Рабочая программа по физической культуре
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО Н.В.Дунай | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Ю.Ю.Разумова «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» А.В.Алексеева Приказ№81от 30 августа 2024г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
начального общего образования
для 2 класса
Рабочую программу составила
Пазыч Т.С.
учитель начальных классов
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Выбран УМК «Школа России», так как он имеет полное программно-методическое обеспечение, в УМК учтены возрастные особенности детей, средствами учебного предмета происходит физическое развитие и воспитание обучающихся.
Целью образования по физической культуре является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании; обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу; развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости; формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физическими минутками и подвижными играми;обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Приоритетные формы и методы работы с учащимися: проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года
Общее число часов для изучения физической культуры– 68 часов (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия:
характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки;
понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья;
выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение;
обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки;
вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм обучающихся (в пределах изученного);
исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях;
делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной подготовкой);
выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя;
взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим обучающимся;
контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
демонстрировать примеры основных физических качеств и высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и физическим развитием;
измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за их изменениями;
выполнять броски малого (теннисного) мяча в мишень из разных исходных положений и разными способами, демонстрировать упражнения в подбрасывании гимнастического мяча правой и левой рукой, перебрасывании его с руки на руку, перекатыванию;
демонстрировать танцевальный хороводный шаг в совместном передвижении;
выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной амплитудой, в высоту с прямого разбега;
передвигаться на лыжах двухшажным переменным ходом, спускаться с пологого склона и тормозить падением;
организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных физических качеств, с использованием технических приёмов из спортивных игр;
- выполнять упражнения на развитие физических качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка».
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте.
Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.
Упражнения в плавании кролем на груди, ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Лыжная подготовка заменена легкой атлетикой и гимнастикой с основами акробатики по причине отсутствия условий для реализации данного вида деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||
Раздел 1. Знания о физической культуре | |||||||
1.1 | Знания о физической культуре | 3 | | | preview/5569461/ | ||
Итого по разделу | 3 | | |||||
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности | |||||||
2.1 | Физическое развитие и его измерение | 4 | | | preview/5569461/ | ||
Итого по разделу | 4 | | |||||
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ | |||||||
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура | |||||||
1.1 | Занятия по укреплению здоровья | 1 | | | preview/5569461/ | ||
1.2 | Индивидуальные комплексы утренней зарядки | 1 | | | preview/5569461/ | ||
Итого по разделу | 2 | | |||||
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура | |||||||
2.1 | Гимнастика с основами акробатики | 12+6 | | | preview/5569461/ | ||
2.2 | Легкая атлетика | 15+6 | | | preview/5569461/ | ||
2.3 | Подвижные игры | 16 | | | preview/5569461/ | ||
Итого по разделу | 55 | | |||||
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура |
3.1 | Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО | 4 | | | preview/5569461/ |
Итого по разделу | 4 | | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 0 | |
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание осуществляется на основе Положения о системе оценок, формах, порядке, периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации и переводе обучающихся
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура 1-4ткласс. Учебник ФГОС М: Просвещение, 2018г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.И.Лях. Физическая культура. Рабочие программы. (Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2011.)
Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А. Зданевича / авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И. Курьерова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.studfiles.ru/preview/5569461/ Учебник по физической культуре В.И.Лях 1-4 классы
http://www.e-osnova.ru/journal/16
https://videouroki.net/razrabotki/analiz-deyatelnosti-uchitelya-fizicheskoy-kultury.html
http://sport-lessons.com/fitness/child-aerobica/
http://sport-lessons.com/teamgames/volleyball/
http://sport-lessons.com/teamgames/football/
http://www.e-osnova.ru/journal/16
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Бревно гимнастическое напольное
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания)
Мячи
Скакалка детская
Мат гимнастический
Кегли
Обруч пластиковый детский
Флажки: разметочные с опорой, стартовые
Аптечка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол от «30» августа 2024г. №1 Руководитель ШМО Н.В.Дунай | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Ю.Ю.Разумова «30»августа 2024г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ№8 Г.О.МАКЕЕВКА» А.В.Алексеева Приказ№81от 30 августа 2024г |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
предмета Физическая культура
для 2 класса
Разработано учителем
Пазыч Т.С.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
| | | Раздел1.Знания о физической культуре (3ч.) | |
1 | 04.09 | | История подвижных игр и соревнований у древних народов | 1 |
2 | 06.09 | | Зарождение Олимпийских игр | 1 |
3 | 11.09 | | Современные Олимпийские игры | 1 |
| | | Раздел2.Способы самостоятельной деятельности(4ч.) | |
4 | 13.09 | | Физическое развитие | 1 |
5 | 18.09 | | Физические качества | 1 |
6 | 20.09 | | Развитие координации движений | 1 |
7 | 25.09 | | Дневник наблюдений по физической культуре | 1 |
| | | ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел1.Оздоровительная физическая культура (2ч.) | |
8 | 27.09 | | Закаливание организма | 1 |
9 | 02.10 | | Утренняя зарядка, составление индивидуальных комплексов | 1 |
| | | ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел2.Спортивно-здоровительная физическая культура (55ч.) | |
10 | 04.10 | | Правила поведения на уроках гимнастики и акробатики | 1 |
11 | 09.10 | | Строевые упражнения и команды | 1 |
12 | 11.10 | | Строевые упражнения и команды | 1 |
13 | 16.10 | | Прыжковые упражнения | 1 |
14 | 18.10 | | Гимнастическая разминка | 1 |
15 | 23.10 | | Гимнастическая разминка | 1 |
16 | 25.10 | | Ходьба на гимнастической скамейке | 1 |
17 | 06.11 | | Ходьба на гимнастической скамейке | 1 |
18 | 08.11 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 1 |
19 | 13.11 | | Упражнения с гимнастической скакалкой | 1 |
20 | 15.11 | | Упражнения с гимнастической скакалкой | 1 |
21 | 20.11 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см - девочки | 1 |
22 | 22.11 | | Упражнения с гимнастическим мячом | 1 |
23 | 27.11 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 1 |
24 | 29.11 | | Танцевальные гимнастические движения | 1 |
25 | 04.12 | | Танцевальные гимнастические движения | 1 |
26 | 06.12 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 1 |
27 | 11.12 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 1 |
| | | | |
28 | 13.12 | | Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой | 1 |
29 | 18.12 | | Броски мяча в неподвижную мишень | 1 |
30 | 20.12 | | Броски мяча в неподвижную мишень | 1 |
31 | 25.12 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель | 1 |
32 | 27.12 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель | 1 |
33 | 08.01 | | Сложно координированные прыжковые упражнения | 1 |
34 | 10.01 | | Сложно координированные прыжковые упражнения | 1 |
35 | 15.01 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 |
36 | 17.01 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1 |
37 | 22.01 | | Прыжок в высоту с прямого разбега | 1 |
38 | 24.01 | | Прыжок в высоту с прямого разбега | 1 |
39 | 29.01 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение по пересеченной местности | 1 |
40 | 31.01 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение по пересеченной местности | 1 |
41 | 05.02 | | Бег с поворотами и изменением направлений | 1 |
42 | 07.02 | | Бег с поворотами и изменением направлений | 1 |
43 | 12.02 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3х10 м | 1 |
44 | 14.02 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3х10 м | 1 |
45 | 19.02 | | Сложно координированные беговые упражнения | 1 |
46 | 21.02 | | Сложно координированные беговые упражнения | 1 |
47 | 26.02 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30 м | 1 |
48 | 28.02 | | Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30 м | 1 |
| | | | |
49 | 05.03 | | Игры с приемами баскетбола | 1 |
50 | 07.03 | | Игры с приемами баскетбола | 1 |
51 | 12.03 | | Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч соседу | 1 |
52 | 14.03 | | Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч соседу | 1 |
53 | 19.03 | | Бросок мяча в колонне и неудобный бросок | 1 |
54 | 21.03 | | Бросок мяча в колонне и неудобный бросок | 1 |
55 | 02.04 | | Прием «волна» в баскетболе | 1 |
56 | 04.04 | | Прием «волна» в баскетболе | 1 |
57 | 09.04 | | Игры с приемами футбола: метко в цель | 1 |
58 | 11.04 | | Игры с приемами футбола: метко в цель | 1 |
59 | 16.04 | | Гонка мячей и слалом с мячом | 1 |
60 | 18.04 | | Гонка мячей и слалом с мячом | 1 |
61 | 23.04 | | Футбольный бильярд | 1 |
62 | 25.04 | | Футбольный бильярд | 1 |
63 | 30.04 | | Бросок ногой | 1 |
64 | 02.05 | | Бросок ногой | 1 |
65 | 07.05 | | Промежуточная аттестация (тест) | |
| | | ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел3.Прикладно-ориентированная физическая культура (4ч.) | |
66 | 14.05 | | Правила выполнения спортивных нормативов 2 ступени | 1 |
67 | 16.05 | | Правила техники безопасности на уроках. Укрепление здоровья через ВФСК ГТО | 1 |
68 | 21.05 | | «Праздник ГТО». Соревнования со сдачей норм ГТО, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2 ступени ГТО | 1 |
69 | 23.05 | | «Праздник ГТО». Соревнования со сдачей норм ГТО, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2 ступени ГТО | 1 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 |