Рабочая программа по географии, 10 класс, УМК: Максаковский В.П.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | География 10 В.П. Максаковского 34 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом РФ об образовании от 29.12.12, № 273;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования;
рабочей программы для учебников по географии 10 класса под редакцией В.П. Максаковского.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
учебным планом Краевого Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год;
В связи с тем, что рабочая программа реализуется в рамках учебного плана Краевого Центра дистанционного образования для детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год, в программу внесены следующие корректировки: сокращение количества часов предмета «география» до 1 часа в неделю; сокращен и сжат учебный материал, объединены некоторые темы урока; прописывается специфика дистанционного образования и коррекционная работа (цели и задачи).
Актуальность, новизна программы. Основная особенность нового поколения подросткового возраста является так скажем компьютеризация личности. Поэтому в основе дистанционного курса географии лежат современные информационные технологии, которые позволяют существенно расширить информационное пространство ученика, а именно использование интернет-ресурсов, во-первых, в демонстрационном режиме с целью объяснения нового материала или закрепления и обобщения пройденного (наглядный материал, справочный материал, ссылки, сайты), во-вторых, в режиме выполнения практических работ по географии, в-третьих, с целью организации самостоятельной деятельности ученика по овладению новыми знаниями (частично-поисковый, исследовательский и проектный методы), и в-четвертых, использование специально разработанного учебно-методического комплекса «Живая география», который позволяет обучающимся самим строить цифровые карты, изучая при этом возможности информационных технологий, что позволяет обучающимся не только подробно изучить карту и решить проблемно-поставленную задачу учителем, но и открывать в себе новые возможности и горизонты работы с компьютерной техникой.
Предмет «география» входит в образовательную область «Общественнонаучные дисциплины», и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Задачами курса является:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Поскольку программа рассчитана на обучение детей-инвалидов, то не менее важными являются и коррекционные задачи:
Задачи коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления:
Коррекция восприятий, представлений
1. Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.
2. Увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий.
3. Расширять зону ясного восприятия.
4. Развивать глазомер.
5. Совершенствовать точность восприятия, активность.
Коррекция памяти
1.Развивать точность, прочность, скорость запоминания.
2. Развивать объем памяти.
3. Развивать словесно – логическую память, образную память, зрительную память…
4. Совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения.
5. Развивать личностные мотивы запоминания(умение учащимися создать установку на длительное и прочное запоминание).
6. Формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться полным ответом, составлять план ответа.
7. Совершенствовать перенос «опыта», умение воспроизводить знания в новых условиях.
8. Развивать произвольную память.
Коррекция внимания
1.Развивать навык самоконтроля.
2. Развивать целенаправленность внимания.
3. Развивать быстроту переключения внимания.
4. Увеличивать объем внимания, силу внимания.
5. Развивать устойчивое внимания.
Коррекция самооценки
1.Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.
2.Формировать адекватный уровень притязаний.
3. Формировать навыки потребности в труде, общественной оценки и самооценки.
4. Корригировать отрицательные реакции на замечания.
Коррекция мышления
1. Развивать умение классифицировать предметы по различным признакам.
2. Развивать умение замечать недостатки в работе, анализировать ход выполняемой работы, сравнивать с образцом.
3. Развивать умение выделять из общего частное.
4.Развивать умение применять правила при выполнении упражнений.
5.Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
6. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
7. Формировать целенаправленность в работе.
8. Активизировать мыслительную деятельность.
9. Развивать последовательность мышления.
10. Развивать умение правильно отражать действительность, правильно проявлять свое отношение к ней.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
1. Воспитывать самостоятельность принятия решения.
2. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
3. Формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца.
4 .Корригировать безудержность, отдельных желаний.
5.Формировать адекватность чувств, высшие духовные чувства.
6. Расширять и совершенствовать круг духовных потребностей детей.
7.Предупреждать возникновение дурных привычек.
8. Вырабатывать привычки положительного поведения.
9. Воспитывать сознательную дисциплину.
Коррекция речи
1. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание.
2.Развитие умения по дифференциации звуков речи, сходных по месту и способу образования.
3.Развивать импрессивную сторону речи (понимание).
4. Развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение) речи.
5. Развивать коммуникативные функции речи, как средства общения.
6. Развивать диалогическую речь.
7. Формировать преодоление речевого негативизма.
8.Расширять активный и пассивный словарь.
9.Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом Краевого Центра дистанционного образования для детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год. В соответствии с данными документами на географию в 10 класса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности
В результате изучения географии на базовом уровне
ученик должен:
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Критерии оценивания учебной деятельности
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы контроля:
1. Текущая аттестация:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
тесты;
работа с контурной картой;
доклад;
творческая работа;
диагностическая работа
2. Итоговая аттестация:
контрольная работа;
итоговое тестирование.
проектная работа - (см. Приложение 1)
Критерии оценки устных ответов и письменных работ учащихся
I . УСТНЫЕ ОТВЕТЫ. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.
Отметка “5” выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.
Отметка “4” выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Географические диктанты
“5” – если все задания выполнены; -
“4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; -
“3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы; -
“2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
II. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
Мини — исследование и творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых ошибок и до 7 грамматических ошибок.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ :
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин -по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Критерии оценки работать с картой и другими источниками географической информации.
Отметка 5 – правильный и полный отбор источников знаний рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускается неточности в использовании карт и других источников знаний. В оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Критерии оценивания тестов
«5» - 80 – 100%
«4» - 70 – 79%
«3» - 50 – 69 %
«2» - менее 50%
Экономическая и социальная география мира включает в себя следующие разделы:
Введение. (1 час)
Часть I. Общая характеристика мира. (15 часов)
Тема 1. Современная политическая карта мира
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Тема 3. География населения мира.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.
Практические работы:
№1 «Основные этапы формирования политической карты мира».
№2 «Типы стран современного мира».
№3 «Государственный строй и административно – территориальное устройство стран мира». «Характеристика ПГП страны»
№4 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира».
№5 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)».
№6 «Построение картосхемы размещения основных районов машиностроительной, химической отраслей промышленности мира
(по выбору)».
Часть II. Региональная характеристика мира. (16 часов)
Тема 6. Зарубежная Европа
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия
Тема 8. Африка
Тема 9. Северная Америка
Тема 10. Латинская Америка.
Практические работы:
№7 «Составление ЭГХ страны (по выбору)».
№8 «Составление картосхемы производственных связей различных стран».
№ 9 «Составление сравнительной ЭГХ двух стран».
№10 «Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии»
Часть III. Глобальные проблемы человечества. (1 час)
Тема 11. Глобальные проблемы человечества.
Литература
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Интернет-источники:
Ресурс | Адрес |
Интернет - урок | http://interneturok.ru/ru |
ГлобалЛаб | http://globallab.ru/ru.htm |
Российская Электронная библиотека | http://elibrary.rsl.ru/ |
Мировая цифровая библиотека | http://www.wdl.org/ru/ |
Единая коллекция образовательных ресурсов. | http://school-collection.edu.ru/ |
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов | http://eor.edu.ru/ |
Архив учебных программ и презентаций. | http://www.rusedu.ru/ |
Популярная география | http://www.geosite.com.ru/ |
География | http://www.geografia.ru/ |
Сайт редких карт | http://www.karty.narod.ru/ |
Сайт учителя географии Фромберга А.Э. | http://afromberg.narod.ru/ |
Сайт презентаций | http://geoppt.ru/ |
Мир путешествий и приключений | http://www.outdoors.ru/general/index.php |
Природные катастрофы | http://katastroffi.narod.ru/ |
Сибирь – страна чудес | http://library.thinkquest.org/27130/ru/startr.htm |
География | http://www.geoman.ru/ |
Русское географическое общество | http://www.rgo.ru/ |
География мира. | http://geo2000.nm.ru/ |
Гео-тур | http://gturs.com/ |
Географический справочник | http://geo.historic.ru/ |
Все о минералах | http://www.catalogmineralov.ru/# |
NG | http://www.nat-geo.ru/ |
Все для учителя географии | http://geo.1september.ru/ |