12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цыврина Светлана Викторовна14
1

Рабочая программа по эмоционально - волевой сфере

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №214»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию эмоционально – волевой сферы детей 5-6 лет

Г. Ижевск

Составитель:

педагог - психолог: С.В. Цыврина

Составлена на основе:

- Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам!».

Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – М.: «Генезис», 2002.

- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002

- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах – М.: Генезис, 2006


Программа рассчитана на 1 год обучения

Пояснительная записка

Программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет. Состоит из двух блоков, каждый из которых может проводиться по отдельности, однако все части тесно взаимосвязаны и в целом направлены на развитие восприятия, телесных ощущений, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Восприятие как особая познавательная деятельность становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Поэтому работа по специальной организации процесса восприятия у детей важна. Второй блок программы акцентирован не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, а на том, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Цель программы: через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному развитию ребенка.

Задачи:

- Развивать навыки социального поведения.

- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

- Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

- Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

- Формировать позитивное отношение к сверстникам.

- Помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне.

- Повышать групповую сплоченность.

Структура, форма проведения программы

Программа включает в себя 28 занятий продолжительностью 25-30 минут.

Состоит из двух блоков.

I блок - 7 занятий

II блок - 21 занятие

Первое занятие знакомство. Последнее занятие творческая мастерская.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Первый блок программы знакомит детей с различными видами восприятия,

поскольку в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую

познавательную деятельность.

Второй блок программы вводит ребенка в сложный мир человеческих

эмоций, помогает ему прожить определенное эмоциональное состояние,

создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он

сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.

Тематическое планирование

дата

Название занятия

Цель

Игры, упражнения

1

сентябрь

«Будем знакомы!»

(вводное занятие)

- знакомство

участников друг с

другом;

- снять

эмоциональное

напряжение;

- настроить на

совместную работу.


1. «Здравствуй друг!»

2. «Правила нашей

группы»

3. «Волшебный

клубочек»

4. «Любимое

животное»

5. «Солнечный

зайчик»


2

сентябрь

Занятие 1

- снять

эмоциональное

напряжение;

- познакомить с

понятиями

«внутренний контур»

и «внешний контур»

1. «Приветствие»

2. «Мои части тела»

3. «Контуры»

4. «Волшебная

страна»

5. «Нарисуй портрет»

6. «Волшебное озеро»


3

сентябрь

Занятие 2

- совершенствование

восприятия;

- тренировка

слуховых ощущений;

- закрепление

навыков

исследования

предметов с помощью

соответствующих

органов чувств

1. «Приветствие с

колокольчиком»

2. «Путешествие в

волшебную страну»

3. «Дорисуй портрет»

4. «Мои части тела – уши»

5. «Слушаем звуки

улицы»

6. «Угадай, что

звенит?»

7. «Кто кричит?»


4

октябрь

Занятие 3.

- совершенствование

восприятия;

- тренировка

зрительных

ощущений;

- закрепление

навыков

исследования

предметов с помощью

соответствующих

органов чувств

1. «Приветствие с

мячиком»

2. «Путешествие в

волшебную страну»

3. «Мои части тела –

глаза»

4. «Рисуем глазки»

5. «Опиши друга»

6. «Чего не стало?»


5

октябрь

Занятие 4.

- совершенствование

восприятия;

- тренировка

обоняния;

- закрепление

навыков

исследования

предметов с помощью

соответствующих

органов чувств


1. «Приветствие с

цветком»

2. «Путешествие в

волшебную страну»

3. Дорисуй портрет.

4. «Моя часть тела –

нос»

5. «Чем пахнет?»

6. «Цветы»



6

октябрь

Занятие 5.

- создание

положительного

эмоционального

фона;

- закрепление знаний

об органах чувств,

полученных на

прошлых занятиях

1. «Приветствие»

2. «Вспомним героев

волшебной страны»

3. «Нарисуй контур»

4. «Рисуем свой

портрет»

5. «Галерея

портретов»


7

октябрь

Занятие 6.

- совершенствование

восприятия;

- тренировка

тактильных

ощущений;

- закрепление

навыков

обследования

предметов с помощью

органов осязания


1. «Приветствие

ладошками»

2. «Путешествие в

волшебную страну»

3. «Качества

предметов»

4. «Пощупаем части

тела»

5. «Погладь соседа»

6. «Чудесный

мешочек»

7. «Волшебная

дорожка»


8

ноябрь

Занятие 7.

(Радость 1)


- расширение

представление детей

о радости;

- развитие

творческого

мышления;

- укрепление доверия

в группе


1. Приветствие.

2. «Путешествие в

волшебную страну»

3. «Дорожка радости»

4. «Для чего нужен

предмет?»

5. «Закончи

предложение»

6. «Рисуем куклу

радостного человека»


9

ноябрь

Занятие 8.

(Радость 2)


- расширение

представление детей

о радости;

- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- развитие

произвольного

улавливания

ощущения тепла.


1. Приветствие.

2. «Что для чего?»

3. «Обведи контур

фигуры»

4. «Пожелания»

5. «Поселим радость»

6. «Стена эмоций»


10

ноябрь

Занятие 9.

(Радость 3)


- тренировка

радостных эмоций;

- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- снятие мышечных

зажимов;

- наблюдения за

ощущениями в теле.


1. «Приветствие в

танце»

2. «Что для чего?»

3. «Найди место

радости»

4. «На какой предмет

похожа радость?»

5. «Поселим радость»

6. «Стена эмоций»


11

ноябрь

Занятие 10.

(Радость 4)


- расширение

представления детей

о радости;

- продолжения

наблюдений за

ощущениями в теле;

- формирование

положительного

эмоционального

настроя.


1. «Приветствие в

танце»

2. «Найди радостную

картинку»

3. «Украшаем дом

радости»

4. «Нарисуй

радостного

человечка»

5. «Заселим город

радостными

жителями»

6. «Какой он,

радостный человек?»


12

декабрь

Занятие 11

(Страх 1)


- расширение

представлений детей

о страхе;

- развитие

произвольности,

укрепление доверия в

группе;

- создание

благоприятных

условий для

проявления чувств.


1. «Приветствие»

2. «Выбери дорожку»

3. «Движения страха»

4. «Изобрази страх»

5. «Закончи

предложение»

6. «Рисуем лицо

страха»

7. «Чудесная кровать»


13

декабрь

Занятие 12

(Страх 2)

- расширение

представлений детей

о страхе;

- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- снятие мышечных

зажимов;


1. Приветствие.

2. «Дорожный танец»

3. «Вспомни соседей»

4. «Что в домике

лежит»

5. «Изобрази страх»

6. «Потерялся!»

7. «Маска страха»


14

январь

Занятие 13

(Страх 3)


- расширение

представлений детей

о страхе;

- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- снятие мышечных

зажимов;

- развитие

произвольного

улавливания

неприятных

ощущений (дрожь,

холодок).


1. «Приветствие».

2. «Дорожный танец»

3. «Кто может быть

страшным?»

4. «Изобрази

страшного…»

5. «Рисуем страх»

6. «Чудесная кровать»


15

январь

Занятие 14

(Страх 4)


- расширение

представлений детей

о страхе;

- продолжение

наблюдения за

ощущениями в теле;

- формирование

положительного

эмоционального

настроя.


1. «Приветствие»

2. «Дорожный танец»

3. «Что в домике

лежит?»

4. «Домик страха»

5. «Лицо страха»

6. «Страх исчезни!»


16

январь

Занятие 15

(Злость 1)


- расширение

представлений детей

о злости;

- развитие

произвольности;

- создание

благоприятных

условий для

проявления чувств.


1. «Приветствие»

2. «Дорожный танец»

3. «Запомни соседей»

4. «Когда я злюсь, я…»

5. «Рисуем куклу,

которая злится»

6. «Мешочек злости»

7. «Прогоним злость»


17

февраль

Занятие 16

(Злость 2)


- расширение

представлений детей

о злости;

- развитие

произвольного

улавливания

напряжения;

- снятие мышечных

зажимов


1. «Приветствие –

эхо»

2. «Вспомни соседей»

3. «Изобрази злость»

4. «Пружина»

5. «Фонтан, который

умел плавать» -

чтение сказки

6. «Раскрась место

злости»

7. «Мешочек злости»


18

февраль

Занятие 17

(Злость 3)


- развитие

произвольного

улавливания

напряжения,

ощущения «сжатой

пружины»;

- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- снятие мышечных

зажимов.


1. «Приветствие»

2. «Вспомни соседей»

3. «Сердитый дог

Бульдог» - чтение

сказки.

4. «Изобрази злость»

5. «Раскрась место

злости и прогони ее»

6. «Мешочек злости»


19

февраль

Занятие 18

(Злость 4)


- расширение

представлений детей

о злости;

- продолжение

наблюдения за

ощущениями в теле;

- формирование

положительного

эмоционального

настроя.


1. «Приветствие».

2. «Домик злости»

3. «Рисуем злых

человечков»

4. «Сравни

человечков»

5. «Превращения»

6. «Подушка и мешок

для битья»


20

февраль

Занятие 19

(Спокойствие 1)


- расширять

представления детей

о спокойствии;

- развитие

саморегуляции;

- обучение детей

умению произвольно

напрягать и

расслаблять

отдельные группы

мышц.


1. «Приветствие»

2. «Отдых на

полянке»

3. «Дорожный танец»

4. «Закончи

предложение»

5. «Рисуем куклу

спокойствия»

6. «Гамак»


21

март

Занятие 20

(Спокойствие 2)


- расширять

представления детей

о спокойствии;

- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- обучение детей

произвольно

напрягать и

расслаблять

отдельные группы

мышц.


1. «Приветствие»

2. «Дорожный танец»

3. «Вспомни соседа»

4. «Что в домике

лежит?»

5. «Засели

спокойствие»

6. «Стена эмоций»


22

март

Занятие 21

(Спокойствие 3)


- развитие

творческого

мышления, памяти,

координации

движений;

- снятие мышечных

зажимов;

- обучение детей

произвольно

напрягать и

расслаблять

отдельные группы

мышц;

- развитие

саморегуляции.


1. «Приветствие»

2. «Дорожный танец»

3. «Вспомни соседа»

4. «Рисуем картину

спокойствия»

5. «На что похоже?»


23

март

Занятие 22

(Спокойствие 4)


- расширять

представления детей

о спокойствии;

- формирование

положительного

эмоционального

настроя;

- развитие

саморегуляции.


1. «Приветствие»

2. «Дорожный танец»

3. «Домик

спокойствия»

4. «Рисуем спокойного

человечка»

5. «Чем отличаются

человечки?»

6. «Гамак»







24

март

Занятие 23

(Робость)


- повышение у детей

уверенности в себе;

- продолжать

сплочение группы;

- знакомство с

чувством робости.


1. «Приветствие –

поем имя»

2. «История про

Костю»

3. «Я - лев»

4. «Я очень

хороший!»

5. «Мы все – хорошие»


25

апрель

Занятие 24

(Удивление)


- знакомство с

чувством удивления;

- закрепление

мимических навыков.


1. «Приветствие»

2. «Угадай эмоцию»

3. «Изобрази эмоцию»

4. «Живая шляпа»

5. «Рисуем удивленного человечка»

6. «Оживляем круги»


26

апрель

Занятие 25

(Самодовольство)


- знакомство с

чувством

самодовольства


1. «Приветствие»

2. «Изобрази эмоцию»

3. «Хвастунишки»

4. «Мышка -

хвостунья» - чтение

сказки

5. Разыгрывание

сказки


27

апрель

Занятие 26

(Стыд, вина)


- знакомство с

чувством вины


1. «Приветствие»

2. «Угадай эмоцию»

3. Рассказ «Косточка»

4. «Разыгрывание

истории»

5. «Подарки»


28

май

Занятие 27

(Отвращение)


- знакомство с

чувством отвращения

1. «Приветствие»

2. «Угадай эмоцию»

3. Чтение истории

«Солнечный зайчик»

4. «Изобрази эмоцию»

5. «Разыгрывание

ситуации»


29

май

Занятие 28

(Творческая мастерская)


-закрепление знаний

об эмоциях


1. «Приветствие»

2. «Создаем портреты

разных эмоций»

3. Совместный

коллаж

«Взлохмаченные

человечки»






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.