Рабочая программа по физике, 8 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании МО ___________________ Руководитель МО ______________________ Протокол № 1 От «___» _________ 20___ г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР А.Г. Чудинова ________________________ От «___» _________ 20___ г. |
Утверждаю Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» Т.Л. Сушко ________________________ От «___» _________ 20___ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету (курсу)
физика
8 А класс
на 2017-2018 учебный год
ФИО разработчика: Мазырина Наталия Александровна
Должность: учитель физики
Категория
с. Максимовщина
2017 год
Данная программа по физике соответствует требованию основной образовательной программы основного общего образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения физики обучающийся должен
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение , плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение/ преломление света;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
Решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения и преломления света;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
- принцип действия термометра
- теплопроводность различных материалов
- конвекция в жидкостях и газах.
- теплопередача путем излучения
- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
Эксперименты
- исследование изменения со временем температуры остывания воды
- изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
- измерение влажности воздуха
Учащимся необходимо знать и уметь:
Наблюдение и описание различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах; объяснение этих явлений. Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества. Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
- электризация тел
- устройство и действие электроскопа
- закон сохранения электрических зарядов
- проводники и изоляторы
- источники постоянного тока
- измерение силы тока амперметром
- измерение напряжения вольтметром
- реостат и магазин сопротивлений
- свойства полупроводников
Эксперименты
- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения
- изучение последовательного соединения проводников
- изучение параллельного соединения проводников
- регулирование силы тока реостатом
- измерение электрического сопротивления проводника
- измерение мощности электрического тока
Учащимся необходимо знать и уметь:
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, теплового действия тока; объяснение этих явлений. Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметр
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током
Электродвигатель постоянного тока
Демонстрации
- Опыт Эрстеда
- Магнитное поле тока
- Действие магнитного поля на проводник с током
- устройство электродвигателя
Эксперименты
- Изучение принципа действия электродвигателя
Учащимся необходимо знать и уметь:
Наблюдение и описание взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током; объяснение этих явлений. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: действия магнитного поля на проводник с током. Практическое применение физических знаний для изучения устройства и принципа действия электрического звонка, телеграфного аппарата, электромагнитного реле, динамика, электродвигателя. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электрического звонка, телеграфного аппарата, электромагнитного реле, динамика, электродвигателя
Световые явления
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света
Демонстрации
- прямолинейное распространение света
- отражение света
- преломление света
- ход лучей в собирающей линзе
- построение изображений с помощью линз
- Дисперсия белого света
- Получение белого света при сложении света разных цветов
Эксперименты
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Учащимся необходимо знать и уметь:
Наблюдение и описание отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений. Измерение физических величин: фокусного расстояния собирающей линзы. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения. Практическое применение физических знаний для выявления зависимости угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарат.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Примечание |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
1 |
Тепловые явления |
23 |
№1 №2 №3 №4 |
Контрольная работа по теме «Внутренняя энергия» Контрольная работа « Изменение агрегатных состояний вещества» |
|
2 |
Электрические явления |
25 |
№5 №6 №7 №8 №9 |
Контрольная работа «Электрические явления. Электрический ток» (за 2 полугодие) |
|
3 |
Электромагнитные явления |
6 |
№10 |
Самостоятельная работа по теме «Электромагнитные явления» |
|
4 |
Световые явления |
9 |
№11 №12 №13 |
Контрольная работа по теме «Световые явления» |
|
Повторение |
2 |
Итоговая контрольная работа |
|||
Итого |
68 ч |
13 |
6 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физике
Класс: 8
Учитель: Мазырина Наталия Александровна
Количество часов: 68 часов в год; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков: 6
Плановых лабораторных уроков: 13
Планирование составлено на основе программы по физике, сборник программ для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы», - М.Дрофа, 2011. Составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов.
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.А. Перышкина, М.: Просвещение
№ урока |
Дата |
Корректировка даты |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
Тепловые явления |
23 |
||||
1 |
Тепловое движение. Температура. |
1 |
|||
2 |
Внутренняя энергия. |
1 |
|||
3 |
Способы изменения внутренней энергии тела. |
1 |
|||
4 |
Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» |
1 |
|||
5 |
Теплопроводность. Конвекция. |
1 |
|||
6 |
Излучение. Повторение материала за курс 7 класса |
1 |
|||
7 |
Входная контрольная работа |
1 |
|||
8 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. |
1 |
|||
9 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
1 |
|||
10 |
Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». |
1 |
|||
11 |
Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
1 |
|||
12 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
1 |
|||
13 |
Решение задач на расчет количества теплоты при полном сгорании |
1 |
|||
14 |
Контрольная работа по теме «Тепловые явления» |
1 |
|||
15 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. |
1 |
|||
16 |
Удельная теплота плавления. Решение задач по теме «Плавление тел» |
1 |
|||
17 |
Испарение и конденсация. |
1 |
|||
18 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности |
1 |
|||
19 |
Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» |
1 |
|||
20 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
1 |
|||
21 |
Работа газа и пара. Двигатель внутреннего сгорания |
1 |
|||
22 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
1 |
|||
23 |
Повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|||
24 |
Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
|||
Электрические явления |
25 |
||||
25/1 |
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. |
1 |
|||
26/2 |
Электроскоп. Электрическое поле. |
1 |
|||
27/3 |
Делимость электрического заряда. Строение атомов. |
1 |
|||
28/4 |
Объяснение электризации тел. Проводники и непроводники электричества. |
1 |
|||
29/5 |
Электрический ток. Источники электрического тока. |
1 |
|||
30/6 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
1 |
|||
31/7 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. |
1 |
|||
32/8 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
1 |
|||
33/9 |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №5. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». |
1 |
|||
34/10 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. |
1 |
|||
35/11 |
Лабораторная работа №6. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». |
1 |
|||
36/12 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. |
1 |
|||
37/13 |
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. |
1 |
|||
38/14 |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. |
1 |
|||
39/15 |
Реостаты. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом», |
1 |
|||
40/16 |
Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» |
1 |
|||
41/17 |
Последовательное соединение проводников. |
1 |
|||
42/18 |
Параллельное соединение проводников. |
1 |
|||
43/19 |
Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников. |
1 |
|||
44/20 |
Работа и Мощность электрического тока. |
1 |
|||
45/21 |
Лабораторная работа№9 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». |
1 |
|||
46/22 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. |
1 |
|||
47/23 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание |
1 |
|||
48/24 |
Повторение темы «Электрические явления». |
1 |
|||
49/25 |
Контрольная работа по теме «Электрические явления. Электрический ток». |
1 |
|||
Электромагнитные явления |
6 |
||||
50/1 |
Магнитное поле. Магнитные линии. |
1 |
|||
51/2 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. |
1 |
|||
52/3 |
Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» |
1 |
|||
53/4 |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. |
1 |
|||
54/5 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель |
1 |
|||
55/6 |
Самостоятельная работа по теме «Электромагнитные явления» |
1 |
|||
Световые явления |
10 |
||||
56/1 |
Источники света. Распространение света. |
1 |
|||
57/2 |
Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. |
1 |
|||
58/3 |
Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» |
1 |
|||
59/4 |
Преломление света. |
1 |
|||
60/5 |
Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» |
1 |
|||
61/6 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
1 |
|||
62/7 |
Изображения, даваемые линзой. |
1 |
|||
63/8 |
Лабораторная работа №13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы» |
1 |
|||
64/9 |
Глаз как оптическая система. Повторение по теме «Световые явления» |
1 |
|||
65/10 |
Контрольная работа по теме «Световые явления» |
1 |
|||
66 |
Повторение материала за курс 8 класса |
1 |
|||
67 |
Итоговая контрольная работа |
||||
68 |
Работа над ошибками |
Итого: 68 часов.
11