Рабочая программа по экономической и социальной географии мира (10 класс, УМК В.П. Максаковского)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № »
«Рассмотрено» Руководитель ШМО естественно - научного цикла Протокол № 1 от «28»августа 2015 г. |
«Согласовано» Зам. директор по УВР «29» августа 2015 г. |
«Утверждаю» Директор МОБУ СОШ № Приказ № ___ от « 31 » августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА 10 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономической и социальной географии зарубежных стран мира для 10 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими документами:
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089);
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2014. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии - М., Дрофа, 2004 г.
учебный план школы на 2015-2016 учебный год
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 34 часа, 1 час в неделю учебного предмета «Экономическая и социальная география мира».
Цели и задачи курса
Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
1.Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
2.Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
3.Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
4.Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
1.Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
2.Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
3.Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
4.Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
5.Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
2.Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
3.Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Практические работы |
|
по программе |
по рабочей программе |
|||
Введение |
1 |
1 |
||
1 |
Современная политическая карта мира |
4 |
4 |
1 |
2 |
География мировых природных ресурсов |
6 |
6 |
2 |
3 |
География населения мира |
7 |
7 |
3 |
4 |
Научно-техническая революция |
4 |
4 |
- |
5 |
География отраслей мирового хозяйства |
12 |
12 |
3 |
Итого |
34 |
34 |
9 |
Практические работы
№ 1. Государственный строй стран мира.
№ 2. Размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых № 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. № 4. Работа со статистическими данными.
№ 5. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
№ 6. Описание население страны по плану.
№ 7.Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства по плану.
№ 8.Характеристика транспортной магистрали или транспортного узла по плану.
№ 9. Внешние экономические связи.
Содержание программы
Раздел I. Общая характеристика мира (34 ч)
Ведение (1час). Предмет изучения экономической и социальной географии мира.
Современная политическая карта мира (4 часа) Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.
Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.
Практические работы. № 1. Государственный строй стран мира.
География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология (6 часов)
Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.
Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба о ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.
Практические работы.
№ 2. Размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых № 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
География населения мира (7 часов) Население как предмет изучения социально-экономической географии.
Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения и демографическая поли¬тика. Концепция демографического перехода.
Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.
Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.
Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.
Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.
Практические работы.
№ 4. Работа со статистическими данными.
№ 5. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
№ 6. Описание население страны по плану.
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 часа) НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.
Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.
Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Экономическое районирование.
Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира.
География отраслей мирового хозяйства (12часов) Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.
География промышленности. Промышленность — первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.
Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации. Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы.
Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.
География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции ».
Растениеводство. Зерновые культуры — основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.
Рыболовство; основные черты географии.
География транспорта. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.
Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.
География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны.
Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний.
Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма.
География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города — главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети.
Практические работы.
№ 7.Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства по плану.
№ 8.Характеристика транспортной магистрали или транспортного узла по плану.
№ 9. Внешние экономические связи.
УМК
В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс - М., «Просвещение»
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение».
Атлас. 10 класс - М., «Дрофа», «Издательство ДИК»
Контурные карты 10 класс - М., «Дрофа», «Издательство ДИК»
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Максаковский В.П., Заяц Д.В., и др. Учебное электронное пособие. Экономическая и социальная география мира.
Литература для учителя
Максаковский В.П. Дополнительные главы. – М.: Дрофа.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа.
Атлас. География мира: население и хозяйство. – М.: Дрофа.
Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа.
Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль: 10-11 кл. – М.: Дрофа.
География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа.
Костина С.А. География. 10 класс: разрезные карточки для тематического тестирования. – Волгоград: Учитель.
Интернет-ресурсы:
http www// Geo2000.nm.ru – географический портал
http www//geographer.ru – географический портал
http www//geotest.nm/ru – сборник тестов по географии
http www//ege.edu.ru – информационный портал ЕГЭ
http www//fipi.ru – федеральный институт педагогических измерений
http www//letopisi.ru – вики-учебник для подготовки к ЕГЭ
http www//geo.metodist.ru – методическая лаборатория географии
Программа действительна до внесения в нее изменений
Галина Кунтушева