Рабочая программа по экономической и социальной географии мира (10 класс, УМК В.П. Максаковского)

6
1
Материал опубликован 15 June 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № »

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО естественно - научного цикла

Протокол № 1 от

«28»августа 2015 г.

«Согласовано»

Зам. директор по УВР

«29» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №

Приказ № ___ от

« 31 » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА 10 класс

на 2015 – 2016 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по экономической и социальной географии зарубежных стран мира для 10 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими документами:

Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12;

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089);

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2014. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии - М., Дрофа, 2004 г.

учебный план школы на 2015-2016 учебный год

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 34 часа, 1 час в неделю учебного предмета «Экономическая и социальная география мира».

Цели и задачи курса

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

1.Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

2.Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

3.Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

4.Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

1.Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2.Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

3.Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

4.Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

5.Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

2.Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

3.Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практические работы

по программе

по рабочей программе

 

Введение

1

1

 

1

Современная политическая карта мира

4

4

1

2

География мировых природных ресурсов

6

6

2

3

География населения мира

7

7

3

4

Научно-техническая революция

4

4

-

5

География отраслей мирового хозяйства

12

12

3

 

Итого

34

34

9

 

Практические работы

№ 1. Государственный строй стран мира.

№ 2. Размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых № 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира. № 4. Работа со статистическими данными.

№ 5. Составле­ние сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и ре­гионов мира.

№ 6. Описание население страны по плану.

№ 7.Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства по плану.

№ 8.Характеристика транспортной магистрали или транспортного узла по плану.

№ 9. Внешние экономические связи.

Содержание программы

Раздел I. Общая характеристика мира (34 ч)

Ведение (1час). Предмет изучения экономической и социальной географии мира.

Современная политическая карта мира (4 часа) Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.

Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Практические работы. № 1. Государственный строй стран мира.

География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология (6 часов)

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба о ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.

Практические работы.

№ 2. Размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых № 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

География населения мира (7 часов) Население как предмет изучения социально-экономической географии.

Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения и демографическая поли¬тика. Концепция демографического перехода.

Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (националь­ный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; миро­вые религии, их история и география. Главные оча­ги этнорелигиозных конфликтов.

Размещение и миграции населения. Размеще­ние и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в ха­рактере и географии. Трудовые миграции. «Утеч­ка умов». Внутренние миграции населения.

Городское и сельское население. Городское на­селение: возрастание роли. Понятие об урбаниза­ции как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирова­ние. Урбанизация в экономически развитых стра­нах. Урбанизация в развивающихся странах, «го­родской взрыв». Крупнейшие города (агломера­ции) и мегалополисы мира. Особенности сельско­го расселения в разных регионах.

Население и окружающая среда. Влияние ур­банизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.

Практические работы.

№ 4. Работа со статистическими данными.

№ 5. Составле­ние сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и ре­гионов мира.

№ 6. Описание население страны по плану.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 часа) НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической гео­графии.

Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пу­ти развития. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяй­стве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Понятие о международном геогра­фическом разделении труда. Международная эко­номическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.

Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздей­ствие НТР на темпы роста и уровни развития. Воз­действие НТР на главные пропорции мирового хо­зяйства: от индустриального к постиндустриально­му обществу. Воздействие НТР на отраслевую струк­туру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хо­зяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.

Территориальная структура хозяйства и регио­нальная политика в экономически развитых стра­нах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аг­рарные районы. Территориальная структура хо­зяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Эконо­мическое районирование.

Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации нау­ки, культуры, образования. Культурные регионы мира.

География отраслей мирового хо­зяйства (12часов) Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.

География промышленности. Промышленность — первая ведущая отрасль материального производст­ва; соотношение старых, новых и новейших отрас­лей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре произ­водства и потребления топлива и энергии.

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электро­энергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадицион­ные (альтернативные) источники энергии.

Горнодобывающая промышленность, ее значе­ние и структура; главные страны и районы. Основ­ные черты географии черной и цветной металлур­гии; главные страны и районы; типы ориентации. Особенности географии машиностроительной, хи­мической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы.

Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль ма­териального производства. Сельское хозяйство в эко­номически развитых и развивающихся странах. По­нятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции ».

Растениеводство. Зерновые культуры — осно­ва мирового сельского хозяйства. Другие продо­вольственные культуры, непродовольственные куль­туры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.

Рыболовство; основные черты географии.

География транспорта. Транспорт — третья ве­дущая отрасль материального производства и ос­нова географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспорт­ные системы.

Сухопутный транспорт: автомобильный, желез­нодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся стра­нах. Морской транспорт: судоходство, флот и пор­ты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транс­порт. Транспорт и окружающая среда.

География международных экономических от­ношений. Переход к новому международному эко­номическому порядку. Открытая экономика и сво­бодные экономические зоны.

Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предостав­ление услуг, научно-технических знаний.

Международный туризм как форма обмена ус­лугами. Главные районы международного туризма.

География непроизводственной сферы. Увели­чение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обще­стве, его особенности. Мировые города — главные потребители и распределители информации. Ми­ровые информационные сети.

 

Практические работы.

№ 7.Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства по плану.

№ 8.Характеристика транспортной магистрали или транспортного узла по плану.

№ 9. Внешние экономические связи.

 

УМК

В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс - М., «Просвещение»

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение».

Атлас. 10 класс - М., «Дрофа», «Издательство ДИК»

Контурные карты 10 класс - М., «Дрофа», «Издательство ДИК»

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Максаковский В.П., Заяц Д.В., и др. Учебное электронное пособие. Экономическая и социальная география мира.

 

Литература для учителя

Максаковский В.П. Дополнительные главы. – М.: Дрофа.

Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа.

Атлас. География мира: население и хозяйство. – М.: Дрофа.

Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа.

Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль: 10-11 кл. – М.: Дрофа.

География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа.

Костина С.А. География. 10 класс: разрезные карточки для тематического тестирования. – Волгоград: Учитель. 

 

Интернет-ресурсы:

http www// Geo2000.nm.ru – географический портал

http www//geographer.ru – географический портал

http www//geotest.nm/ru – сборник тестов по географии

http www//ege.edu.ru – информационный портал ЕГЭ

http www//fipi.ru – федеральный институт педагогических измерений

http www//letopisi.ru – вики-учебник для подготовки к ЕГЭ

http www//geo.metodist.ru – методическая лаборатория географии

Программа действительна до внесения в нее изменений

Комментарии

Спасибо!

28 June 2016

Похожие публикации