Рабочая программа по эмоционально - волевой сфере
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №214»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию эмоционально – волевой сферы детей 5-6 лет
Г. Ижевск
Составитель:
педагог - психолог: С.В. Цыврина
Составлена на основе:
- Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!».
Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис», 2002.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах – М.: Генезис, 2006
Программа рассчитана на 1 год обучения
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет. Состоит из двух блоков, каждый из которых может проводиться по отдельности, однако все части тесно взаимосвязаны и в целом направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Восприятие как особая познавательная деятельность становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Поэтому работа по специальной организации процесса восприятия у детей важна. Второй блок программы акцентирован не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, а на том, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Цель программы: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному развитию ребенка.
Задачи:
- Развивать навыки социального поведения.
- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
- Формировать позитивное отношение к сверстникам.
- Помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне.
- Повышать групповую сплоченность.
Структура, форма проведения программы
Программа включает в себя 28 занятий продолжительностью 25-30 минут.
Состоит из двух блоков.
I блок - 7 занятий
II блок - 21 занятие
Первое занятие знакомство. Последнее занятие творческая мастерская.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Первый блок программы знакомит детей с различными видами восприятия,
поскольку в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую
познавательную деятельность.
Второй блок программы вводит ребенка в сложный мир человеческих
эмоций, помогает ему прожить определенное эмоциональное состояние,
создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он
сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.
Тематическое планирование
№ | дата | Название занятия | Цель | Игры, упражнения |
1 | сентябрь | «Будем знакомы!» (вводное занятие) | - знакомство участников друг с другом; - снять эмоциональное напряжение; - настроить на совместную работу. | 1. «Здравствуй друг!» 2. «Правила нашей группы» 3. «Волшебный клубочек» 4. «Любимое животное» 5. «Солнечный зайчик» |
2 | сентябрь | Занятие 1 | - снять эмоциональное напряжение; - познакомить с понятиями «внутренний контур» и «внешний контур» | 1. «Приветствие» 2. «Мои части тела» 3. «Контуры» 4. «Волшебная страна» 5. «Нарисуй портрет» 6. «Волшебное озеро» |
3 | сентябрь | Занятие 2 | - совершенствование восприятия; - тренировка слуховых ощущений; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | 1. «Приветствие с колокольчиком» 2. «Путешествие в волшебную страну» 3. «Дорисуй портрет» 4. «Мои части тела – уши» 5. «Слушаем звуки улицы» 6. «Угадай, что звенит?» 7. «Кто кричит?» |
4 | октябрь | Занятие 3. | - совершенствование восприятия; - тренировка зрительных ощущений; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | 1. «Приветствие с мячиком» 2. «Путешествие в волшебную страну» 3. «Мои части тела – глаза» 4. «Рисуем глазки» 5. «Опиши друга» 6. «Чего не стало?» |
5 | октябрь | Занятие 4. | - совершенствование восприятия; - тренировка обоняния; - закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | 1. «Приветствие с цветком» 2. «Путешествие в волшебную страну» 3. Дорисуй портрет. 4. «Моя часть тела – нос» 5. «Чем пахнет?» 6. «Цветы» |
6 | октябрь | Занятие 5. | - создание положительного эмоционального фона; - закрепление знаний об органах чувств, полученных на прошлых занятиях | 1. «Приветствие» 2. «Вспомним героев волшебной страны» 3. «Нарисуй контур» 4. «Рисуем свой портрет» 5. «Галерея портретов» |
7 | октябрь | Занятие 6. | - совершенствование восприятия; - тренировка тактильных ощущений; - закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания | 1. «Приветствие ладошками» 2. «Путешествие в волшебную страну» 3. «Качества предметов» 4. «Пощупаем части тела» 5. «Погладь соседа» 6. «Чудесный мешочек» 7. «Волшебная дорожка» |
8 | ноябрь | Занятие 7. (Радость 1) | - расширение представление детей о радости; - развитие творческого мышления; - укрепление доверия в группе | 1. Приветствие. 2. «Путешествие в волшебную страну» 3. «Дорожка радости» 4. «Для чего нужен предмет?» 5. «Закончи предложение» 6. «Рисуем куклу радостного человека» |
9 | ноябрь | Занятие 8. (Радость 2) | - расширение представление детей о радости; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - развитие произвольного улавливания ощущения тепла. | 1. Приветствие. 2. «Что для чего?» 3. «Обведи контур фигуры» 4. «Пожелания» 5. «Поселим радость» 6. «Стена эмоций» |
10 | ноябрь | Занятие 9. (Радость 3) | - тренировка радостных эмоций; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - наблюдения за ощущениями в теле. | 1. «Приветствие в танце» 2. «Что для чего?» 3. «Найди место радости» 4. «На какой предмет похожа радость?» 5. «Поселим радость» 6. «Стена эмоций» |
11 | ноябрь | Занятие 10. (Радость 4) | - расширение представления детей о радости; - продолжения наблюдений за ощущениями в теле; - формирование положительного эмоционального настроя. | 1. «Приветствие в танце» 2. «Найди радостную картинку» 3. «Украшаем дом радости» 4. «Нарисуй радостного человечка» 5. «Заселим город радостными жителями» 6. «Какой он, радостный человек?» |
12 | декабрь | Занятие 11 (Страх 1) | - расширение представлений детей о страхе; - развитие произвольности, укрепление доверия в группе; - создание благоприятных условий для проявления чувств. | 1. «Приветствие» 2. «Выбери дорожку» 3. «Движения страха» 4. «Изобрази страх» 5. «Закончи предложение» 6. «Рисуем лицо страха» 7. «Чудесная кровать» |
13 | декабрь | Занятие 12 (Страх 2) | - расширение представлений детей о страхе; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; | 1. Приветствие. 2. «Дорожный танец» 3. «Вспомни соседей» 4. «Что в домике лежит» 5. «Изобрази страх» 6. «Потерялся!» 7. «Маска страха» |
14 | январь | Занятие 13 (Страх 3) | - расширение представлений детей о страхе; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - развитие произвольного улавливания неприятных ощущений (дрожь, холодок). | 1. «Приветствие». 2. «Дорожный танец» 3. «Кто может быть страшным?» 4. «Изобрази страшного…» 5. «Рисуем страх» 6. «Чудесная кровать» |
15 | январь | Занятие 14 (Страх 4) | - расширение представлений детей о страхе; - продолжение наблюдения за ощущениями в теле; - формирование положительного эмоционального настроя. | 1. «Приветствие» 2. «Дорожный танец» 3. «Что в домике лежит?» 4. «Домик страха» 5. «Лицо страха» 6. «Страх исчезни!» |
16 | январь | Занятие 15 (Злость 1) | - расширение представлений детей о злости; - развитие произвольности; - создание благоприятных условий для проявления чувств. | 1. «Приветствие» 2. «Дорожный танец» 3. «Запомни соседей» 4. «Когда я злюсь, я…» 5. «Рисуем куклу, которая злится» 6. «Мешочек злости» 7. «Прогоним злость» |
17 | февраль | Занятие 16 (Злость 2) | - расширение представлений детей о злости; - развитие произвольного улавливания напряжения; - снятие мышечных зажимов | 1. «Приветствие – эхо» 2. «Вспомни соседей» 3. «Изобрази злость» 4. «Пружина» 5. «Фонтан, который умел плавать» - чтение сказки 6. «Раскрась место злости» 7. «Мешочек злости» |
18 | февраль | Занятие 17 (Злость 3) | - развитие произвольного улавливания напряжения, ощущения «сжатой пружины»; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов. | 1. «Приветствие» 2. «Вспомни соседей» 3. «Сердитый дог Бульдог» - чтение сказки. 4. «Изобрази злость» 5. «Раскрась место злости и прогони ее» 6. «Мешочек злости» |
19 | февраль | Занятие 18 (Злость 4) | - расширение представлений детей о злости; - продолжение наблюдения за ощущениями в теле; - формирование положительного эмоционального настроя. | 1. «Приветствие». 2. «Домик злости» 3. «Рисуем злых человечков» 4. «Сравни человечков» 5. «Превращения» 6. «Подушка и мешок для битья» |
20 | февраль | Занятие 19 (Спокойствие 1) | - расширять представления детей о спокойствии; - развитие саморегуляции; - обучение детей умению произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. | 1. «Приветствие» 2. «Отдых на полянке» 3. «Дорожный танец» 4. «Закончи предложение» 5. «Рисуем куклу спокойствия» 6. «Гамак» |
21 | март | Занятие 20 (Спокойствие 2) | - расширять представления детей о спокойствии; - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. | 1. «Приветствие» 2. «Дорожный танец» 3. «Вспомни соседа» 4. «Что в домике лежит?» 5. «Засели спокойствие» 6. «Стена эмоций» |
22 | март | Занятие 21 (Спокойствие 3) | - развитие творческого мышления, памяти, координации движений; - снятие мышечных зажимов; - обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; - развитие саморегуляции. | 1. «Приветствие» 2. «Дорожный танец» 3. «Вспомни соседа» 4. «Рисуем картину спокойствия» 5. «На что похоже?» |
23 | март | Занятие 22 (Спокойствие 4) | - расширять представления детей о спокойствии; - формирование положительного эмоционального настроя; - развитие саморегуляции. | 1. «Приветствие» 2. «Дорожный танец» 3. «Домик спокойствия» 4. «Рисуем спокойного человечка» 5. «Чем отличаются человечки?» 6. «Гамак» |
24 | март | Занятие 23 (Робость) | - повышение у детей уверенности в себе; - продолжать сплочение группы; - знакомство с чувством робости. | 1. «Приветствие – поем имя» 2. «История про Костю» 3. «Я - лев» 4. «Я очень хороший!» 5. «Мы все – хорошие» |
25 | апрель | Занятие 24 (Удивление) | - знакомство с чувством удивления; - закрепление мимических навыков. | 1. «Приветствие» 2. «Угадай эмоцию» 3. «Изобрази эмоцию» 4. «Живая шляпа» 5. «Рисуем удивленного человечка» 6. «Оживляем круги» |
26 | апрель | Занятие 25 (Самодовольство) | - знакомство с чувством самодовольства | 1. «Приветствие» 2. «Изобрази эмоцию» 3. «Хвастунишки» 4. «Мышка - хвостунья» - чтение сказки 5. Разыгрывание сказки |
27 | апрель | Занятие 26 (Стыд, вина) | - знакомство с чувством вины | 1. «Приветствие» 2. «Угадай эмоцию» 3. Рассказ «Косточка» 4. «Разыгрывание истории» 5. «Подарки» |
28 | май | Занятие 27 (Отвращение) | - знакомство с чувством отвращения | 1. «Приветствие» 2. «Угадай эмоцию» 3. Чтение истории «Солнечный зайчик» 4. «Изобрази эмоцию» 5. «Разыгрывание ситуации» |
29 | май | Занятие 28 (Творческая мастерская) | -закрепление знаний об эмоциях | 1. «Приветствие» 2. «Создаем портреты разных эмоций» 3. Совместный коллаж «Взлохмаченные человечки» |