Рабочая программа по географии, 9 класс, УМК: Дронов В.П.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | География 9 В.П. Дронов, В.Я.Ром 70 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География России. Хозяйство» для 9 класса, составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089,базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
В соответствии с авторской программой по географии И.И.Бариновой, В.П.Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008.).
Количесто часов: Всего 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Практических работ – 9
1. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и
закономерностей их размещения.
2. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа
занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.
3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и
металлоемкого машиностроения по картам.
4. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и
статистическим материалам.
5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и
Статистическим материалам.
6. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и
алюминия.
7. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по
картам и статистическим материалам.
8. Определение по картам и статистическим материалам основных районов
выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства.
9. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов.
Тестов – 8
Административных контрольных уроков – 5
Содержание учебного материала:
№ | Наименование разделов | Всего часов | |
1 | Место России в мире. | 4 | |
2 | Население РФ | 5 | |
3 | Географические особенности экономики России | 3 | |
4 | Важнейшие межотраслевые комплексы | 23 | |
5 | РЕГИОНЫ РОССИИ | 28 | |
6 | Россия в современном мире | 4+3 | |
ИТОГО | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополни- тельный материал | Формы контроля | Практические работы | Домаш- нее задание | Дата проведения | ||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||
Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации | 1 | Практикум. | Государственная территория России. Географическое положение России и его виды Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы . | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. | Фронтальный устный опрос | Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве | § 1 к/к нанести края и области | ||||||||||||||
2 | Географическое положение и границы России. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный контроль | § 2 В-4 письмен-но | |||||||||||||||||
3 | Экономико-и транспортно-географическоегеополитическое и эколого-географическое положение России. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой | § 3 Ответы на вопросы | |||||||||||||||||
4 | Государственная территория России. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | § 4 Ответы на вопросы | |||||||||||||||||
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России |
1 | Урок изучения нового материала | Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий. Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Фронтальный опрос | § 5 Ответы на вопросы | |||||||||||||||
6 | Численность и естественный прирост населения | 1 | Семинар | Фронтальный устный опрос | Пр.№ 1 Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения | § 6 В-3 письмен-но Сообщения о тадициях религий. | ||||||||||||||||
7 | Национальный состав населения | 1 | Практикум | Анализ карт, фронтальный устный опрос | § 7 Ответы на вопросы Сообщения о насил. миграц. | |||||||||||||||||
8 | Миграции населения | 1 | Семинар | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос | § 8 | |||||||||||||||||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | Семинар | Индивидуальный устный опрос | Пр. № 2 Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. | § 9 к/к Города миллионе-ры | > | |||||||||||||||
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
10 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | Фронтальный устный опрос | § 10 Вопросы и задания | |||||||||||||||
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | § 11 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | 1 | Урок изучения нового материала | Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Определять место России в мировой экономике. Знать пути развития российской экономики | индивидуальный, фронтальный опрос | § 12 Вопросы и задания | |||||||||||||||
. | ||||||||||||||||||||||
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа) | ||||||||||||||||||||||
13. | Научный комплекс | 1 | Урок изучения нового материала | Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки. | Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс. Уметь: показывать на карте научные центры. | Фронтальный устный опрос | § 13 Вопросы и задания | |||||||||||||||
Машиностроительный комплекс (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
14. | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | § 14 Вопросы и задания | ||||||||||||||||
15. | Факторы размещения отраслей машиностроения | 1 | Практикум | Фронтальный устный опрос. Работа с контурной картой. | Пр. № 3 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | § 15 Вопросы и задания. Сообщени | ||||||||||||||||
16. | География машиностроения | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 16 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
17. | Военно-промышленный комплекс | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 17 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
18. | Роль, значение и проблемы ТЭК | 1 | Семинар | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды | Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. | Фронтальный опрос | Тест: «ВПК. Машинос-троение» | § 18 Вопросы и задания | ||||||||||||||
19. | Топливная промышленность. | 1 | Практикум | Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки. Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов. Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности. | Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения формулировать выводы. Составлять характеристику Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Пр. № 4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | § 19 Вопросы и задания | ||||||||||||||
20. | Электроэнергетика России | 1 | Семинар | Электоэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики. | Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Агрументировать необходимость экономии электроэнергии. | Работа с атласом, заполнение таблицы. | Тест: «Угольная промышлен-ность» | § 20 Вопросы и задания. к/к крупнейшие электростанции | ||||||||||||||
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов) | ||||||||||||||||||||||
21. | Состав и значение комплексов | 1 | Урок изучения нового материала | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения | Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству. | Фронтальный опрос | Тест: «ТЭК»
| § 21 Вопросы и задания | ||||||||||||||
22. | Металлургический комплекс | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйства | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 22 Вопросы и задания | ||||||||||||||||
23. | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды. | Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Пр. № 5 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | § 23 Вопросы и задания | ||||||||||||||
24. | Цветная металлургия | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Факторы размещения предприятий.География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды. | Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор тазмещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Пр. № 6 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. | § 24 Вопросы и задания | ||||||||||||||
25. | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. | Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 25 Вопросы и задания | |||||||||||||||
26 | Факторы размещения химических предприятий. | 1 | Практикум | Фронтальный опрос | Пр. № 7 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. | § 26 Вопросы и задания | ||||||||||||||||
27. | Лесная промышленность | 1 | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды | Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения. Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности. | § 27 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
28. | Состав и значение АПК | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. | Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Пр. № 8 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. . | § 28 Вопросы и задания | ||||||||||||||
29. | Земледелие и животноводство | 1 | Практикум | География основных отраслей земледелия и животноводства. | Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | Фронтальный опрос | § 29 Вопросы и задания | |||||||||||||||
30. | Пищевая и легкая промышленность | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды | Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 30 Вопросы и задания | |||||||||||||||
Инфраструктурный комплекс (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
31. | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | 1 | Урок изучения нового материала. | Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. | Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот) Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. | Фронтальный опрос | § 31 Вопросы и задания | |||||||||||||||
32. | Железнодорожный автомобильный транспорт | 1 | Семинар | Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. | Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Заполнение таблицы «Виды транспорта» Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану. | § 32 Вопросы и задания | ||||||||||||||
33. | Водный и другие виды транспорта. | 1 | Урок изучения нового материала. | Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. | Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическисм данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе. | Фронтальный опрос | § 33 Вопросы и задания Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь» | |||||||||||||||
34. | Связь. Сфера обслуживания. | 1. | Изучения нового материала | Роль, значение связи в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы. | Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг. | Тест: «Транспорт» | § 34 Вопросы и задания В-2 письменно | |||||||||||||||
35. | Межотрасле-вые комплексы | 1. | Обобщающий урок | Контрольная работа. | Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы» | |||||||||||||||||
Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (28 часов) | ||||||||||||||||||||||
Территориальная организация и районирование России (1 часа) | ||||||||||||||||||||||
36 | Районирование территории России | 1 | Урок изучения нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 35 Вопросы и задания | |||||||||||||||
Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час) | |||||||||||||
37 | Общая характеристика Европейской России. | 1 | Урок изучения нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географиче-ское положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных | Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет | § 36 Вопросы и задания | ||||||
Центральная Россия (6 часов+1)
| |||||||||||||
38 | Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | 1 | Изучение нового материала | Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Изучение внешних терри- ториально- производствен- ных связей Центральной России | § 37 Вопросы и задания | |||||
39 | Население и главные черты хозяйства | 1 1 | Практикум | Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы. | Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Знать причины роста городов, демографические проблемы | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 38 Вопросы и задания Индив. задания | ||||||
40 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион | Москав – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвыю Москва-крупнейший транспортный узел. | § 39 Вопросы и задания | ||||||||||
41 | Географические особенности областей Центрального района. | Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос. | § 40 Вопросы и задания | ||||||||||
42 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 1 | Урок-путешествие | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве. | Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 41 Вопросы и задания | ||||||
43 | Северо-Западный район | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района | § 42 Вопросы и задания | |||||||
44 | Центральная Россия | 1 | Обобщающий урок | Работа по группам | |||||||||
Европейский Север (3 часа) | |||||||||||||
45 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Семинар | Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 43 Вопросы и задания | ||||||
46 | Население Европейского Севера | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе | § 44 Вопросы и задания | |||||||
47 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Семинар | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 45 Вопросы и задания | ||||||||
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа) | |||||||||||||
48 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Тест: «Европейский Север» | § 46 Вопросы и задания | |||||
49 | Население Северного Кавказа. | § 47 Вопросы и задания | |||||||||||
50. | Хозяйство Северного кавказа | § 48 Вопросы и задания | |||||||||||
Поволжье (3 часа) | |||||||||||||
51 | Поволжье: ЭГП,природные условия и ресурсы | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | § 49 Вопросы и задания | |||||
52 | Население Поволжья | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Тест: «Природа и население Поволжья» | § 50 Вопросы и задания | |||||||
53 | Хозяйство Поволжья. | § 51 Вопросы и задания | |||||||||||
Урал (3 часа + 1) | |||||||||||||
54 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | Тест: «Поволжье» | § 52 Вопросы и задания | |||||
55 | Население Урала | 1 | Практикум | Учебное исследование по картам, решение географических задач | § 53 Вопросы и задания | ||||||||
56 | Хозяйство Урала | 1 | § 54 Вопросы и задания | ||||||||||
57 | Западный макрорегион | 1 | Обобщающий урок | Работа со словарем | |||||||||
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов) | |||||||||||||
58 | Общая характеристика | 1 | Урок изучения нового материала | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характерис- тику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретен- ные знания и умения в прак- тической деятельности и повседневной жизни. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 55 Вопросы и задания | ||||||
59 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 | Урок актуализации знаний и умений |
| Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 56 Вопросы и задания | |||||||
60 | Западная Сибирь | 1 | Урок ак туализации знаний и умений | Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. | Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | § 57 Вопросы и задания | ||||||
61 | Восточная Сибирь | 1 | Семинар | ||||||||||
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 58 Вопросы и задания | ||||||||||||
62 | Дальний Восток | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест «Дальний Восток» | Тест: «Восточная Сибирь» | § 59 Вопросы и задания Сообщение Взаимосвязи России с другими странами | ||||||||
63 | Экономические районы России | 1 | Обобщающий урок | ПР.№9 Составление сравнительной характеристики двух районов по плану. | § 60 Вопросы и задания | ||||||||
Раздел 6. Россия в современном мире (4 часа + 3) | |||||||||||||
64-65 | Россия в современном мире | 1 | Урок изучения нового материала | Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России | Конспект. Презентации. | Конспект Презентация | ||||||
66-67 | Объекты мирового и культурного наследия России | 1 | |||||||||||
68-70 | Контрольная работа (итог) Повторение курса. |
Знания и умения учащихся.
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Литература:
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
4.География.Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ.Дрофа.2013
2