Рабочая программа по физике для 8 класса (заочное обучение)
Ростовская область,Чертковский район, х.Сетраки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сетраковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Сетраковская СОШ
Приказ от _21.11.16__№__167___
Подпись руководителя_______А.М.Карпенко.
Рабочая программа
по физике
( учебный предмет, курс)
Основное общее образование – 8 класс, заочная форма обучения
(Уровень общего образования, класс)
Количество часов __24___
Учитель Осипов Владимир Анатольевич
Программа разработана на основе
программы для общеобразовательных учреждений
физика ( 7 – 9 ) классы/под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина .
издательство
«Просвещение »,2004 года
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
III.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин образовательного учреждения.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы по физике основного общего образования, авторской программы курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение» 2004г., авторыЕ. М. Гутник, А. В. Перышкина. При составлении программы руководствовались: Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004; Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;«Положением о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ Сетраковская СОШ», утвержденным приказом № 48 от 31.03 2016 г. по МБОУ Сетраковская СОШ.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место учебного курса Физики в учебном плане.
Согласно примерному недельному учебному плану образовательных учреждений Ростовской области с использованием заочной формы обучения на 2016-2017 учебный год в рамках реализации БУП-2004 (VII-IXклассы) для обязательного изучения физики на этапе основного общего образования отводится не менее 25 часов из расчета 1 часа в неделю. В соответствии с расписанием уроков Титова М. на 2016/2017 учебный год и в связи с тем, что уроки физики выпадают на праздничные дни: 08.03.2017г.- весь программный материал должен быть пройден за 24 часа. Так как обучающийся Титов М. перешел на данную форму обучения с 21.11.2016г. , то рабочая программа была составлена путем корректировки календарно-тематического планирования ранее разработанной рабочей программы для очно-заочной формы обучения, с учетом пройденного материала из расчета 2 часа в неделю.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 7 лабораторных работ, 4 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Место учебного предмета в плане программы отводится 1 час в неделю (24 часа до конца года)
Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимости:температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света».
Цели и задачи курса:
Цели:
Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.
Задачи:
развитие у учащихся интереса к изучению физики;
формирование осознанных мотивов учения;
формирование экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы, соблюдать правила техники безопасности;
развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
ввести основные понятия: внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, электрический ток и его направление, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;
ознакомление с применением физических законов в технике и технологии производства;
воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники;
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(24 часа)
Тепловые явления (3 часа)
Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Электрические явления( 13 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления ( 4 часа)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. .
Демонстрации.
Опыт Эрстеда.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления ( 4 часа)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата.
Лабораторные работы. Получение изображения при помощи линзы
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА КУРСА
Раздел 1 |
Тепловые явления |
3 часа |
23.11-- 07.12 |
Раздел 2 |
Электрические явления |
13 часов |
14.12 — 22.03 |
Раздел 3 |
Электромагнитные явления |
4 часа |
05.04 — 26.04 |
Раздел 4 |
Световые явления |
4 часа |
03.05 — 31.05 |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ работы |
Содержание работы |
Дата |
№3 |
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках |
18.01 |
№4 |
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи |
25.01 |
№5 |
Регулирование силы тока реостатом |
08.02 |
№6 |
Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра |
15.02 |
№7 |
Измерение мощности и работы тока в элетрической лампе |
15.03 |
№8 |
Сборка электромагнита и испытание его дейстия |
05.04 |
№9 |
Изучение электрического двигателя постоянного тока ( на модели) |
19.04 |
№10 |
Получение изображения при помощи линзы |
17.05 |
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ работы |
Содержание работы |
Дата |
№2 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
07.12 |
№3 |
Электрические явления |
22.03 |
№4 |
Электромагнитные явления |
26.04 |
№5 |
Световые явления |
24.05 |
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
|||||||||||||
Всего |
ПР ЛР |
КР |
Проекты |
Знать/ понимать |
Уметь |
||||||||||||
1 |
Тепловые явления |
3 |
- |
1 |
«Защита окружающей среды от вредных выбросов ДВС» |
Определение физических величин: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива, плавление, отвердевание, удельная теплота плавления, испарение, конденсация, удельная теплота плавления, кипение, влажность воздуха, Формулу: на расчет количества теплоты |
Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, пользоваться психрометром, термометром |
В быту , при приготовлении пищи понимать все тепловые явления, использовать автомобили в исправном виде и заботиться об окружающей среде |
|||||||||
2 |
Электрические явления |
13 |
5 |
1 |
«Ученые физики» (Ампер, Вольт, Ом) |
Определение физических величин: электризация, электроскоп, электрическое поле, электрический заряд, электрический ток, источники тока, сила тока, амперметр, вольтметр, напряжение, сопротивление, закон Ома, закон Джоуля -Ленца Формулы: силы тока. Закон Ома. Напряжения, сопротивления, закон Джоуля -Ленца |
Объяснять электрические явления, измерять силу тока, напряжение, находить сопротивление, решать расчетные задачи по теме «Электрические явления» |
Соединение электрических цепей в жилых помещениях, оплата квитанций за электроэнергия, соблюдение техники безопасности при работе с электричеством |
|||||||||
3 |
Электромагнитные явления |
4 |
2 |
1 |
«Энергосберегающая лампочка» |
Определение физических величин: магнитное поле, магниты, устройство электромагнитов, устройство электрического двигателя, устройство электроизмерительных приборов, |
Собирать модель электродвигателя, постоянного магнита |
Понимать устройство миксера, кухонного комбайна, электро -взбивалки, дрели, водяного насоса |
|||||||||
4 |
Световые явления |
4 |
1 |
1 |
мини-проект «Оптические явления» |
Определение физических величин: источник света, закон отражения и преломления света, линза |
Строить изображение в плоском зеркале и в линзах |
Понимать принцип действия очков, телескопа, микроскопа, как получается изображение в зеркале |
|||||||||
Итого |
24 |
8 |
4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых
приборов.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа предусматривает проведение уроков в традиционной форме, проведение лабораторных работ, обобщающих уроков, уроков контроля знаний и умений учащихся. В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений учащихся в виде самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ, сообщений по темам курса. В течение учебного года предусмотрено проведение в 8 классе 5 контрольных работ и 10 лабораторных работ.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
III.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС (1час в неделю).
№ |
Тема урока |
Виды учебной деятельности |
Элементы обязательного минимума содержания |
Требования к уровню подготовки |
Вид контроля, измерители |
К-ч |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|||||
Раздел I. Тепловые явления (3 часа). |
|||||||||||||
1 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Работа газа и пара при расширении. ДВС. |
Комбинированный урок |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Работа газа и пара при расширении. ДВС |
Знать понятия: «влажность воздуха». Уметь работать с психрометром и гигрометром Знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания |
Фронтальная проверка, устные ответы |
1 |
§19 упр.10 (3), задание№4стр.51 §21 ,22 стр.52-55 |
23.11 |
|||||
2 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя |
Урок изучения нового материала |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя |
Знать устройство и принцип действия паровой турбины |
Миниконференция |
1 |
§23,24 Задание №5 стр.57 Повт.§12-24 стр.30-57 |
30.11 |
|||||
3 |
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» |
Урок оценивания знаний по теме |
Изменение агрегатных состояний вещества |
Знать формулы и уметь их применять при решении задач по теме |
Контрольная работа№2 по теме «изменение агрегатных состояний вещества |
1 |
Повт.§12-24 стр.30-57 |
07.12 |
|||||
Раздел II. Электрические явления (13 часов). |
|||||||||||||
4 |
Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества |
Урок изучения нового материала |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества |
Знать понятия «электризация те при соприкосновении». Объяснять взаимодействие заряженных тел Знать принцип действия и назначение электроскопа. Уметь находить в периодической системе элементов Менделеева проводники и непровод. Элект. |
Тестирование Физический диктант |
1 |
§25-26 Стр.58-60 §27 стр.60-63 |
14.12 |
|||||
5 |
Электрическое поле Делимость электрического заряда. Электрон Строение атомов Объяснение электрических явлений |
Комбинированный урок |
Электрическое поле Делимость электрического заряда.Электрон Строение атомов Объяснение электрических явлений |
Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение Знать закон сохранения электрического заряда, строение атомов Уметь объяснять электрические явления и их свойства |
Физический диктант Самостоятельная работа (20 минут). Составление схем атомов различных элементов Фронтальный опрос |
1 |
§28стр.63-65 §29, 30,31 Упр.11(2) Упр.12(2 |
21.12 |
|||||
|
|||||||||||||
6 |
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока |
Комбинированный урок |
Электрический ток. Источники электрического тока Электрическая цепь и её составные части Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока |
Знать понятия: -понятия: электрический ток, источники электрического тока, -условия возникновения электрического тока Знать понятие «Электрическая цепь», называть элементы цепи Знать понятие «электрический ток в металлах». Уметь объяснить действие электрического тока и его направление |
Фронтальный опрос |
1 |
§32-36 Задание№6 упр.13(4,5) |
11.01 |
|||||
7 |
Сила тока. Единицы силы тока Амперметр. Лабораторная работа №3 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках” |
Комбинированный урок и практикум |
Сила тока. Единицы силы тока Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках” |
Знать понятие «сила тока», обозначение физической величины, единицы измерения Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических цепях; уметь работать с ними |
Тест Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей |
1 |
§37,38 Упр.14(3) Упр.15(3,4) |
18.01 |
|||||
8 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи « |
Комбинированный урок и практикум |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения |
Знать понятие напряжения, единицы его измерения, обозначение физической величины, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях. Уметь работать с вольтметром |
Практическая работа с приборами. Составление электрических цепей Оформление работы , вывод |
1 |
§39, 40, 41 упр.16(3) |
25.01 |
|||||
9 |
Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи |
Комбинированный урок |
Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления Закон Ома для участка цепи |
Знать понятие сопротивления, обозначение физической величины, единицы измерения, обозначение его в электрических цепях. Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл |
Составление электрических цепей Самостоятельная работа(20 минут) |
1 |
§ 42 , 43,44 упр.17(2) упр.18(3) упр.19(5-7) |
01.02 |
|||||
10 |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» |
Урок закрепления знаний и практикум |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление Реостаты. Регулирование силы тока реостатом |
Уметь производить расчет сопротивления проводников, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивлении по таблицам Знать устройство и принцип действия реостата, обозначение его в электрических цепях. |
Решение задач Оформление работы, вывод |
1 §45,46,47 упр.20(3-4) |
08.02 |
||||||
упр.21(3-4) |
|||||||||||||
11 |
Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
Урок практикум |
Закон Ома для участка цепи |
Умение измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома. |
Оформление работы, вывод |
1 |
§46-47 Упр.20, упр,21 |
15.02 |
|||||
12 |
Последовательное и параллельное соединение проводников |
Комбинированный урок |
Последовательное соединение проводников Параллельное соединение проводников |
Уметь рассчитать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении проводников Уметь рассчитать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при параллельном соединении проводников |
Решение задач |
1 |
§48 упр.22(3,4) §49 упр.23 |
22.02 |
|||||
13 |
Работа электрического тока. Мощность электрического тока Единицы работы эл. тока, прим на практике |
Урок изучения нового материала |
Работа с электрическим током Мощность электрического тока Еденицы работы Эл. Тока, прим. На практике |
Уметь объяснять работу электрического тока. Знать формулы Знать понятия: мощность электрического тока, обозначение физической величины, единицы измерения Ед. работы прим. на практике |
Тест |
1 |
§50 Упр.24(3) §51, 52 задание№7(2) |
01.03 |
|||||
14 |
Лабораторная работа№7“Измерение мощности и работы тока в электрической лампе” |
Урок-практикум |
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе |
Уметь снимать показания приборов и вычислять работу и мощность |
Оформление работы, вывод |
1 |
Повт.§50-52 стр.117-123 |
15.03 |
|||||
15 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца Короткое замыкание. Предохранители. Контрольная работа №3 по теме “Электрические явления” |
Комбинированный урок Урок оценивания знаний по теме |
Закон Джоуля-Ленца Электрические нагревательные приборы Короткое замыкание. Предохранители. Электрические явления |
Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца Знать устройство и объяснять работу электрических приборов Знать принцип нагревания проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца |
Тест Фронтальный опрос Тестирование. Контрольная работа №3 по теме “Электрические явления” |
1 |
§53 упр.27 §54 задание№8 стр.127 §55 стр.128-129 Повт.§25-55 |
22.03 |
|||||
Раздел III. Электромагнитные явления (4 часа). |
|||||||||||||
16 |
Магнитное поле. Магнитные линии. Электромагниты. Лаб. работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» |
Комбинированный урок , Практикум |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты |
Знать понятие “магнитное поле” и его физический смысл. Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий Приобретение навыков при работе с оборудованием |
Фронтальный опрос Оформление работы . вывод |
1 |
§56,57 Стр.130-133 §58 упр.28 |
05.04 |
|||||
17 |
Применение электромагнитов Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов Магнитное поле Земли. |
Комбинированный урок |
Применение электромагнитов Магнитное поле Земли |
Знать устройство и применение электромагнитов Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние |
Фронтальный опрос Физический диктант. |
1 |
§58 задание №9 стр.136-137 §59,60 задание№10 стр.142 |
12.04 |
|||||
18 |
Действие магнитного поля поля на проводник с током. Электрический двигатель Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока(на модели)» |
Комбинированный урок, практикум |
Действие магнитного поля поля на проводник с током. Электрический двигатель Изучение электрического двигателя постоянного тока(на модели |
Знать устройство электрического двигателя. Уметь объяснить наличие магнитного поля на проводник с током Объяснять устройство двигателя постоянного тока и модели |
Мини-эксперимент Оформление работы, вывод |
1 |
§61задание№11(2) стр.146 Повт.§56-61 задание№11(1) |
19.04 |
|||||
19 |
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» |
Урок оценивания знаний по теме |
Электромагнитные явления» |
Уметь решать задачи по теме«Электромагнитные явления» |
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» |
1 |
Повт.§56-61 |
26.04 |
|||||
РАЗДЕЛ IV. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (4 часа) |
|||||||||||||
20 |
Источники света. Распространение света Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. |
Урок изучения нового материала |
Источники света. Распространение света Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. |
Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света. Знать законы отражения света. Знать понятие “плоское зеркало” |
Физический диктант. Тест. Построение изображения в плоском зеркале. |
1 |
§62 упр.29 §63 упр.30 §64 упр.31 |
03.05 |
|||||
21 |
Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. |
Урок изучения нового материала |
Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой |
Знать законы преломления света. Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их. Уметь строить изображения, даваемые линзой. |
Работа со схемами и рисунками. Тестирование. Построение изображений с помощью линз |
1 |
§65 упр.32 §66 упр.33 §67 упр.34 |
10.05 |
|||||
22 |
Лабораторная работа №10“Получение изображения при помощи линзы ”. |
Урок-практикум |
Получение изображения при помощи линзы |
Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линзы . |
Оформление работы, выводы |
1 |
Повторить §62-67 стр.147-167 |
17.05 |
|||||
23 |
Контрольная работа №5 по теме “Световые явления” |
Урок оценивания знаний по теме |
Световые явления |
Уметь решать задачи по теме “Световые явления” |
Контрольная работа №5 по теме “Световые явления” |
1 |
Повт.§62-67 |
24.05 |
|||||
24 |
Повторительно -обобщающий урок |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Тепловые явления |
Решение задач |
Оформление работы, выводы |
1 |
31.05 |
IV. Описание материально технического обеспечения образовательного процесса
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.:Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оборудование, приборы и таблицы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.
Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.
Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.
Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.
1. Типовой комплект электроснабжения учебного кабинета.
2.Таблица "Шкала электромагнитных излучений.
3.Таблица "Международная система единиц"
4.Таблица"Физические величины "
5.Комплект таблиц по физике.
6. Методические рекомендации к лабораторным по механике.
7.Методические рекомендации по молекулярной физике.
8.Методические рекомендации к лабораторным по электродинамике.
9.Методические рекомендации к лабораторным по оптике.
10.Методические рекомендации к лабораторным по квантовым явлениям.
11.Электронное пособие на комп. дисках.
12.Комплект диап."Физика в.машинах и приборах."
13.Комплект диап."Космонавтика России".
14.Лабораторный набор по механике.
15.Лабораторный набор по молекулярной физике.
16. Мини-лаборатория по электродинамике.
17.Оптическая микро-лаборатория.
18.Лабораторный комплект по квантовым явлениям.
19. Компьютер Pentium
20.Методические рекомендации к лабораторным по электродинамике.
сайты по физике:
Физика в Открытом колледже
http://www.physics.ru
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»
http://fiz.1september.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика
http://experiment.edu.ru
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии
http://www.gomulina.orc.ru
Задачи по физике с решениями
http://fizzzika.narod.ru
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина
http://elkin52.narod.ru
Заочная физико-техническая школа при МФТИ
http://www.school.mipt.ru
Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
http://www.edu.delfa.net
Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования
http://fizkaf.narod.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал
http://kvant.mccme.ru
Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой
http://ifilip.narod.ru
Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной
http://class-fizika.narod. Краткий справочник по физике
http://www.physics.vir.ru
Мир физики: физический эксперимент
http://demo.home.nov.ru
Образовательный сервер «Оптика»
http://optics.ifmo.ru
Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана
http://www.physics-regelman.com
Онлайн-преобразователь единиц измерения
http://www.decoder.ru
Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ
http://www.phys.spb.ru
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации
http://genphys.phys.msu.ru
Теория относительности: интернет-учебник по физике
http://www.relativity.ru
Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов
http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/
Уроки по молекулярной физике
http://marklv.narod.ru/mkt/
Физика в анимациях
http://physics.nad.ru
Физика в Интернете: журнал-дайджест
http://fim.samara.ws
Физика вокруг нас
http://physics03.narod.ru
Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой
http://fisika.home.nov.ru
Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики
http://www.fizika.ru
Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина
http://www.physica.ru
Физикомп: в помощь начинающему физику
http://physicomp.lipetsk.ru
Электродинамика: учение с увлечением
http://physics.5ballov.ru
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке
http://www.elementy.ru
Эрудит: биографии ученых и изобретателей
http://erudite.nm.ru
Ядерная физика в Интернете
http://nuclphys.sinp.msu.ru
Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина
http://www.physica.ru
Физикомп: в помощь начинающему физику
http://physicomp.lipetsk.ru
Электродинамика: учение с увлечением
http://physics.5ballov.ru
Физика в Открытом колледже
http://www.physics.ru
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»
http://fiz.1september.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика
http://experiment.edu.ru
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии
http://www.gomulina.orc.ru
Задачи по физике с решениями
http://fizzzika.narod.ru
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина
http://elkin52.narod.ru
Заочная физико-техническая школа при МФТИ
http://www.school.mipt.ru
Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
http://www.edu.delfa.net
Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования
http://fizkaf.narod.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал
http://kvant.mccme.ru
Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой
http://ifilip.narod.ru
Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной http://class-fizika.narod.ru
Краткий справочник по физике http://www.physics.vir.ru Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ru
Образовательный сервер «Оптика»
http://optics.ifmo.ru
Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана
http://www.physics-regelman.com
Онлайн-преобразователь единиц измерения
http://www.decoder.ru
Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ
http://www.phys.spb.ru
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации
http://genphys.phys.msu.ru
Теория относительности: интернет-учебник по физике
http://www.relativity.ru
Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов
http://fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/
Уроки по молекулярной физике
http://marklv.narod.ru/mkt/
Физика в анимациях
http://physics.nad.ru
Физика в Интернете: журнал-дайджест
http://fim.samara.ws
Физика вокруг нас
http://physics03.narod.ru
Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой
http://fisika.home.nov.ru
Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики
http://www.fizika.ru
ментальной науке
http://www.elementy.ru
Эрудит: биографии ученых и изобретателей
http://erudite.nm.ru
Ядерная физика в Интернете
http://nuclphys.sinp.msu.ru
V.ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольно –измерительные материалы по физике в 8 классе
Контрольная работа №2
по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
вариант 1
Какие термометры нужно применять на севере для измерения температуры наружного воздуха: ртутные или спиртовые? почему?
2.Какое кол-во энергии потребуется, чтобы 400г воды при 0 С превратить в пар при 100 С?
3. Какое кол-во энергии потребуется, чтобы расплавить кусок меди массой 10 кг, если начальная температура меди 13 С?
Контрольная работа №2
по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
вариант 2
Можно ли в оловянной ложке расплавить кусочек свинца?
Какое кол-во энергии необходимо для плавления 200г свинца, взятого при 27 С?
Какое кол-во энергии нужно затратить, чтобы 2 кг воды при 20 С превратить в пар при 100 С?
Контрольная работа №3
за III четверть
по теме « Электрические явления»
вариант 1
1.Как изменятся показания амперметра, если движок реостата передвинуть вправо (рис.)?
2.Определить силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50м и площадью поперечного сечения 1, если напряжение на зажимах реостата 45В.
3.В цепь параллельно включены два проводника сопротивлением 15 и 30 Ом. Чему равно их общее сопротивление?
Контрольная работа №3
за III четверть
по теме « Электрические явления»
вариант 2
1.Что произойдёт с показаниями амперметра, если движок реостата передвинуть вниз (рис)?
2.Определить напряжение на реостате , изготовленном из никелиновой проволоки длиной 100м и площадью поперечного сечения 1, если сила тока , идущего по нему, равна 2А.
3.В цепь последовательно включены два проводника сопротивлением 15 и 30 Ом. Чему равно их общее сопротивление?
Контрольная работа №4
за IV четверть
по теме «Электромагнитные явления»
вариант 1
1. Как можно усилить магнитное поле катушки?
2. Сила тока, протекающего по спирали электроплитки мощностью 600 Вт, равна 0,5А. Определить сопротивление спирали.
3.Радиоприёмник , включённый в сеть напряжением 120В, потребляет ток 0,4А. Какое кол-во электрической энергии (в киловатт-часах) расходуется за 5 ч работы приёмника?
Контрольная работа №4
за IV четверть
по теме «Электромагнитные явления»
вариант 2
1.В каких устройствах используются электромагниты?
2.Через электрический кипятильник сопротивлением 100 Ом в течение 5 мин течёт ток 2А. Какое кол-во энергии выделится в кипятильнике?
3. Электрический паяльник мощностью 60 Вт потребляет ток 0,5 А. На какое напряжение рассчитан паяльник?
Контрольная работа №5за IV четверть
по теме «Световые явления»Вариант 1.
1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически более плотной.
2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?
3. На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3. Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.
4. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.
5. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?
1 2
Среда 1 3
Среда 2
Рис. 1 Рис. 2
Вариант 2.На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.
На рисунке 2 изображены два параллельных луча света, падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в правильно изображен примерный ход этих лучей?
Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?
Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?
воздух стекло
воздух
водаАБ В
рис 1.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета ___________Абакумова Н.А.
МБОУ Сетраковская СОШ
от_17. 11. 2016 года №_3____ 17.11. 2016 года