Рабочая программа по географии за 5 класс по УМК В.П. Дронова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Горбуновой Татьяны Вениаминовны
учитель географии 1 категории
по учебному курсу «География. Начальный курс. 5 класс»
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «География. Начальный курс» 5 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Авторской программы по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Алгоритм успеха» Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. - М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять географические знания в повседневной жизни;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Учебное содержание курса географии 5 класса включает следующие разделы:
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
Геосферы Земли (25 ч)
На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов, из них 3 часа резервного времени, представленное в рабочей программе, отводится на повторение и обобщение учебного материала.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Содержание курса географии ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) учащихся, таких как:
умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;
умение пользоваться современными информационными технологиями;
владеть научными географическими понятиями;
видеть проблемы и ставить вопросы;
анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Достижению результатов обучения пятиклассников позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (здоровьесберегающей, проектной, проблемной технологий, ИКТ-технологии, технологии развития критического мышления, технологий разноуровнего, развивающего, игрового обучения), используемых на уроке и во внеурочной деятельности обучающихся.
При обучении географии в 5 классе используются разнообразные методы (исследовательский, проблемный, частично-поисковый, программированный, объяснительно-иллюстративный) через применение различных форм обучения (индивидуальные, фронтальные, групповые на уроках и во внеурочной деятельности) и проведение уроков различных типов (урок-проект, урок-моделирование, урок с использованием ИКТ, урок-исследование), на которых ведущей деятельностью обучающихся предполагается самостоятельная работа.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Оценивание производится в соответствии с критериями, прописанными в Основной образовательной программе образовательного учреждения.
Средствами реализации рабочей программы является материально-техническое оборудование, дидактический материал по географии, познавательные задачи для учащихся, творческие и исследовательские работы учащихся и УМК:
1.Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 160 с.
2. Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 96 с.
3. Летягин А.А., И.В. Душина И.В. Начальный курс географии: 5 класс: атлас. – М.: Вентана-Граф, 2017 г.
4. Летягин А.А., И.В. Душина И.В. Начальный курс географии: 5 класс: контурная карта. – М.: Вентана-Граф, 2018 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
УУД |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение. Географическое познание нашей планеты |
3 |
3 |
- |
Предметные результаты обучения - приводить примеры географических объектов, делить их на группы; - описывать памятники природы своей местности; -называть способы изучения местности, метеоприборы - описывать состояние погоды. Метапредметные результаты обучения Регулятивные: -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) |
2 |
Земля как планета Солнечной системы |
4 |
2 |
2 |
Предметные результаты обучения - называть планеты солнечной системы; - устанавливать общие черты и существенные различия планет солнечной системы, уникальность нашей платы; - формулировать вывод о влиянии формы и размеров Земли на жизнь планеты; - называть и показывать экватор, географические полюса, пояса освещенности; - определять причинно-следственные связи движения Земли. Метапредметные результаты обучения Регулятивные: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 |
Геосферы Земли Литосфера Атмосфера Гидросфера Биосфера |
25 8 4 7 6 |
19 5 3 6 5 |
6 3 1 1 1 |
Предметные результаты обучения - называть и показывать элементы внутреннего строения Земли, методы изучения внутреннего строения Земли; - описывать внутреннее строение Земли; - приводить примеры, находить и показывать на карте вулканы, определять их положение и высоту; - определять и называть виды горных пород; - устанавливать причинно-следственные связи при изучении образования разных групп горных пород; - называть типы земной коры, и их черты отличия; -описывать строение земной коры; - приводить примеры: сейсмически опасных районов; борьбы человека со стихийными явлениями природы; - описывать стихийные явления; объяснять возникновение горячих источников, гейзеров, образование сейсмических районов Земли; называть и показывать формы рельефа, приводить примеры; - определять относительную высоту местности; - приводить примеры использования литосферы в жизни и хозяйственной деятельности людей; разумного, бесхозяйственного использования человеком полезных ископаемых. - называть и показывать атмосферные слои, методы изучения строения атмосферы Земли; - описывать специфические особенности слоев атмосферы; - приводить примеры значения атмосферы для Земли; - объяснять понятие «погода», изменчивость погоды; - называть метеорологические приборы, объяснять для чего их используют; - описывать влияние атмосферы на человека и человека на атмосферу. - называть и объяснять опасные и редкие явления в атмосфере. - описывать свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы; - называть части гидросферы; - описывать процесс круговорота воды; - называть и показывать Мировой океан и его части, географическую номенклатуру по теме. - называть и показывать части реки; - приводить примеры использования рек человеком; - определять различия рек, типы рек; - описывать характеристику реки; -объяснять влияние рельефа и климата на реку - объяснять понятия: озера, ледники, подземные воды. - приводить примеры использования озер, ледников и подземных вод в жизни человека; - устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер; -показывать географическую номенклатуру по теме. - приводить примеры использования изучаемых вод суши человеком; - объяснять причины возникновения изучаемых вод суши. - объяснять понятия: биосфера, палеонтология; - называть и показывать границы биосферы; - описывать процесс развития жизни на Земле; - описывать растительный и животный мир тропического пояса, умеренного пояса, в океане и полярных поясах, объяснять закономерности размещения; - объяснять понятия: окружающая среда, природная среда, заповедник, ООПТ, определять различия; - выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, приводить примеры. Метапредметные результаты обучения Регулятивные: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) |
4 |
Повторение |
3 |
3 |
- |
Предметные результаты обучения Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, приводить примеры. Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал Метапредметные результаты обучения Регулятивные: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умения управлять своей познавательной деятельностью; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Личностные результаты обучения: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. |
Всего |
35 |
27 |
8 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ (3 ч)
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Методы географии и значение науки в жизни людей. Наблюдения – способ изучения географических объектов и процессов.
Раздел II. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч)
Тема 1. Планета Земля (4 ч)
Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Практические работы. 1. Фенологические наблюдения за состоянием погоды. 2. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.
Раздел III. ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ (25 ч)
Тема 1. Литосфера (8 ч)
Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Основные формы рельефа суши. Виды движения земной коры. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах.
Практические работы. 1. Построение модели Земли. 2. Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве. 3. Определение высоты местности (с помощью нивелира, по карте).
Тема 2. Атмосфера (4 ч)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Человек и атмосфера.
Практическая работа. Метеорологические наблюдения за погодой.
Тема 3. Гидросфера (7 ч)
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Озёра. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Практическая работа. Характеристика реки по типовому плану.
Тема 4. Биосфера (6 ч)
Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа. Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности.
ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.
Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.
Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Комплект таблиц «География. Начальный курс 5 класс»
1. Растения нашей Родины
2. География растений
3. Наша Родина
4. Строение Земли и земной коры
5. Горные породы и минералы
6. Рельеф
7. Мировой океан и его части
8. Воды суши
9. Погода и климат
10. Внутреннее строение Земли
11. Вулканы и землетрясения
12. Строение атмосферы
13. Речная долина и ее части
14. Подземные воды
2. Географические карты
1. Физическая карта полушарий
2. Океаны
3. Физическая карта России
3. Дидактические карточки по разделам:
1. Земля – планета Солнечной системы
2. Внутреннее строение Земли
3. Гидросфера
4. Атмосфера
5. Биосфера
4. Коллекции
1. Минералы и горные породы 1-4 ч.
2. Полезные ископаемые
6. Глобус физический Масштаб 1:40 000 000
7. Приборы: компасы, уличный термометр
8. Технические средства
1) Компьютер
2) Видеопроектор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. География. 5-9 классы: тесты, викторины /авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
2. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – с. 12-47
3. Дюкова С.Е. География. Тесты 5-6 кл.: Учебно-метод. пособие / С.Е. Дюкова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 142 с.
4. Летягин А.А. Поурочное планирование. 6 кл.: Метод. пособие.- М.: Вентана-Граф, 2013. – 120 с.
5. Летягин А.А. География: начальный курс: 5-6 классы: метод. пособие.- М.: Вентана-Граф, 2015. – 240 с.
6. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990. – 80 с.
7. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. – М.: Аквариум, 1997. – 256 с.
8. Уроки географии с использованием информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др. – М.: Глобус, 2008. – с.5-40
9. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М.: Аванта + , 2001. – с.24-28, 45-47, 62
Адреса сайтов в Интернете:
http://ru.wikipedia.org/wiki (Сведения о Мировом океане, климате Земли)
http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия- сведения о реках, природных зонах Земли)
http://mir-zemli.ru/ (Сведения о горных породах, вулканах)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол -во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Практические работы |
Элементы дополнительного содержания |
Д/З |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ (3 ч) |
||||||||||
1 |
Что изучает географическая наука? |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. |
Объяснять признаки понятий: предмет изучения географии, географические объекты. Приводить примеры географических объектов, делить их на группы. Описывать памятники природы своей местности |
Фронтальный опрос |
Видео «Берега косми-ческого океана» |
§1, зад.5, с.10 |
||
2 |
Зарождение древней географии |
1 |
Комбинированный |
Представление о мире в древности. Эратосфен – «отец географии». Выдающиеся географические путешествия и открытия |
Объяснять: основные этапы познания планеты. Приводить примеры выдающихся открытий и путешествий. |
Р.т. с.3-4. Выступление учащихся «Памятники природы» |
§1, зад.4, с.10 |
|||
3 |
Метод научных наблюдений |
1 |
Комбинированный |
Методы географии и значение науки в жизни людей. Наблюдения – способ изучения географических объектов и процессов. |
Называть способы изучения местности, метеоприборы. Описывать состояние погоды |
Р. т. с.5-6. Работа с учебником, атласом. |
§ 2, зад.2, с.13 |
|||
Раздел II. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч) |
||||||||||
Тема 1. Планета Земля (4 ч) |
||||||||||
4 |
Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования |
Называть планеты солнечной системы. Устанавливать общие черты и существенные различия планет солнечной системы |
Р.т. с. 7-9. Ответы на вопросы с.18. Моделирование. |
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы |
§ 3, зад.5,6 письм. |
||
5 |
Орбитальное движение Земли |
1 |
Комбинированный |
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги |
Называть и показывать географические полюса. Определять причинно-следственные связи движения Земли. |
Р.т. с. 10-12. Практикум. |
1. Фенологические наблюдения за состоянием погоды |
§ 4, Ведение дневника |
||
6 |
Вращение Земли вокруг своей оси |
1 |
Комбинированный |
Пояса освещенности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле |
Называть и показывать пояса освещенности. Определять причинно-следственные связи движения Земли. |
Р.т. с. 13-14. Практикум. |
2. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом |
Презентация «Полярный день и полярная ночь» |
§ 5, Ведение дневника |
|
7 |
Обобщение и контроль знаний по теме «Планета Земля» |
1 |
Урок обобщения и контроля знаний |
Работа с тестом. Контрольная работа №1 |
Обобщать материал по теме, определять причинно-следственные связи движения Земли |
Письменный опрос |
Ведение дневника |
|||
8 |
Внутреннее строение Земли |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. |
Показывать элементы внутреннего строения Земли; методы изучения внутреннего строения Земли. Описывать внутреннее строение Земли |
Фронтальный опрос. Р.т. с.15-16 |
3. Построение модели Земли |
Возникновение и геологическая история Земли |
§ 6, р.т. с.17 |
|
9 |
Образование и строение вулкана |
1 |
Комбинированный |
Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры |
Приводить примеры, находить и показывать на карте вулканы, определять их положение и высоту. |
Тест «Строение земной коры»; сообщения уч-ся «Гейзеры». Моделирование. Р.т. с.18-20 |
Презентация «Вулканы» |
§ 7 |
||
10 |
Породы, слагающие земную кору |
1 |
Комбинированный |
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы |
Определять и называть виды горных пород. Устанавливать причинно-следственные связи при изучении образования разных групп горных пород. |
Сообщения уч-ся «Горные породы и минералы». Р.Т. с.21-23 Практикум. |
4. Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве. |
§ 8, с.45 зад. 6 устно, 7пись-менно |
||
11 |
Строение и движение земной коры |
1 |
Комбинированный |
Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоев земной коры. Виды движения земной коры. |
Называть типы земной коры, и их черты отличия. Описывать строение земной коры. |
Индивиду-альный и фронтальный опрос. Р.т. с.24-25 |
§ 9, с.45-47 вопрос1, 2 с. 53 |
|||
12 |
Землетрясения |
1 |
Комбинированный |
Землетрясения. Сила землетрясения. Сейсмология. |
Объяснять понятия: эпицентр, землетрясение, очаг. Приводить примеры: сейсмически опасных районов, борьбы человека со стихийными явлениями природы. Описывать стихийные явления, образование сейсмических районов Земли. |
Работа с учебником, текстом, атласом. Видео «Землетрясения» Р.т. с.26 |
Презентация «Цунами» |
§ 9, с.48-53 |
||
13 |
Рельеф Земли |
1 |
Комбинированный |
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов |
Называть и показывать формы рельефа. Приводить примеры, определять относительную высоту местности |
Работа с учебником, текстом. ВидеоГеогра-фия. Р.т. с.27-29 Практикум. |
5. Определение высоты местности (с помощью нивелира, по карте) |
§ 10 |
||
14 |
Человек и литосфера |
1 |
Комбинированный |
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые |
Приводить примеры: использования литосферы в жизни и хозяйственной деятельности людей, разумного, бесхозяйствен-ного использования человеком полезных ископаемых. |
Работа с учебником, текстом, атласом, видео материалами. Р.т. с.30-31 |
§ 11 |
|||
15 |
Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера» |
1 |
Урок обобщения и контроля знаний |
Работа с тестом, картографическим материалом. Контрольная работа №2 |
Обобщать материал по теме. Использовать картографический материал. |
Письменный опрос |
Повтор. §10 |
|||
Тема 2. Атмосфера (4 ч) |
||||||||||
16 |
Атмосфера Земли |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы |
Называть и показывать атмосферные слои, методы изучения строения атмосферы Земли. Описывать специфические особенности слоев атмосферы. Приводить примеры значения атмосферы для Земли |
Работа с текстом учебника, атласом. Постановка опыта, наблюдение. Р.т. с.32-34 |
Видео «Из чего состоит воздух» |
§12, с.69, зад. 6 |
||
17 |
Погода и метеорологические наблюдения |
1 |
Комбинированный |
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологи-ческой станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска» |
Называть метеорологические приборы, объяснять для чего их используют. Объяснять понятие «погода», изменчивость погоды. |
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. Моделирование метеоприборов. Р.т. с.35-37 |
6. Метеорологиче-ские наблюдения за погодой |
§13 |
||
18 |
Человек и атмосфера |
1 |
Комбинированный |
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере |
Называть и объяснять опасные и редкие явления в атмосфере Описывать влияние атмосферы на человека и человека на атмосферу. |
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. Р.т. с.38-41 |
Презентация «Различные виды атмосферных явлений» |
§14 |
||
19 |
Обобщение и контроль знаний по теме «Атмосфера» |
1 |
Урок обобщения и контроля знаний |
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными. Контрольная работа № 3 по теме «Атмосфера |
Обобщать материал по теме. Использовать картографический материал |
Письменный опрос. Тест «Атмосфера» |
Повтор. §12 |
|||
Тема 3. Гидросфера (7 ч) |
||||||||||
20 |
Вода на Земле |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Гидросфера и ее части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. |
Называть части гидросферы. Описывать процесс круговорота воды, свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы. |
Работа с текстом учебника, дневником наблюдений. ВидеоГеография Р.т. с.42-43 |
§ 15, зад.1 письм., 2 устно, с. 89 |
|||
21 |
Мировой океан |
1 |
Комбинированный |
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша |
Называть и показывать Мировой океан и его части; географическую номенклатуру по теме. |
Игра «Знатоки морских названий». Составление маршрута морского путешествия Р.т. с.44-47 |
§ 16, зад. 3,4, с.95 |
|||
22 |
Воды суши. Реки |
1 |
Комбинированный |
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. |
Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме; части реки. Приводить примеры: использования рек человеком, определять различия рек, типы рек. |
Р.т. с.50 Работа с текстом учебника, атласом ВидеоГеография |
Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. |
§ 17 |
||
23 |
Реки |
1 |
Комбинированный |
Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. |
Описывать характеристику реки. Объяснять влияние рельефа и климата на реку |
Сообщения уч-ся «Реки России». Р.т. с.51 Практикум |
7. Характеристика реки по типовому плану |
Презентация «Водопады мира» |
§17 |
|
24 |
Озера. Ледники. Подземные воды |
1 |
Комбинированный |
Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды |
Объянять понятия: озера, ледники, подземные воды. Приводить примеры использования озер, ледников и подземных вод в жизни человека. Устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер. Показывать географическую номенклатуру по теме. |
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями. Р.т. с.52-56 |
§18 |
|||
25 |
Человек и гидросфера |
1 |
Комбинированный |
Вода – основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде» |
Объяснять причины возникновения изучаемых вод суши. Приводить примеры использования вод суши человеком. |
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями. Р.т. с.57-59 |
Природные памятники гидросферы |
§19 |
||
26 |
Обобщение и контроль знаний по теме «Гидросфера» |
1 |
Урок обобщения и контроля знаний |
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме. |
Обобщать материал по теме. Использовать картографический материал |
Контрольная работа № 4 по теме «Гидросфера» |
Повтор. §16 |
|||
Тема 4. Биосфера (6 ч) |
||||||||||
27 |
Биосфера – оболочка жизни |
1 |
Урок «открытия» нового знания |
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле |
Объяснять признаки понятий: биосфера, палеонтология. Называть и показывать границы биосферы. Описывать процесс развития жизни на Земле |
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография Р.т. с.60-61 |
Презентация «Древние животные Земли (хищники)» |
§20 |
||
28 |
Жизнь в тропическом поясе |
1 |
Комбинированный |
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни |
Описывать растительный и животный мир тропического пояса. Объяснять закономерности размещения |
Работа с текстом учебника, с ВидеоГеография Выступление учащихся с сообщениями. Р.т. с.62-65 |
§21 |
|||
29 |
Растительный и животный мир умеренных поясов |
1 |
Комбинированный практикум |
Степи. Лиственные леса. Тайга |
Описывать растительный и животный мир умеренного пояса. Объяснять закономерности размещения |
Работа с текстом учебника, с ВидеоГеография Выступление учащихся с сообщениями. Практикум. Р.т. с.66-70 |
8. Описание распространенных представителей растительного и животного мира своей местности. |
§22 |
||
30 |
Жизнь в полярных поясах и в океане |
1 |
Комбинированный |
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане |
Описывать растительный и животный мир в океане и полярных поясах. Объяснять закономерности размещения |
Работа с текстом учебника, с ВидеоГеография Выступление учащихся с сообщениями. Р.т. с.71-73 |
Презентация «Животные Северного Ледовитого океана» |
§23 |
||
31 |
Охрана природы |
1 |
Комбинированный |
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником |
Знать понятия: окружающая среда, природная среда, заповедник, ООПТ. Уметь определять различия |
Работа с тестом, атласом, с ВидеоГеогра-фия. Р.т. с.74-77 |
§24, подго-товка проекта |
|||
32 |
Обобщение по теме «Биосфера» |
1 |
Урок обобщения |
Создание агитационного листка (плаката) на природоохранную тему. Защита проекта. |
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал |
Выступление учащихся с сообщениями. Защита проекта |
Повтор. §16,20 |
|||
Повторение (3 ч) |
||||||||||
33 |
Итоговый урок по теме «Географическая оболочка Земли» |
1 |
Урок обобщения и контроля знаний |
Структурные части географической оболочки. Закономерности развития оболочек Земли |
Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, приводить примеры. |
Работа с тестом и картографи-ческим материалом и цифровыми данными по теме. Итоговый тест |
Повтор. §11,14 |
|||
34 |
Повторение по теме «Влияние человека на земную кору и атмосферу» |
1 |
Урок рефлексии |
Влияние человека на земную кору и атмосферу |
Обобщать материал по теме. Использовать картографический материал |
Работа картографическим материалом и цифровыми данными по теме |
Повтор. §19,24 |
|||
35 |
Повторение по теме «Влияние человека на гидросферу и биосферу» |
1 |
Урок рефлексии |
Влияние человека на гидросферу и биосферу |
Обобщать материал по теме. Использовать картографический материал |
Работа картографическим материалом и цифровыми данными по теме |