Рабочая программа по географии, 9 класс, УМК: Дронов В.П.

0
0
Материал опубликован 12 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

География

9

В.П. Дронов, В.Я.Ром

70

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География России. Хозяйство» для 9 класса, составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089,базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

В соответствии с авторской программой по географии  И.И.Бариновой, В.П.Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008.).

Количесто часов: Всего 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Основные задачи курса:

    сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

    сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

    показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

    вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

    развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

    создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Практических работ – 9

1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и

закономерностей их размещения.

2. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа

занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и

металлоемкого машиностроения по картам.

4. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и

статистическим материалам.

5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и

Статистическим материалам.

6. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и

алюминия.

7. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по

картам и статистическим материалам.

8. Определение по картам и статистическим материалам основных районов

выращивания зерновых и технических культур, главных районов

животноводства.

9. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов.

Тестов – 8

Административных контрольных уроков – 5

Содержание учебного материала:

Наименование разделов

Всего часов

1

Место России в мире.

4

2

Население РФ

5

3

Географические особенности экономики России

3

4

Важнейшие межотраслевые комплексы

23

5

РЕГИОНЫ РОССИИ

28

6

Россия в современном мире

4+3

ИТОГО

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС



Тема урока

Кол -во ча­сов

Тип

урока

Элементы обязательного ми­нимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополни- тельный ма­териал

Формы контроля

Практические работы

Домаш- нее зада­ние

Дата про­ведения

План

Факт

Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

1

Практикум.

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы .

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.

Фронтальный устный опрос

Работа с кар­той, определе­ние особенно­стей ЭГП, ПГП России и на­правлений из­менения ГП во времени и про­странстве

§ 1

к/к нанести края и области

2

Географическое положение и границы России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный контроль

§ 2

В-4 письмен-но

3

Экономико-и транспортно-географическоегеополитическое и эколого-географическое положение России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой

§ 3

Ответы на вопросы

4

Государственная территория России.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

§ 4

Ответы на вопросы

Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России

1

Урок изучения нового материала

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

Фронтальный опрос

§ 5

Ответы на вопросы

6

Численность и естественный прирост населения

1

Семинар

Фронтальный устный опрос

Пр.№ 1

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

§ 6

В-3 письмен-но

Сообщения о тадициях религий.

7

Национальный состав населения

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§ 7

Ответы на вопросы

Сообщения о насил. миграц.

8

Миграции населения

1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос. Фронталь­ный письмен­ный опрос

§ 8

9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос

Пр. № 2

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

§ 9

к/к Города миллионе-ры

>

Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа)

10

География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Фронтальный устный опрос

§ 10

Вопросы и задания

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

§ 11

Вопросы и задания

12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

1

Урок изучения нового материала

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 12

Вопросы и задания

.

Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа)

13.

Научный комплекс

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры.

Фронтальный устный опрос

§ 13

Вопросы и задания

Машиностроительный комплекс (4 часа)

14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

§ 14

Вопросы и задания

15.

Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения

1

Практикум

Фронтальный устный опрос.

Работа с контурной картой.

Пр. № 3

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

§ 15

Вопросы и задания.

Сообщени

16.

География машинострое­ния

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 16

Вопросы и задания

17.

Военно-промышлен­ный комплекс

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 17

Вопросы и задания

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)

18.

Роль, значение и проблемы ТЭК

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтя­ные, газовые и уголь­ные базы России, их географическое по­ложение и особенно­сти, основные типы электростанций и факторы их размеще­ния.

Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.

Фронтальный опрос

Тест: «ВПК. Машинос-троение»

§ 18

Вопросы и задания

19.

Топливная промышленность.

1

Практикум

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 4

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

§ 19

Вопросы и задания

20.

Электроэнер­гетика России

1

Семинар

Электоэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Агрументировать необходимость экономии электроэнергии.

Работа с атласом, заполнение таблицы.

Тест: «Угольная промышлен-ность»

§ 20

Вопросы и задания.

к/к крупнейшие электростанции

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов)

21.

Состав и зна­чение комплексов

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Роль и значение ком­плекса конструкцион­ных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенно­сти их отраслевого состава, факторы раз­мещения основных производств, основ­ные районы разме­щения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.

Фронтальный опрос

Тест: «ТЭК»

§ 21

Вопросы и задания

22.

Металлургический комплекс

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйства

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 22

Вопросы и задания

23.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 5

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

§ 23

Вопросы и задания

24.

Цветная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Факторы размещения предприятий.География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор тазмещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 6

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

§ 24

Вопросы и задания

25.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 25

Вопросы и задания

26

Факторы размещения химических предприятий.

1

Практикум

Фронтальный опрос

Пр. № 7

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

§ 26

Вопросы и задания

27.

Лесная промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения.

Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.

Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.

§ 27

Вопросы и задания

Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа)

28.

Состав и зна­чение АПК

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр. № 8

Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства.

.

§ 28

Вопросы и задания

29.

Земледелие и животноводство

1

Практикум

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Фронтальный опрос

§ 29

Вопросы и задания

30.

Пищевая и легкая промышленность

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 30

Вопросы и задания

Инфраструктурный комплекс (5 часов)

31.

Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Фронтальный опрос

§ 31

Вопросы и задания

32.

Железнодорожный автомобильный транспорт

1

Семинар

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.

Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

§ 32

Вопросы и задания

33.

Водный и другие виды транспорта.

1

Урок изучения нового материала.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.

Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическисм данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.

Фронтальный опрос

§ 33

Вопросы и задания

Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь»

34.

Связь. Сфера обслуживания.

1.

Изучения нового материала

Роль, значение связи в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг.

Тест: «Транспорт»

§ 34

Вопросы и задания

В-2 письменно

35.

Межотрасле-вые комплексы

1.

Обобщающий урок

Контрольная работа.

Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы»

Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (28 часов)

Территориальная организация и районирование России (1 часа)

36

Районирование

территории

России

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения. Проблемы экономического рай­онирования

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 35

Вопросы и задания

Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час)

37

Общая характеристика

Европейской России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Цен­тральная Россия, По­волжье, Юг европей­ской части страны, Урал. Географиче-ское положение ре­гионов, их природный и хозяйственный по­тенциал, влияние осо­бенностей природы на жизнь и хозяйст­венную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия.

Определение геогра­фического положения территории, основных

этапов ее освоения

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных

Работа с кар­тами атласа, заполнение таблиц, тести­рование, зачет

§ 36

Вопросы и задания

Центральная Россия (6 часов+1)

38

Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

1

Изучение нового материала

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Изучение

внешних терри-

ториально-

производствен-

ных связей

Центральной

России

§ 37

Вопросы и задания

39

Население и главные черты хозяйства

1

1

Практикум

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

§ 38

Вопросы и задания

Индив. задания

40

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

Москав – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвыю Москва-крупнейший транспортный узел.

§ 39

Вопросы и задания

41

Географические особенности областей Центрального района.

Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос.

§ 40

Вопросы и задания

42

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Урок-путеше­ствие

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

§ 41

Вопросы и задания

43

Северо-Западный район

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

§ 42

Вопросы и задания

44

Центральная Россия

1

Обобщающий урок

Работа по группам

Европейский Север (3 часа)

45

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Семинар

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 43

Вопросы и задания

46

Население Европейского Севера

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кав­казе

§ 44

Вопросы и задания

47

Хозяйство Европейского Севера

1

Семинар

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

§ 45

Вопросы и задания

Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа)

48

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Тест: «Европейский Север»

§ 46

Вопросы и задания

49

Население Северного Кавказа.

§ 47

Вопросы и задания

50.

Хозяйство Северного кавказа

§ 48

Вопросы и задания

Поволжье (3 часа)

51

Поволжье: ЭГП,природ­ные условия и ресурсы

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Определение факторов раз­вития и срав­нение специа­лизации пище­вой промыш­ленности Евро­пейского Юга и Поволжья

§ 49

Вопросы и задания

52

Население Поволжья

1

Практикум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Тест: «Природа и население Поволжья»

§ 50

Вопросы и задания

53

Хозяйство Поволжья.

§ 51

Вопросы и задания

Урал (3 часа + 1)

54

Урал. Геогра­фическое по­ложение, при­родные усло­вия и ресурсы

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Тест: «Поволжье»

§ 52

Вопросы и задания

55

Население Урала

1

Практикум

Учебное иссле­дование по картам, реше­ние географи­ческих

задач

§ 53

Вопросы и задания

56

Хозяйство Урала

1

§ 54

Вопросы и задания

57

Западный макрорегион

1

Обобщающий урок

Работа со словарем

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов)

58

Общая характеристика

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое по­ложение регионов, их природный и хозяйст­венный потенциал, влияние особенно­стей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия. Определе­ние географического положения террито­рии, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характерис- тику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретен- ные знания и умения в прак- тической деятельности и повседневной жизни.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 55

Вопросы и задания

59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

§ 56

Вопросы и задания

60

Западная Сибирь

1

Урок ак­ туализа­ции зна­ний и умений

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

§ 57

Вопросы и задания

61

Восточная Сибирь

1

Семинар

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 58

Вопросы и задания

62

Дальний Восток

1

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест «Дальний Восток»

Тест: «Восточная Сибирь»

§ 59

Вопросы и задания

Сообщение

Взаимосвязи России с другими странами

63

Экономические районы России

1

Обобщающий урок

ПР.№9

Составление сравнительной характеристики двух районов по плану.

§ 60

Вопросы и задания

Раздел 6. Россия в современном мире (4 часа + 3)

64-65

Россия в современном мире

1

Урок изучения нового материала

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России

Конспект. Презентации.

Конспект

Презентация

66-67

Объекты мирового и культурного наследия России

1

68-70

Контрольная работа (итог)

Повторение курса.

Знания и умения учащихся.

    понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

    представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

    умение работать с разными источниками географической информации;

    умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    картографическая грамотность;

    владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

    умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;

    умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

    умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Литература:

    В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.

    В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

    Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

4.География.Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ.Дрофа.2013

2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.