12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ткачева Марина Николаевна3063
Работаю в школе с 1989 года после окончания Дальневосточного Государственного Университета. Все время работала в одной школе. Кроме географии, вела астрономию, технологию. С первого года работы было классное руководство. Выпустила много детей, сейчас уже
Россия, Приморский край, Лучегорск
Материал размещён в группе «географы»
5

Рабочая программа по экономической и социальной географии зарубежных стран мира для 11 класса

«Согласовано»

Руководитель ШМО естественно - научного цикла

«Согласовано»

Зам. директор по УВР

«Утверждаю»

Директор

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по ГЕОГРАФИИ 11 класс

на 2015 – 2016 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по экономической и социальной географии зарубежных стран мира для 11 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими документами:

  • Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12;
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089);
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2014. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
  • авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии - М., Дрофа, 2004 г.
  • учебный план школы на 2015-2016 учебный год

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в 11 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю учебного предмета «Экономическая и социальная география мира». Количество часов в программе изменено до 31 часа в связи с календарным графиком работы школы.

Цели и задачи курса

Курс по географии на базовом уровне ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание программы

Региональная характеристика мира (34 ч)

Современная политическая карта мира (4 часа) Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.

Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Практические работы. №1.Экономическая дифференциация стран мира. Зарубежная (по отношению к стра­нам СНГ) Европа (5 часов) «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы.

Общая характеристика региона. Территория, гра­ницы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государст­венный строй.

Природные условия и ресурсы: большие внут­ренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хо­зяйства, транспорта, туризма и рекреации.

Население: демографическая ситуация и про­блемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные чер­ты национального и религиозного состава; обост­рение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Тради­ции культуры.

Хозяйство: место в мире, различия между стра­нами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добы­вающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и юж­ноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее ха­рактерные черты. Главные транспортные магист­рали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономиче­ские связи.

Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые цен­тры. Главные районы горного и приморского ту­ризма. Города как объекты туризма.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы. Экологическая политика, меры по охране окружающей среды.

Географический рисунок расселения и хозяйст­ва. «Центральная ось» развития как главный эле­мент территориальной структуры региона. Высоко­развитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на при­мере Северного моря. Влияние международной эко­номической интеграции на территориальную струк­туру хозяйства региона.

Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя (Централь­ная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Об­раз территории.

Европейские страны «Большой семерки».

Федеративная Республика Германия (ФРГ) — наиболее экономически мощная страна зарубеж­ной Европы. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, насе­ления и хозяйства. Географический рисунок рас­селения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.

Практические работы. №2.Главные промышленные и с/х районы Европы.          

№ 3.Характеристика одной из стран Европы.

Зарубежная (по отношению к стра­нам СНГ) Азия (12 часов) «Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Азии.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: регион контра­стов. Минеральные богатства региона, особое значе­ние нефти. Земельные и агроклиматические ре­сурсы. Орошение земель.

Население: особенности воспроизводства, про­явление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфлик­ты. Зарубежная Азия — родина мировых рели­гий. Традиции культуры. Особенности размеще­ния населения и процессы урбанизации. Тип ази­атского (восточного) города. Формы сельского рас­селения.

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные груп­пировки стран зарубежной Азии.

Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, пре­обладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищ­ного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические свя­зи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы. Угроза обезлесения и опустынивания.

Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Централь­ная и Восточная Азия: образ территории.

Китай. Территория, границы, положение. Го­сударственный строй. Китай — самая многонасе­ленная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности нацио­нального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Тра­диции культуры.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промыш­ленности. Энергетические и металлургические ба­зы Китая; остальные отрасли и их размеще­ние.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономи­ческие связи; свободные экономические зоны Ки­тая. Непроизводственная сфера.

Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы.

Япония. Территория, границы, положение, го­сударственный строй. Население: особенности ес­тественного движения, национального и религиоз­ного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные го­родские агломерации; мегалополис Токайдо. Зна­чение Токио.

Хозяйство: место Японии в мировой экономи­ке; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких произ­водств. Структура и география сельского хозяй­ства. Значение и география рыболовства. Разви­тие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяй­стве Японии, зависимость от ввоза сырья и топ­лива. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Ти­хоокеанский пояс, главные промышленные рай­оны. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная поли­тика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.

Индия. Территория, границы, положение, госу­дарственный строй. Население: особенности вос­производства; «демографический взрыв» и его по­следствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная стра­на в мире. Особенности религиозного состава на­селения и проблемы, с ним связанные; межэтни­ческие и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населе­ния: городское население и крупнейшие города; сельское население.

Хозяйство: достижения и проблемы. Природ­ные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сель­скохозяйственные районы. Влияние «зеленой ре­волюции».

Развитие и размещение транспорта, междуна­родные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства и рассе­ления в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мад­рас). Районы Индии: образ территории.

Охрана окружающей среды и экологические про­блемы.

Практические работы. №4.Сравнение характеристик специализации основных экономических зон Китая. №5. Составление картосхемы международных, экономических связей Японии.

№ 6.Оценка природных предпосылок в Индии для развития промышленности и с/х.

Африка (4 часа) «Визитная карточка» ре­гиона. Географическая картина Африки.

Общая характеристика региона. Территория, гра­ницы, положение. Политическая карта; погранич­ные споры и конфликты. Особенности государст­венного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Аф­рики. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: «демографический взрыв» и свя­занные с ним проблемы. Особенности этнолингви­стического и религиозного состава населения. Тра­диции культуры. Особенности размещения насе­ления и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

Хозяйство: место Африки в мировом хозяйст­ве, главные отрасли специализации. Роль горно­добывающей промышленности, ее основные рай­оны. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономи­ческие связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания.

Деление Африки на субрегионы. Два укрупнен­ных субрегиона — Северная и Тропическая Аф­рика: образ территории.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) — един­ственное экономически развитое государство Аф­рики. Основные черты ее экономико-географиче­ского положения, государственного строя, приро­ды, населения и хозяйства.

Практические работы. № 7.Сравнительная характеристика стран Африки (по выбору).

Северная Америка (4 часа) «Визитная кар­точка» региона. Географическая картина Север­ной Америки. США и Канада.

Соединенные Штаты Америки. Территория, гра­ницы, положение. Государственный строй.

Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской на­ции; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты раз­мещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население.

Хозяйство США: ведущее место в мировой эко­номике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышлен­ности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные пред­посылки для развития сельского хозяйства. Гео­графия главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромыш­ленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, су­хопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. Геогра­фия туризма и рекреации. Загрязнение окружаю­щей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

Интеграционная группировка НАФТА.

Практические работы. №8. Макрорегионы США.

№ 9. Сравнительная характеристика эгп США и Канады

Латинская Америка (3 часа) «Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.

Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения.

Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.

Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.

Австралия и Океания. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Австралии и Океании. Общая характеристика Австралии. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Практические работы. № 10.Сравнительная характеристика стран Латинской Америки (по выбору).

Глобальные проблемы человечества (2 ч)

Понятие о глобальных проблемах человечест­ва; геоглобалистика. Проблема войны и мира: но­вые аспекты. Экологическая проблема как при­оритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее гео­графические аспекты и пути решения. Энергети­ческая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использо­вания Мирового океана. Проблема освоения кос­моса. Проблема преодоления отсталости развиваю­щихся стран как крупнейшая общемировая про­блема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы: глобальные гипотезы; глобальные про­екты; их географические аспекты.

Практические работы. №11. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

Заключение. Мир на пороге XXI

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Практические работы

по программе

по рабочей программе

1.Современная политическая карта мира

4

3

1

2. Зарубежная Европа

5

5

2

3. Зарубежная Азия, Австралия

12

11

3

4. Африка

4

4

1

5. Северная Америка

4

4

2

6.Латинская Америка

3

3

1

7.Глобальные проблемы человечества

2

1

-

Всего

34

31

10

 

Практические работы

№1.Экономическая дифференциация стран мира.

№2.Главные промышленные и с/х районы Европы.

№ 3.Характеристика одной из стран Европы.

№4.Сравнение характеристик специализации основных экономических зон Китая.

№5. Составление картосхемы международных, экономических связей Японии.

№ 6.Оценка природных предпосылок в Индии для развития промышленности и с/х.

№ 7.Сравнительная характеристика стран Африки (по выбору).

№8 .Макрорегионы США.

№ 9. Сравнительная характеристика эгп США и Канады

№ 10.Сравнительная характеристика стран Латинской Америки (по выбору).

 

УМК

1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2012г.

2.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2011г.

3.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2011г.

4.Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

5.Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

 

Литература для учителя

  1. Максаковский В.П. Дополнительные главы. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Атлас. География мира: население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2014.
  4. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 2013.
  5. Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль: 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2010.
  6. География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2011.
  7. Костина С.А. География. 10 класс: разрезные карточки для тематического тестирования. – Волгоград: Учитель, 2010. 

Интернет-ресурсы:

  1. http www// Geo2000.nm.ru – географический портал
  2. http www//geographer.ru – географический портал
  3. http www//geotest.nm/ru – сборник тестов по географии
  4. http www//ege.edu.ru – информационный портал ЕГЭ
  5. http www//fipi.ru – федеральный институт педагогических измерений
  6. http www//letopisi.ru – вики-учебник для подготовки к ЕГЭ
  7. http www//geo.metodist.ru – методическая лаборатория географии

Программа действительна до внесения в нее изменений.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.