МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№7
УГЛИЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Рассмотрено на заседании МО Утверждена приказом по школе
Протокол № __________ № ________
от «___» ____________ 20 _г. от «____» _____________ 20 __г.
Руководитель МО: ____ /Фролова И.К./ Директор__________ /Шашкова Т.К./
Рассмотрено на заседании МО Утверждена приказом по школе
Протокол № __________ № ________
от «___» ____________ 20 _г. от «____» _____________ 20 __г.
Руководитель МО: ____ / Фролова И.К./ Директор__________ /Шашкова Т.К./
Рассмотрено на заседании МО Утверждена приказом по школе
Протокол № __________ № ________
от «___» ____________ 20 _г. от «____» _____________ 20 __г.
Руководитель МО: ____ / Фролова И.К./ Директор__________ /Шашкова Т.К./
Рабочая программа
Учебного предмета география
для 10-11 класса
(наименование предмета)
Учителя Фроловой Ирины Константиновны
2015_/2016_ уч. год
2016_/2017_ уч. год
2018_/2019_ уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования (базовый уровень)2004г.
М. Дрофа, 2013г. составители Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев.
Сборник нормативных документов География М., Дрофа, 2013г.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, М., Просвещение, 2014г. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
Методическое письмо Департамента образования Ярославской области «Особенности преподавания географии в 2013-2014 учебном году» и позднее Составитель Хомутова Л.Н. методист ЯО ИРО.
В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе:
1) выделен раздел «Политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира».
2) за счет резервного времени и перераспределения времени увеличено количество часов на изучение раздела «Природа и человек в современном мире» - на 1 час. «Население мира» - на 2 часа. «Регион и страны мира» - на 1 час.
Учебно-методический комплект.
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира» учебник для 10 класса М., Просвещение, 2014г.
2. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. М., Вако, 2007г.
3. Атлас для 10 класса, 2014г.
Литература для учителя.
1. Журнал «География в школе», М. Школа-Пресс.
2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., Дрофа, 2006-2009г.
3. Максаковский В.П. Географическая картина мира, Ярославль, «Верхняя Волга», 2008г.
4. Максаковский В.П. «Методическое пособие по экономической и социальной географии мира» 10 класс, М. Просвещение, 2004г.
5. ЕГЭ Типовые тестовые задания В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дедюкова, ОВ. Чичерина, М. «Экзамен», 2015-16г.
Литература для учащихся.
1. Максаковский В.П. Географическая картина мира», М. Дрофа, 2008г.
2. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику 10 класса М., Дрофа, 2006-2009г.
3. Энциклопедии.
4. Серия «У политической карты мира», М. Знание.
Рабочая программа рассчитана на 68часов.
Календарно – тематический план
№
п/п
|
Наименование разделов и тем уроков
|
Кол-во часов
|
Практическая
работа
|
Контр. работа
|
|
Раздел № 1.
|
1
|
Современные методы географических исследований. Источники географической информации.
|
4
|
|
|
1.1.1
|
Положение географии в системе наук. Виды географической информации, ее роль и практическое использование в жизни людей.
|
1
|
|
|
2. 1.2
|
Географическая карта – особый источник информации о действительности.
|
1
|
Пр. работа № 1. Анализ и сопоставление карт различной тематики.
|
|
3. 1.3
|
Традиционные и новые методы географических исследований.
|
1
|
Пр. работа № 2 Составление картосхем и простейших карт.
|
|
4. 1.4
|
Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов ГИС.
|
1
|
Пр. работа № 3 Использование статистической информации разной формы и содержания.
|
|
|
Раздел № 2.
|
2.
|
Политическая карта мира.
|
3
|
|
|
5. 2.1
|
Многообразие стран мира и их типы.
|
1
|
Пр. работа № 4. Анализ политической карты мира.
|
|
6. 2.2
|
Влияние международных отношений политическую карту мира.
|
1
|
|
|
7. 2.3
|
Государственный строй стран мира.
|
1
|
Пр. работа № 5. Обозначение на к/к основных географических объектов.
|
|
Раздел № 3.
|
3.
|
Природа и человек в современном мире.
|
7
|
|
1
|
8. 3.1
|
Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».
|
1
|
|
|
9.3.2
|
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность.
|
1
|
Пр. работа № 6. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
|
|
10.3.3
11.3.4
|
География природных ресурсов Земли.
|
2
|
|
|
12.3.5
|
Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.
|
1
|
|
|
13.3.6
|
Загрязнение и охрана окружающей среды.
|
1
|
|
|
14.3.7
|
Рациональное и нерациональное природопользование. Пути сохранения качества окружающей среды.
|
1
|
|
|
Раздел № 4.
|
4.
|
Население мира.
|
7
|
|
|
15.4.1
|
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.
Типы воспроизводства населения.
|
1
|
Пр. работа № 7. Определение демографической ситуации и политики в разных странах и регионах.
|
|
16.4.2
|
Состав и структура населения.
|
1
|
Пр. работа № 8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах.
|
|
17.4.3
|
География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
|
1
|
|
|
18.4.4
|
Географические особенности размещения населения.
|
1
|
|
|
19.4.5
|
Основные направления и типы миграций в мире.
|
1
|
|
|
20.4.6
|
Формы расселения населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
|
1
|
|
|
21.4.7
|
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
|
1
|
Пр. работа № 9. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
|
|
Раздел № 5.
|
5.
|
География мирового хозяйства.
|
10
|
|
|
22.5.1
|
МХ, основные этапы его развития.
|
1
|
|
|
23.5.2
|
Отраслевая и территориальная структура МХ. Международное географическое разделение труда; специализация и кооперированные, крупнейшие фирмы и ТНК.
|
1
|
|
|
24.5.3
25.5.4
26.5.5
27.5.6
|
География важнейших отраслей МХ. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
|
4
|
Пр. работа № 10. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья.
|
|
28.5.7
|
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание СЭЗ. География мировых валютно-финансовых отношений.
|
1
|
Пр. работа № 10. Определение стран и регионов международного туризма и отдыха, стран представляющие банковские и другие услуги.
|
|
29.5.8
|
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
|
1
|
|
|
30.5.9
|
Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
|
1
|
Определение основных направлений международной торговли; факторов определяющих международную специализацию стран и регионов.
|
|
31.5.10
|
Контроль знаний и умений по разделам
1-5
|
1
|
|
1
|
Раздел № 6.
|
6.
|
Регионы и страны мира. Понятие географических регионов.
|
21
|
|
1
|
32.6.1
|
Общая характеристика стран Зарубежной Европы. Политическая карта. ЭГП. Природные ресурсы.
|
1
|
|
|
33.6.2
34.6.3
|
Особенности стран Европы по географическому положению, природно-ресурсному потенциалу, населению, хозяйственной специализации.
|
2
|
Пр. работа № 12. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
|
|
35.6.4
|
Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
|
1
|
Пр. работа № 13. Составление комплексной географической характеристики стран, определение их географической специфики.
|
|
36.6.5
|
ФРГ
|
1
|
|
|
37.6.6
|
Общая характеристика Зарубежной Азии.
|
1
|
|
|
38.6.7
|
Внутренние различия. Особенности региональной интеграции.
|
1
|
Пр. работа № 14. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями.
|
|
39.6.8
|
Китай.
|
1
|
Пр. работа № 15. Составление комплексной характеристики.
|
|
40.6.9
|
Япония.
|
1
|
|
|
41.6.10
|
Индия.
|
1
|
|
|
42.6.11
|
Российское порубежье.
|
1
|
|
|
43.6.12
|
Австралия.
|
1
|
|
|
44.6.13
|
Общая характеристика стран Африки.
|
1
|
|
|
45.6.14
|
Субрегионы Северной и Тропической Африки ЮАР.
|
1
|
|
|
46.6.15
|
Северная Америка. Общая характеристика. США. ЭГП. Природные ресурсы, население.
|
1
|
|
|
47.6.16
|
Хозяйство США.
|
1
|
|
|
48.6.17
|
Макрорайоны США.
|
1
|
|
|
49.6.18
|
Канада.
|
1
|
|
|
50.6.19
|
Общая характеристика стран Латинской Америки.
|
1
|
|
|
51.6.20
|
Комплексная характеристика Бразилии, Мексики и аргентины. Сравнение.
|
1
|
|
|
52.6.21
|
Контроль знаний по разделу 6.
|
|
|
|
Раздел № 7.
|
|
|
|
53.7.1
|
Россия на политической карте мира.
|
1
|
Пр. работа № 16. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России. тенденций их возможного развития.
|
|
54.7.2
|
Россия в мировом хозяйстве.
|
1
|
Пр. работа № 17. Анализ и объяснение особенностей современного геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
|
|
55.7.3
|
Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
|
1
|
|
|
56.7.4
|
Отрасли международной специализации России.
|
1
|
Пр. работа № 18. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
|
|
57.7.5
|
Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
|
1
|
Пр. работа № 19. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
|
|
58.7.6
|
Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
|
1
|
|
|
59.7.7
|
Стратегические интересы России в АТР.
|
1
|
Пр. работа № 20. Проект создания свободной экономической зоны на примере восточных регионов страны. Постановка проблемы, распределение ролей.
|
|
60.7.8
|
Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).
|
1
|
|
|
61.7.9
|
Участие России и Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
|
1
|
|
|
62.7.10
|
Обобщающий урок.
|
1
|
Презентация, анализ и оценка проектов.
|
|
Раздел № 8.
|
|
|
|
8.
|
Географические аспекты современных глобальных проблем человека.
|
5
|
|
|
63.8.1
|
Природа и цивилизация. Глобальные проблемы человечества, их типы и взаимосвязи. Возможные пути решения.
|
1
|
|
|
64.8.2
|
Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
|
1
|
Пр. работа № 21. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни, географических аспектов текущих событий и ситуаций.
|
|
65.8.3
|
Географические особенности глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая. Пути их решения.
|
1
|
|
|
66.8.4
|
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов земли.
|
1
|
Пр. работа № 22. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией.
|
|
67.8.5
|
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения.
|
1
|
|
|
68.8.6
|
Итоговый контроль знаний и умений по курсу.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
по предмету География
10 класс
знать/понимать
особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.