Рабочая программа по физике 8 класс (ФГОС)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Физика» для учащихся 8 класса разработана на основе требований к предметным результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 24» на 2019-2020гг., в соответствии с ФГОС ООО.
Рабочая программа «Физика» для учащихся 8 А, Б класса рассчитана на 68 часов (2час в неделю) в соответствии с БУП.
В связи с введением в учебный процесс образовательного модуля (ООП ООО МБОУ «СОШ№24» утверждена приказом №235 от 02.06.2015г.) рабочая программа корректируется. В октябре вводится образовательный модуль« Основы работы с информацией», на который планируется 1 час предмета. Итого: 67 часов. Корректировка программы произошла за счёт сокращения уроков:
Объединение с тем.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Восьмиклассник научиться:
Учащиеся должны знать:
понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь:
Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.
Пользоваться термометром и калориметром.
«Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
Решать задачи с применением формул:
Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm
Электрические и электромагнитные явления
Учащиеся должны знать:
понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.
Учащиеся должны уметь:
Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.
Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом. Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P
Пользоваться таблицей удельного сопротивления.
Световые явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Учащиеся должны уметь:
Получать изображение предмета с помощью линзы.
Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Содержание (разделы, темы) | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
| Раздел 1. Тепловые явления (25 часов) | | |
1 | Тепловое движение Температура. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах. Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. |
2 | Внутренняя энергия. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия. |
3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводить опыты по изменению внутренней энергии. |
4 | Теплопроводность. | Фронтальная; индивидуальная. | Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы. |
5 | Конвекция. | Фронтальная; индивидуальная. | Приводить примеры теплопередач конвекции и излучения. |
6 | Излучение. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Приводить примеры теплопередач конвекции и излучения. |
7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Фронтальная; индивидуальная. | Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать с текстом учебника. |
8 | Удельная теплоёмкость. | Работа в группах. | Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализировать табличные данные. Приводить примеры, применения на практике. |
9 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Фронтальная; индивидуальная. | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении. |
10 | Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей. |
11 | Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». | Индивидуальная. | Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей. |
12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Групповая; парная. | Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива. |
13 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы. |
14 | Решение задач. Повторение. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Применять теоретические знания к решению задач. |
15 | Контрольная работа № 1. «Тепловые явления». | | Применять теоретические знания к решению задач |
16 | Агрегатные состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | Групповая. | Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов. |
17 | Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный пар. | Групповая. | Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно проводить эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты. |
18 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Групповая. | |
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Решение задач. | Фронтальная; индивидуальная. | Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы. |
20 | Решение задач. | Индивидуальная. | Определять по формуле количество теплоты, выделяющееся при плавлении и кристаллизации тела. Получать необходимые данные из таблиц. Применять теоретические знания при решении задач. |
21 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике. |
22 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Фронтальная; индивидуальная. | Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов. |
23 | Решение задач. | Индивидуальная. | |
24 | Контрольная работа № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества». | Индивидуальная. | Применение теоретических знаний к решению задач. |
| Раздел №2 Электрические явления (27 часов). | | |
25 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Фронтальная; индивидуальная. | Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда. |
26 | Электрическое поле. | Фронтальная; индивидуальная; групповая. | Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу. |
27 | Делимость электрического заряда. Электрон. | Фронтальная; индивидуальная. | Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объяснять образование положительных и отрицательных ионов. Применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома. |
28 | Строение атомов. Объяснение электрических явлений. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Фронтальная; индивидуальная. | На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода. |
30 | Электрическая цепь и её составные части. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение. |
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | Фронтальная; индивидуальная. | Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывать магнитное действие тока. |
32 | Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. | Групповая. | Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока. |
33 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | Индивидуальная; парная. | Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи. |
34 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | Групповая; парная. | Выражать напряжение в кВ, мВ. Анализировать табличные данные. Рассчитывать напряжение по формуле. |
35 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | Индивидуальная. | Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи. |
36 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | Фронтальная; индивидуальная. | Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать табличные данные. |
37 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | Индивидуальная. | |
38 | Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | Индивидуальная; парная. | Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром. Разрабатывать план выполнения работы, делать выводы. |
39 | Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | Фронтальная; индивидуальная; парная. | Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника. |
40 | Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | Фронтальная; индивидуальная. | Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника. |
41 | Реостаты. Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока реостатом». | Индивидуальная; парная. | Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра. |
42 | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. | Фронтальная; индивидуальная; групповая. | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников. |
43 | Решение задач. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении. Применять знания, полученные при изучении теоретического материала. |
44 | Работа электрического тока. | Фронтальная; индивидуальная. | Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока. |
45 | Мощность электрического тока. | Фронтальная; индивидуальная. | Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока. |
46 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | Индивидуальная; парная. | Выражать работу тока в Втч.; кВтч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы. |
47 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля. |
48 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | Фронтальная; индивидуальная. | Различать принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах. |
49 | Повторение материала по теме: «Электрические явления». | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Применение теоретических знаний к решению задач. |
50 | Контрольная работа № 3. «Электрические явления». | Индивидуальная. | Применение теоретических знаний к решению задач. |
| Раздел 3 Электромагнитные явления (7 часов). | | |
51 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Фронтальная; индивидуальная. | Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений. |
52 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | Индивидуальная; парная. | Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту. |
53 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию веществ. |
54 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Фронтальная; индивидуальная. | Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя. Собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели). Определять основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины. |
55 | Лабораторная работа № 9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели). | Индивидуальная. | |
56 | Устройство электроизмерительных приборов. Решение задач. Подготовка к к/р. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | |
57 | Контрольная работа № 4. «Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления». | Индивидуальная. | Применение теоретических знаний к решению задач. |
| Раздел 4 Световые явления(9 часов). | | |
58 | Источники света. Распространение света. | Фронтальная; индивидуальная. | Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени. |
59 | Отражение света. Законы отражения света. | Фронтальная; индивидуальная. | Формулировать закон отражения света. Проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения от угла падения. |
60 | Плоское зеркало. | Фронтальная; индивидуальная; парная. | Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строить изображение точки в плоском зеркале. |
61 | Преломление света. | Фронтальная; индивидуальная; групповая. | Формулировать закон преломления света. Работать с текстом учебника, проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы по результатам эксперимента. |
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение. Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы. |
63 | Изображения, даваемые линзой. | Фронтальная; индивидуальная; групповая; парная. | Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F< f > 2F; 2F< f; F< f <2F; различать какие изображения дают собирающая и рассеивающая линзы. |
64 | Изображения, даваемые линзой. | Фронтальная; индивидуальная; парная. | Применять теоретические знания при решении задач на построение изображений, даваемых линзой. Выработать навыки построения чертежей и схем. |
65 | Лабораторная работа № 10. «Получение изображения при помощи линзы». | Индивидуальная. | Применять знания о свойствах линз при построении графических изображений. Анализировать результаты, полученные при построении изображений, делать выводы. |
66 | Контрольная работа № 5. «Световые явления». | Индивидуальная. | Применение теоретических знаний к решению задач. |
67 | Итоговая контрольная работа за год. | Индивидуальная. | Применение теоретических знаний к решению задач. |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Тема | Количество часов |
| | | |
| | Раздел 1. Тепловые явления (25 часов). | 25 |
1 | | Тепловое движение Температура. | 1 |
2 | | Внутренняя энергия. | 1 |
3 | | Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 |
4 | | Теплопроводность. | 1 |
5 | | Конвекция. | 1 |
6 | | Излучение. | 1 |
7 | | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 |
8 | | Удельная теплоёмкость. | 1 |
9 | | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 |
10 | | Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 |
11 | | Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». | 1 |
12 | | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 |
13 | | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Образовательный модуль « Основы работы с информацией». | 1 |
14 | | Решение задач. Повторение. | 1 |
15 | | Контрольная работа № 1. «Тепловые явления». | 1 |
16 | | Агрегатные состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | 1 |
17 | | Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный пар. | 1 |
18 | | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 |
19 | | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Решение задач. | 1 |
20 | | Решение задач. | 1 |
21 | | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 |
22 | | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 |
23 | | Решение задач. | 1 |
24 | | Контрольная работа № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 |
| | Раздел №2 Электрические явления (27 часов). | 27 |
25 | | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 |
26 | | Электрическое поле. | 1 |
27 | | Делимость электрического заряда. Электрон. | 1 |
28 | | Строение атомов. Объяснение электрических явлений. | 1 |
29 | | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 |
30 | | Электрическая цепь и её составные части. | 1 |
31 | | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 |
32 | | Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. | 1 |
33 | | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | 1 |
34 | | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 |
35 | | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 |
36 | | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 |
37 | | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | 1 |
38 | | Лабораторная работа № 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 |
39 | | Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | 1 |
40 | | Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | 1 |
41 | | Реостаты. Лабораторная работа № 5. «Регулирование силы тока реостатом». | 1 |
42 | | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. | 1 |
43 | | Решение задач. | 1 |
44 | | Работа электрического тока. | 1 |
45 | | Мощность электрического тока. | 1 |
46 | | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 7. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 |
47 | | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | 1 |
48 | | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | 1 |
49 | | Повторение материала по теме: «Электрические явления». | 1 |
50 | | Контрольная работа № 3. «Электрические явления». | 1 |
| | Раздел 3 Электромагнитные явления (7 часов). | 7 |
51 | | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 |
52 | | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 |
53 | | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 |
54 | | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 |
55 | | Лабораторная работа № 9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (на модели). | 13 |
56 | | Устройство электроизмерительных приборов. Решение задач. Подготовка к к/р. | 1 |
57 | | Контрольная работа № 4. «Работа и мощность электрического тока. Электромагнитные явления». | 1 |
| | Раздел 4 Световые явления(9 часов). | 9 |
58 | | Источники света. Распространение света. | 1 |
59 | | Отражение света. Законы отражения света. | 1 |
60 | | Плоское зеркало. | 1 |
61 | | Преломление света. | 1 |
62 | | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 |
63 | | Изображения, даваемые линзой. | 1 |
64 | | Изображения, даваемые линзой. | 1 |
65 | | Лабораторная работа № 10. «Получение изображения при помощи линзы». | 1 |
66 | | Контрольная работа № 5. «Световые явления». | 1 |
67 | | Итоговая контрольная работа за год. | 1 |