Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Рабочая программа «Подготовка к ОГэ по обществознанию»

Пояснительная записка

Актуальность: Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.  ОГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.

Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи курса:

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11 классах.

Формы организации деятельности учащихся:  

лекции;

лабораторные работы;

практические занятия;

 дискуссии,;

эвристические беседы;

работа с документами.

Курс разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ «Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Базисный учебный план школ РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана».

Программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право): МО РФ, «Дрофа», 2007.

Содержание курса

Входной контроль.

Общество и человек.

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции.

Человек, личность.

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Содержание и стадии процесса социализации. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое.

Экономическая сфера жизни общества.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Плановая и рыночная экономика. Плановая и рыночная экономика. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономическая роль государства. воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.

Социальные отношения.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе.

Политика.

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Роль референдума в политической жизни. Определение и признаки политических партий. Функции политических партий. Классификация политических партий.

Право.

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Содержание политических и гражданских прав. Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Имущественные отношения. Потребитель и его права. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.

Культура.

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Роль науки в современном обществе.

Итоговое занятие.

Учебно-тематическое планирование

Курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9-го класса

Класс – 9

Учитель – М.В.Сергеева

Количество часов:

- всего – 34 ч.;

- в неделю – 1 ч.

Плановых контрольных уроков – 6

Планирование составлено на основе:

Учебники: Обществознание. 6-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко, Е. А. Певцова. Москва. «Русское слово».

: Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговое занятие

-

1

1

10

Итого:

13

21

34

 

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во

часов

по теме

Сроки изучения

Элементы содержания

ЗУН

УУД

Примечание

По плану

По факту

 

Входной контроль

3

   

Структура КИМ, кодификатор, спецификация

.

Знать / понимать:

Общество как сложную динамическую систему, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, важнейшие институты общества, многообразие путей и форм общественного развития, проблемы общественного развития, целостность современного мира, его противоречия. Сущность человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции, деятельность, творчество и бытие человека, личность, ее социализацию и воспитание, внутренний мир человека;

Особенности самопознания, поведения, свободы и ответственности личности, познания, истину и ее критерии, многообразие форм человеческого знания, научное познание, науки о человеке и обществе, социальное и гуманитарное знание;

Понятие культуры и духовной жизни, формы и разновидности культуры, средства массовой информации, искусство, его формы и основные направления, религию как феномен культуры, науки и образования, самообразования, морали, тенденции духовной жизни современной России.

Уметь:

Определять сущностные характеристики изучаемых объектов;

Распознавать понятия и их составляющее. Устанавливать соответствие между существенными чертами явлений и обществоведческих понятий, терминов;

Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

Вести поиск и извлечение нужной информации из источников различного типа;

Переводить текстовую информацию в таблицу, схему, диаграмму, график и др.;

Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

Оценивать различные суждения;

Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Знать структура КИМ ОГЭ, кодификатор, спецификацию.

 

1

ОГЭ как итоговая форма контроля. Знакомство с бланками

1

   

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 
 

Раздел 1. Общество и человек

6

   

Быть личностью. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы.

Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

4

Понятие общество, взаимосвязь общества и природы

1

   

5

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

6

Глобальные проблемы человечества

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

7

Практический тренинг по содержательной линии «Общество и человек»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

8

Решение ситуативных задач по теме «Общество и человек»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

9

Диагностическая работа

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 
 

Раздел 2. Человек, личность

4

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

10

Деятельность человека, её основные виды

1

   


 

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

11

Практический тренинг по содержательной линии «Человек и личность»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

12

Решение заданий по теме «Человек и личность»

1

   

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Содержание и стадии процесса социализации. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое.

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

13

Тестирование по теме «Человек и личность»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 
 

Раздел 3.

Экономическая сфера жизни общества

5

     

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное.

 

14

Экономика, её роль в жизни общества

1

   

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Плановая и рыночная экономика. Плановая и рыночная экономика. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономическая роль государства. воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.

 

15

Рыночная экономика

1

       

16

Практикум по теме «Экономика»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

17

Выполнение заданий по теме «Экономика»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

18

Задания части А по теме «Экономика»

1

     

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 
 

Раздел 4. Социальные отношения

5

   

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе.

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

19

Социальная структура. Социальные отношения

1

   

20

Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

21

Практический тренинг «Социальная сфера»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

22

Решение заданий по теме «Социальная сфера»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

23

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

     

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 
 

Раздел 5. Политика

4

   

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Роль референдума в политической жизни. Определение и признаки политических партий. Функции политических партий. Классификация политических партий.

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

24

Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления

1

 

25

Практический тренинг по содержательной линии «Политика»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

26

Решение заданий ОГЭ по теме «Политика»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

27

Тестирование по теме «Политика»

1

     

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 
 

Раздел 6. Право

2

   

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Содержание политических и гражданских прав. Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Имущественные отношения. Потребитель и его права. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания.

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 
 

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права.

1

   

31

Тестирование по теме «Право»

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

32

Отработка заданий ОГЭ

1

   

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Роль науки в современном обществе.

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

33

Отработка заданий ОГЭ

1

   

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

 

34

Пробная работа

1

     

Знать основные положения блока, основные понятия и термины, уметь выделять главное и существенное

Итого:

34

Требования к уровню подготовки учащихся

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЗА КУРС 9 КЛАССА

ученик должен:

Знать/понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-методическое обеспечение

Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10-11 классы, авт. Е.Н.Сорокина. 2012г.

Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень 10-11 класс, авт. Т.П.Бегенеева.2011г.

Поурочные разработки по обществознанию к учебникам Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко 9 класс, авт. А.В. Поздеев, М., изд. ВАКО

Обществознание. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбову, часть I-II, авт. С.Н. Степанько. Изд. Учитель, 2012г.

Список литературы (дополнительной)

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Общество», «Духовная жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», « Экономика», «Право», «Политика». Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2012г. Изд. Астрель,

Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. Базовый, повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2010 г. изд. Легион

Обществознание. Готовимся к ЕГЭ. под ред. Л.Д. Боголюбова , М. Дрофа 2013г.

Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель.

Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лескова, М., Национальное образование.2011г.

Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под ред. П.А. Баранова, изд. Астрель

ЕГЭ за 30 дней, обществознание, экспресс-репетитор, авт. А.В.Половникова, Н.Н. Маслова, изд. Астрель


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации