12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Ольга Леонидовна19
Учитель физики, стаж работы 35 лет, МБОУ "СОШ №24"
Россия, Иркутская обл., Братск

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Физика» для учащихся 8 класса разработана на основе требований к предметным результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 24» на 2019-2020гг., в соответствии с ФГОС ООО.

Рабочая программа «Физика» для учащихся 8 А, Б класса рассчитана на 68 часов (2час в неделю) в соответствии с БУП.

В связи с введением в учебный процесс образовательного модуля (ООП ООО МБОУ «СОШ№24» утверждена приказом №235 от 02.06.2015г.) рабочая программа корректируется. В октябре вводится образовательный модуль« Основы работы с информацией», на который планируется 1 час предмета. Итого: 67 часов. Корректировка программы произошла за счёт сокращения уроков:

Объединение с тем.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Восьмиклассник научиться:

Учащиеся должны знать:

понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Учащиеся должны уметь:

Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

Пользоваться термометром и калориметром.

«Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.       

Решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1)        Q=qm    Q=lm    Q=Lm

Электрические и электромагнитные явления

Учащиеся должны знать:

понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

Учащиеся должны уметь:

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

 Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом. Решать задачи на вычисления  I, U, R, A, Q, P

Пользоваться таблицей удельного сопротивления.

Световые явления

Учащиеся должны знать:

Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Учащиеся должны уметь:

Получать изображение предмета с помощью линзы.

Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание (разделы, темы)

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности


Раздел 1. Тепловые явления (25 часов)



1

Тепловое движение Температура.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах. Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении.

2

Внутренняя энергия.

Фронтальная; индивидуальная;

групповая; парная.

Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия.

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводить опыты по изменению внутренней энергии.

4

Теплопроводность.

Фронтальная; индивидуальная.

Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводить исследовательский

эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы.

5

Конвекция.

Фронтальная; индивидуальная.

Приводить примеры теплопередач

конвекции и излучения.

6

Излучение.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Приводить примеры теплопередач

конвекции и излучения.

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Фронтальная; индивидуальная.

Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать с текстом учебника.

8

Удельная теплоёмкость.

Работа в группах.

Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализировать

табличные данные. Приводить примеры, применения на практике.

9

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Фронтальная; индивидуальная.

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое

им при охлаждении.

10

Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Фронтальная; индивидуальная;

групповая; парная.

Определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей.

11

Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

Индивидуальная.

Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением. Объяснять

полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины

погрешностей.

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Групповая; парная.

Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее.

Приводить примеры экологически чистого топлива.

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода

энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на

тепловые процессы.


14

Решение задач. Повторение.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Применять теоретические знания к решению задач.


15

Контрольная работа № 1. «Тепловые явления».


Применять теоретические знания к решению задач

16

Агрегатные состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

Групповая.

Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния

вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от

кристаллизации и приводить примеры этих процессов.

17

Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный пар.

Групповая.

Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно

проводить эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты.

18

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Групповая.

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Решение задач.

Фронтальная; индивидуальная.

Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению

испарения и конденсации, анализировать его

результаты и делать выводы.

20

Решение задач.

Индивидуальная.

Определять по формуле количество теплоты, выделяющееся при плавлении и кристаллизации тела. Получать необходимые данные из таблиц. Применять теоретические знания при решении задач.

21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике.

22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Фронтальная; индивидуальная.

Объяснять устройство и

принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов.

23

Решение задач.

Индивидуальная.


24

Контрольная работа № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества».

Индивидуальная.

Применение теоретических знаний к решению задач.


Раздел №2 Электрические явления (27 часов).



25

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Фронтальная; индивидуальная.

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда.


26

Электрическое поле.

Фронтальная; индивидуальная; групповая.

Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при

удалении и приближении его к заряженному телу.

27

Делимость электрического заряда. Электрон.

Фронтальная; индивидуальная.

Доказывать существование частиц, имеющих

наименьший электрический заряд. Объяснять образование положительных и отрицательных ионов. Применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома.


28

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

Фронтальная; индивидуальная;

групповая; парная.

29

Электрический ток. Источники электрического тока.

Фронтальная; индивидуальная.

На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников,

полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода.

30

Электрическая цепь и её составные части.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников

электрического тока, объяснять их назначение.

31

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Фронтальная; индивидуальная.

Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывать магнитное действие тока.

32

Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.

Групповая.

Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока.

33

Амперметр. Измерение силы тока.

Лабораторная работа №3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

Индивидуальная; парная.

Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи.

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

Групповая; парная.

Выражать напряжение в кВ, мВ. Анализировать табличные данные. Рассчитывать напряжение по формуле.

35

Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Индивидуальная.

Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи.

36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Фронтальная; индивидуальная.

Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать

табличные данные.

37

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.


Индивидуальная.

38

Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».


Индивидуальная;

парная.

Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром.

Разрабатывать план выполнения работы, делать выводы.

39

Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

Фронтальная; индивидуальная; парная.

Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и

площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника.

40

Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

Фронтальная; индивидуальная.

Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и

площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника.

41

Реостаты.

Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока реостатом».

Индивидуальная; парная.

Пользоваться реостатом для регулировки силы

тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра.

42

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Фронтальная; индивидуальная; групповая.

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном

соединении проводников.

43

Решение задач.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении.


Применять знания, полученные при изучении теоретического материала.

44

Работа электрического тока.

Фронтальная; индивидуальная.

Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока.

45

Мощность электрического тока.

Фронтальная; индивидуальная.

Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока.

46

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Индивидуальная; парная.

Выражать работу тока в Втч.; кВтч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы.

47

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля.

48

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальная; индивидуальная.

Различать принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах.

49

Повторение материала по теме: «Электрические явления».

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Применение теоретических знаний к решению задач.

50

Контрольная работа № 3. «Электрические явления».

Индивидуальная.

Применение теоретических знаний к решению задач.


Раздел 3 Электромагнитные явления (7 часов).



51

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Фронтальная; индивидуальная.

Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений.

52

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Индивидуальная; парная.

Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту.



53

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину

магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию

веществ.


54

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.


Фронтальная; индивидуальная.

Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя. Собирать электрический

двигатель постоянного тока (на модели). Определять основные детали электрического

двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор,

щетки, вогнутые пластины.

55

Лабораторная работа № 9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели).

Индивидуальная.

56

Устройство электроизмерительных приборов. Решение задач. Подготовка к к/р.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.


57

Контрольная работа № 4. «Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления».

Индивидуальная.

Применение теоретических знаний к решению задач.


Раздел 4 Световые явления(9 часов).



58

Источники света. Распространение света.

Фронтальная; индивидуальная.

Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование

тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и

полутени.

59

Отражение света. Законы отражения света.

Фронтальная; индивидуальная.

Формулировать закон отражения света. Проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения от угла падения.

60

Плоское зеркало.

Фронтальная; индивидуальная;

парная.

Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале.

Строить изображение точки в плоском зеркале.


61

Преломление света.

Фронтальная; индивидуальная; групповая.

Формулировать закон преломления света. Работать с текстом учебника, проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы по результатам эксперимента.

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение.

Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы.


63

Изображения, даваемые линзой.

Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная.

Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F<

f > 2F; 2F< f; F< f <2F; различать какие изображения дают собирающая и

рассеивающая линзы.

64

Изображения, даваемые линзой.

Фронтальная; индивидуальная;

парная.

Применять теоретические знания при решении задач на построение изображений, даваемых линзой. Выработать навыки построения чертежей и схем.

65

Лабораторная работа № 10. «Получение изображения при помощи линзы».

Индивидуальная.

Применять знания о свойствах линз при построении графических изображений. Анализировать результаты, полученные при построении изображений, делать выводы.

66

Контрольная работа № 5. «Световые явления».

Индивидуальная.

Применение теоретических знаний к решению задач.


67

Итоговая контрольная работа за год.

Индивидуальная.

Применение теоретических знаний к решению задач.



4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема

Количество часов







Раздел 1. Тепловые явления (25 часов).

25

1


Тепловое движение Температура.

1

2


Внутренняя энергия.

1

3


Способы изменения внутренней энергии тела.

1

4


Теплопроводность.

1

5


Конвекция.

1

6


Излучение.

1

7


Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

8


Удельная теплоёмкость.

1

9


Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

10


Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

11


Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

12


Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

13


Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Образовательный модуль « Основы работы с информацией».

1

14


Решение задач. Повторение.

1

15


Контрольная работа № 1. «Тепловые явления».

1

16


Агрегатные состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

17


Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный пар.

1

18


Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

19


Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Решение задач.

1

20


Решение задач.

1

21


Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

22


Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

23


Решение задач.

1

24


Контрольная работа № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества».

1



Раздел №2 Электрические явления (27 часов).

27

25


Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

26


Электрическое поле.

1

27


Делимость электрического заряда. Электрон.

1


28


Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

1

29


Электрический ток. Источники электрического тока.

1

30


Электрическая цепь и её составные части.

1

31


Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

1

32


Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.

1

33


Амперметр. Измерение силы тока.

Лабораторная работа №3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

34


Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

35


Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

36


Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

37


Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.


1

38


Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».


1

39


Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

40


Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

41


Реостаты.

Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока реостатом».

1

42


Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

1

43


Решение задач.

1

44


Работа электрического тока.

1

45


Мощность электрического тока.

1

46


Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

47


Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1

48


Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1

49


Повторение материала по теме: «Электрические явления».

1

50


Контрольная работа № 3. «Электрические явления».

1



Раздел 3 Электромагнитные явления (7 часов).

7

51


Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

52


Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

53


Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

54


Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.


1

55


Лабораторная работа № 9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели).

13

56


Устройство электроизмерительных приборов. Решение задач. Подготовка к к/р.

1

57


Контрольная работа № 4. «Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления».

1



Раздел 4 Световые явления(9 часов).

9

58


Источники света. Распространение света.

1

59


Отражение света. Законы отражения света.

1

60


Плоское зеркало.

1

61


Преломление света.

1

62


Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63


Изображения, даваемые линзой.

1

64


Изображения, даваемые линзой.

1

65


Лабораторная работа № 10. «Получение изображения при помощи линзы».

1

66


Контрольная работа № 5. «Световые явления».

1

67


Итоговая контрольная работа за год.

1








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.