический тип храма - периптер. Сложение ионического стиля в архитектуре. Храм Геры на острове Самос. Скульптура. Зарождение монументальной пластики из потребностей культа. Образы атлетов. Связь пластики с архитектурой: фронтоны, метопы. Развитие типов обнаженной мужской фигуры («куросы») и одетой женской («коры»). Прикладное искусство. Вазопись. Геометрический стиль, чернофигурная техника вазовой росписи. Зарождение краснофигурной техники (конец VI в. до н.э.). Искусство греческой классики (V-IV в. до н.э.). Архитектура. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура. Создание реалистического образа человека. Классическое искусство Древней Греции (середина-конец V в. до н.э.). Архитектура. Ансамбль Акрополя. Принцип свободного равновесия композиции. Пропилен, Парфенон. Храм Ники на Акрополе. Эрехтейон.Скульптура. Творчество Мирона. Передача движения. Поликлет, Дорифор, Фидий. Скульптурное убранство Парфенона: фронтоны, метопы, фриз. Пэоний - создатель парящей Ники в Олимпии. Поздняя классика (IV в. до н.э.). Архитектура. Греческий театр. Галикарнасский мавзолей-усыпальница правителя Карин - Мавсола.Скульптура. Скопас. Фрагмент фронтона храма Афин в Теге. Передача мимики, драматизма состояния. Рельеф Галикарнасского мавзолея. Новый идеал женской красоты: «Афродита Книдская». Цвет в скульптуре Праксителя. Лисипп, Леохар. «Аполлон Бельведерский». Искусство эллинизма (IV-! в.в. до н.э.).Появление разнообразной тематики, стремление к передаче жизненных явлений, к большим масштабам, многофигурным компаниям.Скульптура. «НикаСамофракийсквя», «АфродитаМилосская», «Сенека». Александрийская школа. Фаросский маяк. «Камея Гонзаго». Пергамская школа. Тематика рельефов Пергамского алтаря. Образы гигантов и богов. Образы галлов: «Раненый галл», «Галл, убивающий свою жену». Родосская школа. Стремление к патетике, внешним эффектам. «Лаокоон», «Колосс Родосский». |
||||
Тема 2.3 Искусство Древнего Рима |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 2 |
Периодизация искусства Древнего Рима. Этрусское искусство. Мастер Вулка: «Аполлон из Вей», «Капитолийская волчица». Искусство Римской республики. Скульптурные портреты предков. Статуи ораторов, полководцев.Архитектура. Сложение основных типов зданий. Римские дома - инсулы. Псевдопериптер и круглый храм («Круглый храм» в Тиволи). Применение греческих ордеров и их сочетание с аркой. Тосканский ордер. Достижения римской инженерии: арки; крестовые, цилиндрические, коробовые своды, купол. Искусство Римской империи. Архитектура. Перестройка Рима. Строительство форумов, общественных и дворцовых зданий. «Алтарь мира». Помпейский дом. Помпейская живопись. Римские амфитеатры. Колизей: план, внутренняя конструкция и наружные формы. Пантеон - «Храм всех богов». Триумфальные сооружения: арка Тита/ колонна Трояна. Термы Каракаллы. Римский портрет.Статуя Августа из Прима-Порто. Портреты императора Нерона, Вителлия. Портрет Каракаллы. Развитие монументальной скульптуры. Конная статуя Марка Аврелия.Рельефы колонны Трояна. Упадок античного искусства. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
||||
Темы докладов и рефератов: Значение периода архаики для греческого искусства. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Этрусский храм – прототип римского культового зодчества. Римский город. Античное искусство как прототип и один из источников будущего европейского искусства. Отражение античной демократии в древнегреческом искусстве. Проблемы заимствования в римском искусстве. Внутренние причины кризиса античного искусства. |
|||||
Практическая работа «Античное искусство» |
2 |
||||
Раздел 3. |
Искусство Средних веков |
||||
Тема 3.1 Искусство Византии |
Содержание учебного материала |
4 |
1 |
||
1 2 |
\/I-\/Пв.в. - период наивысшего расцвета византийского искусства. Архитектура. Сведения о светской архитектуре в письменных свидетельствах. Ведущая роль столичной школы. Типы христианских храмов. Базилика св. Аполлинария в Равенне. Здание с центрическим планом - храм св. Виталия в Равенне. Купольная базилика - храм св. Софии в Константинополе (арх. Анфилийиз Трал и Исидор из Милета). Живопись. Монументальная византийская живопись и иконы. Мозаики церкви св. Виталия в Равенне: «Предстояние Юстиниана со свитой», «Предстояние Феодоры со свитой», мозаики церкви Успения в Никое. Византийское искусство в VII-XVв.в. Новый тип храма - крестовокупольный. |
||||
Тема 3.2 Романское искусство |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 2 |
Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Общий характер романского стиля для всех стран Западной Европы. Строительство замков феодалов, церквей и монастырей. Каркассон, собор Нотр-Дам в Пуатье (Франция). Соборный комплекс в Пизе. Скульптура и рельефы романских храмов. Связь скульптурного убранства с архитектурой. Религиозная тематика. Живопись. Фрески романских храмов. |
||||
Итого за 5 семестр: |
30+2+16 |
||||
Тема 3.3 Готическое искусство |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 2 |
Стиль «оживаль» - стиль стрельчатых арок. Хронологические рамки. Собор Парижской богоматери, собор в Реймсе. Синтез искусств в готическом храме. Роль витражей. Скульптурное убранство. Интерес к явлениям реального мира. Появление портретов в скульптуре. Портретные скульптуры собора в Наумбурге: «Эккехард и Ута». Собор в Шартре. «Пламенеющая готика». Кельнский собор. Гражданское строительство. Палаццо, ратуши, лоджии. |
||||
Семинар. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ |
2 |
3 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
||||
Темы докладов и рефератов: Быт и нравы византийского общества в произведениях изобразительного искусства. Искусство книжной миниатюры. Произведения византийской живописи в технике мозаики. Организация строительства храма в средневековом городе. Витражные сюжеты в готических соборах. Готическая скульптура. |
|||||
Раздел 4. |
Искусство эпохи Возрождения |
||||
Тема 4.1Искусство эпохи Возрождения в Италии |
Содержание учебного материала |
10 |
1 |
||
1 2 3 4 5 |
Проторенессанс. Живопись Джотто. Скульптура Н.Пизано. Раннее итальянское Возрождение (Кватроченто, 15 в.).Архитектура. Использование античных традиций и конструктивных завоеваний готики. Брунеллески. Скульптура. Донателло. Образы Донателло как воплощение гуманистического идеала человеческой красоты. Скульптурный портрет. Развитие рельефа. Живопись. Мазаччо. ФилиппоЛиппи. Боттичелли. Пьеро делла Франческа. Мантенья. Искусство Высокого Возрождения (Чинквеченто, 16 в.). Выдвижение школ Рима и Венеции. Архитектура. Законченное выражение идеи центрально-купольного сооружения. Живопись. Леонардо да Винчи. Воплощение в образах мадонн материнской любви и радости. Возвышенная идеализация образа и пейзажа. Рафаэль Санти - основатель классической римской школы живописи. Воплощение в его творчестве идеала гармонически совершенного человека. Глубина психологических характеристик. Эволюция образа мадонны. Монументальные фрески. Микеланджело Буаноротти - титан Высокого Возрождения. Воплощение в искусстве Микеланджело патриотических и гражданских идеалов.Скульптура. Трагические мотивы в произведениях позднего периода. Кризис ренессансного мировоззрения, проблема трагического в поздних произведениях Микеланджело.Живопись. Плафон Сикстинской капеллы в Риме. «Страшный суд» как грандиозное трагическое произведение.Архитектура. Купол собора св. Петра. Площадь Капитолия в Риме. Появление черт зарождающегося стиля барокко. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
8 |
||||
Джованни Беллини. Джорджоне. Стремление к созданию образа совершенной возвышенной красоты и поэтичности. «Юдифь», «Спящая Венера». Тициан - глава венецианской школы живописи. Позднее венецианское Возрождение. Веронезе как автор блестящих по колориту многофигурных композиций. Роспись дворца Дожей. Тинторетто. Усиление жанровой и психологической выразительности произведений. |
|||||
Тема 4.2 Искусство эпохи Возрождения в Центральной Европе |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 2 |
Развитие станковой живописи. Художественная реформа братьев Губерта и Яна Ван Эйков. Иероним Босх - связь его искусства с народными традициями, фольклором. Социальная сатира в творчестве Босха. Питер Брейгель Старший, прозванный Мужицким. Его роль в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа. Изображение народной жизни. Германия. Альберт Дюрер - великий художник-мыслитель. Графические циклы, живопись. Ганс Гольбейн Младший - мастер реалистического портрета. Гравюра на дереве. |
||||
Семинар ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ |
2 |
3 |
|||
Темы докладов и рефератов: Скульптура Донателло. Живопись С. Боттичелли. Библейские сюжеты в живописи Тициана. Архитекторы итальянского Возрождения: Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти, Микелоццо, Д.Браманте, Микеланджело. Живопись итальянского Возрождения. Портретная живопись мастеров северного Возрождения. Становление бытового жанра в нидерландской живописи. Творчество И. Босха. |
|||||
Раздел 5. |
Искусство Западной Европы 17 в. |
||||
Тема 5.1 Искусство Италии 17 в. |
Содержание учебного материала |
4 |
1 |
||
1 2 |
Проблема стиля в искусстве 17 в, Лоренцо Бернини как основоположник стиля зрелого барокко. Микеланджело Меризи да Караваджо. Демократизм искусства, бытовая тематика и натюрморт. Народные образы. Академическое направление. Аннибале Карраччи. |
||||
Тема 5.2 Искусство Фландрии 17 в. и искусство Голландии 17 в. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||
1 2 3 |
Характерные основные черты фламандской живописи - яркая жизнерадостность, народность, торжественная праздничность образов. Питер Пауль Рубенс – глава фламандской живописи. Разнообразие творческих интересов, работа в различных жанрах. Рубенс – гуманист, художник-монументалист, портретист, пейзажист. Антонис Ван - Дейк - создатель аристократического портрета.Якоб Иорданс. Демократические и реалистические тенденции творчества. Связь с народной жизнью. Портрет.Фламандский натюрморт. ФранцСнейдерс. Андриан Броувер, Тенирс.Преобладающее значение живописи. Франс Хальс, демократизация портретного жанра. Мастерство реалистического портрета. Рембрандт Ван Рейн – величайший реалист. Динамичность композиционного решения, романтическая окраска образов. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
8 |
||||
Темы докладов и рефератов: Вермеер Дельфтский. Лирико-созерцательный характер творчества. Мастерство в передаче света. «Малые голландцы». Поэтизация повседневности. Жанровая живопись. Крестьянский жанр. Терборх, Питер де Хох, Ян Стен. Развитие национального демократического пейзажа. Натюрморт. Своеобразие голландского натюрморта. Упадок живописи в конце 17 в. |
|||||
Контрольная работа «Искусство 17 века. Классицизм и барокко» |
2 |
||||
Раздел 6. |
Искусство Западной Европы 18 в. |
||||
Тема 6.1 Искусство Франции 18 в. |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
||
1 2 3 |
Архитектура. Черты стиля рококо (рокайль). Классицизм в архитектуре 18 в. Живопись. Антуан Ватто. Театральные сцены. Галантные сцены. Франсуа Буше. Жан-Оноре Фрагонар. Реалистическое направление во французском искусстве 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден. Жанровые картины. Отражение быта и эстетических идеалов третьего сословия. Натюрморты. Морис Кантен де Латур. Жан Батис Грез. Сентиментальность и мелодраматичность образов и сюжетов. Морализация в творчестве. Скульптура. Гудон. Реалистический скульптурный портрет. |
||||
Тема 6.2 Искусство Италии 18 в. Искусство Англии 18 в. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
1 |
Особенности монументальной живописи: усиление иллюзорных элементов в росписях, стремление к праздничной торжественности. Джованни Батиста Тьеполо. Франческа Гварди. Расцвет национальной школы живописи. Реализм в живописи. Уильям Хогарт. Жанровые картины и гравюры. Критический реализм, морализаторские тенденции творчества. Реализм портретов. Ведущая роль портретной живописи Англии 18 в. ДжошуаРейнольде, Томас Гейнсборо. Развитие пейзажной живописи.Архитектура. Классицизирующее направление в архитектуре. |
||||
Раздел 7. |
Искусство Западной Европы 19 в. |
||||
Тема 7.1 Искусство Западной Европы 19 в. Обзор искусства. |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
||
1 2 3 |
Живопись: развитие жанра пейзажа. Джон Констебл. Реалистичная пейзажная живопись. Уильям Тернер. Франсиско Гойя. Реалистический гротеск. Утверждение красоты народных образов, махи. Отражение в искусстве национально-освободительной борьбы испанского народа против нашествия Наполеона. Мрачная фантастика росписей интерьеров. Портреты. Тема героического подвига/ гражданского мужества. Портреты. Глубокий реализм образов, созданных в годы революции, Жан-Луи Давид. Академическая школа. Поиск чистой гармонии. Жан-Огюст Доминик Энгр. Романтизм. Трагическая напряженность и драматизм в работах. Теодор Жерико. Эжен Делакруа. Критический реализм. Политическая карикатура, бытовая сатира. Оноре Домье. Реалистический пейзаж. Барбизонская школа. Интерес к повседневности, естественной жизни природы. Теодор Руссо, Шарль Добиньи, КамильКоро, Жан- Франсуа Милле. Густав Курбье. Поиски новых средств художественной выразительности «Салон отверженных» 1863г. Эдуард Мане. Импрессионизм. Передача свето-воздушной среды. Особенности техники. Эдгар Дега, Огюст Ренуар/ Клод Моне/ А. Сислей, К. Писсаро. Постимпрессионизм как стремление преодолеть созерцательность импрессионизма. Неоимпрессионизм Ж.Сера и П.Синьяка. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
8 |
||||
Темы докладов и рефератов: Поль Сезанн. Художественная система Сезанна. Винсент Ван Гог. Особенности колорита и рисунка. Поль Гоген. Поиски эстетического идеала в искусстве Средневековья, древнего Востока и в художественной культуре «примитивных» народов. Плоскостная трактовка реального мира. Значение чистого цвета/ поиски линеарной выразительности. Скульптура. Огюст Роден. Новые приемы лепки живописными незаглаженными мазками - ваяние импрессионизма. Архитектура. Классицизм начала 19 в. Прогресс строительной техники. Активное использование металла и стекла в строительстве. Эйфелева башня/ архитектор Р. Эйфель. Появление железобетона. Возникновение в конце 19 в. стиля «модерн». Представители стиля модерн: в архитектуре - А. Гауди и др.; в живописи, графике, плакате - ОрбиБердслей, Г. Климт и др. Символизм. Обращение к мистике, фантастическим учениям, верованиям, древним культурам. Главное в искусстве символизма - видения/ создаваемые фантазией художника. Эдвард Мунк. |
|||||
Раздел 8. |
Искусство Западной Европы 20 в. |
||||
Тема 8.1 Обзор искусства 20 в. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||
1 2 3 |
Модернизм. Подчеркнутое выражение индивидуальности/ субъективизма творческой манеры. Фовизм. Главное в выражении чувства - цвет. Анри Митисс. Декоративная красочность полотен, плоскостность в трактовке формы/ поиски ритмического решения композиции и рисунка. Андре Дерен. Альбер Марке. Экспрессионизм. Выражение душевного состояния художника. Кубизм. Пабло Пикассо, Широкий диапазон манер, техник, изобразительных средств. Жорж Брак. ФернанЛеже. Футуризм. Возвеличивание техники и промышленности, духа нового времени. Стремление передать ритм новой жизни, ее кратковременность. Основание Михаилом Лермонтовым «лучизма», близкого футуризму. Сюрреализм. Искусство «сверхреального». Марк Шагал. Сальвадор Дали. Ив Танти. Абстракционизм. «Беспредметное искусство». Василий Кандинский. Поп-арт. Противовес абстракционизму. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
8 |
||||
Темы докладов и рефератов: Наивное искусство. Анри Руссо. Ник Пиросманишвили. Неореализм в европейском искусстве. Обращение к социальной теме. РенатоГуттозо. Рокуэл Кент. Х.К.Ороско. Диего Ривера. АльфароСикейрос. Скульптура. Яркое проявление всех стилистических направлений. Антуан Бурдель. АристидМайоль. Эрнст Барлах. ДжакомоМанцу. Генри Мур. Архитектура. Переход модерна в начале 20 в. от сложных форм к более простым, конструктивным. Конструктивизм.Ле Корбюзье. Связь архитектуры с природой. Ф.Л.Райт. |
|||||
Практическая работа «Стили XX века» |
2 |
||||
Итого за 6 семестр: |
62+10+36 |
||||
Раздел 9. |
Искусство Древней Руси |
||||
Тема 9.1 Искусство Киевской Руси 11 в. |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
||
1 2 3 |
Архитектура. Первый каменный храм Древней Руси - Десятинная церковь. Киевская София. Художественное решение экстерьера и интерьера. Монументальная живопись. Мозаика и фрески Киевской Софии. Использование светских и бытовых сюжетов. Развитие иконописи на Руси. Киевский мастер Алимпий Печерский. |
||||
Тема 9.2 Искусство Владимирско-Суздальского княжества. Искусство Новгорода и Пскова 11-15 в.в. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||
1 2 3 |
Архитектура. Своеобразие каменного зодчества. Развитие типа одноглавного четырехстопного храма, связь архитектуры с пейзажем. Успенский собор во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор. Мифологическая тематика и языческие мотивы в скульптурном декоре. Крепостные сооружения Владимира.Живопись. Фрески Дмитриевского собора. Аскетическая суровость образов. Русские иконы 11-12 в.в. Архитектура. Первый каменный собор - Новгородская София: простота и лаконизм художественного образа. Развитие однокупольного четырехстолпного храма во второй половине 12 в. Церковь Спаса на Нередице. Формирование в 14 в. нового типа церковной архитектуры. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
8 |
||||
Темы докладов и рефератов: |
|||||
Живопись. Фресковая живопись Новгородской Софии. Росписи храма Спаса на Нередице. Новгородские типы лиц/ приземистость фигур/ стремление к развитому повествованию, жизненная достоверность образов. Иконопись Новгорода. Лаконизм и монументальность решений. Звучность цвета и чистоты колорита. Расцвет новгородской иконописи в 14 в. Феофан Грек. Роль блика в живописной манере Феофана Грека. Значение творчества Феофана Грека в развитии русской живописи. |
|||||
Контрольная работа |
2 |
3 |
|||
«Искусство Древнего Новгорода» |
|||||
Тема 9.3 Искусство Москвы 14-15 в.в. |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
||
1 |
Архитектура. Начало каменного строительства. Формирование московской школы. Строительство и перестройка Московского Кремля. Стены и башни Кремля. Архитектурный ансамбль Соборной площади. Успенский собор. Традиционные черты: пятиглавие, членение фасадов/ введение аркатурно-колончатого пояса. Благовещенский собор. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого. |
||||
2 |
Живопись. Создание московской школы живописи/ ее основные особенности. Работы Феофана Грека в Благовещенском соборе Кремля. Андрей Рублев. Гуманизм произведений, одухотворенность образов. Работы в Благовещенском соборе Кремля. Икона «Троица»: глубокий философский смысл, композиционные и колористические достоинства. |
1 |
|||
3 |
Творчество Дионисия. Росписи в Успенском соборе Кремля, Одухотворенность, торжественность и величавость композиций. Богатство и чистота цвета, радостность и праздничность. Развитие Дионисием типа житийной иконы. |
||||
Контрольная работа |
2 |
||||
«Живопись XV века» |
|||||
Тема 9.4 Древнерусское искусство 16 в. Древнерусское искусство 17 в. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 2 |
Архитектура. Расцвет национальной русской архитектуры. Строительство в Москве. Оборонительные сооружения, Радиально-кольцевая планировка Москвы. Создание нового типа каменного храма - памятника. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного Покрова на рву - памятник в честь победы над Казанью. Зодчие Барма и Постник. Развитие типа пятиглавого собора. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице- Сергиевской лавры. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
6 |
||||
Темы докладов и рефератов: Живопись. Расширение круга тем, реалистических тенденций, появление светского начала. Иконы, иллюстрирующие нравоучительные рассказы-притчи. Миниатюра. Интерес к изображению реальных исторических событий. Искусство печатной книги. Деятельность Ивана Федорова. «Строгановская школа» иконописи конца 16 в. Орнаментальность, миниатюрность письма. Архитектура. Создание единой общенародной архитектурной школы. Теремной дворец Московского Кремля. Спасская и другие башни Кремля, их покрытие шатровыми верхами. Стремление к возрождению старых традиций крестово- купольного собора. |
|||||
Семинар. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ |
2 |
||||
Темы докладов и рефератов: Искусство Киевской Руси. Новгородская школа древнерусского искусства (XII-XV вв.). Московская школа архитектуры и иконописи (XIV- начала XVI вв.). Шатровые церкви XVI века. |
|||||
Раздел 10. |
Русское искусство 18 в. |
||||
Тема 10.1 Русское искусство 1-ой половины 18 в. |
Содержание учебного материала |
8 |
1 |
||
1 2 3 4 |
Архитектура. Влияние реформ Петра I на развитие архитектуры. Планировка Петербурга. Д. Трезини. Собор Петропавловской крепости. Г.-И. Маттарнови, Н.- Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Земцов. Кунсткамера. Реконструкция Адмиралтейства И. Коробовым. Триумфальные арки. Троицкие, Адмиралтейские ворота. Живопись. Портреты Ивана Никитина, Андрея Матвеева. Совмещение западноевропейского мастерства и национального духа (строгость, аскетичностьникитинских образов и тонкость/ задушевность матвеевских работ). Графика. Отражение победы русского оружия на море и на суше, виды городов, портреты. Гравюра. Народный лубок. Скульптура. Расцвет монументальной русской скульптуры. Становление светского искусства. Б.К. Растрелли, Памятник Петру I, работа над декоративными работами в Петергофе, рельефами Триумфального столпа в честь Северной войны. |
||||
Тема 10.2 Русское искусство 2-ой половины 18 в. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 |
Архитектура. Создание барочного стиля. Ф.Б. Растрелли. Большой, или Екатерининский, дворец в Царском селе. Формирование московской архитектурной школы Д. В. Ухтомского. Ф. Аргунов. Подмосковная усадьба Шереметьевых - Кусково. |
||||
2 |
Русский классицизм, основанный на идеях Отечества и «естественного человека». А.Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Вален- Деламот: проект здания Академии художеств в Петербурге |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
6 |
||||
Темы докладов и рефератов: Ринальди: Мраморный дворец в Петербурге. В. Баженов: дом Пашкова. М. Казаков: здание Сената в Москве. Сохранение традиций старой русской живописи в творчестве И. Вишнякова (портрет Сары Фермер), А. Антропова (камерный портрет М. Румянцевой, атамана Ф. Краснощекова). Реалистическая живопись Ивана Аргунова. Основание Академии художеств (1757). «Сентиментализм» |
|||||
Семинар |
2 |
3 |
|||
«Русское искусство XVIII века» |
|||||
Темы докладов и рефератов: 1.ПортретыБоровиковского. 2. Историческая живопись. П. Соколов. Ф. Рокотов. 3. Д. Левицкий - создатель народного портрета и камерного портрета. 4. Пейзажный жанр. С. Щедрин. 5. Графика. Архитектурный пейзаж. 6. Влияние деятельности М. Ломоносова на развитие мозаики. 7. Скульптура. Расцвет русской скульптуры на основе гражданских идей. Ф. Шубин. Э.М. Фальконе. М. Козловский. И. Мартос. |
|||||
Раздел 11. |
Русское искусство 19 в. |
||||
Тема 11.1 Русское искусство 1-ой половины 19 в. |
Содержание учебного материала |
6 |
1 |
||
1 2 3 |
Архитектура Москвы. Восстановление города после пожара 1812 г. Реконструкция окружения Кремля. Упадок архитектуры 2-ой трети 19 в. Эклектика, черты ретроспективизма. А.А.Монферран. Исаакиевский собор. Александрийский столп. К.А.Тон. Храм Христа Спасителя.Скульптура. Отражение национально-освободительных идей. И. П.Мартос. Ф.Ф.Щедрин. Работа над «Большим каскадом» в Петергофе, «Морские нимфы», украшающие Адмиралтейство. П.К.Клодт. Конные группы для Аничкова моста в Петербурге. Памятник И.А.Крылову в Летнем саду. Живопись. Классическое, романтическое и реалистическое течения в русской живописи.О.А.Кипренский, Создание романтически приподнятого образа. Героические образы участников Отечественной войны.В.А.Тропинин - мастер интимного, камерного портрета. Роль в формировании московской реалистической школы живописи. Произведения портретно-бытового содержания.Пейзажная живопись. Поиски передачи среды, проникнутой светом. С.Ф.Щедрин. А.Г.Веницианов. Образы русских крестьян на фоне родной природы. Элементы идеализации жизни крепостной деревни. Работы с натуры. Портреты А.Г. Венецианова. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
3 |
|||
Темы докладов и рефератов: 1. К.П.Брюллов. Традиции классицизма и черты романтизма. Историческая и портретная живопись. 2. А.А.Иванов. Глубина философского познания/ стремление выразить передовые гуманистические идеи живописно-пластическими средствами. 3. Развитие бытовой живописи и зарождение критического отношения к действительности как проявление идей революционной демократии. 4. П.А.Федотов. Социальная сатира произведений. Карикатуры и портреты. Положительные образы. |
|||||
Тема 11.2 Русское искусство второй половины 19 в. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 |
Живопись. Развитие демократических и реалистических традиций. С.А.Коровин. Показ процесса классового расслоения в деревне. А.П. Ряпушкин. Ф.А. Малявин. В.А. Серов.М.А. Врубель. Отражение идей противоречивой эпохи в творчестве М.А. Врубеля. Преломление мифологии и фантастики. Воплощение в образе Демона трагического образа современника. |
||||
2 |
Портреты.М.А Нестеров, Поиск идеально прекрасного мира.К.А. Коровин - один из крупнейших мастеров пленэра. Особенности коровинскогоимпрессионизма. Изображение природы русского Севера. Портрет, натюрморт.Театральная декорация. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
3 |
|||
Темы докладов и рефератов: Архитектура и скульптура западноевропейского барокко. Живопись барокко. Русские архитекторы барокко: М.Г. Земцов, В.В.Растрелли, Д.В.Ухтомский. Русская архитектура эпохи классицизма. Романтизм в живописи русских художников. |
|||||
Семинарское занятие: |
2 |
||||
Раздел 12. |
Изучение экспериментирования в искусстве на рубеже веков Темы докладов и рефератов: Прикладное искусство модерна. Освоение импрессионистического опыта восприятия натуры русскими живописцами начала ХХ в. (И.Э. Грабарь, К.А. Коровин). Христианские сюжеты в живописи В.М. Васнецова. Кубизм. Творчество П. Пикассо. Кубофутуризм К.С. Малевича, Л.С. Поповой, Н.А. Удальцовой. Фрейдизм и сюрреалистическое искусство. Судьба антиискусства в ХХ веке. |
||||
Тема 12.1 Русское искусство 20 в. Обзор. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||
1 |
В.Э. Борисов-Мусатов. Создание поэтических образов. Влияние литературно-исторических аналогий. Увлечение символизмом. «Мир искусства». Идейно-художественные основы объединения/ противоречивый характер творческой программы.А.Н. Бенуа - ведущий художник «мира искусства». Исторические композиции - сплав поэтизации прошлого и иронии современного взгляда. |
||||
2 |
Работа в театре.К.А. Сомов. Портреты. Ироническая условность сюжетных композиций. Л.С. Бакст. Экзотический Восток и греческая архаика в произведениях художника. Декорации и костюмы к балетам. |
2 |
|||
3 |
Вымышлено – идеализированный мир художника.Е.Е. Лансере. Станковая и монументальная живопись. Графика.М.В. Добужинский. Иллюстрации. Пейзажи Петербурга. Театрально-декорационные работы. Связь с творчеством «мира искусства» ведущих художников-реалистов В.А. Серова, И.Я. Билибина, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Б.М. Кустодиева, И.Э, Грабаря.Н.К. Рерих. Жизнь славянских народов и Древней Руси в произведениях Рериха. «Союз русских художников». Пейзаж как главный жанр в искусстве большинства его мастеров. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
6 |
2 |
|||
Темы докладов и рефератов: «Голубая роза». Творчество Н.П. Крымова, П.В. Кузнецова, М.С. Сарьяна и др. «Бубновый валет». Творчество Л.П. Кончаловского, А.В. Кудринв, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька и др. Живописно-пластические поиски в духе постимпрессионизма. В.В. Кандинский - один из основоположников абстрактного искусства. Михаил Ларионов - создатель лучизма (ранний опыт абстрактного искусства). К.С. Малевич. Обращение к кубизму, футуризму. Разработка собственной системы абстрактного искусства («супрематизма»). П.Н. Филонов. Стремление в художественных синтетических формулах выразить грядущий «мировой расцвет». Принцип «аналитического искусства». Скульптура. Развитие скульптурного портрета. А.С. Голубкина. С.Т. Коненков. Общая характеристика архитектуры. Стиль «модерн». Неоклассицизм. Неорусский стиль. Конструктивизм. |
|||||
Раздел 13. |
Изобразительное искусство Омска |
||||
Тема 13.1 Омский модерн Тема 13.2 Собрание Омского музея изобразительных искусств им. М. Врубеля |
Содержание учебного материала |
4 |
2 2 |
||
1 2 |
Стили «модерн» и «неоклассицизм» в Омске. Характерные черты раннего и позднего модерна. Конструктивные особенности сооружений в стиле «модерн» и «неоклассицизм».СкладЭльворти. Дом акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей (дом А. Печокас). Московские торговые ряды в Омске (арх. О. Дессин). Особняк К. Гриневицкого (арх. Лепин). Доходный дом Михайлова. Гостиница «Европа». Театр драмы (арх. И. Хворанов). Омский музей изобразительных искусств им. М. Врубеля (арх. А. Крячков). Городской торговый корпус (арх. А. Крячков).Ресторан «Журналист». Омский кадетский корпус (арх. Э. Эзет). Казачий Никольский собор (арх. В. Стасов). Здание 1-й Омской женской гимназии (арх. Э. Эзет). Дом генерала Ф. Чернавина. Дом генерал-майора Д. Козлова. Частная гимназия М. Каеш. Доходный дом купца Н. Машинского. |
||||
2 |
|||||
1 |
Произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в Омском музее изобразительных искусств им. М. Врубеля. Генерал-губернаторский корпус, Врублевский корпус. |
||||
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 1. Париж как культурный и туристский центр. Основные достопримечательности Парижа: Лувр, Эйфелева башня, Монмартр, Собор Парижской богоматери, Вандомская площадь, Триумфальная арка и др. 2. Лондон как культурный и туристский центр, Основные достопримечательности Лондона: Биг Бен, Вестминстерское аббатство, Тауэр, дворец Хэмптон Корт, собор Святого Павла, Трафальгарская площадь. 3. Основные достопримечательности Берлина: Бранденбургские ворота, здание рейхстага, замок Бельвю, церковь Фридриха Вердерша, церковь Мариенкирхе; «Остров музеев»: Пергамский музей, Египетский музей, Берлинская картинная галерея. 4. Основные достопримечательности Афин: Акрополь, Древняя Агора, Римская Агора, театр (Одейон) Герода Аттика, Национальный парк, Кесарьянский монастырь. 5. Рим как культурный и туристский центр. Основные достопримечательности: Собор Св. Петра, замок Св. Ангела, Сикстинская капелла, Пантеон, Колизей, Арка Константина, Римский Форум, Колонна Траяна, Термы Диоклетиана. 6. Основные достопримечательности Амстердама: площадь Дам, Королевский дворец, монастырь Бегийнхоф, Ауд-Керк, музей Ван Гога. 7. Достопримечательности Барселоны: площадь Испании, ПоблэЭспаньол (Испанский городок) на горе Монтджуик, храм Святого Семейства, Кафедральный Собор, церковь Санта Марии дельМар, Педрера. 8. Иерусалим – священный город трех религий. Основные достопримечательности Иерусалима: храм Гроба Господня, Гефсиманский сад на Масличной горе, церковь Марии Магдалины, Стена Плача, Храмовая гора, мечеть «Купол скалы», собор Святого Иакова, базилика Мук Христовых (церковь Всех Наций). 9. Стамбул – столица трех империй. Византийские древности: Ипподром, собор Святой Софии, Цистерна Базилики. Святыни Османской империи: обзорная башня Галата, Султан-АхметДжами – Голубая мечеть, мечеть Эйюп, мечеть Сулеймана I, баня Джагалоглу, дворец Топкапы. 10. Дворцы южного берега Крыма: Воронцовский дворец в Алупке, Ливадийский дворец, «Ласточкино гнездо». 11. Москва как политический, исторический и культурный центр. Достопримечательности Московского Кремля: Спасская и Троицкая башни, Соборная площадь, Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризположения, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата, Теремной и Большой Кремлевский дворцы, оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол,.Красная площадь. Храм Василия Блаженного. 12. Достопримечательности Санкт-Петербурга: Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Летний дворец Петра I, Летний сад, Казанский кафедральный собор, Исаакиевский собор, Кунсткамера. 13. Петергоф – летняя резиденция российских императоров. Основные достопримечательности Петергофа: Большой дворец, Монплезир, Екатерининский корпус, Эрмитаж, дворец Марли, Коттедж, Аллея фонтанов. 14. Достопримечательности Царского села (г. Пушкин): Екатерининский дворец, церковь Знамения, Царскосельский лицей, дом Теппера де Фергюссона, павильоны «Агатовы комнаты», «Эрмитаж», «Грот», Камеронова галерея, Александровский дворец, Египетские ворота, Арсенал. 15. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Рождественский собор в Суздале и Георгиевский в Юрьеве-Польском. 16. Ростов Великий – один из древнейших русских городов. Основные достопримечательности Ростова Великого: Успенский собор, Ростовский кремль, храм Воскресения, церковь Иоанна Богослова, храм Спаса на Сенях, Авраамиев монастырь. 17. Кижи – уникальный памятник деревянного зодчества. Основные достопримечательности: Преображенская, Покровская, Лазаревская церкви, крестьянские избы – дома Ошевнева, Елизарова, Сергеева, Волкостровская часовня. 18. Сочи как центр культуры и отдыха. Основные достопримечательности Сочи: смотровая башня на горе Большой Ахун, здание морского вокзала, здание Зимнего театра, дачи Якобсона, Трапезникова, Зиновьевой, вилла «Вера», виадуки, собор Михаила Архангела, дольмены, ацангуары, остатки средневековых крепостей. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ Образ мадонны в творчестве итальянских художников на рубеже ХУ-ХУ1 веков ( на примере картин из собрания Гос. Эрмитажа). Игровая концепция культуры Й. Хейзинга. Герменевтика Х.-Г. Гадамера как познание и самопознание человека и человечества. Человеческая индивидуальность и ее воплощение в памятниках древнеримского искусства. Становление оперного искусства в западноевропейской культуре ХХУ11 века. Соотношение «элитарного» и «массового» искусства в современной культуре России. Неофициальное искусство Петербурга как явление культуры 2 половины ХХ века. Цвет как символ ( поэзия А.Блока и живопись М.Врубеля ). Личность как творение и творец культуры. Реализм и мистика в фильмах А.Тарковского. Сюжет «Даная» в творчестве Тициана и Рембрандта. Этика личности и этическое содержание культуры. (работа А.Швейцера «Культура и этика»). Пространственное построение иконы и картины Нового времени. Образ творческой личности в фильме А.Тарковского «Андрей Рублев». Проблема «личность и народ» в оперном искусстве М.П.Мусоргского. Сюрреализм в фильмах Э.Бунюэля. Идея мессианства в русской культуре. Значение аллегории для русского классицизма в 1 трети Х1Х века. Эстетизация безобразного в художественной культуре западноевропейского романтизма. В.В.Кандинский как теоретик абстракционизма. Значение пленэра для живописи французских импрессионистов. Молодежная субкультура в современном российском обществе. |
20 20 |
||||
Всего: |
252 +84 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории искусств».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «История искусств»;
- иллюстрации по темам курса;
- мультимедиа-презентации по «Истории искусств»;
- коллекция документальных фильмов по темам курса;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, с подключением к Интернет,мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Багновская Н. М. Культурология: Учебник /Н. М. Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 420 с.
Бирюкова Н. В .История архитектуры: Учебное пособие / Н.В. Бирюкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 367 с.:. - (Среднее профессиональное образование)
Зинченко, С. А. Введение в основы искусства Древней Греции : учебное пособие / С. А. Зинченко. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 714 с.
Зинченко, С. А. Введение в основы искусства Эгейского мира : учебное пособие / С. А. Зинченко. — М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 329 с.
Муртазина С.А. История искусства XVII века : учебное пособие / С.А. Муртазина, В.В. Хамматова; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. - 116 с.
Томсинов В. А. Краткая история египтологии. М.: Зерцало-М, 2015. — 320 с. — (Серия "Исследования по всемирной истории").
Усова М.Т. История зарубежного искусства : учеб. пособие / М.Т. Усова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2012. - 72 с.
Шкарлупина, Г. Д. Шаги в мир культуры : пособие по методике для студентов и учителей / Г. Д. Шкарлупина. -М. Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 370 с.
Дополнительные источники:
Борзова Е.П., Никонов А.В. История мировой культуры в художественных памятниках - СПб. : Изд-во «СПбКО», 2010-216 с: ил.
Буткевич Л.М. История орнамента : учеб. пособие дл я студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Бут¬кевич. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 267 с, 8 с. ил. : ил. — (Изобразительное искусство).
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциональной культурологии.- М.: Логос, 2011.-424 с.
Гнедич П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. в 3 томах. 2004.
Гузик М.А. Игра как феномен культуры : учеб. пособие /М.А. Гузик. – 2-е изд., - М.: Флинта:2012,-268 с.
Гуревич П.С. Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений/ П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-303 с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2010.
Камедина, Л. В. Русский храм пособие для учителя / Л. В. Камедина. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 40 с.
ский центр «Академия», 2007. — 304 с . : ил., [16] с. цв. вкл.
Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие / И.В. Смекалов, С.Г. Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2014. - 97 с.
Сокольникова Н .М .История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений : в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М .: Издатель
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства:учебник для вузов : в 2 т.Т.2/ Н.М. Сокольникова. - М.:Академия,2006. - 207 с.
Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве: Учебное пособие/ Сокольникова Н.М., Крейн В.Н.,-М.:Гардарики,2009.-395с.:ил.
Толстикова, И. И. Мировая культура и искусство : учебное пособие для вузов по направлению 033000 "Культурология" / И. И. Толстикова ; Науч. ред. А. П. Садохин . – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011 . – 416 с.
Чернокозов, А.И. Мировая художественная культура : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А. И. Чернокозов ; под ред. О. А. Митрошенкова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). - 284 с.; - (Серия "Среднее профессиональное образование")
Интернет - сайты
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Российский общеобразовательный портал
Федеральный портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Федеральный образовательный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
Портал дополнительного профессионального образования
http://fashion.artyx.ru/
iskunstvo.narod.ru/
art.rin.ru/
artyx.ru/
http://fashion.artyx.ru/
Общие рекомендации для реализации программы
Дисциплина изучается на третьем и четвертом курсах в течение трех семестров – 5,6 и 7. В процессе изучения «Истории искусств» студенты знакомятся со спецификой видов, жанров и форм искусства, как классических, так и новейших; учатся формальному и содержательному анализу изобразительного материала; посещают художественные выставки; участвуют в практических занятиях на музейной экспозиции; выполняют различные творческие задания. Итогом освоения учебного материала в пятом семестре является зачет. В процессе изучения «Истории искусств» студенты получают общие представления об этапах развития зарубежного изобразительного искусства в различные исторические эпохи, знакомятся с широким рядом изобразительных источников, участвуют в работе семинаров. Итогом освоения учебного материала в шестом семестре является дифференцированный зачет. В течение шестого семестра обучающимися выполняется творческий проект по дисциплине, в седьмом семестре изучения дисциплины – курсовой проект. Тематика творческих и курсовых проектов определяется преподавателем индивидуально для каждого студента и учитывает современную научную ситуацию, научные интересы и возможности лектора, наличие источниковой базы и интеллектуально-творческие предпочтения студента.Итогом освоения учебного материала в седьмом семестре является экзамен.
Курс «История искусств» рассчитан на обучающихся, для которых, кроме знакомства с основами понимания искусства, основными художественными стилями, этапами развития искусства, вопросы изучения изобразительного искусства должны встраиваться в систему изучения общекультурных мировых процессов.
Система семинарских занятий выполняет задачу практического знакомства с памятниками искусства, на основании различных художественных коллекций, а также постановку дискуссионных проблем, предполагающих осмысление художественных форм в историко-культурных контекстах. Теоретический материал позволяет развивать искусствоведческие навыки, необходимые в профессиональной сфере и повседневной жизни студентов. Особое внимание уделяется искусствоведческому анализу памятников культуры и произведений искусства.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения |
|
различать произведения искусства по эпохам, странам, стилям, направлениям, школам; обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; анализировать произведения искусства; использовать свои знания в профессиональной деятельности; анализировать социокультурные ситуации стран и регионов; грамотно использовать профессиональную лексику; характеризовать культурно-исторические эпохи; оценивать отечественную культуру в контексте мировой культуры; концептуализировать свое понимание актуальных проблем современной культуры; интерпретировать и давать самостоятельную оценку культурным феноменам; владеть навыками искусствоведческого анализа. |
практические занятия; домашние работы; выполнение индивидуальных проектных заданий; опрос студентов; тестовые задания; творческие работы; проблемные вопросы; сравнительный анализ рассматриваемых художественных стилей и культурных эпох; логические задания; анализ произведений архитектуры и живописи; публичные выступления; устные экскурсии по разработанной тематике; терминологические диктанты; защита творческих и курсовых проектов; |
Знания |
|
основные исторические периоды развития искусства; закономерности развития искусства; характерные черты художественных стилей различных исторических эпох; творчество наиболее значительных художников, скульпторов, архитекторов; основные категории и понятия истории искусства; принципы и методы анализа произведений искусства; взаимосвязь и особенности истории культуры России и мира; особенности различных стилей в искусстве; достопримечательности основных культурно-исторических и туристских центров; основные проблемы охраны и использования культурного наследия. |
практические занятия; домашние работы; выполнение индивидуальных проектных заданий; опрос студентов; тестовые задания; творческие работы; проблемные вопросы; сравнительный анализ рассматриваемых художественных стилей и культурных эпох; логические задания; анализ произведений архитектуры и живописи; публичные выступления; устные экскурсии по разработанной тематике; терминологические диктанты; защита курсового и творческого проекта; |