Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс В.И. Лях
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Физической культуре
Уровень образования (класс) Среднее общее образование 10-11 классы
Количество часов 204
Учитель: Сырая Ольга Сергеевна
Программа разработана на основе авторской Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича Москва: «Просвещение», 2011 год.
1. Пояснительная записка.
Задачи физического воспитания учащихся 10—11 классов направлены на:
• содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
• формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
• расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
• дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
• формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
• закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
• дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
На уроках физической культуры в 10—11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, — содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
Прежде всего на уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физической культуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, для отдыха и досуга. В числе оздоровительных задач важное место принадлежит формированию у молодых людей общественных и личных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также содействию их гармоничному развитию.
В процессе усвоения материала программы углубляются знания старшеклассников о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В старшем школьном возрасте продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путем освоения новых, еще более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях.
В тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков (техники и тактики) осуществляется работа по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и координационных (быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей, а также сочетанию этих способностей.
Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у юношей и девушек потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки. При этом делается акцент на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, а также на развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.
Рабочая программа составлена на основе авторской Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича Москва: «Просвещение», 2011 год.
Все разделы программы изучаются в течение года.
В связи с климатическими условиями южного региона внесены изменения в разделе 1.5: «Лыжная подготовка» полностью заменена «Кроссовой подготовкой».
Целесообразность этого подтверждена:
1. необходимостью развития способности адаптации к аэробной нагрузке;
2. потребностью развития аналогичных физических качеств;
3. необходимостью обучения умению преодолевать простейшие препятствия, контролировать нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Материал вариативной части 2.1 и 2.2 перенесен в раздел 1.2. «Спортивные игры». Целесообразность этого вызвана включением волейбола, баскетбола мини-футбола и гандбола во Всекубанскую Спартакиаду и повышенным интересом учащихся к игровым видам спорта.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Физическая культура» на ступени среднего образования отводится 204 часа, из них - в 10 классе — 102 ч (3ч в неделю), в 11 классе — 102 ч (3 часа в неделю).
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной, и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.
Спортивные игры
В 10—11 классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр*, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10—11 классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
Программный материал по спортивным играм
Основная направленность |
10—11 классы |
|
Баскетбол На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
|
На совершенствование ловли и передач мяча |
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях) |
|
На совершенствование техники ведения мяча |
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
|
На совершенствование техники бросков мяча |
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
|
На совершенствование техники защитных действий |
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание) |
|
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей |
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
|
На совершенствование тактики игры |
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
|
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам |
|
Гандбол. На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
|
На совершенствование ловли и передач мяча |
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях) |
|
На совершенствование техники ведения мяча |
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
|
На совершенствование техники бросков мяча |
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
|
На совершенствование техники защитных действий |
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват) |
|
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей |
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
|
На совершенствование тактики игры |
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
|
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам ручного мяча. Игра по правилам |
|
Волейбол На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
|
На совершенствование техники приема и передач мяча |
Варианты техники приема и передач мяча |
|
На совершенствование техники подач мяча |
Варианты подач мяча |
|
На совершенствование техники нападающего удара |
Варианты нападающего удара через сетку |
|
На совершенствование техники защитных действий |
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка |
|
На совершенствование тактики игры |
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
|
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам |
|
Футбол . На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
|
На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча |
Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью |
|
На совершенствование техники ведения мяча |
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
|
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей |
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
|
На совершенствование техники защитных действий |
Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват) игра головой, использование корпуса |
|
На совершенствование тактики игры |
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
|
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей |
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам |
|
На совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)
|
Упражнения* по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метания в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным. Обыгрыш сближающихся противников, финты.
|
|
На развитие выносливости
|
Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин
|
|
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей
|
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10—13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность
|
|
На знания о физической культуре
|
Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми
|
|
На овладение организаторскими умениями |
Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий
Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры.
|
|
Самостоятельные занятия |
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми |
|
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения.
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками — более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом — и комбинации этих упражнений.
Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также значительный набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.
Основная направленность |
10 – 11 классы |
||
Юноши |
Девушки |
||
На совершенствование строевых упражнений |
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении |
||
На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов |
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении |
||
На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами |
С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами |
Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами |
|
На освоение и совершенствование висов и упоров |
Пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до села ноги врозь, соскок махом назад |
Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок |
|
На освоение и совершенствование опорных прыжков |
Прыжок ноги врозь через кокя в длину высотой 115—120 см (10 кл.) и 120—125 см (11 кл.) |
Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) |
|
На освоение и совершенствование акробатических упражнений |
Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот бо- ком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов |
Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов |
|
На развитие координационных способностей |
Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатическях упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастическях снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика (индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью, статическим и динамическим равновесием): |
||
На развитие силовых способностей и силовой выносливости |
Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гярей, гантелями, набивными мячами |
Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах |
|
На развитие скоростно-силовых способностей |
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча |
||
На развитие гибкости |
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами |
||
На знания о физической культуре |
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах |
||
На овладение организаторскими умениями |
Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшим и школьниками |
||
Самостоятельные занятия |
Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями |
||
Легкая атлетика
В 10—11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8—9 классах различных спортивных способов прыжков.
Программный материал по легкой атлегике
Основная направленность |
10 – 11 классы |
|
Юноши |
Девушки |
|
На совершенствование техники спринтерского бега |
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег |
|
На совершенствование техники длительного бега |
Бег в равномерном и переменном темпе 20—25 мин. Бег на 3000 м |
Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м |
На совершенствование техники прыжка в длину с разбега |
Прыжки в длину с 13— 15 шагов разбега |
|
На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега |
Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега |
|
На совершенствования техники метания в цель и на дальность |
Метание мяча 150 г с 4—5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в кори- дор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния до 20 м.
Метание гранаты 500— 700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2х2 м) с расстояния 12—15 м, по движущейся цели (2х2 м) с расстояния 10—12 м.
Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние |
Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 12—14 м. Метание гранаты 300—500 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние.
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние |
На развитие выносливости |
Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка спортивная ходьба |
Длительный бег до 20 мин, спортивная ходьба |
На развитие скоростно-силовых способностей |
Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка |
|
На развитие скоростных способностей |
Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов |
|
На развитие координационных способностей |
Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный, эстафетный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками Основы туристской подготовки |
|
На знания о физической культуре |
Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований |
|
На совершенствование организаторских умений |
Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками |
|
Самостоятельные занятия |
Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО) |
Кроссовая подготовка
Общая схема проведения занятий по кроссовой подготовке остается такой же, что и в предьщущих классах. Уроки должны строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с ранномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования.
Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнять малоинтенсивными упражнениями. Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Не следует резко увеличивать скорость, ее нужно повышать постепенно от урока к уроку Учитель должен указать учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.
Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма.
Программный материал по кроссовой подготовке
Основная направленность |
Классы |
|
10 |
11 |
|
На освоение техники кроссового бега |
Совершенствование техники кроссового бега, преодоление препятствий в беге. Преодоление подъемов. Прохождение дистанции до 2 км (девушки) и до 3 км (юноши). Полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение ходьбой, бегом, прыжками с грузом на плечах (на возвышенной и ограниченной опоре, по наклонной плоскости) |
Элементы тактики бега: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 2 км (девушки) и до 3 км (юноши) Полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение ходьбой, бегом, прыжками с грузом на плечах (на возвышенной и ограниченной опоре, по наклонной плоскости) |
На знания о физической культуре |
Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки. Основные элементы тактики в кроссовом беге. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях бегом. Первая помощь при травмах и обморожениях |
Элементы единоборств
В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в 8—9 классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усиливается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционньтх способностей.
Программный материал по элементам единоборств
Основная направленность |
Классы |
|
10 |
11 |
|
На освоение техники владения приемами |
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка Технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. |
|
На развитие координационных способностей |
Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. |
|
На развитие силовых способностей и силовой выносливости |
Силовые упражнения и единоборства в парах |
|
На знания о физической культуре |
Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца |
|
На освоение организаторских умений |
Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств |
|
Самостоятельные занятия |
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами |
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения часов 10 класс
№ п/п |
Виды программного материала 10 класс |
Количество часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Базовая часть |
87 |
102
|
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе уроков |
|
1.2 |
Спортивные игры |
21 |
(21+15) 36 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
18 |
1.4 |
Легкая атлетика |
21 |
21 |
1.5 |
Лыжная подготовка Кроссовая подготовка |
18 - |
- 18 |
1.6 |
Элементы единоборств |
9 |
9 |
2 |
Вариативная часть |
15 |
- |
2.1 |
Связанные с региональными и национальными особенностями. |
9 |
|
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемые самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта. |
6 |
|
|
Всего |
102 |
102 |
Таблица тематического распределения часов 11 класс
№ п/п |
Виды программного материала 11 класс |
Количество часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Базовая часть |
87 |
102
|
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе уроков |
|
1.2 |
Спортивные игры |
21 |
(21+15) 36 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
18 |
1.4 |
Легкая атлетика |
21 |
21 |
1.5 |
Лыжная подготовка Кроссовая подготовка |
18 - |
- 18 |
1.6 |
Элементы единоборств |
9 |
9 |
2 |
Вариативная часть |
15 |
- |
2.1 |
Связанные с региональными и национальными особенностями. |
9 |
|
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемые самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта. |
6 |
|
|
Всего |
102 |
102 |
6.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья учащихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за росто-весовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.
Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.
Учителю физкультуры должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Необходимое количество |
Примечание |
Основная школа |
|||
1
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
Д |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре |
1.2 |
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы |
Д |
|
1.3 |
Рабочие программы по физической культуре |
Д |
|
1.4 |
Физическая культура. 5-7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич. |
К |
|
1.5 |
Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 8-9 классы/ Под общ.ред. В. И. Ляха. |
К |
|
1.6 |
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению |
Д |
В составе библиотечного фонда |
1.7 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Д |
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.8 |
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» |
Д |
В составе библиотечного фонда
|
2 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
|
2.1 |
Стенка гимнастическая |
Г |
|
2.2 |
Бревно гимнастическое напольное |
Г |
|
2.3 |
Козел гимнастический |
Г |
|
2.4 |
Конь гимнастический |
Г |
|
2.5 |
Канат для лазания |
Г |
|
2.6 |
Мост гимнастический подкидной |
Г |
|
2.7 |
Скамейка гимнастическая жесткая |
Г |
|
2.8 |
Маты гимнастические |
Г |
|
2.9 |
Мяч набивной (1кг) |
Г |
|
2.10 |
Скакалка гимнастическая |
Г |
|
2.11 |
Сетка для переноса малых мячей |
Д |
|
|
Легкая атлетика |
||
2.12 |
Планка для прыжков в высоту |
Д |
|
2.13 |
Стойка для прыжков в высоту |
Д |
|
2.14 |
Рулетка измерительная (5м) |
Д |
|
2.15 |
Номера нагрудные |
Г |
|
2.16 |
Мячи для метания |
Г |
|
2.17 |
Эстафетные палочки |
Г |
|
|
Подвижные и спортивные игры |
||
2.18 |
Комплект шитов баскетбольных с кольцами и сеткой |
Д |
|
2.19 |
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой |
Г |
|
2.20 |
Мячи баскетбольные |
Г |
|
2.21 |
Сетка для переноса и хранения |
Г |
|
2.22 |
Жилетки игровые |
Г |
|
2.23 |
Стойки волейбольные |
Д |
|
2.24 |
Сетка волейбольная |
Д |
|
2.25 |
Мячи волейбольные |
Г |
|
2.26 |
Табло перекидное |
Д |
|
2.27 |
Мячи футбольные |
Г |
|
2.28 |
Ворота для мини-футбола |
Д |
|
2.29 |
Ворота для футбола |
Д |
|
2.30 |
Мячи для ручного мяча |
Г |
|
2.31 |
Насос ручной для накачивания мячей |
Д |
|
|
Туризм |
||
2.32 |
Палатки туристические |
Г |
|
2.33 |
Рюкзаки |
Г |
|
2.34 |
Коврики |
Г |
|
2.35 |
Комплект туристический бивуачный |
Д |
|
2.36 |
Веревка |
Д |
|
2.37 |
Жумары |
Г |
|
2.38 |
Восьмерки |
Г |
|
2.39 |
Каски |
Г |
|
|
Средства первой помощи |
||
2.40 |
Аптечка медицинская |
Г |
|
3 |
Спортивные залы (кабинеты) |
|
|
3.1 |
Спортивный зал игровой |
Д |
С раздевалками для мальчиков и девочек (гимнастические скамейка), душевые для мальчиков и девочек. |
3.2 |
Зоны рекреации |
Д |
Для проведения динамических пауз (перемен) |
3.3 |
Кабинет учителя |
Д |
Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки), вешалка. |
3.4 |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
Д |
Включает в себя стеллажи. |
4 |
Пришкольный стадион (площадка) |
|
|
4.1 |
Легкоатлетическая дорожка |
Д |
|
4.2 |
Сектор для прыжков в длину |
Д |
|
4.3 |
Площадка игровая гандбольная |
Д |
|
4.4 |
Площадка игровая баскетбольная |
Д |
|
4.5 |
Площадка игровая волейбольная |
Д |
|
4.6 |
Гимнастический городок |
Д |
|
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчёте на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26-30 учащихся).
Условные обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.); К- комплект (из расчёта на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет
№ п/п |
физические способности
|
Контрольное упражнение (тест) |
Возраст, лет |
Уровень |
|||||
Юноши |
Девушки |
||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
1 |
Скоростные
|
Вег 30 м, с |
16
17 |
5,2 -и ниже 5,1 |
5,1—4,8 5,0—4,7 |
4,4 и выше 4,3 |
6,1 и ниже 6,1 |
5,95,3 5,9—5,3 |
4,8 и выше 4,8 |
2 |
Координационные
|
Челночный бег 3 х 10 м, с |
16
17 |
8,2 и ниже 8,1 |
8,0—7,7 7,9—7,5 |
7,3 и выше 7,2 |
9,7 и ниже 9,6 |
9,3—8,7 9,3—8,7 |
8,4 и выше 8,4 |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжки в длину с места, см |
16
17 |
180 и ниже 190 |
195—210 205—220 |
230 и выше 240 |
160 и ниже 160 |
170—190 170—190 |
210 и выше 210 |
4 |
Выносливость
|
6-минутный бег, м |
16
17 |
1300 и выше 1300 |
1050—1200 1050—1200 |
900 и ниже 900 |
1500 и выше 1500 |
1300—1400 1300—1400 |
1100 и ниже 1100 |
5 |
Гибкость
|
Наклон вперед из положения стоя, см |
16
17 |
5 и ниже 5 |
9—12 9—12 |
15 и выше 15 |
7 и ниже 7 |
12—14 12—14 |
20 и выше 20 |
6 |
Силовые |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), |
16
17 |
4 и ниже 5 |
8—9 9—10 |
11 и выше 12 |
|
|
|
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) |
16
17 |
|
|
|
б и ниже 6 |
13—15 13—15 |
18 и выше 18 |